Действительно научная философия vs. голая правда п

Глобализм. «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Мы так говорим, значит это правда», – кричали обезьяны в рассказе  Р.Киплинга «Маугли». Ничего не напоминает? Время проходит, а персонажи те же.
Эпоха глобализма. Однако каждая эпоха имеет свою философию. Более того, как пишет Г.В.Ф.Гегель, сама философия – это эпоха схваченная мыслью.
А каждая новая эпоха – новая стадия развития общества, осуществление нового способа производства.
Капитализм как стихийное, а потом организованное воспроизводство капитала, Формотворчество человека экономического и труд, который “делает свободным». Безусловно, чужой труд. И философия соответствующая – буржуазная.
Социализм научно-организованное продуцирование нового способа жизни, Культуротворчество и самодеятельность человека-обобществленного. А затем и Коммунизм как образ жизни человека-творца, Свободотворчество в режиме трансгрессии, перманентного выхода за собственный пределы. Действительный гуманизм. И философия – действительно научная. Все просто.
Именно научная философия после 1917-го года становится основой нового способа производства и нового способа жизни в практиках первого в мире социалистического государства.
Но по мере отхода от науки о действительном гуманизме, способом развития которого является творчество, происходит затухание гуманистического импульса развития, а затем и свитие как потребление-проедание  на низших стадиях развития ресурсов и потенциала, накопленных на высших. Оглянитесь вокруг. Причина?
На наш взгляд, просто «забыли», что труд – лишь негативная форма самодеятельности и без превращения человека трудящегося в человека-творящего, то есть без перехода от способа экономической жизни к новому образу жизни каждого-многих-всех не только гуманизм невозможен, но даже социализм не жизнеспособен. Он обречен на вульгаризацию, имитацию. На эрзац-социализм. Отсюда и свитие, и его формат – глобальный.
Г.Б.Новиковым верно подмечено, что многие ключевые событи Советской истории, в т.ч. отпразднованные совсем недавно годовщина Великой победы и 50-летие полета Ю.Гагарина – это материализовавшееся классовое превосходство. Вернее превосходство нового образа жизни. Образа жизни воспитанного не только постоянным индивидуальным отрицанием себя, когда сущностные силы человека сжигаются в горниле капиталистического воспроизводства под неусыпным взором хозяина и господина. Но образа жизни связаного с координальной сменой отношения человека к самому себе. Только так возможно отрицание самих нечеловеческих условий существования с сохранение должного – снятие, – и выход на новый уровень обобществления человека и очеловечивания общества. Действительную глобализацию человека-людей-человечества и всего человеческого.
Но не довели дело до конца, что спровоцировало попытку реванша и позволило буржуазному способу производства в формате мещанства, метафизической халявщины, бюрократизма, пофигизма не только очернить новый способ жизни, но и сам труд пригвоздить к позорному столбу: пролетарий значит пролетающий; советский – значит совковый, трудящийся – значит неудачник-быдло, а у каждого быдла свое стойло... свой жесткий формат. «Всяк сверчок знай свой шесток». Меньше содержания и больше форматов. Больше свобода выбора... без выбора. Реально – свобода от всего человеческого...
И теоретическое основание подведено соответствующее: ведь какая эпоха – такая и философия. Философия становится эклектическим сборником околофилософского стеба, в котором бесвкусие чередуется откровенным дурновкусием; рафинированность стиля и мысли стирает четкость и прямоту полета философской мысли; стремление к утонченности обесцвечивает ее, а неприкрытое щегольство делает пресной. Ведь «соль земли» философской – диалектика исчезает под ворохом идеологем, теоретических конструктов и концептов, выдаваемых за креатив и новизну.
По сути, открывается настоящий «Околофилософский супермаркет»: позитивизм, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм, персонализм, рационализм, структурализм, фрейдизм, неофрейдизм, модернизм, постмодернизм и т.д. Бери – не хочу. Не хочешь? Все равно бери, пусть концепты и одноразовые, но дешевле – «по 3» и сейчас. А вчера были по «5», но вчера. Однако одно дело творить нетленное, а другое вытворять.
