Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира

В «Космологии духа...» Э.В.Ильенков выразительно раскрывает свое отношение к роли человека в Универсуме. Действительно, в мире царит взаимодействие всего со всем и познавать кроме него – нечего. И человек – это совокупность, а потом – ансамбль общественных взаимосвязей и отношений [Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве; в 3-х томах. / сост:М.Лифшиц. – М., ГИ “Искусство”, 1957]. Кроме того, сущность человека в том и состоит, что он есть, то что он не есть. Поэтому мир никогда не удовлетворял, не удовлетворяет и не будет удовлетворять его.
Этим детерминируется потребность человека в познании действительности, чтобы на базе адекватного, научно-безупречного еtс. познания и знания – практически и гуманно преобразовывать познанное, изменять к лучшему. Но при одном условии, что это нормальный человек, то есть гений, по У.-C.Моэму.
Поэтому хочется верить, что развитие современных систем и средств коммуникации, сетевых структур – требование времени, детерминированное развитием общественных потребностей. Только вот сети бывают разными.
Сейчас основное внимание приковано к изучению переплетений общественных взаимоотношений и взаимосвязей атомизированных индивидов, деятельность которых скорее напоминает броуновское движение. Человек заменяется статистическими ансамблями, редуцируется до роли функции, до индивидности, детерминированной внешним влиянием. "Плод" или "пустоцвет" в результате в данном случае видится не интересным. А какой результат?
Сначала абстрактная конкретность: вместо индивида – маргинал, например: поэт по-профессии, управленец по-профессии, депутат по-профессии, т.е. профессиональный кретин [К.Маркс, там же]; вместо народа – нация, разлагаемая гнилостным брожением масскультуры, ядами шовинизма, национализма. А по сути – тотальное отчуждение человека от массива общечеловеческой культуры, от самого себя. Характерными чертами общества становятся солидаризм и мещанская глупость, а клевета и ложь – узаконенными методами политики, банализированными приемами борьбы. Е.Шварц, в кинофильме "Обыкновенное чудо" устами короля замечает: "и во дворце люди друг друга режут и душат – словом, идёт повседневная жизнь". Оглянитесь вокруг, это же про нас с вами.
Так и формируется сеть субъект-объектных по форме и нечеловеческих по сути  отношений – паутина, павутиння (укр.), – в которой функций много, но ролей всего две - паук как активный субъект и жертва как пассивный объект влияния, давления, принуждения, унижения. А также соответствующие деятельные проявления человека – ложь, вред, зло, уродство. Целенаправленно создается охранительный слой: пространство массовой дезинформации, царство квазинаучных терминов, архинепонятных абстракций, наукоподобная заумь, мешанина из непонятных и ненужных подробностей. Фиктивная конкретность - пена, шумовиння (укр.).
Вместо индивида – обыватель, налогоплательщих, а вместо народа – "пипл", народонаселение, электорат. Их уделом является социокультурная дезадаптация, общественная дезорганизация, духовная деградация, публичная имитация и виртуализация человеческих отношений как модусы расчеловечивания.
Действительные общечеловеческие ценностные ориентиры заменяются простым стремлением к метафизической халяве; вытворяется "питательная среда" для декреатов и декреаторов [Новиков Б.В. Творить или вытворять?: монография – К.: ЗАО «Мироновская типография», 2010. – 575 с.].
Это уже не бедность, а нищета – духовная, чувственная, материальная, – в которой человек сохраниться не может. Единственным способом продления жалкого существования такой сети-паутины являются перманентные кризисы как рецидивы болезни, попытки организма оздоровиться.
И далее – конкретная фиктивность как пространство квазиформ (псевдокультуры, псевдообучения, псевдовоспитания, псевдополитики), в которой вместо индивида – расчеловеченая индивидность, вместо народа – биомаса, вместо человечества – та самая плесень-паразит на нашей планете, о которой пишет Э.В.Ильенков. Результат – культурная пустыня, ХАОС.
