Братья Вайнеры. Конец знаменитого тандема? Литер р

"Литературная Россия" 10.06.2011 "Конец знаменитого тандема?"


 " УГО­ЛОВ­НЫЙ РО­ЗЫСК ВОЗ­РА­ЖА­ЕТ

 «До­ку­мен­таль­ный ки­но­фильм «И не бы­ло луч­ше бра­та…», по­свя­щён­ный твор­че­ст­ву бра­ть­ев Вай­не­ров, я ска­чал в Ин­тер­не­те. По­смо­т­реть его во вре­мя пре­мье­ры на Пер­вом ка­на­ле Об­ще­ст­вен­но­го рос­сий­ско­го те­ле­ви­де­ния мне не уда­лось. Смо­т­рел с боль­шим вни­ма­ни­ем. Как и мно­гие со­труд­ни­ки МУ­Ра, я все­гда вни­ма­тель­но сле­дил за де­тек­тив­ной ли­те­ра­ту­рой и её ав­то­ра­ми, осо­бен­но быв­ши­ми ра­бот­ни­ка­ми ми­ли­ции, как Арк. Вай­нер, Ни­ко­лай Ле­о­нов, Ле­о­нид Сло­вин и др. и с не­тер­пе­ни­ем ждал их но­вых про­из­ве­де­ний. За­ме­ча­тель­ные ро­ма­ны бра­ть­ев Вай­не­ров сде­ла­ли их ли­де­ра­ми жа­н­ра. Осо­бо сле­ду­ет от­ме­тить «Эру ми­ло­сер­дия», по ко­то­рой был снят фильм «Ме­с­то встре­чи из­ме­нить нель­зя» с Вла­ди­ми­ром Вы­соц­ким в глав­ной ро­ли, при­влёк­ший к ним мил­ли­о­ны по­клон­ни­ков…

Фильм «И не бы­ло луч­ше бра­та…» был весь­ма ин­те­рес­ный, од­на­ко уди­вил ме­ня оче­вид­ны­ми не­точ­но­с­тя­ми и яв­ной за­дан­но­с­тью. Из это­го филь­ма, на­при­мер, я уз­нал, что сце­на­рии к филь­мам «По сле­ду чёр­ной ры­бы» и «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны» Ге­ор­гий Вай­нер буд­то бы пи­сал в Нью-Йор­ке»!

Би­о­гра­фии бра­ть­ев Вай­не­ров всем из­ве­ст­ны. Ге­ор­гий уе­хал в США в 1990 го­ду. С че­го бы вдруг Ге­ор­гий ра­бо­тал в Аме­ри­ке над ки­но­сце­на­ри­ем «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны», ес­ли этот те­ле­фильм и его двух­се­рий­ная ки­но­вер­сия «Ко­декс мол­ча­ния» бы­ли уже сня­ты и по­ка­за­ны на цен­т­раль­ном те­ле­ви­де­нии в 1989 го­ду?!

Или, на­при­мер, по­че­му в филь­ме не упо­мя­нут сам ро­ман «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны», по ко­то­ро­му снят се­ри­ал?! Он вы­шел в свет ещё рань­ше.

Не­уже­ли со­зда­те­ли ки­но­лен­ты – ав­тор сце­на­рия Ма­ри­на Пе­ту­хо­ва, ре­жис­сёр Ири­на Смир­но­ва, про­дю­сер Га­ли­на Гри­го­рь­е­ва – по­про­с­ту по­ле­ни­лись за­гля­нуть в ти­т­ры ука­зан­ных те­ле­се­ри­а­лов и ки­но­филь­мов?!

Вряд ли. Тог­да по­че­му же?!

От­вет у ме­ня есть.

Но вна­ча­ле об упо­мя­ну­том в филь­ме ки­но­сце­на­рии «По сле­ду чёр­ной ры­бы…»

У не­го своя ис­то­рия.

Это, по су­ти, эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на Ле­о­ни­да Сло­ви­на «Зе­лё­ное мо­ре, крас­ная ры­ба, чёр­ная ик­ра», ко­то­рый, кста­ти, в филь­ме «И не бы­ло луч­ше бра­та…» да­же не упо­мя­нут.

