Собеседник

Душа моя тоски полна.
Ах, сжалься, незнакомец милый!..
Андрей Князев.

  Вечер как никогда был таким приятным и ласковым этой осенью. Казалось, что это последняя прощальная улыбка уходящих сентябрьских деньков в непроглядную осеннюю слякоть. И я знал, что вместе с этим вечером навсегда исчезнет из моей жизни еще один близкий мне человек. Тени на стенах снова мне что-то шептали, и, хотя я не мог разобрать из этого ни слова, краешком души понимал, что уже ничего нельзя изменить…

  Было около половины восьмого, когда Ирина возращалась к себе домой, торопливым шагом проходя мимо увядающего сквера. Она смотрела под ноги и растерянно теребила в руках пачку сигарет, о чем-то размышляя. Ей было о чем подумать. Именно сегодня она поставила жирную точку в отношениях со своим молодым человеком. Словно камень с души свалился с нее этот непосильный, нечеловеческий груз. Ей было немного жаль этого бедного парня, но продолжать с ним отношения она просто уже не могла. Этот кромешный ад наконец-то для нее закончился. Все. Нет человека – нет проблемы.
  Когда у них все только начиналось – это было чудесно. Она сразу потеряла от  него голову. Он же даже не пытался казаться лучше, чем был на самом деле. Почувствовав ее слабинку, он полностью потерял всякий такт и скромность. Разочарование наступило не сразу, но окончательно и бесповоротно. Расставание вышло не совсем сдержанным и холодным. Он устроил скандал, истерику, рыдал и умолял её вернуться… Этим он только ещё больше оттолкнул её. «Сдохни, дрянь! – кричал он ей вслед, когда она уже уходила с места их последней встречи, - Сдохни, сука!.. Ты сломала мне всю жизнь!..» Тут уж было и подавно не до романтики. Истинное обличье этого человека поразило её до глубины души. Как она могла не замечать этого раньше?.. Чтож, говорят, любовь слепа…
   Она рассеянно оглянулась по сторонам. Уже заметно смеркалось. Редкие прохожие уныло брели по тротуарам, словно сонные мухи по стенам до отвала наевшиеся отравы. Всё было как-то уныло и безжизненно. Или ей это только казалось?.. Видеть сейчас никого не хотелось. Оно и к лучшему, что вечерние улицы почти пусты. Возвращаться в общежитие не хотелось. Не хотелось ловить на себе любопытные взгляды соседок, отвечать на провокационные распросы сплетниц и позволять копаться у себя в душе. Не хотелось, и всё тут. Тем более, что Ирина и сама не совсем ясно понимала своё внутреннее состояние. Что там внутри? Пустота… Было бы лучше, если бы в груди что-то ныло и надломленно звенело, содрогалось, переживалось… Ничего этого внутри не было. Она и не знала, каково это – перестать чувствовать. Это оказалось страшно и угнетающе. Безысходность. Расстались. А что дальше?.. Потом. Завтра. Всё опять?..
  Погружённая в невеселые размышления, Ирина свернула в сквер и тихо побрела по узенькой тропинке, вдоль редких и облезлых тополей. Остановившись около покосившейся скамейки, она не спеша достала из помятой пачки сигарету. Обычно ей это помогало. Вот и сейчас Ирина рассчитывала успокоиться и навести порядок в мыслях, присев на спинку скамьи и затянувшись терпким сигаретным дымом. Рассчитывала. Проклятая зажигалка всё никак не хотела обнаружить себя. Ни в карманах, ни в сумочке. Чёрт!.. Вот и покурила!.. Бессмысленно сжав губами бесполезную сигарету, Ирина тяжело опустила голову на руки. Она сама потеряла счёт минутам, сколько просидела так на спинке скамейки. Десять, двадцать минут?.. Мягкий негромкий голос прозвучал где-то так близко и ласково, что девушка чуть не свалилась на землю от неожиданности:
