Братья Вайнеры. Конец знаменитого тандема? Литер р
" УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК ВОЗРАЖАЕТ
«Документальный кинофильм «И не было лучше брата…», посвящённый творчеству братьев Вайнеров, я скачал в Интернете. Посмотреть его во время премьеры на Первом канале Общественного российского телевидения мне не удалось. Смотрел с большим вниманием. Как и многие сотрудники МУРа, я всегда внимательно следил за детективной литературой и её авторами, особенно бывшими работниками милиции, как Арк. Вайнер, Николай Леонов, Леонид Словин и др. и с нетерпением ждал их новых произведений. Замечательные романы братьев Вайнеров сделали их лидерами жанра. Особо следует отметить «Эру милосердия», по которой был снят фильм «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли, привлёкший к ним миллионы поклонников…
Фильм «И не было лучше брата…» был весьма интересный, однако удивил меня очевидными неточностями и явной заданностью. Из этого фильма, например, я узнал, что сценарии к фильмам «По следу чёрной рыбы» и «На тёмной стороне Луны» Георгий Вайнер будто бы писал в Нью-Йорке»!
Биографии братьев Вайнеров всем известны. Георгий уехал в США в 1990 году. С чего бы вдруг Георгий работал в Америке над киносценарием «На тёмной стороне Луны», если этот телефильм и его двухсерийная киноверсия «Кодекс молчания» были уже сняты и показаны на центральном телевидении в 1989 году?!
Или, например, почему в фильме не упомянут сам роман «На тёмной стороне Луны», по которому снят сериал?! Он вышел в свет ещё раньше.
Неужели создатели киноленты – автор сценария Марина Петухова, режиссёр Ирина Смирнова, продюсер Галина Григорьева – попросту поленились заглянуть в титры указанных телесериалов и кинофильмов?!
Вряд ли. Тогда почему же?!
Ответ у меня есть.
Но вначале об упомянутом в фильме киносценарии «По следу чёрной рыбы…»
У него своя история.
Это, по сути, экранизация романа Леонида Словина «Зелёное море, красная рыба, чёрная икра», который, кстати, в фильме «И не было лучше брата…» даже не упомянут.
Просто изменены фамилии главных персонажей. Место следователя прокуратуры занял главный герой романа «На тёмной стороне Луны» Тура Халматов – узбекский комиссар Каттани, борец с мафией, – выпущенный из тюрьмы и полностью реабилитированный, переведён в водную милицию и продолжает борьбу с коррупцией на Каспии… В титрах киносценария, кроме Георгия Вайнера тот же Леонид Словин и режиссёр Зиновий Ройзман.
Тем не менее в фильме « И не было лучше брата…» ведущий сообщает об этом так – «...в Нью-Йорке Георгий продолжил писать сценарии к фильмам…»
Но дописал ли? Об этом и о том, что телесериалы и кинофильмы по этим сценариям были в конце концов благополучно сняты ещё почти двадцать лет назад, создатели «документальной» киноленты» по какой-то причине предпочли зрителю не сообщать.
Может они и сейчас этого не знают?!
Безусловно, знают. Тут другое.
Существует нечто, что создатели фильма «И не было лучше брата…», как кажется, дали себе слово скрыть от зрителя.
Дело в том, что, вопреки общему мнению, Аркадий и Георгий, начиная с 1988 года, до смерти Аркадия в 2005 году – почти семнадцать лет (!), – совместно ничего больше не создали. Причина этого не только в том, что с 1990 года Георгий жил в США. Как известно, за это время Вайнер-младший не раз приезжал в Россию, жил в Москве. В конце концов, для общей работы существует Интернет, электронная почта…
Причина в чём-то другом. В своих интервью братья ни разу не коснулись этой щепетильной темы и, напротив, упоминали о совместных планах, создавая иллюзию существования их творческого союза.
На этот счёт у них наверняка были свои соображения.
Но фильм, претендующий на то, чтобы считаться документальным?!
Но читатели, жаждущие больше узнать о любимых авторах?!
Перестав сотрудничать с братом, Аркадий почти ничего не писал, а созданный им самостоятельно киносценарий «Нелюдь», опубликованный в ведомственном журнале «Советская милиция», ничем не напоминает блестящие произведения, подписанные «Братьями Вайнерами».
Георгий, напротив, все последующие годы продолжал работать.
В фильме об этом вскользь. Одной строкой. А всё больше о прошлом, прожитом.
«Георгий и Аркадий Вайнеры прошли вместе через всю жизнь… Стали друзьями соавторами, единым целым и вошли в историю как один писатель по имени «Братья Вайнеры» – читаем мы в аннотации к «И не было лучше брата».
