Кризис веры колено неффалима

               
                МЕДНОЕ МОРЕ

   Для изготовления храмовой утвари Тирский царь Хирам прислал Соломону двух уникальных мастеров. Один был специалистом по золоту, второй - по меди.
  У обоих отцы были Тиряне, а матери - израильтянки:одна из колена Дана, вторая - Неффалима.
  У Данян было племя, ведущее свою родословную от самого Аголиава. Этот мастер был помощником Веселиила из колена Иуды, и, живя в пустыне после Исхода, они делали искусные вещи из золота и серебра, занимались резьбой по дереву, и даже изготовлением тканей.
  Но особенно Веселиил и Аголиав прославились после того, как построили Ковчег Завета и все необходимое для его убранства, а также сделали священные одежды для Аарона - священника.
  Так что то, что среди потомков Данян по-прежнему находились искусные мастера, никого не удивляло:мастерство и традиции тоже передаются по наследству.
  Другое дело - колено Неффалима.  Откуда в нем-то вдруг взялся столь искусный мастер?
Ранее ни о чем подобном никто не слышал. Знали о другом,- что Неффалимяне - храбрые воины.
  Оказалось, отец мастера, Тирянин, специалист по меди, и он, естественно, многому научил сына.
  Однако не будь сын одаренным еще и от природы, из него вышел бы просто ремесленник, а не уникальный мастер. И, видимо, эта одаренность шла из "женской линии":у Дана и Неффалима была одна мать - Валла, служанка Рахили. Быть может, именно в ней изначально были заложены те способности, которые потом проявились в ее потомках?
  Своих сыновей она рожала по приказу госпожи - Рахили. Поэтому и сентенции, произносимые обычно при их появлении, принадлежали не ей, а Рахили. Когда появился второй сын, Рахиль с явной гордостью заявила:"Борьбою сильною боролась я с сестрою моею (прямо-таки древний Шекспир!), и превозмогла".
  И назвала его - Неффалим ( на иврите - Нафтали). Поэтому и смысл имени растолковывается, как "мой спор, борьба".
  Интересно, знала ли мать мастера, присланного Соломону Хирамом, свою родословную по линии Валлы?
  Вопрос не столь праздный, как может показаться, на первый взгляд. Хотя Иаков по возвращении из Месопотамии в Ханаан отобрал всех божков-идолов не только у Рахили, но и остальных домочадцев и закопал под дубом, вера в них никуда не делась. Тем более, что она мало чем отличалась от веры народов, среди которых они поселились и после Исхода.
  А уж на Сидонян и Тирян израильские пророки особенно ополчались, считая, что те своим рьяным идолопоклонством постоянно сбивают израильтян с пути истинного, уводя от служению своему Господу, выведшему их из Египта.
  Соломон, как не тщился показать себя ревнителем веры Господней, таковым все-таки до конца не был. Он вполне терпимо относился к разным верованиям, пытаясь их совмещать, о чем свидетельствуют его женитьбы на разноплеменных иноземках, среди которых была и Сидонянка.
  Это, однако, не мешало ему строить Храм Господний, и, разумеется, без колебаний брать для ведения работ тех же мастеров из Тира. Даже, если бы матери у них не были израильтянками.
  Однако, видимо, женщина из колена Неффалима неплохо знала историю своего народа и поделилась своими знаниями с сыном. Иначе, откуда бы ему знать, к примеру, кто такой Воаз, чье имя он дал столбу на левой стороне притвора Храма?
  Воаз , женившись на моавитянке Руфь, решившей жить среди еврейского народа, родил сына, ставшего отцом будущего царя Давида. А кто не восхищался талантом Давида как военачальника? И почему бы не увековечить имя того, кто породил род Давидов?
  А вообще,Тирский Неффалим изготовил столько вещей для Храма, что, наверно, целый день нужен был бы, что все перечислить.
  Особенно впечатляло море, литое из меди. Ну как он, житель Тира, мог обойтись без того, чтобы не изобразить его?
  И было это море "от края его до края его десять локтей, совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом.
  Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда;подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем. Оно стояло на двенадцати волах...".
  Все детали уникального шедевра - моря можно перечислять долго, как, впрочем, и других шедевров мастера.
  По окончанию строительства Храма Соломон устроил праздник, на который пригласил весь Израиль - "большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской, пред Господом, Богом нашим".
  Отпустил Соломон народ на восьмой день, а всего праздновал открытие Храма четырнадцать дней.
  Кто тогда мог подумать, что осталось не так много времени, когда аж десять колен израильских вместо Храма станут ходить не в Иерусалим, а в Вефиль и Дан, и поклоняться не Богу отцов, а идолам, охотно приняв слова Иеровоама, первого царя своего нового царства, что именно эти боги и вывели израильтян из Египта.
                Продолжение следует
   
   


Рецензии