Глава 8. Полет в Варанаси

Утро провели в гостинице, купаясь в бассейне, где мы были единственными купальщицами, катаясь на качелях, гуляя по красивому парку, рассматривая розовые лотосы в маленьких декоративных  бассейнах и фотографируясь рядом с необычными экзотическими цветами и растениями.
В обед мы поехали в аэропорт. Я почему-то переживала, как пройдет наш полет. Мне все время казалось, что сядем в какой-то старенький самолетик, а он возьмет да упадет где-нибудь в джунглях, где нас никогда не найдут. Насмотрелась, видимо, разных фильмов.
Аэропорт оказался небольшим одноэтажным зданием, зато пришлось пройти такой таможенный контроль, какой ни у нас, ни в других странах проходить не приходилось. Вначале проверили багаж и ручную кладь. Особенно пристально осмотрели сумку Ирины, заставив вытащить ее содержимое. Что уж им показалось таким подозрительным? У мужчин отбирали зажигалки или предлагали переложить их в багажные сумки.  Все неположенные предметы летели в корзины. После такого тщательного осмотра сотрудники пропускали через замочек багажных сумок полиэтиленовую толстую нитку и запаивали ее. Никто в багажном отделении в спешке вскрыть такой замок не сможет. Мы убедились в этом  на собственном опыте, когда в гостинице Варанаси пытались открыть свои сумки. Ни ножниц, ни ножа при себе у нас не оказалось- все было, как и предписано, упаковано в багажную сумку. Мы бились-бились с этой полиэтиленовой ниткой, потом додумались пилить ее гостиничным ключем. Попилили по очереди, почертыхались, наконец, минут через 10 нам все-таки удалось ее распилить. Ну а остальные нитки разрезали ножницами, достав их из сумки.
Далее в аэропорту всех проверяли через большую рамку, затем нас разделили по половому признаку: женщины пошли направо, а мужчины- налево. Как-то было странно, зачем это делают. Все оказалось понятным, когда девушки-сотрудницы в униформе и белых перчатках самым тщательным образом стали нас ощупывать. Мы не возмущались- оказывается, очень много экстремистов с Севера Индии пытаются проникнуть в места скопления народа, поэтому сотрудники аэропорта всеми способами и без поблажек борются за нашу безопастность. И правильно делают.
Самолет оказался небольшим, летело 60-70 пассажиров. Когда мы вошли в салон, то просто изумились дизайну: стены были отделаны белым, а кресла были бордовые из какого-то шелковистого материала. Нас встречали три стюардессы в красных форменных костюмах с короткими юбками, в пилотках и туфлях на высоких каблуках. Эти девушки были настолько красивыми, как будто каждая из них заняла первое место на конкурсе "Мисс Мира"- высокие, под 180 см, с роскошными волосами, собранными в пучок и национальным макияжем, правда, без красной точки. Просто три Айшварии Рай- самой известной артистки не только Болливуда, но даже Голливуда. Самолет был частной компании, кажется, "Золотой фазан", в гостинице мы пробовали пиво с таким же фирменным знаком.
За спинками кресел висели дисплеи, во время полета можно было смотреть новости, видеоклипы и рекламу драгоценностей Индии. Та же Айшвария Рай и дочери Радж Капура ( в прошлом самого известного киноактера Индии, мы знаем его по старому фильму "Бродяга") демонстрировали роскошные колье, серьги, кольца и браслеты из самфиров, рубинов, изумрудов и бриллиантов, которые добываются, проходят огранку и изготавливаются в Индии. Действительно, это были изумительные произведения искусства! И демонстрировали их самые красивейшие женщины Индии, которые могут позволить себе их купить. И тем острее вспоминались голодные немытые дети, нищие и обездоленные. Кто-то мечтает носить такие уникальные драгоценности, а кто-то думает, как добыть кусок хлеба. И это тоже неприкрашенная Индия.
Наши красавицы-стюардессы стали разносить фреш, но не в полиэтиленовых стаканчиках, а в бутылочках, подавая их  в белых перчатках с красными салфеточками. Поразило, что все было с отменным вкусом. Затем разнесли какие-то кексы и новый напиток, и все это тоже с таким же вкусом и шиком, с улыбками на красивых лицах. Вот тебе и старенький самолет. Индия очень обманчива и разнообразна!
