Подарок неба

ПОДАРОК НЕБА

  Два моих любимых человека родились под со-
звездием Близнецов (а просилось: в созвездии
Близнецов!) 13-го и 17-го июня. Четыре дня разницы.
Созвездие составляют разные звёзды, из которых че-
тыре самые яркие образуют почти правильный прямоу-
гольник. Но две самые-самые яркие соседние звёзды и
являются собственно Близнецами: Кастор и Поллукс
(Полидевк по-гречески). Наташа и Виталий, Касторка
и Пол-уксуса, как я подшучиваю над ними. Близнецы
иначе называются Диоскуры, т.е. сыновья Зевса и Леды,
жены царя Тиндарея. По одной из версий мифа Поли-
девк — сын верховного бога Зевса (бога ясного неба), а
Кастор — сын царя Тиндарея. Поэтому Полидевк счи-
тался бессмертным, а Кастор — смертным. Близнецы
почитаются с древности помощниками человека, особен-
но воинов, всадников, моряков(!). В мифах о Диоскурах
перекликаются мотивы периодической смены жизни и
смерти, света и мрака.
  Небо Лагоса, столицы Нигерии, я как-то ославил в
таких вот строчках: «Загораю под бледной луной про-
кажённого неба Лагоса...» А оно возьми да и подари мне
царский подарок! И прав оказался Ницше: «...нависшие
тучи горести должны служить тебе выменем, которое
даст молоко для твоего услаждения».
  С месяц назад, ввиду затянувшегося нашего «вели-
кого» стояния на рейде Лагоса, зарядил я по вечерам де-
лать пятикилометровые марш-броски по периметру суд-
на. Бегал в одних шортах и уверял себя, что загораю под
звёздами и луной. Ходил, задирая голову, любовался и
определял, где какие созвездия и яркие, известные звёз-
ды. Забегал в каюту, сверялся с картой звёздного неба и
опять мчался на палубу.
  Моих Близнецов в нигерийском небе не составля-
ло труда найти: надо стать лицом в направлении между
Орионом и Большой Медведицей, вытянуть одну руку в
сторону Ориона, другую — в сторону Медведицы, под-
нять к небу лицо и перед глазами увидеть Близнецов. А
то и так, навскидку, посмотришь вверх и сразу увидишь
двух братьев, небесного Поллукса и земного Кастора,
который, благодаря любви своего брата Поллукса, тоже
оказался на небе и стал бессмертным.
  К закату солнца первой выходила на небо Венера.
Солнцу еще оставалось в 2-3 своих корпуса до воды, а
я уже жадно шарил глазами в бледно-голубом просторе
и тихо радовался, когда находил её на вчерашнем месте,
над горизонтом и чуть правее заходившего светила. Я
знал, где-то рядом и мои Близнецы. Скоро и они пока-
жутся. Голубое в небе переходит в синее, синее — в чёр-
ное, чёрное — в ночь. И как-то я не обращал внимания,
что Венера находится где-то рядом с моими Близнецами.
Соседи, ну и соседи. Что с того? И вот однажды! — вижу
я чудесную компанию, восхитительный квартет: оба-два
Близнеца, как и положено, находились вверху, а нарож-
дающаяся Луна и Венера заняли точное положение двух
нижних звёзд созвездия Близнецов — Тау и Мю. Фиеста
звёзд! Праздник воспрянувшей моей душе!
  Каждовечерний мой марширен приносил новые на-
блюдения. Фиеста продолжалась, только в другом ис-
полнении. Беспечная Луна, набирая форму и вес, под-
нималась всё выше, поочерёдно проходя созвездия Льва,
Девы, Весов и, наконец, сваливалась к горизонту слева
от хвоста-веера Скорпиона. Близнецы же с Венерой к по-
луночи уходили вслед за утонувшим в океане Солнцем.
Когда Луна отвалила из квартета, остались три звезды
в виде прямоугольного треугольника. Венера при этом
была, конечно, ярче Кастора и Поллукса. С каждым ве-
чером Венера меняла свое положение, двигаясь вниз во-
круг Близнецов и образуя разные виды треугольников.
После прямоугольного получился равносторонний, за-
тем опять прямоугольный, развёрнутый. Дальше как бы
раствор циркуля разводил все три звезды. Это все про-
исходило, конечно, не за один вечер, а на протяжении
месяца. Ближайшие яркие соседи, собачье семейство
созвездий Большого и Малого Псов (с главными их звез-
дами — Сириусом и Проционом), даже не пытались со-
ревноваться с еженощной феерией: вальсом Венеры во-
круг Близнецов!
  И сегодня, 31 мая 1999 года это трио почти обра-
зовало прямую линию, направленную вверх во главе с
Венерой. Тогда, как несколько дней назад, равносторон-
ний их треугольник угрожающе устремлялся к Земле,
подобно пущенной небесным охотником стреле. Завтра
это уже будет прямая. А что будет дальше? Если продол-
жить кривую по которой явно движется Венера, то она
должна завернуть наверх вправо, огибая Близнецов, и
завершить круг. Или она будет удаляться по другой тра-
ектории. Через два дня мы отсюда улетим… И дома я не
увижу продолжения этой захватывающей истории, так
как Близнецы будут на другой стороне Земли. И только
Венера, низко над горизонтом будет высвечивать их ме-
стообитание. Но я увижу живых Близнецов, и мое серд-
це успокоится. И я повторю движение Венеры.
  Спасибо, тебе, небо!
  А в созвездии Девы, кажется, Марс. Рядом с голубой
Спикой. Красный, как и положено Марсу. Луна уже кру-
глая, полная, царственная. Стелет и стелет свои дорож-
ки вниз по воде к нашему борту. Облака их старательно
убирают. И так они соревнуются: кто кого?
Так разве не праздник: Венера, Марс, Луна, Земля!
И мои любимые Касторка и Пол-уксуса! И Солнце по
утрам!


Рецензии
Солнце Вы незаходящее)))))))Страдающее и любящее на всю голову,на все сердце Ваше безразмерное...Здорово пишите про любимых и про звёзды..Ни хрена не понимаю в звёздах почему у меня такой провал в этом...только Большую медведицу и могу найти зато она мне в окно светит круглый и кажется ковш вот-вот прольется а потом зачерпнет и снова прольется и снова зачерпнет...И Венеру не знаю и полярную не знаю мне нравится когда звезды сыплются-падают в августе ...хреновый из меня звездочёт зато у Вас их много-премного.Хоть бы Ваши рассказы никогда не кончались...Они разные как жизнь горькая-сладкая.

Анжелика Кръстева   05.02.2012 21:50     Заявить о нарушении
Наконец-то: и солнце и звезды в одно и то же время - на голубом сияющем небе! Дождёмся?!

Привет, Анджелика!

Александр Дворников   06.02.2012 23:51   Заявить о нарушении