В этом концепция фильма.
Искусственно втиснуть в прокрустово ложе заданной схемы биографии обоих братьев – людей разного возраста (Георгий был моложе брата на семь лет!), мироощущения – такова задача, которую по соображениям отнюдь не творческим поставили перед собой создатели фильма.
И, надо отметить, они с ней успешно справились. К сожалению.
Потому-то в фильме не нашлось места ни для опубликованного Георгием в издательстве «Интербук» в Москве романа «Бес в ребро» (1989), ни для того же «На тёмной стороне Луны» ( Георгий Вайнер и Леонид Словин, 1988), изданного полуторамиллионным тиражом и включённого в престижную «Чёрную серию» («Serie noire») – знаменитую коллекцию крупнейшего во Франции независимого издательского дома «Галлимар» (1995).
Что касается созданных Георгием так же самостоятельно без брата в США двух замечательных романов, то о них упомянуто вскользь, через запятую, всё в той же злополучной строчке «...в Нью-Йорке Георгий продолжил писать: сценарий к фильмам… и романы «Умножающий печаль» и «Райский сад дьявола»... И ни слова об экранизации одного из них.
Ограниченное рамками сотрудничества с братом, творчество Георгия Вайнера оказалось в фильме явно обедненным, не соответствующим действительному масштабу его личности. Насколько это порядочно со стороны создателей фильма, судить почитателям таланта писателя.
И всё из-за табу, наложенного кем-то из заинтересованных в этом мемуаристов на простой очевидный факт, которому было придано гипертрофированное, прямо-таки на уровне тектонических последствий, значение – признанию того, что творческий тандем братьев Вайнер, к которому за много лет читатели успели привыкнуть, прекратил своё существование отнюдь не по причине отъезда Георгия в Соединённые Штаты в 1990 году, а ранее.
И хотя, как кажется создателям фильма, «тайна сия велика есть», это вовсе не так.
Ещё в 1989-м году в популярном альманахе «Подвиг», № 3, приложении к журналу «Сельская молодёжь», в послесловии к роману «На тёмной стороне Луны» литературный критик Вс. Михайлов в рецензии под красноречивым названием «В лодке – новый экипаж» писал: «Есть необходимость развернуть эту спортивную аналогию. Представим невероятное: на дистанции находятся одновременно суда различных классов – двойка и одиночка. Пройдена уже значительная часть пути, у каждой из лодок хороший ход, зрители на трибунах с одобрением смотрят на их движение, привыкнув к тому, что в двойке сидят именно эти гребцы, а в одиночке именно этот; да к тому же и соревнования никакого между лодками нет – едут себе и едут… И вдруг происходит нечто такое, чего меньше всего ожидали зрители. То бишь читатели: Аркадий Вайнер покидает двойку, а Леонид Словин пересаживается из одиночки на его место, рядом с Георгием Вайнером. Вот и говори после этого, что коней на переправе не меняют…»
Творческие тандемы возникают и распадаются, и ничего особенного при этом не происходит. Братья Вайнеры завоевали любовь и признание миллионов читателей. Тут не прибавить, не убавить. Поэтому вряд ли стоило перекраивать биографию Георгия только для того, чтобы не разрушить привычную иллюзию «единого целого»?! Выскажу крамольную мысль: оба замечательных писателя, никогда не замеченные ни во лжи, ни в желании присвоить себе хотя бы частицу чужого труда, вряд ли бы поблагодарили создателей «документального» фильма о себе за их хитрости и увёртки. Но фильм снят и уже появился в Интернете. Жаловаться на авторов концепции «одного писателя» бесполезно. Как вспоминали в интервью коллеги писателя, Георгий замечал по подобным поводам: «пожалеть – не пожалеют, а уважать перестанут!»
Остаётся надеяться, что это не последний фильм о творчестве замечательных писателей – Аркадия и Георгия Вайнеров.
Андрей СПИРИДОНОВ,
бывший сотрудник Управления Московского Уголовного Розыска"
В свое время я опубликовал на прозе.ру письмо главе Первого канала ОРТ г-ну К.Эрнсту по поводу фильма " И не было лучше брата". но ответа так и не получил, и мое намерение опубликовать повесть в эпистолярном жанре на эту тему улетучилось. Выкладывая сегодня появившееся в газете "Литературная Россия" от 10 июня 2011 года письмо г-на Андрея Спиридонова, думаю, что оно явится хорошим дополнением к миниатюре "ГЕОРГИЙ ВАЙНЕР. ПОСЛЕДНИЙ БРАТ.
Спасибо.
Свидетельство о публикации №211062800480