Русское варенье с привкусом полыни

Что рассказать Вам про «Русское варенье»? Тот, кто не видел этот замечательный спектакль в постановке художественного руководителя московского театра «Школа современной пьесы», народного артиста России Иосифа Райхельгауза – многое потерял – это очевидный факт. О чем эта пьеса лауреата русского Буккера, писателя и драматурга Людмилы Улицкой? О жизни и трагедии русской интеллигенции, которая определяется не национальной принадлежностью, а своим духом. О том, насколько интеллигенция невостребована, о том, что из всех доступных для нее дел остались лишь переводы на разные языки глупых романов своих соотечественников, о том, как на карту ставятся жизнь и судьба в угоду мимолетной прихоти.
Для меня этот спектакль остается самым лучшим и любимым, поскольку здесь недвусмысленно показаны несколько точек зрения на нашу сегодняшнюю действительность. Мне также близки классические чеховские герои  произведений «Дядя Ваня» и «Три сестры», по мотивам которых была написана современная пьеса, в названии которой значится Afterchekhov (после Чехова). 
Действие происходит в 2002 году, в дачном академическом поселке, где живут пенсионер, а в прошлом профессор математики Андрей Иванович Лепехин, его сестра Наталья Ивановна и три ее дочери, а также муж средней дочери Константин. Дача получена в наследство от академика Ивана Лепехина, отца Натальи Ивановны и Андрея Ивановича. Ведет хозяйство Мария Яковлевна, сестра покойного мужа Натальи Ивановны. Наталья Ивановна исполняет большой заказ – перевод на английский язык многотомника современной русской писательницы Евдокии Калугиной, жены Ростислава.
Герои «Русского варенья» говорят на нашем современном языке, рассуждают о реалиях сегодняшней России, сталкиваются с равнодушием и пропагандой новой веры в деньги. Хотя, кажется, это еще ветхозаветная проблема. Но, на мой взгляд, во времена Чехова было стыдно говорить об этом прямо, а сейчас – можно говорить – «Я люблю только деньги и прогресс!» Причем слово прогресс понимается героями с оттенком нигилизма к традициям, душам тех, кто их хранит, с пренебрежением к совести, разуму и своим корням.
В рассуждениях о судьбе России мы слышим со сцены как минимум десяток мнений разных людей, объединенных, пожалуй, только тем, что каждый из них живет в  нашей стране.
Слесарь-сантехник Семен (Владимир Шульга) размышляет только о том, как добыть богатство, а потом непременно – за рубеж: «А по мне, Франкфурт всего лучше. Я там три года на заработках был… Вообще-то за границей давно уже все в полной комплекции… В Германии с питанием лучше всего мне понравилось. Да и климата нашего не могу одобрить… Конец апреля, а холод собачий… А у них там все цветет, пахнет… тьфу!»
 Ему вторит его собутыльник, а в прошлом интеллигентнейший человек Андрей Иванович Лепехин, который продает общий дом (читай Россию), для того, чтобы уехать подальше от родных просторов. Здесь его не понимают, здесь он пьет горькую, когда «соображая» вместе со слесарем, а когда чокаясь рюмкой с портретом А.П.Чехова. Причем в исполнении Альберта Филозова такое своеобразное общение с портретом великого русского писателя не кажется кощунством. Напротив, кажется, что «по душам» его герой может перемолвиться только с писателем, который понимал, как непросто интеллигенции жить в России при любом политическом строе.
Андрей Иванович идет на все во имя любви, которую хранит несколько десятилетий к «Железной Жизельке», немолодой уже балерине, которая всю свою жизнь то и дело выходила замуж за других мужчин, игнорируя ухаживания верного рыцаря. Но чем же увенчалась страстная любовь? Немолодой Андрей Иванович наконец-то принят, любим и… – вынужден продать дом, дабы обеспечить райскую жизнь «Жизельки» в Европе. Во имя любви предана страна, дом, вишневый сад, доставшийся от предков, собственная большая семья, сестра с тремя взрослыми детьми.
Отношение к дому с вишневым садом, который символизирует нашу страну, остается сакральным только у женщин и стариков, которых в итоге  и выгнали из него, не считаясь с их мнением, чаяниями, надеждами. Выгнали те, кто богат, у кого иное видение счастья на этой земле.
