Эффект Слона

Эффект Слона.

На консультации перед экзаменом по истории кино я  (в сотый раз) рассказывала  студентам о географическом эксперименте Льва Кулешова.
Почему-то студенты с трудом понимают суть этого замечательного и достаточно наглядно описанного великим режиссером опыта. Они еще кое-как запоминают, что  кто-то снимал, как два человека шли  по разным улицам Москвы, а потом  с помощью монтажа получалось, что они шли навстречу друг другу. Имен этих людей запомнить они уже не могут, а к тому моменту как два человека  все же встречались и  даже пожимали друг другу руки, студенты совершенно теряют к ним интерес и  перестают слушать самое интересное о том, как у режиссера получилось, что герои вошли в Белый Дом.
Получилось это  у него все так же, при помощи монтажа. Герои смотрели куда-то с намерением туда пойти, затем монтировался кадр  американского Белого дома, которого никогда не было в Москве и даже в  России, затем актеры поднимались по ступеням Храма Христа Спасителя, и у зрителя создавалось ощущение, что они вошли в Белый дом. 
Кому-то, конечно,  удавалось  запомнить,  что герои еще куда-то зачем-то пошли, про Храм запомнить уже не мог почти никто, и редко кто вспоминал «про какую-то лестницу». Правда, один раз студенты  открыли бурную дискуссию о том,  откуда Лев Кулешов взял кадр с Белым Домом и увели беседу в совершенно ненужное русло –  в конце концов, не все ли равно, где взял, для примера важен сам факт! Короче, с географическим экспериментом, как ни странно, не ладилось.
Тогда я придумала объяснить эксперимент Кулешова простым и наглядным способом.
- Представьте, что мы  снимаем  кино! –  бодро начала я. Это было понятно и интересно. Кино снимать хотелось всем, включая меня, – И вот,  мы снимаем, как вы все сорвались с мест и подбежали к окну и изображаете жестами и мимикой, что увидели там что-то необыкновенное, в то время как на самом деле на улице ничего интересного не происходит, но этого никто из зрителей  не узнает, потому что в кадре этого не видно. А затем мы берем кадр, где, предположим,  по бульвару  Сен-Жермен (B-d Saint Germain) в Париже  идет огромный белый  слон, приклеиваем к предыдущему, и пожалуйста –  на экране  получается, что мы  увидели слона!  И  ура! - создалось новое экранное время и новое экранное пространство! … Или, может, это идет динозавр, - добавила я для пущей невероятности, чтобы  все не повскакали с мест и не бросились смотреть слона. Было лето, окна были раскрыты и так и приглашали посмотреть на слона.
Слона никто смотреть, к счастью, не устремился,  но слон, как оказалось,   все же произвел  неизгладимое впечатление. Такое впечатление произвел на моих студентов только фильм о  Носферату. Когда я  рассказала о великой  силе любви прекрасной Нины к мужу, клерку Джонатану, отправленному во владения страшного вампира, всепобеждающей любви,  за сотни миль остановившей злодея-кровососа, занесшего свои костлявые руки над несчастным, результат  тоже  был поистине удивителен. Студенты настолько прониклись  духом произведения Мурнау, что в перемену  начали обзывать друг друга носфератами. Мне было чем гордиться.
На следующий день был экзамен,  и первый же студент, вытащивший билет про Льва Кулешова, на  мой вопрос   о географическом эксперименте, предложил рассказать про слона. Раз уж слон,  столь наглядно упростивший эксперимент великого мастера, был моей собственной идеей, ничего не оставалось, как согласиться и послушать про слона.    
Поскольку билетов с вопросами о новациях Льва Кулешова было много, то вскоре я еще раз прослушала историю  про слона, а потом еще. Тщетно я  пыталась сопротивляться и  направить ответы в нужное русло – образ слона окончательно заслонил собою актеров школы Льва Кулешова.
Студенты  замечательно усвоили принцип монтажа, создающий новое экранное время и пространство. Опасаюсь только одного - как бы  история про слона,  чинно выступающего за окнами института по улице Парижа, окончательно не  заместила в их светлых головах историю про актеров, спешащих друг навстречу другу по улицам Москвы, и они не стали бы всерьез полагать, что Лев Кулешов ставил свои киноопыты с участием слона!

Для  полного восстановления справедливости привожу описание настоящего эксперимента Льва Кулешова. 
«Географический» эксперимент Кулешова
«Географический» эксперимент Кулешова — при правильной организации действия актеров в соседних кадрах, после монтажа, действия героев будут восприняты зрителем, как продолжающиеся непрерывно в едином пространстве. Описан Львом Кулешовым, основателем русской школы кино, в книге «Искусство кино» опубликованной в 1929 году и более ранних статьях.

Кулешовым был снят и смонтирован следующий видеоряд: в начальном кадре актриса Хохлова идет мимо «Мосторга» на Петровке. В другом артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки. В этих кадрах они улыбнулись и пошли навстречу друг другу. Сама встреча и рукопожатие были сняты на фоне памятника Гоголю.Здесь актеры повернулись и куда-то посмотрели. Далее в последовательность был вставлен кадр Белого дома в Вашингтоне. Далее — кадр на Пречистенском бульваре, где актеры принимают решение и уходят. И наконец, кадр, в котором они идут по ступеням храма Христа Спасителя. Все, кто смотрел этот материал, приходили к единому мнению, что герои вошли в Белый дом. Л.Кулешов в этом эксперименте доказал необходимость целенаправленной организации монтажа действий актеров внутри каждого кадра, то есть необходимость наполнения кадров определенным содержанием, представленным в строго определенной форме:в избранной режиссером крупности и четко ориентированной внешней направленности движений и взглядов. Эксперимент приобрёл мировую известность и наряду с «Эффектом Кулешова» стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.

А. Г. Соколов «Монтаж. Телевидение кино видео.» М.2000 ISSN 0869-7914      


Рецензии
Нонна, очень интересно и познавательно!

Елена Шувалова   17.05.2019 16:43     Заявить о нарушении
Елена, большое спасибо, что прочли и отозвались! и что вам понравилось!потому что вы исследователь)наверное, содержимое для веселого размышления о кино получилось слишком сложным) и к тому же большинство людей не задумывается, что даже очень популярные приемы в кинематографе были когда-то и кем-то изобретены!

Ермилова Нонна   18.05.2019 16:32   Заявить о нарушении