Глаз Перуна исторический детектив гл. 14
По дороге варяг решал важную для себя задачу:
- Послушай, сотник, кто же ты все-таки: Джохар или Джамшид? И как нам тебя называть ?
Джохар, не сводя глаз с вновь обретенного брата пожал плечами:
- Джамшид остался в Гургандже , когда сбегал от стражников работорговца. К вербовщику пришел уже Джохар , вольный наемник. Тебе не тряско, Омар?
- Нет, - юноша слабо улыбнулся, - мне хорошо и становится все лучше, я могу говорить с тобой.
И, несмотря на уговоры Джохара отдыхать, Омар поведал, тихо и с перерывами, что после того, как группу рабов привезли в Самарканд, сестер продали скупщику молодых девушек и больше он их не видел. Самого Омара несколько раз продавали из рук в руки, он не единожды пытался бежать, но его быстро ловили и нещадно избивали, пока наконец он не попал к хитроватому хазарину Моисею, который решил повезти товар на Север.
- Когда я понял, что больше не увижу Хорезм, мне было все равно и я решил умереть , - рассказывал Омар, сжимая руку Джохара , хотя Моисей как не удивительно вовсе не дурной человек, он сам бывший раб, за деловые советы хозяин освободил его и даже помог деньгами на первых порах. О нас он по своему заботился, кормил, даже лечил, хотя это понятно – чтобы товар не портился. Нет, он был не самым худшим, хотя плут изрядный. –
- Это мы уже поняли, - улыбнулся Злат, - но сегодня он нарвался на еще большего плута.
Асмунд сделал вид, что не слышит. За разговором незаметно доехали до избы кузнеца. Злат постелил на лавке бараньи шкуры, сверху укрыл больного медвежьей, уверяя, что сила медведя исцелит любого.
- Пусть отлежится до утра, - Злат наливал в миску молока,- а завтра отвезешь его к себе. А я вернусь пожалуй к каравану, кой чего присмотреть надо.
- Ага, - отозвался Асмунд, - он у нас ценитель изящного, синской посуды к примеру.
Злат усмехнулся и поспешил к выходу. Кузнец слукавил, он искал не только посуду, но главным образом железный лом. Сокровенной мечтой Злата было узнать секрет булатной стали. Однако единственное, что ему удалось узнать, было то, что булат получают холодной ковкой, ударяя молотом по пучку проволоки. О том , как изготовить эту проволоку и прочие тонкости технологии Злату узнать не довелось, секрет дамасской стали был тайной из тайн.
Так что приходилось рассчитывать на железный лом из старого оружия , который купцы иногда продавали на вес. Там попадались стоящие экземпляры из доброго железа, которые в умелых руках мастера превращались в жемчужины среди мечей и кинжалов.
Злат мчался изо всех сил, кляня себя, что не спросил, как долго будет стоять в городе караван. Но когда он добежал до купеческой слободы, там по прежнему стоял разноязыкий шум, слышалось ржание лошадей и крик верблюдов. Кузнец походил среди повозок, полюбовался на изящные бронзовые блюда и кувшины, рассудил, что это им со Святом слишком шикарно и наконец увидел то, что искал - прямо на повозке был сооружен прилавок с выставленным оружием.
Торговец, поигрывая ятаганом, демонстративно разрубил им перо и вопросительно уставился на Злата . Он конечно сразу увидел, что подошедший к нему крепкий коренастый человек с крупными руками, слегка прихрамывающий при быстрой ходьбе, отнюдь не воин и значит вряд ли купит меч. Поэтому со сдержанной вежливостью спросил, чем может услужить почтенному горожанину. «Почтенный горожанин» с затаенным вздохом смерив взглядом прекрасный ятаган, объяснил причину своего появления, попутно намекнув, что платить намерен чистоганом.
- Увы мне ничтожному,- разочарованно вздохнув, ответил купец, закутываясь плотнее от налетевшего ветра в роскошный бухарский халат, - лом на этот раз не везем, в далекий путь решили не отягощать себя излишней тяжестью, хотя она и бывает хорошо сбываема. Но в этот раз везем только первосортный товар. Сожалею. К тому же, и каган, и хорезм-шах не одобряют вывоза железа в чужие края, я имею в виду готовые сплавы. Жаль кузнец, увы. жаль.
- Как ты узнал, что я кузнец? – полюбопытствовал Злат и получил в ответ смешок:
- Посмотрись в этот щит, кто еще может иметь лицо с въевшейся сажей под глазами, могучие руки, наверняка играющие с молотом, как с шелковинкой. Твое занятие нарисовано на тебе самом. Удачи тебе, кузнец.
- И тебе удачи, добрый человек, - рассеянно попрощался Злат Он отошел от повозки, раздумывая, идти ли домой или походить еще среди караванщиков. Как вдруг кто-то тихо окликнул его:
- У меня есть то, что ты ищешь, русич.
Злат круто обернулся и увидел маленького человечка, притаившегося в тени повозки оружейника. Впоследствии Злат никак не мог вспомнить и описать его, настолько серым и невыразительным он выглядел Человечек говорил по славянски., вставляя иногда хазарские слова. Речь его , несмотря на акцент, была понятна :
- Я понял так, что ты кузнец и ищешь железо. У меня есть немного.
