Красный год

                КРАСНЫЙ ГОД
 Мой дед,Семён Егорыч,признаёт два праздника-старый
Новый Год и День Победы 9 Мая.
О себе говорит:" На войне был,но не воевал,моё богатство-
мои родные.
Бабушка,Татьяна Фёдоровна,считает,что она с мужем,как нит
ка с иголкой.
Завтра дедушкин праздник и я тороплюсь к старикам в гости.
Мои предки  люди не религиозные,но в них живёт великая вера
и преданность родной земле.Дед не отпустит меня из деревни
пока не побывапем на кладбище и не постоим у родных могил.
Дед рассказывает,как будто они там услышат, новости о дерев
не,о нас всех и обо мне тоже. Рассказывает подробно о соседях.
У Михаила  Иваныча корова отелилась, Кирилла Гагина дочке
свадьбу сыграли
Вон на пригорке показались первые дома,где то там у крыльца
стоит дед и вглядывается вдаль.
Увидел,машет рукой,мол,топай шустрей.
-Здравствуй,дедунь!
-Заявился соколик!
-А бабушка где!
-В избе небось,где же ей быть,Надолга пожаловал,или тут же
хвост трубой?
-Побуду пару деньков
Дед увлек меня в горницу :"Располагайся,расслабься,небось
устал с дороги?
-Какой устал,соскучился,давно не виделись.
-Да уж,давненько глаз не показывал,помру и не узнаешь.
-Гни больше.
-Эт я так,правда,недели две назад еле поднялся,во как прихва
тило,а тут Кирюха Гагин заявился проведать,я ему выложил,как
на духу,он поднял меня на смех:"Леонида Ильича уже с нами нет
и ты себя хренова чувствуешь!"
-Во какой насмешник,но я на самом деле захирел.
Дверь в горницу открылась :»Хтойта тут воркуит?»
-Мы баб.
-Ай эт ты Андрюшенька?
-Здравствуй,бабушка,кто же ещё.
Бабушка расцеловала меня.
-Как  там у вас,все ли во здравии?
У нас всё хорошо,родители наказали передать вам привет и
вон целый рюкзак гостинцев.
-Спасибо,может перекусишь с дороги или отдохнёшь?
-Не откажусь отдохнуть по рюмашке.
-Махнём по лампадке,надо ж проводить чумовой 20-й век,-сказал
дед.
-Пойдём в избу,-пригласила бабушка.
В избе пахнет пирогами и веет теплом от русской печки.
-Мечтал ,баб, повидать вас,вытянуть из дедовой шапки счастливый
билет,дед пишет или уже надоело ему?
-Пишет,ещё как пишет,Кирюшку Гагина  помнишь?
-Разве забудешь заядлого грибника.
-Он самый,в прошлом году перед рождеством прихватило его
хуже некуда,просит свою Маню,чтобы заказала гроб,а тут Маринка
со всей семьёй пожаловала,помнишь Маринку?
-Разве забудешь красавицу.
-Она самая, на  Новый Год с утра пораньше папаня посылает
дочку к нам за билетами,ты грит :»Неси сюды,не раскрывай.»
Бабушка заговорчески шепчет:»Дедуля,одни красные пишет.»
Оглядываю избу,не вижу деда.
Бабушка приложила палец к губам :»В погреб за косорылкой полез.»
Достаю из рюкзака  подарки и гостинцы,литровую водочки.
-Вот змея Горыныча слёзы,не пахнет и закусывать не надо,на
другой день голова не болит.
-О,тады тоже рюмочку жахну.-Слушай дальше,не только наши
деревенские приходят,вытащут из шапки три скрутки,прочитают
и вприпрыжку чешут домой.-Кирюшка всё лето,как конь норовистый
на своём огороде,дрова на зиму сам заготовил,пилил,колол,
во что деется.
Заявился дед с литровой банкой.
-Оприходуем?
-Оставь ноги растирать,городскую будем употреблять.
-Судя по этикеткам неплохая отрава?
-Люксис!
-Тады насыпай!
Дед достал из серванта рюмки,пошел на кухню  их  мыть,бабушка
ставит на стол деревенские разносолы и городские закуси успела
приготовить.
Мы с дедом сели за стол и стали разговаривать.