Про­сто из­ме­не­ны фа­ми­лии глав­ных пер­со­на­жей. Ме­с­то сле­до­ва­те­ля про­ку­ра­ту­ры за­нял глав­ный ге­рой ро­ма­на «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны» Ту­ра Хал­ма­тов – уз­бек­с­кий ко­мис­сар Ка­тта­ни, бо­рец с ма­фи­ей, – вы­пу­щен­ный из тюрь­мы и пол­но­стью ре­а­би­ли­ти­ро­ван­ный, пе­ре­ве­дён в вод­ную ми­ли­цию и про­дол­жа­ет борь­бу с кор­руп­ци­ей на Ка­с­пии… В ти­т­рах ки­но­сце­на­рия, кро­ме Ге­ор­гия Вай­не­ра тот же Ле­о­нид Сло­вин и ре­жис­сёр Зи­но­вий Ройз­ман.

Тем не ме­нее в филь­ме « И не бы­ло луч­ше бра­та…» ве­ду­щий со­об­ща­ет об этом так – «...в Нью-Йор­ке Ге­ор­гий про­дол­жил пи­сать сце­на­рии к филь­мам…»

Но до­пи­сал ли? Об этом и о том, что те­ле­се­ри­а­лы и ки­но­филь­мы по этим сце­на­ри­ям бы­ли в кон­це кон­цов бла­го­по­луч­но сня­ты ещё поч­ти двад­цать лет на­зад, со­зда­те­ли «до­ку­мен­таль­ной» ки­но­лен­ты» по ка­кой-то при­чи­не пред­по­чли зри­те­лю не со­об­щать.

Мо­жет они и сей­час это­го не зна­ют?! 

Бе­зус­лов­но, зна­ют. Тут дру­гое.

Су­ще­ст­ву­ет не­что, что со­зда­те­ли филь­ма «И не бы­ло луч­ше бра­та…», как ка­жет­ся, да­ли се­бе сло­во скрыть от зри­те­ля.

Де­ло в том, что, во­пре­ки об­ще­му мне­нию, Ар­ка­дий и Ге­ор­гий, на­чи­ная с 1988 го­да, до смер­ти Ар­ка­дия в 2005 го­ду – поч­ти сем­над­цать лет (!), – сов­ме­ст­но ни­че­го боль­ше не со­зда­ли. При­чи­на это­го не толь­ко в том, что с 1990 го­да Ге­ор­гий жил в США. Как из­ве­ст­но, за это вре­мя Вай­нер-млад­ший не раз при­ез­жал в Рос­сию, жил в Моск­ве. В кон­це кон­цов, для об­щей ра­бо­ты су­ще­ст­ву­ет Ин­тер­нет, эле­к­трон­ная поч­та…

При­чи­на в чём-то дру­гом. В сво­их ин­тер­вью бра­тья ни ра­зу не кос­ну­лись этой ще­пе­тиль­ной те­мы и, на­про­тив, упо­ми­на­ли о сов­ме­ст­ных пла­нах, со­зда­вая ил­лю­зию су­ще­ст­во­ва­ния их твор­че­с­ко­го со­ю­за.

На этот счёт у них на­вер­ня­ка бы­ли свои со­об­ра­же­ния.

Но фильм, пре­тен­ду­ю­щий на то, что­бы счи­тать­ся до­ку­мен­таль­ным?!

Но чи­та­те­ли, жаж­ду­щие боль­ше уз­нать о лю­би­мых ав­то­рах?!

Пе­ре­став со­труд­ни­чать с бра­том, Ар­ка­дий поч­ти ни­че­го не пи­сал, а со­здан­ный им са­мо­сто­я­тель­но ки­но­сце­на­рий «Не­людь», опуб­ли­ко­ван­ный в ве­дом­ст­вен­ном жур­на­ле «Со­вет­ская ми­ли­ция», ни­чем не на­по­ми­на­ет бле­с­тя­щие про­из­ве­де­ния, под­пи­сан­ные «Бра­ть­я­ми Вай­не­ра­ми».

Ге­ор­гий, на­про­тив, все по­сле­ду­ю­щие го­ды про­дол­жал ра­бо­тать.

В филь­ме об этом вскользь. Од­ной стро­кой. А всё боль­ше о про­шлом, про­жи­том.

