Наше будущее в экологическом сознании!

В материалах III международной научной конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора А.Н.Илиади (1921-1980), публикуются тезисы докладов и выступлений по проблемам истории философии, философии познания, социальной философии, философии личности, этики, философии образования. Предлагаем ознакомиться с важнейшим вопросом по формированию экологического сознания у детей и подростков, рассмотренном в докладе М.В.Ереминой «Проблемы формирования экологического сознания». Именно такое сознание, а также экологическое воспитание и экологическая культура смогут стать достойным ответом череде глобальных экологических проблем, а также помогут найти новое место человека в окружающем его мире.
«Проблемы формирования экологического сознания»
Вопрос о необходимости перевода общественного сознания на уровень экологического сознания давно стал предметом обсуждения, как специалистов-экологов, так и передовых философов нашего времени. Но прежде чем идея экологического сознания воплотится в жизнь, необходимо решить ряд проблем, которые являются камнями преткновения на пути модернизации общественного сознания.
Прежде всего, основные усилия должны быть направлены на разрешение проблем экологического образования и воспитания. В комплексном процессе экологического воспитания А.Н.Кочергин выделил следующие основные аспекты – это личностно-мировоззренческий, научный, нравственный, эстетический и правовой.
При реализации экологического сознания самым главным направлением в работе педагогов является интериоризация экологических ценностей в сознание детей, формирование соответствующих стереотипов поведения, выработка активной позиции личности в решении экологических проблем. Основным затруднением здесь выступает то, что большинство родителей и учителей являются носителями предыдущей системы взглядов, и, следовательно, их деятельность в плане экологического воспитания может быть не столь эффективна. Ребенок не чувствует личной заинтересованности педагога в вопросах охраны окружающей среды, не верит ему, следовательно, проведение экологического воспитания зачастую остается только на бумаге. Реальным выходом из этого положения может быть направленное перестраивание собственного сознания, которое является трудным, но необходимым процессом.
Общие представления о мире и месте человека в нем формируются при выполнении практических видов деятельности. Поэтому очень важно накопление у детей опыта экологической деятельности, который должен осуществляться не только на начальном уровне (посадка деревьев и овощных культур), но на высокотехнологичном уровне (мониторинг воды и воздуха, активное участие в экологических акциях, исследовательская работа и т.д.)
Проблема выполнения научного аспекта экологического воспитания заключается в недостаточности подготовки кадров для его проведения. Обнадеживающим исключением являются недавно появившиеся специальные экологические отделения в наших университетах. Но в программах факультетов других специальностей экологическое направление практически отсутствует, что негативно влияет на формирование экологического сознания самих студентов.
Экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием. В исследованиях Е.А.Когай и С.Н.Глазачева рассматривается вопрос о взаимовлиянии экологической и общечеловеческой этики и культуры. При отсутствии устойчивых нравственных ориентиров, доминировании потребительской психологии, в атмосфере всеобщего равнодушия внедрение новой системы экологических ценностей весьма проблематично.
Наличие нерешенных проблем в правовом аспекте неразрывно связано с экологической политикой государства. Несмотря на декларации о защите окружающей среды, в нашей стране все еще часто встречается попустительство и безнаказанность за экологические правонарушения. Это в свою очередь провоцирует легкомысленное отношение к природе. Таким образом, так как воспитание поколений с новым экологическим сознанием является целью и образования, и общества в целом, то этот процесс напрямую связан с социальными, духовными и экономическими проблемами общества. И только при комплексном их решении и объединении усилий всех членов общества возможно становление новой общественной парадигмы, отвечающей требованиям XXI века.


Впервые опубликовано в газете "Платановая аллея" №7


Рецензии