Чья рыба?

Одна из моих знакомых, узнав, что я любитель-рыболов, спросила, не могу ли я прихватить с собой ее семилетнего сынишку, который по её словам, прямо грезил рыбалкой.
Неподалеку от места, где они жили, находился выработанный песчаный карьер, в самых низких местах его постоянно находилась вода и завелись мелкие карасики. Окрестные мальчишки использовали эти небольшие, но глубокие водоемы для купания и рыбалки. Стаську мать с ребятишками в карьер не отпускала из-за того, что он не умел плавать, и ему оставалось лишь завидовать рассказам пацанов о том, кто из них поймал больше рыбы.

Я согласился с ее просьбой и в выходной заехал за мальчишкой. Мать, для успокоения души, напросилась с нами, и мы отправились на моем «Москвиче» в один поселок, на окраине которого находился небольшой, но богатый рыбой пруд. Об этом мне рассказал один из знакомых, проживающий в этом поселке. На вопрос, не прогоняют ли местные рыбаки приезжих, он ответил, что нет.

Разыскав этот пруд, я подъехал к нему со стороны хвоста, так как боковые берега были очень крутые и неудобные для стоянки машины. По поверхности водоема плавали домашние утки, так как до ближайшей улицы было не более 100 метров. На ближнем к поселку берегу резвились купающиеся мальчишки. Сидело несколько рыбаков разного возраста с удочками.

Устроившись на ровной зеленой лужайке неподалеку от впадающей в пруд речки, я снарядил и забросил две удочки: для Стаськи и для себя. Глубина в этом месте была небольшая и я выбрал удочки с самыми длинными удилищами, чтобы забросить их подальше, где было поглубже. Семилетний пацан справиться с такими удочками при забросе, конечно, не мог и за него это делал я, а ему оставалось лишь подсечь рыбу, если она станет клевать.

 Как это делается, я объяснил и показал на примере.
Клева какое-то время не было. Зато на красные поплавки бросались плавающие неподалеку лягушки. Стась все время дергал удилище, пытаясь зацепить сидевших на поплавке лягушек и мне приходилось несколько раз его удочку перезабрасывать. Наконец, я сделал ему замечание, что мы приехали ловить рыбу и чтобы он не дергал удилище зря.

Стась заскучал, а затем, оставив заброшенную удочку без присмотра, взял валявшуюся на траве рядом с машиной короткую удочку и стал забрасывать в места скопления лягушек метрах в десяти от того места, где мы ловили рыбу. Я не стал отвлекать его от этого занятия и следил за обоими поплавками.

Вдруг мой поплавок потонул и я дернул удилище. Рыба, не выскакивая из воды, стремительно помчалась по окружности и с разгона выбросилась на берег, поскольку он плавно без выступа уходил под воду. Это оказался сазанчик весом в 600-700 граммов. Поскольку он сорвался с крючка на самой кромке берега, я бросил удилище и рванулся к нему, чтобы он не успел соскользнуть обратно в воду.

Это мне удалось и, поместив свой трофей в ведро с водой, я стал снаряжать крючки новыми червяками. И тут боковым зрением заметил, что тяжелое Стаськино удилище соскользнуло в воду и с быстротой курьерского поезда понеслось к середине пруда. На воде была легкая рябь и через несколько секунд оно скрылось из виду. Я разулся и, оставшись лишь в плавках, направился на высокий берег.

Удилище лежало неподвижно на поверхности воды точно посередине пруда и к нему с противоположного берега уже плыли двое мальчишек. Я прыгнул в воду и, заработав руками и ногами, бросился на спасение своего имущества и добычи. Мальчишки, заметив взрослого конкурента, вернулись на берег. Взяв в руки удилище, я осторожно стал поднимать его над водой - рыба оказалась на крючке.

 Я лег на спину и, держа удилище под углом в 45 градусов, чтобы гибкий конец его работал как пружина, нейтрализуя рывки рыбы, если она начнет сопротивляться, поплыл к берегу, работая ногами и одной рукой. Метрах в шести от него я ощупал ногами дно - глубина оказалась по пояс. Выйти на крутой берег, а затем вытащить рыбу было невозможно без сачка, а я его на рыбалку не захватил, так как не рассчитывал на такую крупную добычу.