Имя ему – легион: происходит атомизация, разложение и гомогенизация общества как “всеобщего чувствилища” В.Соловьева, разрыв органического и неорганического тела человечества, т.е. хронотопа общечеловеческой культуры.
Да, по истине, невежество является демонической силой. Есть ли выход? К счастью, научно-безупречная философия, опираясь на общечеловеческую культуру, позволяет видеть то, что скрыто временем и пространством. Не верите?.. Еще в 70-е предупреждали. Оказалось – зря...
Например, стоит вспомнить киноленту "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".  Вспомним 15-суточника Федю, живущего в режиме "кто не работает - тот ест", "после меня хоть потоп", и прораба – имитирующего процесс социализации. Перед нами декреаты того времени, которые сознательно или бессознательно репродуцируют пространство "метафизической халявы", в котором "кинуть", обмануть становится нормой жизни. А человека в паутине-хаосе не просто атомизируют, а распыляют ... пускают в распыл... Растлевают.
Поэтому в ИХ будущем "никогда уже не будут корабли бороздить просторы Вселенной",  но в НАШЕМ настоящем – практически не стало мощной советской промышленности и сельского хозяйства, уничтожается наука, культура и т.д. А почему? Да потому, что зоологическому индивидуализму маргинеза это просто не нужно... Проще жить в режиме плесени-паразита, в ожидании чуда.
Но пена со временем сойдет... Поэтому, с другой стороны перед нами Шурик-студент: чистый, светлый, в меру зараженный органичным социальным идеализмом, практически живущий для других, а не только для себя.
Именно он является полноправным представителем другой сети, участником, субъектом – вернее: субъектностью, – сети-кружева как ансамбля субъектно-субъектных взаимосвязей, целостных, всесторонних, истинных взаимодействий. Именно в кружеве – узоре, "мереживі" (укр.), – живого общения как в диалектическом единстве однопорядковых измерений действительного гуманизма и в векторах деятельного проявления субъектности – правды, пользы, добра, красоты, – в режиме перманентного распределения, т.е. постоянного выхода за собственные границы-пределы воспроизводится хронотоп общечеловеческой культуры. Действительная конкретность и Конкретная действительность. Нетленное.
Единственная роль в такой сети-кружеве – творец, ВРАГ ХАОСА.  Оединиченная действительность. Интеллигент [Новиков Б.В., там же]. Все просто:
- разбалансированное, субъективное, унифицированное воздействие в измерении лжи, вреда, зла, уродства – паутина, то есть антигуманизм;
- гармоничное, адекватное, универсальное взаимодействие в измерении правды, пользы, добра, красоты – кружево, то есть гуманизм.
Предыстория человечества закончивается на высшей ступени – империализме, базирующимся на либеральной доктрине, милитаризме и мировом финансизме, а по сути – антигуманизме. Однако ее агония длится до сих пор.
 Но несмотря на то, что нас с такой силой толкают назад, указывая нам “наше место в мировом устройстве” – в стойле, – мы убеждены: в нашем настоящем у нас есть бесценный опыт выживания, а в нашем прошлом опыт, теоритеческая  и основа того, чего нет ни у кого – опыта-теорий-практик будущего человечества... Того, что Э.В.Ильенков называет “видеть мир глазами рода человеческого” [Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – К.: «Час-Крок», 2006. – 312 с.].
Понять это – сделать решительный шаг к изменению отношения человека к самому себе; шаг к воспроизводству жизни в хронотопе общечеловеческой культуры. Жить не только здесь-и-сейчас в режиме свободы от: «потреблятстве» и «раскрепощенной чувственности», – но черпая из прошлого сущностные силы, желание жить по-человечески и способность творить в настоящем для будущего... Это и есть cвобода для.., то есть Свободотворчество.
Именно хронотоп культуры является неисчерпаемым источником, адекватными условиями – "сырьем", – всех общественных взаимодействий и социальных отношений. Именно здесь проходит гармонизация и сбалансирование взаимосвязей, потенцирование и актуализация сущностных сил человека-людей-человечества. Только модусы могут быть разными.