Наступает эпоха  имитаторов. Они кишат в приемных и на приемах, в редакциях газет и на экранах телевизоров. Этих певцов вульгарной публичности и бесстыдной пошлости, произведения которых написаны для чувственных евнухов и духовных кастратов, легко узнать. Их способ жизни является заретушированным способом выживания тех самых «взесившихся буржуа» – PEOPL-яка та VIP-ляка (Б.В.Новиков) ХХІ века: политикум, гламур, «элита», тусовка etc. Их девиз: «уникальность любой ценой», «сегодня-здесь-сразу». Их кредо – одноразовое бытие. Их аргумент: «я так вижу», «мы так говорим, значит это правда».
И вот уже кажется, что все ключи философского вдохновения иссякли, хронотоп общечеловеческой культуры как и общество раздробленны зоологическим индивидуализмом и медленно переваривается в гомогенизированную массу, смысл великих идеалов и символов потерян; бессмысленные мифы заменяют не только философию, но и рассудочное мышление; идеологически подслащенное и политкорректно замаринованное мифотворчество искажает Мировосприятие до устойчивого Миронеприятия, а целостное Мировоззрение мутирует до Мирохимеризации; великие личности превращаются в маленьких непристойных идолов, в деперсонифицированные персонажи мыльных опер и сериалов.
Но наихудшее бедствие – поветрие декреаторов. Именно они порождают тысячи маленьких ублюдков-декреатов, лживых, манерных, педантичных, которые любые формы живого общения с радостью наровят заменить вульгарным символизмом и узко профессиональным жаргоном-«новоязом» для избранных, для обслуживания Мифотворчества и Миродекреатизации, для превращения нетленного в тлен. Они рождены в средневековой меняльной лавке; их способ существования достаточно точно описан гегелевской диалектикой раба и господина, а производимый этими «пчелами» испорченный мед течет широкой струей, облепляя настоящие шедевры. И вот уже все человечество, одурманенное пьяными спекуляциями субъективизма, сказками иррационализма и гимнами индивидуалистического нарцисизма, вязнет по колена в фольге и мишуре декаданса.
Имя философии этой эпохи – постмодернизм. И это имея за плечами 2500 лет мировой философской традиции! Почему так получилось?
Еще древние греки выделяют понятия хаоса и космоса. Последний генетически связывают с построением и упорядочиванием деятельности человека, действием со знанием дела. То есть сознательно и разумно. Космосом называют не только объективный мирострой, но и все целостное, организованное, устроенное; все слаженное, красивое, гармоничное. И мудрость требует от человека органичного «вписывания» в этот гармоничный порядок. Отсюда идеал совершенства – калокагатии, – «разумная доброта и красивая польза». Всякая индивидуальная отстраненность и погруженность в себя равнозначны заблуждению и самообману. Поэтому и мир представляется как проекция человека в космос, а человек мыслится как отражающий в себе Универсум.
Много позднее проходит «Коперниканский переворот» в философии – И.Кант на место метафизики объекта ставит метафизику субъекта. Объект умер. Активный субъект творит реальность посредством творческого воображения: что вымыслил, то и познал. Мир – это представление, вымысел, хотя трансцедентальный субъект все же вносит порядок в хаос ощущений. Вернее, подчиняет мир порядку «чистого разума».
Это открывает ворота для дальнейших метаморфоз и Мирохимеризации. И вот у И.Фихте субъект превращается в новый абсолют, который не нуждается в материале: «Я» просто творит «не-Я». Еще шаг и мир предстает как результат абсолютной воли. Чистый разум становится чистой волей у А.Шопенгауэра. А затем и чистым произволом – волей к власти у Ф.Ницше. Раздувается мыльный пузырь субъекта – индивидуализм и релятивизм. Именно своеволие и  своевластие в пространстве зоологического индивидуализма и самодостаточности ломает все пружины, искажает все законы, развращает характеры. Начинается расчеловечивание.
И вот в постмодерновой обертке чистый произвол становится властью хаоса. Сравните Ф.Ницше: «Жить так, чтобы не было в жизни смысла – вот, что становится теперь смыслом жизни» и Ж.Делеза, провозглашающего «воцарение созидающего хаоса», атрибуты которого – бессмыслица, нонсенс, асбсурд. Так умирает общественно-исторически возникший субъект Г.В.Гегеля. Уничтожается пусть идеальный, но деятельный и творческий центр объективности. Иррационализм становятся нормой жизни – человек, сначала скользит в потоке не бытия, но бывания, а потом и сам превращающается в поток, текущий из ниокуда и в никуда. Далее – гомогенизированное безвременье-безграничье и соответствующие модусы ПРЕСЫЩЕННОСТИ жизнью: безразличие, бездействие, бесчувственность, бесстыдство, безрадостность... Тотальное расчеловечивание.