- Девушка… Девушка, с вами всё нормально?..
  Ирина резко подняла голову и настороженно отпрянула от протянутой к её лицу руки. Но в руке не оказалось ничего опасного. Только зажигалка, тихонько чиркнув кремушком, извлекла на свет маленькое подрагивающее пламя. Секунду поколебавшись, Ирина склонилась над огоньком и поспешно и глубоко затянулась. Отстранившись, она исподлобья окинула взглядом фигуру незнакомого парня, так неожиданно выручившего её зажигалкой и выдавила из себя скупую холодную фразу:
- Спасибо… Да, всё нормально…
Ещё раз смерив парня взглядом прищуренных глаз, она демонстративно поджала губы и отвернулась. На пару секунд повисло неловкое молчание. Казалось, незнакомец не хотел уходить или чего-то ждал. Ирина достойно выдержала на себе его взгляд, но удержалась от соблазна и не обернулась.
- Девушка… А можно сигарету?..
- Последняя!.. – как-то резко и вызывающе ответила Ира, продолжая смотреть в одну точку. «Нашёл время клеиться, козёл! – зло подумала она, - сейчас ещё чего-нибудь брякнет!» Но продолжения не последовало.
  Только тихий и короткий вздох сожаления, и Ирина уже слышит негромкий звук шагов уходящего прочь человека. Немного удивившись, Ира всё-таки не удержалась и посмотрела вслед молодому человеку. Парень как парень. Вроде даже ничего парень. Выправка, плечи… Наверняка после армии. Лет двадцать… Со спины не определишь. И весь его унылый и поникший вид вдруг напомнили Ирине её саму, проходящую по этой же тропинке несколько минут назад. Почему-то ей стало неудобно перед ним за свой маленький обман и резкое обращение. Ну и что такого, попросил парень сигарету?.. Не стал надоедать, приставать с разговорами. А тут – на тебе, кури!..
- Эй!.. – окликнуть его как «молодого человека» Ирине было почему-то жутко неудобно и смешно. В свои девятнадцать лет она чудовищно комплексовала по поводу возраста и считала себя древней старухой, находясь в компании семнадцатилетних соседок. Вот и сейчас она неосознанно смутилась своим мыслям.
  Парень остановился и неуверенно оглянулся на оклик. Ирина махнула ему рукой, демонстрируя пачку сигарет. Он замер, немного поколебался и стал медленно возвращаться. Ира невольно присмотрелась к приближающейся фигуре, но поймав на себе его встречный взгляд, поспешно отвела глаза. Он остановился около скамьи и осторожно взял протянутую ему сигарету. Ирина успела заметить, что пальцы у него непривычно холодные. Чиркнув зажигалкой, он прикурил и кивнул ей головой в знак благодарности. Собираясь продолжить путь, он вдруг немного замешкался. Не говоря ни слова он устроился на другой конец скамьи и задумчиво уставился в одну точку. Краем глаза Ирина успела хорошо рассмотреть его лицо. Волевой подбородок, густые брови, а карие глаза большие и блестящие… А ещё шрам на брови. Очевидно бровь ему рассекли в драке. Весь его внешний облик привлекал к себе её внимание как магнит железные скрепки. На какой-то миг Ира даже забыла о своих текущих проблемах. А парень всё так же безмолвствовал. Курил и не призносил ни слова. Девушка уже хотела было что-то сказать, как непроницаемое мужественное лицо парня немного просветлело и он негромко изрёк:
- Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Андрей…

