Зенитчица Ефросиния

(Посвящается Кошкиной
Ефросиние  Ивановне)

65 лет сегодня
Битве той ужасной!
Сколько крови, сколько бед
Он принёс однажды!
И печаль, и горя стон
Тогда ворвались к людям в дом.
Но народ не оплошал,
А на штыки фашизм поднял!
Погнали немцев от Москвы.
И веру в правду берегли.
Россия выиграла войну,
Не сдав врагу свою страну!

(Екатерина Сайфутдинова
11 класс СШ. №5)

                - Дело было под Царицыном. Бойцы нашей, 1 - ой батареи, сидели в блиндаже и встречали Новый, 1943 - й год, - вспоминает Ефросиния Ивановна, ветеран Великой отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны II степени и обладательница медалей «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и других.

                - Получилось так,   что я  и  командир орудия сержант  Дмитрий Васильевич Кошкин сидели ближе всех к выходу. В самом интересном месте торжества вдруг, краем уха слышу вой сирены. Он означал, что в батареи объявлена тревога.  Мы с сержантом Кошкиным первыми выскочили из блиндажа и заняли свои места в боевом расчёте: я на ПУАЗО - 3, а Дмитрий Васильевич у зенитной пушки. ПУАЗО – это прибор управления артиллерийским зенитным огнём. Я на нём была наводчиком по дальности, то есть определяла параметры движения воздушной цели. Поражение воздушных целей велось по данным, вырабатываемым ПУАЗО - 3. Надо сказать, я не только свою специальность знала на зубок.  По своей воле начала изучать и другие смежные специальности, чтобы можно была замещать выбывшего из строя товарища. И в ту, новогоднею ночь, не дожидаясь остальных девчат, я одна привела прибор в боевое положение. Офицер вышестоящего штаба, присутствовавший на тревоге, увидев меня крутящей маховики прибора, остался довольным. А как не быть довольным, ведь по штатно - должностному списку расчёт ПУАЗО – 3 состоял из восьми человек! А на орудии вместо положенных шести человек по штату – один Кошкин…
                Утром было построение. На построении, комбат, подводя итоги ночной тревоги,  сказал: «Таких людей, как сержант Кошкин и ефрейтор Никифирова (моя девичья фамилия) поощрять надо! И любить умеют, и воевать могут!» Таким образом, командир окончательно «рассекретил» наши отношения. Если до этого мы старались не афишировать наши симпатии друг другу, при мимоходных встречах  здороваясь только глазами да обмениваясь отдельными, ничего не значивающими репликами сидя рядом на занятиях, то после тех знаменитых слов командира, нас в шутку стали называть женихом и невестой.
                Если задуматься, время тогда была суровая, и служба была не мёд. Как говорится, и любовь и смерть шли рядом. Под Новый, 1944 - й год убили мою лучшую подругу Веру Платонову…
                А самым счастливым, памятным  днём для нас, конечно, не считая 9 -  го Мая - Дня Великой Победы,  стал день регистрации.
                В 15 мая 1945 года, как сегодня помню, стояла прекрасная, солнечная погода. С самого утра было приподнятое настроение. Получив у командира благословение и увольнительные, ближе к полудню,  мы, с Димой, отправились в соседний, Ленино - Даченский сельсовет расписаться. К этому торжественному случаю мною была припасена бутылка медовухи и крашеные яйца.  Говорите, откуда взялись медовуха и крашеные яйца? Их накануне сама привозила из дома, где я побывала на краткосрочном отпуске. А крашеные яйца оставались от Пасхи.
                21 июля 1945 года, после более трёх лет военной службы, меня демобилизовали. Кстати, на фронт я уходила в апреле 1942 - го года  добровольцем, по комсомольскому призыву. Хочу заметить, что отец мой был ветераном I Мировой войны, брат Пётр Иванович  воевал в Великой Отечественной, а двоюродные сёстры были в трудовой армии…
                Демобилизовавшись убыла я в отчий дом, в деревню Скворцово, Тейковского района, Ивановской области. 21 ноября у нас родился сын - Валера. Он ровесник Победы и ему в этом году исполнится 65 лет. Время неуловимо летит вперёд. У него самого, уже подрастают внуки.

                Через год,  в ноябре 1946 года, демобилизовался мой супруг. В этом же году, он нас с сыном, забрал в Ступино. Я сразу же пошла на работу в детский сад «ТЭЦ – 17» воспитателем, а затем долгие годы, вплоть до выхода на пенсию, работала заведующей детсадом. А мой муж, Дмитрий Васильевич,  устроился на ТЭЦ – 17 заведующим складами. Здесь, в Ступино, родился и вырос и второй сын – Слава. На сегодняшний день оба работают в торговле. И оглянуться не успела, как пролетели 64 года жизни, проведённые в Ступино. Давно нет в живых моего самого близкого человека на земле – Димы… На сегодняшний день у меня три внука и внучка, три правнука и две правнучки. Они все мне одинаково дороги. И они меня любят, проявляют в отношении меня трогательную заботу.

                Я Почётный донор России. Назвать, хотя бы приблизительно, сколько литров крови  сдала за свою жизнь, и сколько при этом спасли жизней, точно не подсчитала, но думаю, порядочно. Спасённым, донорами жизней, вряд ли кто-то ведёт подсчёт, вполне возможно, что десяткам больным, и я помог.

                Прожила суровую, и в то же время, счастливую жизнь. Но не при каких обстоятельствах на трудности не жаловалась, преодолевала их героически, по фронтовому. Фронт меня закалила, и фронт до сих пор снится мне во сне, как бы не давая мне расслабиться.


Рецензии
Добрый день!
Замечательная история про интересных людей.

Так же много занимаюсь составлением биографий известных людей города и района.
Помогает краевой архив. Присылает личные дела.
Кое-что добываю в райвоенкомате - там есть личные дела на офицеров.

Владимир Пузиков   26.09.2011 23:29     Заявить о нарушении
Володя, спасибо за столь положительную оценку моему скромному труду.Пока ОНИ ещё живы, о каждом стараюсь что-то написать. Думаю, в твоём (почему - то не хочется общаться на "Вы")лице Володя, я нашёл человека по духу. Давай не будем терять связи.

Ирек Фатхелисламов   26.09.2011 23:49   Заявить о нарушении
Хорошо!
Вношу в избранные.
Я еще юноша - 62!
Не расстанусь с комсомолом... и т.д.

Владимир Пузиков   27.09.2011 08:47   Заявить о нарушении
У меня тоже многих архивных материалов в тетрадях. Пока до них рука не доходит. По возможности, буду их обрабатывать и помещать в свою страницу.

Ирек Фатхелисламов   21.11.2011 01:40   Заявить о нарушении
Володя, забыл сразу написать,я тоже тебя внёс в избранные.

Ирек Фатхелисламов   21.11.2011 01:42   Заявить о нарушении