Поэтому постмодерн является философией и логикой декаданса, деградации, вырождения, имеющей четкую ритмику:
- сначала Миронеприятие выдаваемое за уникальность видения;
- затем Мирохимеризация как способ самопрезентации, обеспечения узнаваемости, продуцирования абсолютной оригинальность без меры и без пределов – чувственный, моральный, духовный БЕС-предел;
- наконец, Миродекреатизация как продуцирование бессмысленного, бесчувственного, «бесспорно» уникального и беспредельно омерзительного беспорядка. БЕСОВЩИНЫ.
Ведь Уникальность и Оригинальность требуют, чтобы здесь-сейчас-сразу. Ибо там-тогда-затем уже может быть НЕактуально, НЕмодно, НЕстильно... А для этого надо разорвать хронотоп общечеловеческой культуры, который как действительная целостность универсален во всех формах проявления, и в котором любая вырванная из всеобщих взаимосвязей уникальность звучит вульгарным диссонансом и пошлым аккордом того самого тухлого и проржавевшего одноразового бытия во внешних скрепах и тисках мирового глобализма.
«Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Мы так говорим, значит это правда». Но самая большая ложь – это та, в которой 101% правды. Поэтому и выбран единственно возможный путь дискредитации защищенной собственной сложностью действительно научной философии,– это продуцирование вырванной из контекста ткани бытия и человеческих отношений  «голой правды» для голеньких человечков (М.Горький), так же вырванных из хронотопа общечеловеческой культуры.
А для этого всего-то надо – это убить диалектику субъекта и объекта, запретить противоречие, механически отождествить отраженное и отражаемое, отказать развитию в развитии. А по сути – убить творчество. Ведь «человек есть то, что он не есть» и поэтому единственно достойный нормального человека образ жизни – это пытаться выражать невыразимое, искать меру в безмерном, закономерное в случайном (Л.К.Науменко), то есть упорядочивать хаос. Понимать жизнь в процессе трансгрессии, рас-пределения как выхода за собственные пределы (Б.В.Новиков).
Наверное поэтому Ф.Энгельс констатирует: «Согласно материалистическому пониманию истории, в историческом процессе определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали». Все просто: воспроизводство жизни и ее понимание. Но ЖИЗНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ.
А начинается все с букваря и стакана горячего молока для миллионов будущих Архимедов. А затем – восхождения от объективного Мировосприятия к целостному Мировоззрению и адекватному Мироотношению в режиме творчества, когда мысли прорастают в чувствах, становятся убеждением, детонатором практик, основой “укорененности” бытия. Так рождается новый образ жизни.
Только тогда в горниле взаимоперехода Разума чувственного и Чувств разумных в кружеве живого общения и взаимодействия с другим-многими-всеми рождается РАЗУМЕНИЕ, то есть жизнь-в-понимании и выплавляется действительная субъектность. Только так осуществляется переход от мещанской культуры быта и буржуазного бескультурья к общечеловеческой культуре СО-бытия, которая творит человека и человеческое в нем. По сути, переход от общества трудящихся к обществу творящих (Б.В.Новиков), образ жизни которого – жизнь понимающая.
Главным атрибутом нового образа жизни становится ИЗБЫТОЧНОСТЬ как принцип организации жизни, НЕУЕМНОСТЬ и НЕИСЧЕРПАЕМОСТЬ как меры пассионарности, индикаторы жизнеспособности человека, народа, общественного строя.
Так потенцируется действительная основа творчества и CО-ВЕРШЕНСТВА, которая актуализируется в процессе трангресии, дерзания как полная завершенность, устремленная в незавершимость.
Так «звездное небо надо мною» и «моральный закон во мне» И.Канта превращается во «звездное небо внутри нас» А.В.Босенко.
То есть Универсум внутри нас потенцирует возможность и мы в Универсуме актуализируем ее в действительность.
Возникает действительная сопряженость всего со всем, избыточность, неуемность, дерзновение... Та самая Креатосфера, в которой МОЛОДОЕ человечество идет к действительно НАУЧНОЙ философии,  а научная ФИЛОСОФИЯ становится основой научно-безупречного понимания и воспроизводства действительной жизни, действительного становления молодого еще ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.


Рецензии