Навстречу Солнцу

Один из первых символов философии-мудрости – Ирида, радуга как мост между землей людей и небом богов. И мудрость – атрибут или дар богов.
Но Сущность человека в том и состоит, что мир никогда не удовлетворял, не удовлетворяет, и не будет удовлетворять его, – человека. Но при том маленьком, но обязательном условии, что он – нормальный человек. Не раб, не пролетарий, не расчеловеченное существо, не «определенным образом выдрессированная сила природы» (К.Маркс).
Поэтому, по мере духовного возмужания человека, растет в нем и убеждение, что «не Боги горшки обжигают»; учащаются, а потом и становятся традицией постоянные покушения на ту самую божественную мудрость.
Бытию вопрошающему Онтосу противопоставляется бытие отвечающее Гносис. И вот рождается вопрос, который пронизывает века и тысячелетия и который с развитием сущностных сил человека все более настоятельно требует ответа:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет,
чтобы они были?
Кто? Почему? Как? Во что? Зачем? Именно на пути от Гносиса к Онтосу, на пути переплавки субъективности в субъектность в критериях Этоса и Эстетоса Гносис обмирщается и становится сначала Мировосприятием как теоретическим отношением к сущему с позиции желаемого, а потом и Мировоззрением, то есть теоретическим отношением к сущему с позиции должного. Так рождается Бытие отвечающее: Разум становится чувственным, а Чувства – разумными. Мысли прорастают в чувствах, становятся убеждением и детонатором практики. Основой “укорененности” бытия.
Крепнет убежденность, что не только и не столько божественный разум способен не только создать Сферу желаемого и Сферу должного, но актуализировать их в Сфере возможного, а затем – действительного, по образу и подобию своему. Сколько сам человек, ибо действительность – это совпадение сущности и существования человека-людей-человечества. Становится понятно кому хочется и зачем нужно. Человеку-людям-Человечеству. Универсуму.
Лично для меня, Сборник матриалов нашей конференции – это и есть воплощение Бытия отвечающего, которое на уровне ЭТОСА трансформируется в ответственность, на уровне ЭСТЕТОСА – во вкус. Именно качество материалов, общность духовного, чувственного содержания позволяет говорить о возникновении Пространства единомыслия. И хотя это еще не пространство промысливание (по Мегрелидзе), но безответственность, мода и дурновкусие просто вываливаются из него как шелуха, пустоцвет...
Это пространство пронизано единой канвой: действительно, история не может грубо ошибаться эпохами, а потому и неугасимое дерзновение достичь звезд – не прихоть эпизодического мировосприятия, а мировоззренческая историческая необходимость человека-людей-человечества, которые стремятся получить историческую субъектность.
К сожалению, приведенные выше строки пролетарского поэта нополняются другим содержанием и смыслом...
Раньше – первый спутник, первый человек в космосе, первая космическая станция... Нетленное, потому что для каждого-многих-всех ... Росла убежденность, что сфера желаемого и сфера должного в диалектическом единстве образуют сферу действительно возможного, в которой мечта одного получает действительную возможность стать законом для каждого-многих-всех и наоборот.
И вот ОТВЕТ и соОТВЕТствующий итог такого развития – полет Ю.А.Гагарина. Как символично: Гагара  – это птица летящая на встречу солнцу;  корабль «Восток», где восходит солнце; Юрий-Георгий – герой-победоносец... Трудно заподозрить советских ученых и конструкторов в увлечении символизмом, а значит – это действительная история, нетленное... Ибо правда.
А сейчас... – Народна зірка, Дві зірки, Фабрика зірок, Украина має таланти тощо... не сходящие с экранов телевизоров и страниц желтой прессы.... То же и в России. При чем реальный ответ и результат уже давно никого не интересует, да он и не нужен. Сфера желаемого и Сфера должного разорваны и изолированы друг от друга. Откуда такой «звездопад»? Дурная бесконечность, вульгаризированная свобода, духовная, чувственная, материальная нищета. Они делают свое дело. И если в бедности человек еще может сохраниться, то в нищете нет... в нищете чувств, духа и разума... Только растление.
Ранее фраза: “мальчик клеил модель в клубе...”, – воспринимается однозначно и потому полетели в космос, а сейчас?