Неподражаемая народная артистка России Татьяна Васильева (Наталья Ивановна) своим густым томным голосом и тонкими манерами как нельзя лучше отразила жизнь воспитанной в духе Чехова женщины, по ошибке заброшенной в современный мир. У нее четверо детей, она вдова, вся семья живет за счет ее переводов на разные языки глупой беллетристики. Старший сын Ростислав (Иван Мамонов) успешно занимается бизнесом и престижно женат на молодой писательнице женских романов Алле, которая пишет под псевдонимом Евдокия Калугина (Джульетта Геринг). Он не живет в поместье, оставшемся от предков. Алле не нравятся порядки в родовом гнезде, она – яркий представитель гламура и апологет преобладания материальных ценностей над духовными.
 Старшая дочь Натальи Ивановны Варвара (Анжелика Волчкова) ушла с головой в религию, живет ею, не думая о себе, а думая о Родине, ее возрождении, утрате былых дореволюционных ценностей, таких как семья, православная церковь, соборность, общинность. Она словно живет в том времени, оторвана от действительности полностью и кажется бесповоротно. Тем не менее, она выглядит наиболее зрелой, ответственной, понимающей свою цель в жизни, которую видит в спасении духовности России. «Эти западнические идеи всегда были отравой для России! У России свой путь!» - с долей агрессии утверждает Варвара.
При этом она остро чувствует ситуацию, когда ее близкие пытаются растворить свои беды в быту. После очередной беседы семьи Лепехиных о канализации и теории катастроф (что характерно) она «взрывается»: «Господи! Какая канализация! Мир летит в тартарары! Страна погибает! Демографическая катастрофа! Нравственный упадок! Рим! Апокалипсис! А мы сидим за столом и беседуем о теории катастроф! А катастрофа уже происходит! Здесь и сейчас!»
Так она чувствует. И она права, но вместо того, чтобы предпринять что-то конкретное, чтобы улучшило жизнь окружающих людей, Варвара выбирает путь обличения и отвержения «всего и вся» в дне сегодняшнем, и ждет чудесного возвращения к царской России.
 Иногда становится по-человечески жалко эту героиню, она «бьется» в направлении спасения духовности своей семьи как может, но в одиночку, ее не поддерживают близкие, иногда подсмеиваясь над ее набожностью. Однако, Варвару уважают и родственники, и селяне. Кажется, живя в этом ритме, ей не удается найти достойного мужчину для создания семьи, не удается найти подходящую ее убеждениям работу. И это не мудрено, ведь таких как она немного, а близких ей по духу, с определенной позицией и мировоззрением – так совсем единицы. В пьесе она обречена на одиночество, хотя в жизни случаются чудеса…
Вторая дочь Натальи Ивановны Елена (Екатерина Директоренко) - полная противоположность Варвары – она погрязла в чувственных удовольствиях, поддержании телесной красоты, жизни для себя и во имя себя. Она живет с молодым человеком Константином (Александр Цой), непризнанным гением-музыкантом, который наиболее дико смотрится в этой благовоспитанной семье. Он на полном серьезе увлечен… собой! И на всех окружающих смотрит свысока – ведь он априори лучше Лепехиных, хотя живет в их доме, и за их счет. Лепехины за восемь лет проживания с Константином похоже свыклись с тем, что он с ними даже не здоровается. Родственники Лели, как ласково называют Елену, в противовес не воспринимает Константина как полноправного члена семьи. Противостояние взаимно. Он даже не сидит за общим столом, накрытым на Пасху. Тем самым демонстрируя свое мнение - мне не интересны ваши чаяния, праздники и вера. Мне интересен мой собственный протест против окружающего мира. Главный объект его нападок – конечно же, Варвара.
Третья дочь Лиза (Ольга Гусилетова) подрабатывает «горячими звонками», повторяя по всему ходу спектакля слова своего эротического диалога «Я совершенно одна»! Причем в этот момент она постоянно в окружении  близких. Не ответ ли это ее сущности на все происходящее – «Я постоянно одна!»? Конечно же, это так. Лиза - не такая, как все. В ней также бурлит вызов обществу, но при этом ее не покидают здравый оптимизм, едкие шутки, самоирония. Пожалуй, героиня … кажется самой жизнеспособной из трех сестер. Она поняла, что если не смотреть на мир под призмой иронии и смеха, - не выживешь. Тем не менее, она сохраняет доброту глубоко в своем сердце. 