Полет длился 45 минут и-  наконец мы в Варанаси.
Встречал нас другой автомобиль с новым водителем и помощником. Нас отвезли в гостиницу, но здесь все было значительно скромнее и без богатства, бьющего в глаза.
Варанаси расположен в штате Уттар-Прадеш, который находится на юго-западе от Дели. Для индусов этот город имеет такое же значение, как для католиков Ватикан, для христиан- Иерусалим, а для мусульман- Мекка. Он считается святым городом как для буддистов , так и для индусов.
Название города обозначает - "расположенный между двух рек", иногда  его называют Бенарес, потому что англичане, захватившие этот город 300 лет назад, не могли правильно выговорить это название.
Варанаси- один из самых старинных городов на земле, согласно легендам, он  был основан богом Шивой около 5 000 лет назад, но на самом деле возраст Варанаси около 3000 лет, что тоже немало! В то время были построены такие известные в древнем мире города, как Вавилон и Луксор в Египте, но от Вавилона ничего не осталось, от Луксора, мертвого города, остались одни храмы, а Варанаси как стоял, так и стоит.
Город расположен на западном берегу реки Ганг( кстати, индусы считают, что Ганг- это женское божество воды и называют его Ганга). На восточном берегу никто никогда не селился, потому что в индийской мифологии считается, что бог Шива отправляет на этот берег души умерших. На самом деле восточный берег сильно заболочен, поэтому жить там практически невозможно, но поверим легенде.
Здесь живет около двух миллионов человек, но паломников еще больше. Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Считается, что ритуальные омовения в священном Ганге очищают душу человека, а все его грехи уплывают в океан, поэтому паломники со всех уголков  Индии приходят сюда совершать ритуальные омовения.
Многие идут сюда не только с целью омовения, но и умирать, считается, что душа человека, чей прах развеян над Гангом, быстрее проходит ступени перевоплощения, поэтому каждый индус мечтает умереть на Ганге в Варанаси. Недаром этот город называют "вечным городом".
Кстати, в Варанаси зародилась Аюверда и Йога, раньше в городе было много ашрамов, где можно было жить и изучать индийскую религию и мифологию, сейчас в городе их не осталось, но некоторые культурные традиции существуют до сих пор. Тысячи путешественников со всех концов земли стекаются в Варанаси и проходят курс йоги, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают индийские танцы.
А еще в Варанаси есть хороший университет, в котором учатся студенты со всего мира, ведь только здесь можно изучить язык- языков санскрит. И еще мы проезжали мимо их общежития,  состоящего из нескольких трехэтажных корпусов, в котором живут ( и многие, между прочим, бесплатно!) студенты из разных стран.
Итак, мы оказались в вечном городе и вечером нам предстояло посетить церемонию жертвоприношения зажженных ламп священной Ганге, так называемая "огненная Пуджа".
Наш автомобиль довез нас только до улицы, ведущей к Гангу. Далее мы пересели на велорикши. Это были старые дребезжащие колымаги с откидным верхом. Сиденье на двоих почему-то было наклонено вниз, и когда мы с Ириной сели в него, нам так и казалось, что сейчас мы вывалимся вперед, поэтому при езде пришлось опираться ногой на какую-то железяку. Сам велорикша оказался худеньким молодым человеком, с трудом крутящим педали своей колымаги. Зато у него был постоянный заработок, стоимость пути "туда и обратно" 100 рупий( примерно 75 рублей).
Мы поехали на этой колымаге. Дорога была загружена такими же велорикшами, мотороллерами, повозками, мы диву давались, как только они лавировали в этом потоке, не цепляясь друг за друга. При этом все переговаривались, перекрикивались, звучали клаксоны мотороллеров и звонки велорикш. Стоял шум и гам, сопровождающийся дымком от приготавливаемой в лавках пищи, запахами специй, которые продавали здесь же, разложив их кучками на подстилках прямо на дороге.
С левой стороны тянулись ряды открытых магазинчиков с тканями, блестящей одеждой, сари, сувенирами. Здесь же были кухни-кафе, в которых что-то пахучее разливали в миски. Все освещалось маленькими мелькающими лампочками.