 Поэтому решил взять рыбу в воде. Манипулируя вытянутым в сторону берега удилищем, я стал подводить добычу к бедру, чтобы свободной левой рукой прижать ее к нему, а затем попытаться ухватить трофей за жабры. После нескольких попыток мне удалось это сделать. Оправившись от шока, рыба вела себя относительно спокойно, сказалось и то, что глубина в этом месте была около метра, а на мелководье сазаны ( а это был именно сазан) отчаянно сопротивляются.

 Но нужно было еще выбраться с добычей на крутой и скользкий глинистый берег. Попытка сделать это с помощью одних ног не удалась - берег упорно возвращал меня в воду. Рыбу я с крючка не снимал и, выбросив удилище на берег, чтобы освободить хотя бы одну руку, стал делать новые попытки. Я смог выбраться на берег, но вывозился в глине с ног до головы. В таком виде, держа в одной руке добычу, а в другой удилище, я с так и не снятым с крючка сазаном, направился по берегу к машине.

Знакомая, увидев огромную голову рыбы, подкатила глаза. Когда я попытался всунуть сазана в ведро с водой, пришлось это сделать, согнув его пополам, при этом голова и хвост выглядывали наружу. Удивительно, но я по приезду домой по какой-то причине не взвесил свою добычу, о чем теперь жалею. Сколько весил он, полтора, два, два с половиной килограмма? Утверждать не берусь, но вытащенные мной в предыдущие годы килограммовые сазаны выглядели гораздо менее внушительными.

После этого мне удалось вытащить еще неплохого сазанчика весом в 400-500 граммов и несколько карасей граммов по 50-100 весом. Поймал двух рыбешек и Стасик, бросивший лягушек и прилежно следивший за удочкой да самого конца рыбалки. Вскоре клевать перестало и, забрав себе крупного сазана, а всю остальную добычу отдал Стасу, которая, несмотря на количественный перевес, по весу уступала этой одной рыбине, повез компанию в город.

Через неделю узнал от общих знакомых, что мать Стасика рассказывает, что он поймал большую рыбу, а Иван забрал ее себе. Поехал объясняться:
- Что же ты подруга, то просила осчастливить сына поездкой на рыбалку, а теперь рассказываешь всем, что я вас ограбил?
- Но ты, же забрал Стаськину рыбу!
- Но какая она Стаськина? Он что, сам поймал ее что ли?
- Но рыба поймалась на его удочку!
- И опять передергиваешь факты. Удочка-то ведь моя, я просто дал Стасу попользоваться. Я сам снаряжал крючки, сам забрасывал удочку, сам вытащил рыбу, причем пришлось плыть за ней на середину пруда. Если бы он хотя бы подсек ее, ясно, что вытащить такую рыбину он не смог бы, я бы помог ему и отдал ее вам. А он, вместо того, чтоб ловить рыбу, пошел пугать лягушек.
- Он в этот момент обедал!
- Ну, какая разница? Главное, когда рыба зацепилась за крючок, его и близко от удочки не было. К тому же я отдал вам всю остальную рыбу.
- Мы хотели большую!
- А мне, что не хотелось дома похвалиться такой добычей?
- Ладно, - согласилась знакомая. - Удочка твоя, и рыба твоя, а вот рыбацкое счастье - его!
Против такой постановки вопроса я возражать не стал, но в душе подумал, что рыбацкое счастье все-таки мое. И заключалось оно в том, что мне повезло и Стасика в момент клева рядом с удочкой не было. Он не смог бы правильно держать удилище, и рыба порвала бы леску или губу, или разогнула крючок прежде, чем я успел бы прийти на помощь. А так к моменту, когда я до нее добрался, рыба уже оправилась от шока, не делала резких рывков и я смог взять ее без подсака.
А все таки - чья рыба?

http://www.proza.ru/2011/06/29/1190


Рецензии
Рыба Ваша, заслуженно!
Стасик больше на рыбалку с Вами не ходил?

Я обожаю рассказы про рыбалку, а Ваш — увлекательно написан!

С уважением —

Любовь Ржаная   19.12.2023 11:36     Заявить о нарушении
Спасибо за посещение и рецензию.

Иван Наумов   19.12.2023 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.