Эффект Слона
На консультации перед экзаменом по истории кино я (в сотый раз) рассказывала студентам о географическом эксперименте Льва Кулешова.
Почему-то студенты с трудом понимают суть этого замечательного и достаточно наглядно описанного великим режиссером опыта. Они еще кое-как запоминают, что кто-то снимал, как два человека шли по разным улицам Москвы, а потом с помощью монтажа получалось, что они шли навстречу друг другу. Имен этих людей запомнить они уже не могут, а к тому моменту как два человека все же встречались и даже пожимали друг другу руки, студенты совершенно теряют к ним интерес и перестают слушать самое интересное о том, как у режиссера получилось, что герои вошли в Белый Дом.
Получилось это у него все так же, при помощи монтажа. Герои смотрели куда-то с намерением туда пойти, затем монтировался кадр американского Белого дома, которого никогда не было в Москве и даже в России, затем актеры поднимались по ступеням Храма Христа Спасителя, и у зрителя создавалось ощущение, что они вошли в Белый дом.
Кому-то, конечно, удавалось запомнить, что герои еще куда-то зачем-то пошли, про Храм запомнить уже не мог почти никто, и редко кто вспоминал «про какую-то лестницу». Правда, один раз студенты открыли бурную дискуссию о том, откуда Лев Кулешов взял кадр с Белым Домом и увели беседу в совершенно ненужное русло – в конце концов, не все ли равно, где взял, для примера важен сам факт! Короче, с географическим экспериментом, как ни странно, не ладилось.
Тогда я придумала объяснить эксперимент Кулешова простым и наглядным способом.
- Представьте, что мы снимаем кино! – бодро начала я. Это было понятно и интересно. Кино снимать хотелось всем, включая меня, – И вот, мы снимаем, как вы все сорвались с мест и подбежали к окну и изображаете жестами и мимикой, что увидели там что-то необыкновенное, в то время как на самом деле на улице ничего интересного не происходит, но этого никто из зрителей не узнает, потому что в кадре этого не видно. А затем мы берем кадр, где, предположим, по бульвару Сен-Жермен (B-d Saint Germain) в Париже идет огромный белый слон, приклеиваем к предыдущему, и пожалуйста – на экране получается, что мы увидели слона! И ура! - создалось новое экранное время и новое экранное пространство! … Или, может, это идет динозавр, - добавила я для пущей невероятности, чтобы все не повскакали с мест и не бросились смотреть слона. Было лето, окна были раскрыты и так и приглашали посмотреть на слона.
Слона никто смотреть, к счастью, не устремился, но слон, как оказалось, все же произвел неизгладимое впечатление. Такое впечатление произвел на моих студентов только фильм о Носферату. Когда я рассказала о великой силе любви прекрасной Нины к мужу, клерку Джонатану, отправленному во владения страшного вампира, всепобеждающей любви, за сотни миль остановившей злодея-кровососа, занесшего свои костлявые руки над несчастным, результат тоже был поистине удивителен. Студенты настолько прониклись духом произведения Мурнау, что в перемену начали обзывать друг друга носфератами. Мне было чем гордиться.
На следующий день был экзамен, и первый же студент, вытащивший билет про Льва Кулешова, на мой вопрос о географическом эксперименте, предложил рассказать про слона. Раз уж слон, столь наглядно упростивший эксперимент великого мастера, был моей собственной идеей, ничего не оставалось, как согласиться и послушать про слона.
Поскольку билетов с вопросами о новациях Льва Кулешова было много, то вскоре я еще раз прослушала историю про слона, а потом еще. Тщетно я пыталась сопротивляться и направить ответы в нужное русло – образ слона окончательно заслонил собою актеров школы Льва Кулешова.
Студенты замечательно усвоили принцип монтажа, создающий новое экранное время и пространство. Опасаюсь только одного - как бы история про слона, чинно выступающего за окнами института по улице Парижа, окончательно не заместила в их светлых головах историю про актеров, спешащих друг навстречу другу по улицам Москвы, и они не стали бы всерьез полагать, что Лев Кулешов ставил свои киноопыты с участием слона!
Для полного восстановления справедливости привожу описание настоящего эксперимента Льва Кулешова.
«Географический» эксперимент Кулешова
«Географический» эксперимент Кулешова — при правильной организации действия актеров в соседних кадрах, после монтажа, действия героев будут восприняты зрителем, как продолжающиеся непрерывно в едином пространстве. Описан Львом Кулешовым, основателем русской школы кино, в книге «Искусство кино» опубликованной в 1929 году и более ранних статьях.
Кулешовым был снят и смонтирован следующий видеоряд: в начальном кадре актриса Хохлова идет мимо «Мосторга» на Петровке. В другом артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки. В этих кадрах они улыбнулись и пошли навстречу друг другу. Сама встреча и рукопожатие были сняты на фоне памятника Гоголю.Здесь актеры повернулись и куда-то посмотрели. Далее в последовательность был вставлен кадр Белого дома в Вашингтоне. Далее — кадр на Пречистенском бульваре, где актеры принимают решение и уходят. И наконец, кадр, в котором они идут по ступеням храма Христа Спасителя. Все, кто смотрел этот материал, приходили к единому мнению, что герои вошли в Белый дом. Л.Кулешов в этом эксперименте доказал необходимость целенаправленной организации монтажа действий актеров внутри каждого кадра, то есть необходимость наполнения кадров определенным содержанием, представленным в строго определенной форме:в избранной режиссером крупности и четко ориентированной внешней направленности движений и взглядов. Эксперимент приобрёл мировую известность и наряду с «Эффектом Кулешова» стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.
А. Г. Соколов «Монтаж. Телевидение кино видео.» М.2000 ISSN 0869-7914
Свидетельство о публикации №211062900156
Ермилова Нонна 18.05.2019 16:32 Заявить о нарушении