На другой стороне можно было увидеть нищих, сидящих вокруг костров и в сколоченных из досок  будках, в которых они собирались скоротать ночь, а еще бегали бездомные собаки.
Но это еще не все: дополняло эту картину то, что за нашей велорикшей бежали дети и кричали "мани", "мани". Дети были маленькими, грязными, нам было их очень жалко. Несмотря на предупреждение нашего гида, чтобы ни в коем случае не давать им денег во время езды, потому что они сбегутся к нам  со всего района, окружат нашу велорикшу и мы не сможем доехать до Ганга, наше сердце не выдержало этой картины - и Ирина дала одной девочке 10 рупий. Тогда все дети еще громче стали кричать "мани", "мани", а девочка, получившая деньги, просто влезла почти под колеса и кричала громче всех. Мы боялись, что она упадет и ее покалечит под колесами, поэтому я ей ответила : "Ноу мани", на что она на хорошем английском сказала : "Why not?" (почему нет), вот так, здрасьте, еще и объясни, почему нет.
В Индии  очень много нищих, и когда они видят европейцев, то начинают просить милостыню, а если это матери с детьми, то они протягивают к тебе ребенка, вызывая жалость. Но кроме настоящих нищих в Индии сформировался класс профессиональных попрошаек, как, впрочем, и у нас. Наш гид рассказывал, что некоторые из них даже имеют сотовые телефоны, что в Индии считается признаком обеспеченности. Кстати, у нашего гида телефон был далеко не последней марки и довольно-таки старый, хотя, по его словам, зарабатывает он неплохо и помогает родителям, живущим в деревне.
Я уже писала, что с гидом нам крупно повезло, потому что он заканчивал делийский университет по специальности русский язык и литература, и очень хорошо говорил по-русски. Когда наш президент Дмитрий Медведев в декабре 2008 года  приезжал в Индию с дружественным визитом, по Первому каналу телевидения мы видели, что переводчиком у президентов был наш дорогой гид ( имя у него такое сложное, что все время забывалось). В свободное от экскурсий время мы вели с ним беседы про наших писателей. Выяснилось, что у него любимый герой Базаров из тургеневских "Отцов и детей", потому что, по его словам, "он помогал бедным. И Тургенев очень хороший, жил в России, вел хозяйство и помогал крестьянам". Когда я ему сказала, что Тургенев провел большую часть своей жизни во Франции и любил чужую жену певицу Полину Виардо, наш бедный гид очень расстроился. Мы поговорили про Льва Толстого, Федора Достоевского, о которых у него было очень однозначное представление, что они тоже "помогали бедным людям", на что Ирина сказала: " Не порть ему представления о наших классиках". Это так-  маленькое отступление от нашего рассказа об Индии.
Расстояние до Ганга было около двух километров, которые мы еле-еле преодолели  минут за 40, одурев от шума, гама, запахов и попрошаек.


Рецензии
Не могу не отметить ваши хорошо подобранные иллюстрации! Просто шикарные снимки и панорамы. Я там вам написала в прошлой главе про ошибку но прочитав фразу "артистки не только Болливуда, но даже Голливуда", сообразила что у того парня, вероятно, была болливудская улыбка,в обход всех моих стереотипов. Вы не ели то, что предлагали на улицах и в маленьких лавках? Интересно какие у них блюда и с какими специями. Понятное дело, что неосмотрительно съеденный кусок - опасен для жизни, но я бы, наверное, не удержалась и съела чего-нибудь эндакое.
Про реку - это последняя глава или будите восстанавливать что-то ещё?
оставлю реку на завтра.

Зося Ковалева   03.07.2011 02:35     Заявить о нарушении
Ничего бы ты там не съела, видя ту грязь. Нам сказали, что даже нельзя пробовать отрезанный ИХ НОЖОМ кусок фрукта, потому что на ноже может быть гепатит или еще что-нибудь. А блюда у них всякие овощные, много , помидоров и соевых. Но везде перец чили- это в целях дезинфекции, но желудок потом горит.

Наталья Ческидова   03.07.2011 22:34   Заявить о нарушении