Царский подарок колено асира
УЗКИЙ ПРОХОД
Тот факт, что женщина при Храме не просто названа по имени (кстати, одно из значений имени "Анна" - "благость"), но указан и ее возраст, а, главное, колено, из которого она происходила, заставляет думать, что "дотошность" эта отнюдь не случайная.
Он приведен лишь в Евангелии от Луки. Лука был, как полагают, врачом из Антиохии, и даже, скорее всего, греком. Откуда ему было известно об Анне? От Апостола Павла, чьим верным подвижником он со временем стал?
Можно предположить, что источником сведений явился кто-то другой, из тех первых последователей Христа, которые собирались в Антиохской синагоге, слушая проповеди Павла и его единомышленника Варнаву, и в итоге создали первую христианскую церковь.
И этим источником был кто-то из колена Асира, который рассказал семейное предание об Анне, хранившееся в его роду. Вполне возможно, что оно стало предметом гордости этого рода из колена Асира, особенно, когда образ Христа, его мученическая смерть и чудесное воскресение у всех были на устах, а число последователей Его учения росло с каждым днем.
И мы, дескать, не лыком шиты, хотя наше колено на фоне колен Иуды и Вениамина не столь значительно. А, главное, она первая прославляла Его, когда Он еще был младенцем!
К тому времени, когда случились все эти события, израильтяне уже давно не подразделялись на колена, а если у кого и сохранились списки родословной, то больше для семейной памяти и истории. Всех израильтян просто называли иудеями, и даже Апостол Павел, начиная свое служение, называл себя таковым. И только в Послании к Филиппийцам назвал колено, из которого он происходил.
Иудейское царство, как известно, лет на сто сорок пережило Израильское. И жили в нем главным образом выходцы из колен Иуды и Вениамина.
Вместе они ушли в плен, и часть из них вместе и вернулись в Иудею, причем, право на происхождение должно было подтверждаться родословными списками.
Видимо, это обстоятельство также способствовало их восстановлению и сохранению, в отличие от колен Израильского царства, которые, в силу сложившейся у них судьбы, эта необходимость давно отпала.
Хотя в отдельных семьях о своем происхождение наверняка знали по рассказам предшественников. Как тот, кто мог сообщить Луке об Анне.
Восприятию древних событий очень мешает взгляд на них, постоянно обременяемый современной действительностью.
Очень трудно, к примеру, соотносить современный маленький Израиль с тем пространством, на котором некогда жили древние израильтяне. Маленький затмевает и подавляет, потому что на остальном теперь Иордания, Ливан, Сирия - независимые суверенные государства, и нелегко представить, что в древности это был все тот же Ханаан, земля, завещанная Аврааму Богом.
А вообще,наследство, которое ему завещалось, простиралось аж до Ефрата. И когда заиорданские цари напали на Лота и захватили его в плен, пришедший племяннику на выручку Авраам, громя их гнал до Дамаска.
Дамаск был столицей древней Сирии в течении трех столетий (в современной Сирии он тоже столица государства), километрах в ста двадцати от Иерусалима. По преданию, основан внуком Сима Арамом.
Давид занял этот город, разбив Адраазара, сына Реховова, царя Сувского, "когда тот шел, чтобы восстановить свое владычество при реке Евфрат".
Отвоевывать было что. Рехов, который построил город своего имени, отдан был колену Асира.
Кроме того, недалеко от Дамаска был еще один важный для Сувского царя город-государство - Емаф- Сувы, ценность которого состояла в том, что расположен он был у входа в Емаф,- узкое пространство, или, как его называли, узкий проход, по которому из Ханаана можно было пройти в Сирию.
Сам Емаф располагался у реки Оронт, откуда вода поступала в дома и для орошения садов.
Дома делали из глины с конусообразной кровлей, чтобы в жилищах было не так жарко.
Место во всех отношениях было завидным, и не случайно у соглядатаев, посланных когда-то Моисеем, конечным пунктом были Рехов и Емаф ( из колена Асира шел Сефур, сын Михаилев).
Ясно, что здесь шли постоянные конфликты за владение этой землей, которую нередко, не перечисляя города и селения, просто называли землей Емафской.
И царь Сувский, позвав на помощь сирийцев Дамасских, попытался восстановить свое владычество. Однако это плохо кончилось не только для Сувского царя (Давид разбил его превосходящее по численности и вооружению войско, оставив себе до ста колесниц), но и сирийцев Дамаских.
В Дамаске Давид поставил свой военный гарнизон, заставив население платить ему дань. В городах же Сувского царя, в таких, как Беф и Бероф, Давид взял "весьма много меди", которую потом царь Соломон использует при отделке Храма.
В Емафе же царствовал некто Фой. Услышав о победе Давида, он послал к нему своего сына (естественно, с дарами - золотыми и серебряными сосудами), чтобы тот поблагодарил его за победу над Сувским царем, который постоянно воевал с Фоем.
Во времена Соломона Емаф-Сувы, судя по всему, были, насколько это было возможно, в свободном плавании. Но Соломон, который, в отличие от отца,почти не воевал, пошел и взял их. И даже построил там несколько новых, укрепленных городов, а в Емафе устроил склады продовольствия.
Вряд ли можно сомневаться, что те из колена Асира, которые жили в этих местах, не принимали в этих событиях участия.
Им, конечно, приходилось нелегко, особенно, когда уже не было общего царства. Местные князьки тут же принялись вновь захватывать то, что некогда им принадлежало, или они у кого-то отняли.
Правда, тринадцатый царь Израильского царства, чья резиденция была в Самарии, "восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни".
При последнем Израильском царе Осии Ассирийский царь Салманассар Самарию взял и переселил местных жителей в различные города и селения своей империи, а на их место - население из Ассирии. Но не только оттуда, но и из того же Емафа и ряда других городов Емафской земли.
Наверняка там были и те, кто происходил из колена Асира. И, вероятно, прежде всего, их имел в виду Иудейский царь Езекия, когда посылал гонцов с приглашением - явиться и сообща отпраздновать Пасху ( Песах).
И среди них могли быть предки набожной Анны, которая, оставшись вдовой, нашла себе приют в Храме.
Но вне сомнения, значительная часть колена Асира осталась жить на сирийской территории, куда входил и Ливан. И вовсе не случайно, что именно в Дамаск отправлялся будущий Апостол Павел, еще будучи Савлом, чтобы предать наказанию соплеменников, поверивших в Христа.
И что именно в Антиохии, ставшей новой столицей тогдашней Сирии, он потом долго проповедовал, естественно, в синагоге, потому что он еще не задумывался над тем, чтобы стать Апостолом язычников.
Христос посещал "пределы Тирские и Сидонские", потому что там были значительные еврейские общины.
В Тире и Сидоне побывает и Апостол Павел, где его тепло приветствовали соплеменники.
Из Тира Павел прибыл в Акко, ставшем Птоломеидой( так город назвал египетский правитель Птоломей третий, покоривший Сирию и большую часть Азии).
Сколько еще здесь оставалось тех, кто происходил из колена Асира? И оставались ли вообще?
Древняя история - слишком "узкий проход", чтобы найти ответы на все вопросы...
Свидетельство о публикации №211062801057