С одной стороны, Формотворчество-Культуротворчество-Свободотворчество или Пространство ДОмысливания – Пространство мышления – Пространство ПРОмысливания. Результат – гармонизация процессов общественного воспроизводства и вырабатывание внутреннего человека в единстве с внешним хронотопом общечеловеческой культуры в ритмике человек экономический - человек общественный - человек творец.
С другой – Мифотворчество-Мифовытворяние-"Миропроедение” или Пространство НЕДОмыслия – Пространство ВЫмысла – Пространство БЕЗмыслия. Результат – дисбаланс и дегармонизация, формирование индивидности, декреата или декреатора, "Мироеда" или "Мироедских дел мастера" (В.Д.Попов), субъекта процесса тотального "Миропроедания".
К большому сожалению, современный человек участвует в выработке обоих пространств, обоих миров: человека-людей-человечества как исторической цели в форме практической всеобщности и индивида-электората-биомассы в практически всеобщей форме как цели в прицеле предыстории.
Однако наша победа – преодоление сети-паутины и уничтожение теоретических лабиринтов мифотворчества, – это лишь вопрос времени и сознательного выбора каждого-многих-всех. И современным Шурикам не нужно стеснятся методов  и практик обобществления и социализации, которые направлены против декреатов и декреаторов. Самоотверженная борьба с хаосом, кружево живого общения, рациональная организация труда и организованная разумом способность видеть  мир глазами другого человека-людей-человечества создают условия адекватного, универсального и гармоничного взаимодействия.
Сложно и трудно не будет. Будет архитрудно и архисложно, упущено время... Но может это и к лучшему... Необходимо меньше деятельности и больше творчества. "Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира," - сказал бы Ф.М.Достоевский.
Опять вспоминается Хозяин всего минувшего-сущего-грядущего Э.В.Ильенкова, который способен в свое время вновь закрутить колесо мироздания… Мы побеждали, побеждаем и будем побеждать потому, что умеем не быть безразличными и быть со-причастными, со-чувствовать и со-переживать. То есть отрицать свою самость ради другого-других-всех. А в крайней форме –  не просто умирать, но умирать в должное время и в должном месте: умирать за свое прошлое, в настоящем и ради будущего ... Вот только общество действительного гуманизма предполагает не только самоотверженность субъекта как первое отрицание, но и его свое-иное-себя – самоутверждение субъектности, – как отрацание отрицания с сохранением должного. Поэтому прав Н.К.Рерих, что сострадать могут люди, а сорадоваться - только ангелы.
Но мы не ангелы, мы просто умеем снимать хронотоп, обнажая глубинное, сущностное, нетленное. Ведь как пишет В.С.Высоцкий: «Время эти понятья не стерло, / Нужно только поднять верхний пласт - / И дымящейся кровью из горла/ Чувства вечные хлынут на нас». А затем наполнить его в процессе сотворчества некоторых-многих-всех действительно научно-безупречным и адекватным содержанием и поэтому «...добро остается добром /В прошлом, будущем и настоящем!». Все просто, как сама правда.
По классику, основательность исторического действия определяется массой тех людей, чьим делом оно является [К.Маркс, там же]. То есть сначала было дело. Но сейчас, сначала должно быть творчество! Я мыслю, следовательно, я СО-бытийствую и СОЗИДАЮ жизнь вместе с другими-многими-всеми.
Поэтому главное – открыть “чакры” народного творчества в форме практической всеобщности и практически всеобщей форме кружева субъектно-субъектных взаимодействий и живого общения. Только в режиме СО-переживания, СО-чувствия, СО-радости, жизни по-СОвести и практиках СО-причастности, СО-ревнования, СО-вещательности человек-люди-человечество достигают СО-ВЕРШЕНСТВА и гармонии с Универсумом в действительности как совпадении сущности и существования. ЭТО ВСЕ. И В ЭТОМ ВСЕ.


Рецензии