-Мужики,кого ждём,-спрашивает бабушка.
Дед наполнил рюмки.
-Разрешите мне сказать,-говорит дед :»О, господи,прости нас грешных,
мы не пьём,мы лечимся.»
Он переложил рюмку в левую руку,перекрестился и выпил.
Бабушка поднесла рюмку ко рту,спохватилась:»Картошку забыла
принести.»
Поставила рюмку на стол и пошла на кухню.
Дед  подцепил вилкой кусочек  форели:»Эт штойта за чудо?»
-Царская рыба дедунь.
-Где ты её поймал?
-Норвежская.
-Ух ты,мать честная,бывалчи в нашей Упе ловили,батяня ,царствие
ему небесное,-глядя на икону дед перекрестился, -намёткой щуку
вытащил,на пол   метра хвост из корыта торчал.
Бабушка ставит на стол  тарелку с картошкой.
-Глянь,Андрюшенька,рассыпчатая,твоя любимая.
-Соловья баснями не кормят,-дед показал вилкой на бутылку,-
насыпь-ка Андрюша укуснай.
Бабушка подняла рюмку :»Чтобы все мы были здоровы и чтоб
нам везло!»
-За такой тост можно ведро одолеть,-дед выпил рюмку.
-А с бабушкиными закусками,во какие помидорчики,во какие огур
чики,мы и бочку опрокинем!
Дед наполнил  рюмки.
-Надо алаверды ответить на тост присутствующей здесь дамы.
Дед поклонился бабушке:»Ей ба президентам быть нашай Рассеи,
 жили ба мы тады богаче любой  америки.
Дед перекрестился  оглядел нас :»Ну,будем здоровы!»
Наши рюмки дзинкнули,мы выпили,чтобы быть здоровыми.
Дед поцеловал бабушку,потом поцеловал меня,закурил и
пригласил нас  в горницу.
Дымя сигаретой сел за стол,бабушка пригласила меня
сесть на диван и сама села рядом со мной.
-Хорошо сидим,-говорит дедушка.
Дед любит копировать Алексея Грибова.
Сосед,приятель деда ,однажды съязвил:» Деревня неумытая,
над таким артистом смеёшься ! «
-Да,живу в деревне,но  я ,в отличие от тебя,театрал,хотя ни  разу
не был в театре,зато по телевизору ни одного спектакля не пропускаю.
Дед обожал  Аллу Константиновну Тарасову,может быть потому,что
бабушка вылитая   знаменитая артистка.
Кстати,дед очень похож на Алексея Николаича Грибова.
Бабушка обратилась ко мне:»Андрюша,случайно не читал,или может
кино видел о героизме Семена Богатырёва?»
Моргает мне и кивает в сторону  мужа.
-Правда,сам не читал и не видел,но кое кто  рассказывал о необыкновенном солдате,-подыгрываю  насмешнице.
-Он  аэродром защищал от десанта,вон медаль в комоде лежит.
-Дед улыбается,балдеет.
-Ихнева  бомбардировщика  винтовкой сбил.
-Правда,как же ?
-Немцы аэродром бомбили,возле него бомба грохнула,он, как
перышко поднялся к небу на взрывной та волне,а тут самолет
вот он рядом лётчик грозит солдату кулаком,Семён вначале  кукиш
хотел показать,потом  разозлился дюбнул прикладом по хвосту,
самолёт брякнулся об землю. По документам и по крестам летчика
Семён асса сбил,солдатика хотели судить за порчу военного имущества,
приклад то вдребезги.
Бабушка хохочет.
-Брысь на место,-куражится дед.
- Где оно моё место?
-Брысь под лавку,-не унимается дед.
-Латарейки написал,а то завалишься копытами кверху.
Дед включил настольную лампу,сел и стал писать билеты.
-Если б ты видел,каким  осенью в 45-м  он домой вернулся?
-Не знаю.
-Кожа и кости,дай бог ежли пуда три в нем было.
-Помолчишь ты твою таракана мать,во заладила.
Бабушка подошла к деду,обняла и поцеловала его.
-По дурости рассказывала подругам ,что он мне плёл о войне,
Его прозвали барон мун…мюн.
Мюнхзаузен баб.