Сфера должного и Сфера желаемого подменяется сферой фиктивных абстракций и успешных имитаций, которые очень легко механически совмещаются, стимулируют друг друга, но к сожалению лишь внешне. Отсюда раскрепощенная чувственность, потреблятство... Но ведь час расплаты близок! Кто будет платить по счетам?
Еще Аристотель вводит страдание как категорию, которая носит чисто онтологический характер: Страдающий - значит воспринимающий воздействие. То есть деформированное в своем основании взаимодействие (по Новикову). Что далее?
Ощущение бессилия, напрасные грезы и призраки счастья; горе, невежество и нищета.  И вот расплата – темные часы Средневековья, ужас непрекращающихся войн, крестовые походы и костры инквизиции. Именно поэтому, как пишет М.Бахтин, Иисус Христос никогда не улыбается... Некому и нечему.
Даже Возрождение не решается нарушать границы-пределы субъект-объектного пространства. Поэтому А.Ф.Лосев высказывается резко негативно о ее «бесовской улыбочке» Джаконды, которая символизирует субъект-объектное воздействие, идеологически и практически утверждается тотальный субъективизм.
Мона Лиза не хочет, не умеет, да и не должна любить, только бесстрастно презирать. Вспомните, космическая отвлеченность фантастического, скалистого пейзажа, полностью лишенного признаков человеческого присутствия подчеркивает спокойную САМОуверенность и полноту САМОдостаточности Джоконды. Это ПРЕСЫЩЕННОСТЬ жизнью во всех ее модусах: безразличие, бездействие, бесчувственность, бесстыдство, безрадостность.... Реальная БЕСовщина.
Результат – «цивилизованное» общество пораженное зоологическим индивидуализмом и утилитаризмом. Никогда овладение и покорение мира не совершалось более хладнокровно и челюсти хищника не двигались столь медленно и бесстрастно. Абсолютизация утилитаризма и принципа экономии.
Мы утратили собственный отсчет Времени и место в Пространстве – собственную субъектность в Универсуме. Мы – каждый-многие-все, человек-люди-человечество. Фантастические пейзажи, утопии и химеры служат ориентирами не бытия, но прозябания. То есть НЕЖИТИ.
ХХ век. Наконец растет понимание, что страдание – это позор мира. Поэтому и перевернута первая страница действительной истории.
Именно становление действительной субъектности позволяет преодолеть, нейтрализовать субъективизм, его холодную и безразличную отстраненность. Но возникает субъектность только как диалектическое единство деятельностной сущности и межсубъектного общения в процессе взаимоперехода самоотверженности и самоутверждения.
Мы побеждали, побеждаем и будем побеждать потому, что умеем не быть безразличными и быть со-причастными, со-чувствовать и со-переживать. То есть отрицать свою самость ради другого-других-всех в должное время и в должном месте.
Вот только общество действительного гуманизма предполагает не только самоотверженность субъекта как первое отрицание, но и его свое-иное-себя – самоутверждение субъектности, – как отрацание отрицания с сохранением должного. Поэтому не прав Н.К.Рерих, что сострадать могут люди, а сорадоваться - только ангелы. Только нормальные люди – гении.
Поэтому Юрий-Георгий улыбается. Ибо формируется КРЕАТОСФЕРА – хронотоп со-творчества, – в котором главным атрибутом человека становится НЕУЕМНОСТЬ, ИЗБЫТОЧНОСТЬ как мера пассионарности, дерзновения, индикатор жизнеспособности человека, народа, общественного строя; как неиссякаемый источник полноты своеобразия, самостоятельности и самодеятельности каждого-многих-всех. Неиссякаемый источник творчества. Космос становится Универсумом.
Отсюда и взгляд Юрия Алексеевича Гагарина – «глазами рода человеческого», – и его светлая улыбка, которая не только обояет весь мир, но и дарит этому миру как новую страницу действительной истории, так и себя...
Ведь большинство людей улыбаются на одном языке (Б.В.Новиков), языке человеческого рода... И улыбка Гагарина – опыт будущего человечества, который есть в нашем прошлом.
Митцю не треба нагород,
Його судьба нагородила,
Коли в людини є народ,
Тоді вона уже людина.
Тобто Людина нормальна – геній, – в нормальному людяному суспільстві та гаромоничному хронотопі загальнолюдської культури.


Рецензии