«Ге­ор­гий и Ар­ка­дий Вай­не­ры про­шли вме­с­те че­рез всю жизнь… Ста­ли дру­зь­я­ми со­ав­то­ра­ми, еди­ным це­лым и во­шли в ис­то­рию как один пи­са­тель по име­ни «Бра­тья Вай­не­ры» – чи­та­ем мы в ан­но­та­ции к «И не бы­ло луч­ше бра­та».

В этом кон­цеп­ция филь­ма.

Ис­кус­ст­вен­но втис­нуть в про­кру­с­то­во ло­же за­дан­ной схе­мы би­о­гра­фии обо­их бра­ть­ев – лю­дей раз­но­го воз­ра­с­та (Ге­ор­гий был мо­ло­же бра­та на семь лет!), ми­ро­ощу­ще­ния – та­ко­ва за­да­ча, ко­то­рую по со­об­ра­же­ни­ям от­нюдь не твор­че­с­ким по­ста­ви­ли пе­ред со­бой со­зда­те­ли филь­ма.

И, на­до от­ме­тить, они с ней ус­пеш­но спра­ви­лись. К со­жа­ле­нию.

По­то­му-то в филь­ме не на­шлось ме­с­та ни для опуб­ли­ко­ван­но­го Ге­ор­ги­ем в из­да­тель­ст­ве «Ин­тер­бук» в Моск­ве ро­ма­на «Бес в ре­б­ро» (1989), ни для то­го же «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны» ( Ге­ор­гий Вай­нер и Ле­о­нид Сло­вин, 1988), из­дан­но­го пол­уто­рамил­ли­он­ным ти­ра­жом и вклю­чён­но­го в пре­стиж­ную «Чёр­ную се­рию» («Serie noire») – зна­ме­ни­тую кол­лек­цию круп­ней­ше­го во Фран­ции не­за­ви­си­мо­го из­да­тель­ско­го до­ма «Гал­ли­мар» (1995).

Что ка­са­ет­ся со­здан­ных Ге­ор­ги­ем так же са­мо­сто­я­тель­но без бра­та в США двух за­ме­ча­тель­ных ро­ма­нов, то о них упо­мя­ну­то вскользь, че­рез за­пя­тую, всё в той же зло­по­луч­ной строч­ке «...в Нью-Йор­ке Ге­ор­гий про­дол­жил пи­сать: сце­на­рий к филь­мам… и ро­ма­ны «Ум­но­жа­ю­щий пе­чаль» и «Рай­ский сад дья­во­ла»... И ни сло­ва об эк­ра­ни­за­ции од­но­го из них.

Ог­ра­ни­чен­ное рам­ка­ми со­труд­ни­че­ст­ва с бра­том, твор­че­ст­во Ге­ор­гия Вай­не­ра ока­за­лось в филь­ме яв­но обед­нен­ным, не со­от­вет­ст­ву­ю­щим дей­ст­ви­тель­но­му мас­шта­бу его лич­но­с­ти. На­сколь­ко это по­ря­доч­но со сто­ро­ны со­зда­те­лей филь­ма, су­дить по­чи­та­те­лям та­лан­та пи­са­те­ля.

И всё из-за та­бу, на­ло­жен­но­го кем-то из за­ин­те­ре­со­ван­ных в этом ме­му­а­ри­с­тов на про­стой оче­вид­ный факт, ко­то­ро­му бы­ло при­да­но ги­пер­тро­фи­ро­ван­ное, пря­мо-та­ки на уров­не тек­то­ни­че­с­ких по­след­ст­вий, зна­че­ние – при­зна­нию то­го, что твор­че­с­кий тан­дем бра­ть­ев Вай­нер, к ко­то­ро­му за мно­го лет чи­та­те­ли ус­пе­ли при­вык­нуть, пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние от­нюдь не по при­чи­не отъ­ез­да Ге­ор­гия в Со­еди­нён­ные Шта­ты в 1990 го­ду, а ра­нее.

И хо­тя, как ка­жет­ся со­зда­те­лям филь­ма, «тай­на сия ве­ли­ка есть», это во­все не так.