-Он самай,все ухахатывались,не сразу Сеня пришелся мне по душе.
Дед прекратил писать,поднёс стул  и сел со мной рядом.
-Больше года терся возле неё,в женихи к ней набивались,наглый агроном из района,безрукий учитель,тоже фронтовик и ууу какой репей.Медаль «За отвагу» навязал мне на стапнции безногий бродяга за чекушку.
-Он её ни разу не прицепил на грудь,я думала скромничает.
-После Победы для меня важнее всего было жениться на любимой
девушке.
-В день свадьбы признался:» Жуков маршалл  на войне,а я
маршалл на любовном фронте.»
-Дед героическая личность,баб,ни у кого такого нет!
-А я на меньше чем герой не согласилась бы.
Бабушка извинилась и заспешила в избу.
Дед ножницами стал  нарезать билеты.
-Помоги свёртывать билеты,-попросил дед.
Накрутили полную шапку,дед положил шапку  с билетами за икону,
мы перешли в избу.
Бабушка на кухне  гремит  посудой,мы с дедом сели за стол.
-Рассказывай,что там у вас в городе?
-Всё также,особого ничего не происходит.
 -Сейчас нам Татьяна Фёдоровна подаст гуся с яблоками,с пылу,с жару,
куды твоя нарвегия.
И правда,бабушка поставила  гуся на стол ,запах обалденный.
Дед нарезал куски ,командует мне:»Насыпай,чего сидишь!»
Дед и бабушка обменялись речами.
-Чтобы все были здоровы и чтоб нам везло,-сказала бабушка.
- Старый год закончился,подведена черта под 20-м веком ,
желаю пристуствующим здесь и всем нашим родным счастья!
Бабушка подкладывает мне,на её взгляд, маленькие кусочки :
«Ешь Андрюшенька,ешь мой хороший!»
-Наедай шею,как у быка хвост,-сказал дед и засмеялся.
Мы вернулись в горницу.
-В нашем распоряжении  минут двадцать или чуть больше,-
заметил дед.
-Я слышала о чём вы говорили,-заговорила бабушка,-мне
не понятно,какими данными располагают болтуны о войне?
-Никто не знает,сколько погибло под Ржевом,на Невском пятачке,
а говорить о всей войне просто не хорошо,точных сведений нет нигде.
Мы слышым ,как чихвостят Жукова,под его командованием погибло
больше всех.
Но! Где воевал Жуков и где воевали все будущие маршалы.
Я хоть и фронтовик,но многое не знал и теперь не знаю.
-Одни партачили,а товарищ «Жюков» выручал,-сказала бабушка.
-Она владеет хорошим умом,я  прислушиваюсь к её словам.
Мы вернулись в избу,бабушка зажгла свечи,выключила люстру,
дед включил магнитофон,я откупорил  бутылку шампанского.
 Кремлёвские куранты возвестили о первых секундах 21 века.
По старому стилю.
В шесть утра раздался стук в дверь.
-Погоди Кирюша,внук проснулся,сейчас он возьмёт ,тады ты.
Дед из-за иконы достал шапку с билетами и предупредил меня.
-Сразу три не бери,бери по одному.
На всех трёх билетах написано красным карандашом-КРАСНЫЙ.
По дороге обратно в город вспоминал прекрасные два дня.
После кладбища ,пока  бабушка накрывала стол,мы с дедом сидели в горнице,он говорил:» Меня мой дедушка Фёдор  Семёныч водил
в рощу,куда ходили мы с тобой,и он меня угощал «митаминами»,
тоже делал свистульку и наказывал не наносить  божьим птичкам вреда, они приносят людям пользу.
Хотелось бы ещё побыть в родной деревне,но надо быть в городе.
Вспоминаю,как мы купались с дедом в речьке,как зимой я катался
на лыжах с горки,естественно падал,одежда на мне становилась
ледяной.Замёрзнешь,придёшь в избу , сброшу с себя всё
и на печку,пропотею и на полати,спал,как убитый.
Утром бабушка угощала парным молоком.Одежда  просушена
и выглажена,как новая.
Сладкие воспоминания.Билеты деда конечно обман,но я верю,
этот год у меня будет удачным.

                2002


Рецензии