В жизни интеллигентной семьи постоянно считают недостающие деньги, обвиняя друг друга в транжирстве (Наталья Ивановна постоянно пьет исключительно дорогой кофе, потому что не может работать без него), при этом все обитатели дома едва сводят концы с концами. Особенно острые диалоги случаются между сестрой покойного мужа Натальи Ивановны, домоправительницей и приживалкой Марией Яковлевной (заслуженная артистка РСФСР Елена Санаева) и основным поставщиком средств для семьи Натальей Ивановной (Татьяна Васильева). Каждая из них – своеобразный «атлант» семьи, так как каждая несет свою нечеловеческую нагрузку. Наталья Ивановна борется с постоянной бессонницей и головной болью от «круглосуточных» переводов на иностранные языки; Мария Яковлевна «падает с ног» от усталости – от того, что весь дом на ней. Проза жизни угнетает и ту, и другую. Особенно привыкшую к другой жизни Наталью Ивановну.
Ей так хочется полета души, поездок за рубеж, новой жизни, восстановления своего родового «гнезда». Хочется изысканного кофе по утрам, хочется наладить свою жизнь, вдохнуть свежесть в свои давние мечты. Но проблема в том, что никто не может, или не хочет работать. Не хочет в основном молодежь. Не хочет «пахать за гроши», «работать на дядю» и т.д.
 Однако, сама жизнь вынуждает семью начать производство собственного вишневого варенья. Производство, конечно же, проходит в домашних условиях: Елена рисует акварельные этикетки («Я рисую этикетки! Мои этикетки стоят дороже варенья! Ручная работа! Хэндмейд!»), Лиза покупает вишню, Варвара стерилизует банки, Мария Яковлевна варит душистое варево.
 Но картину омрачает прибывший Ростислав, который в итоге и разрушает дом, выгоняя свою семью буквально на улицу, за забор. Он, родной сын Натальи Ивановны, не родной для нее по душе. Он словно квинтэссенция предателя, внутреннего врага в прямом смысле этого слова. Причем Ростислав не просто продает уже проданный  дядей дом. Он мечтает. И его мечты о миллионах туристов со всего света, о чудо парке, на котором можно заработать миллионы долларов, настойчиво напоминает нашу жизнь. Да и как можно спокойно реагировать на финальную реплику Ростислава: «Здесь будут отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, пить, есть и веселиться, танцевать, слушать музыку, смотреть фильмы. Здесь будут концерты, аттракционы! Выроем пруд размером с Женевское озеро, а в середине построим искусственный остров! И четыре моста будут перекинуты с берега! И все хрустальные! Дети и родители станут приходить сюда тысячами, сотнями тысяч! Со всей страны! Со всего мира! (...) И все – с миллионами! Все флаги в гости будут к нам! Хватит работать! Пора отдыхать! Пришло время отдыхать! Здесь будет Диснейленд! Поняли? И вы увидите небо в алмазах!»
Где-то мы это уже слышали, не правда ли?
Слышали, и от этого становится страшно. Почему же так?
А как же близкие, родные, жители дома? Куда деваться им? Да и почему они должны оставлять свои родные края? Чем же они хуже миллионов туристов со всего света? Почему хозяевам надо поступиться своими традициями, историей, своими корнями? Откуда такая несправедливость? Все эти вопросы тревожат думающего зрителя после спектакля. И конечно, дикая картина венчает спектакль – разрушается дом, а все его  жители – женщины и старики -  остаются за забором со слезами на глазах.
В этом то и заложена трагедия: защитников нашего дома – России -  не так много. Одни старики, женщины и дети. А остальные – сильные и агрессивные «Аллы» и «Ростиславы» - не думают о будущем страны, они только зарабатывают на ней деньги. Зарабатывают на разрушенных судьбах.


Рецензии
С огромным интересом и вниманием прочла Ваш репортаж о "Русском варенье". Возможности увидеть этот спектакль нет. Но слыша фамилии актёров и читая трактовку и Ваши замечания, буквально отключаешься от мира и погружаешься в прекрасный мир искусства.
Спасибо за полученное удовольствие.
С уважением, Наталия.

Гриценко Наталия   29.06.2011 17:34     Заявить о нарушении
Большое спасибо, буду стараться и дальше!

Марина Еремина   29.06.2011 19:31   Заявить о нарушении