Ещё в 1989-м го­ду в по­пу­ляр­ном аль­ма­на­хе «По­двиг», № 3, при­ло­же­нии к жур­на­лу «Сель­ская мо­ло­дёжь», в по­сле­сло­вии к ро­ма­ну «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны» ли­те­ра­тур­ный кри­тик Вс. Ми­хай­лов в ре­цен­зии под крас­но­ре­чи­вым на­зва­ни­ем «В лод­ке – но­вый эки­паж» пи­сал: «Есть не­об­хо­ди­мость раз­вер­нуть эту спор­тив­ную ана­ло­гию. Пред­ста­вим не­ве­ро­ят­ное: на дис­тан­ции на­хо­дят­ся од­но­вре­мен­но су­да раз­лич­ных клас­сов – двой­ка и оди­ноч­ка. Прой­де­на уже зна­чи­тель­ная часть пу­ти, у каж­дой из ло­док хо­ро­ший ход, зри­те­ли на три­бу­нах с одо­б­ре­ни­ем смо­т­рят на их дви­же­ние, при­вык­нув к то­му, что в двой­ке си­дят имен­но эти греб­цы, а в оди­ноч­ке имен­но этот; да к то­му же и со­рев­но­ва­ния ни­ка­ко­го меж­ду лод­ка­ми нет – едут се­бе и едут… И вдруг про­ис­хо­дит не­что та­кое, че­го мень­ше все­го ожи­да­ли зри­те­ли. То бишь чи­та­те­ли: Ар­ка­дий Вай­нер по­ки­да­ет двой­ку, а Ле­о­нид Сло­вин пе­ре­са­жи­ва­ет­ся из оди­ноч­ки на его ме­с­то, ря­дом с Ге­ор­ги­ем Вай­не­ром. Вот и го­во­ри по­сле это­го, что ко­ней на пе­ре­пра­ве не ме­ня­ют…»

Твор­че­с­кие тан­де­мы воз­ни­ка­ют и рас­па­да­ют­ся, и ни­че­го осо­бен­но­го при этом не про­ис­хо­дит. Бра­тья Вай­не­ры за­во­е­ва­ли лю­бовь и при­зна­­ние мил­ли­о­нов чи­та­те­лей. Тут не при­ба­вить, не уба­вить. По­это­му вряд ли сто­и­ло пе­ре­кра­и­вать би­о­гра­фию Ге­ор­гия толь­ко для то­го, что­бы не раз­ру­шить при­выч­ную ил­лю­зию «еди­но­го це­ло­го»?! Вы­ска­жу кра­моль­ную мысль: оба за­ме­ча­тель­ных пи­са­те­ля, ни­ког­да не за­ме­чен­ные ни во лжи, ни в же­ла­нии при­сво­ить се­бе хо­тя бы ча­с­ти­цу чу­жо­го тру­да, вряд ли бы по­бла­го­да­ри­ли со­зда­те­лей «до­ку­мен­таль­но­го» филь­ма о се­бе за их хи­т­ро­с­ти и увёрт­ки. Но фильм снят и уже по­явил­ся в Ин­тер­не­те. Жа­ло­вать­ся на ав­то­ров кон­цеп­ции «од­но­го пи­са­те­ля» бес­по­лез­но. Как вспо­ми­на­ли в ин­тер­вью кол­ле­ги пи­са­те­ля, Ге­ор­гий за­ме­чал по по­доб­ным по­во­дам: «по­жа­леть – не по­жа­ле­ют, а ува­жать пе­ре­ста­нут!»

Ос­та­ёт­ся на­де­ять­ся, что это не по­след­ний фильм о твор­че­ст­ве за­ме­ча­тель­ных пи­са­те­лей – Ар­ка­дия и Ге­ор­гия Вай­не­ров.


Андрей СПИРИДОНОВ,
бывший сотрудник Управления Московского Уголовного Розыска"

В свое время я опубликовал на прозе.ру письмо главе Первого канала ОРТ г-ну К.Эрнсту по поводу фильма " И не было лучше брата". но ответа так и не получил, и мое намерение опубликовать повесть в эпистолярном жанре на эту тему улетучилось. Выкладывая сегодня появившееся в газете "Литературная Россия" от 10 июня 2011 года письмо г-на Андрея Спиридонова, думаю, что оно явится хорошим дополнением к  миниатюре "ГЕОРГИЙ ВАЙНЕР. ПОСЛЕДНИЙ БРАТ.
 Спасибо.


Рецензии
Творить всегда лучше в одиночестве.

Вячеслав Вячеславов   06.01.2014 17:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.