  …Круговорот слов и признаний закружил Ирину с головой. Она сама не успела заметить как вдруг разговорилась с этим парнем, открывая ему самое сокровенное. Его мягкий успокаивающий голос словно очаровывал её, проходя еле заметным касанием по струнам души.  В его голосе она находила отзвуки собственных чувств и снова начинала жить, воспринимать окружающее. Они выкурили целую пачку сигарет, а их разговору всё не было видно ни конца ни края. Бывали минуты, когда на глаза обоих собеседников наворачивались слёзы, и их слова были полны грусти и печали. Бывали и минуты безудержного веселья и смеха. В какой-то момент времени Ирина почувствовала, что в эту секунду ближе их нет никого на целой планете. Она узнала о нём всё: детство, школьные годы, семью из соседнего городка, армейские годы… Приехал он к своей подруге, которая, как оказалось, уже нашла другого… И снова слова, слова, слова…
  Уже совсем стемнело, когда Ирина робко и застенчиво спросила, взяв Андрея за руку:
- Ты проводишь меня домой?..

  …Он шумно ворвался в мою комнату, глубоко и хрипло дыша, не скинув в прихожей ни туфель, ни своей серой ветровки. Плотно притворив за собой дверь, он одарил меня весёлой до безумия улыбкой, заговорщицки подмигнув мне левым глазом. Я смотрел на него без тени каких-либо эмоций. Ни один мускул на моём лице не дрогнул, хотя мне хотелось броситься на него, сдавить ему горло, причинить адскую боль… Не-ет, это слишком опасно, и я знаю об этом… Знаю как никто другой. «Ты сделал это, тварь, сделал это!.. – в бессильной злобе стучало в моём мозгу, - ты опять влезаешь в мою жизнь и калечишь судьбы других, гад!.. Я же просил тебя!.. Умолял!..» Но ни одного лицевого мускула у меня не дрогнуло. Впрочем, ему не нужны были слова или жесты. Он был везде, даже в моей черепной коробке. Знал всё, каждую мысль, желание, каприз…
  Вот и сегодня он опять совершил то, чего я не хотел… То есть, хотел, но… Моя шальная мысль в порыве горячки послужила для него непосредственной командой к действию. И он опять пришёл ко мне. «Всё ради тебя, брат!.. – так он всегда говорил мне, - за тебя я сверну горы… Ты ведь веришь мне, братишка?.. Брат?..» И я кивал ему головой, а он уходил и долго не возвращался. А потом он приходил назад, и всегда приносил с собой какое-нибудь свидетельство того, что он выполнил моё желание: клок волос, отрезаный палец, глаз… А я принимал дары, замыкался и уходил в себя, клялся, что никогда больше не пожелаю чьей-либо смерти… И он надолго пропадал. А когда я в порыве ярости, вдруг, нарушал свою клятву, он всегда приходил ко мне снова. Приходил и исполнял мою волю… Так было и на этот раз.
- Зачем ты её убил? – сухо спросил его я.
- Брат, но ты ведь сам этого хотел!.. – он присел рядом со мной, заглядывая мне в лицо широко распахнутыми глазами, - Всё же ради тебя, брат!.. Она тебя не достойна! Она такая же как и все остальные!.. Те, кто не понимал тебя, брат!.. Только я могу понять тебя, и всегда понимал!.. У нас ведь одна кровь, братишка!..
- Я же просил тебя её не трогать!..
- Брат, но ведь здесь, - он постучал себя кривым указательным пальцем в грудь, - ты ведь хотел её смерти?!. Меня не обманешь, брат, я чувствую тебя как никто другой!.. Слова не значат ничего, а помыслы твои я знаю… Я всегда приду тебе на помощь… Брат, я никому не дам тебя в обиду!..
  Он поднялся, на прощание похлопал меня по плечу и, оставив в кресле полиэтиленовый пакет, направился к выходу. Оглянулся, ободряюще и сочувственно улыбнулся, и вышел из комнаты. Я покосился на пакет. Наверняка там какая-нибудь часть от трупа моей любимой девушки. Что на этот раз: кисти рук или скальп?.. А может печень?.. Это не важно. Так уже бывало не раз. Может, пора уже привыкнуть?.. Он не оставит меня в покое, я знаю это. Сколько ещё жертв он загубит?.. Чёртов маньяк!.. Больной!... Хотя, по поводу своей собственной адекватности я тоже не могу ручаться. Что если я болен?..
  …Его звали Дмитрием. Он на самом деле был моим родным старшим братом. Но он не всегда был безжалостным убийцей. В детстве он забирал меня из садика, вытирал сопли и играл вместе со мной в мячик… Как это было давно!.. Может вся соль в том, что он любил меня по-настоящему сильно?.. «Всё ради тебя, брат!» - так всегда он говорил мне. Говорил и всегда держал слово. Вот и сейчас, он не оставляет меня ни на миг, безрассудно становясь палачом и исполнителем моих самых грязных, злобных и жестоких мыслей…
  Даже сейчас, хотя мой старший брат умер уже более пяти лет назад…
               
3 марта, 2007.


Рецензии
Довольно суровый рассказ, но как показываются узы братских отношений...отлично просто. Да, фаталистично, жестко и бесповоротно для младшего брата. Но что поделать, если у одного характер мягкий, другой , старший, заботиться о нём во всём и до конца, и неважно что придётся совершить, чтобы маленькая семья из двух братьев была счастлива. Даже если кто нибудь из них умрёт, это последует и после смерти.Такие дела.

Эрих Адлер   14.05.2015 02:37     Заявить о нарушении
Спасибо, да, фантомы среди нас)))

Володьяр Лич   01.06.2015 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.