Злат подошел ближе:
- Кто ты такой и откуда у тебя железо?
- Я всего лишь был учеником оружейника в Итиле, однажды его компаньон украл у него драгоценный меч, а свалил на меня. Глупцы, как будто бы я стал рисковать своим местом. Но ему поверили, еще бы, что я, чтобы спорить? И вот все рухнуло, меня выгнали. Я еду на север, может там мне повезет, а несколько своих неоконченных работ могу продать - серебро мне нужнее.
- И где они у тебя? - прервал Злат горячий монолог.
- Здесь, где ж еще! Один из купцов взял меня в свою повозку в обмен на мою работу: я и возница, и чиню повозку, кую лошадей, в общем руки на все штуки. Ну что, посмотришь?
- Пошли, поглядим, что там за товар. –
Злат направился за человечком, который тенью заскользил среди шатров, возков, коней и верблюдов. Подойдя к большой крытой фуре проводник призывно махнул рукой и заинтригованный кузнец подошел вплотную. Краем глаза он заметил сбоку какую-то тень и повернул голову. Последние остатки самосохранения спасли кузнецу жизнь, удар булавой получился скользящий, хотя и крепкий. Для Злата наступила ночь.
Кузнец видел сон : священный белый конь Световита решил сам сковать себе подкову и гвозди, для чего поставил наковальню на голову Злата и начал тюкать молотом, рядом стоял Вышата и монотонно повторял:» По черепу, по черепу»….
- По черепу булавой получил и до сих пор жив, - услышал Злат голос уже наяву. Второй голос что-то невразумительно пробурчал.
- Плати вам, дуракам, человека укокошить толком не могут, ну что за народ, все приходится делать самому., что теперь с ним делать прикажешь?
- В реку спустить и вся недолга, он и так не жилец, - второй голос явно решил отстоять свой профессионализм.
- До реки его еще доволочь надо. Эх, бестолочь.! Ладно, в мешок его, да смотри осторожно, чтоб не проснулся.
- Хозяин, да зачем тебе надрываться. Ножичком его ткнем и в канаву положим. Допытывайся потом, кто кузнеца порешил.
- Ножичком, ножичком! Эх ты, дубина, ножичком тебе ума вправить надо . Народ кругом, кровь-то куда денешь? Мешок давай!
Злат изо всех сил пытался удержать ускользающее сознание, к усилиям больной головы примешивалась неотвязная мысль о первом голосе, таком знакомом и с чем-то связанным. Вот только с чем? Нет, мысли мешались и опять наступала тьма.
- Сварог – отец, Световит создатель, Род и Чур – пращуры мои, укрепите дух мой. Не дайте пропасть так глупо, помощь мне пошлите. Свят, друг мой, где ты теперь? Пропадает твой Хозяин Злат, попался дурень, как глупый хорек.
Злат почувствовал, как к горлу подступает тошнота, еще немного и его вывернуло наизнанку.
- Хорошо хоть почти ничего не ел сегодня, - мелькнула мысль в промежутке между жуткими спазмами.
- А-а, так он очухался, - злорадно отозвался первый голос, - мешок быстрей., ты, дубина.
На голову Злата обрушилось что-то жесткое, воняющее рыбой. С последними проблесками сознания кузнец понял, что надо как-то бежать, только как, если лежишь бревном и тебя вот-вот добьют, как щуку.
- А Всевед был таки прав, - мелькнула последняя мысль, растворяясь во тьме .Второй раз Злат очнулся, когда почувствовал удар о жесткую землю, судя по всему его сбросили с телеги. Даже сквозь грубую ткань мешка кузнец почуял влажный воздух и услышал плеск воды и шелест камышей.
- Боги, да меня сейчас утопят, как слепого щенка! - холодея от ужаса подумал Злат, голова по прежнему болела невыносимо, сознание мутилось, но кузнец изо всех сил старался собраться:
- Я же крепкий мужик, меня ни хазары, ни половцы, ни печенеги не брали. Свята- здоровяка руками из седла выдернул, неужто теперь пропаду как крыса. Так не бывать же этому! - подбадривал он себя, пытаясь сосредоточиться. Сквозь шум в голове Злат все же различил шаги и понял, что вез его скорее всего один человек, который и шебуршился сейчас рядом.
- Наверняка, это тот же громила, что меня тюкнул, однако мужичек не слабый, а я в этом треклятом мешке как младенец, хоть бы знать, где скинули? - кузнец из последних сил прислушался и понял, что лежит на краю берега. В это время до него донеслось обиженное мычание и хлопанье пастушьего кнута.
- Так, стадо рядом, а это гонят однорогую бурую корову, она всегда в этом месте отбивается, трава ей что ли какая по вкусу. Значит лежу я не на обрыве, здесь пологий скат и река локтях в трех от берега, ну, Сварог, не подгадь! –
Кузнец сжался в комок и как только грубые руки вцепились в мешковину, он что было сил ( а было их у него еще не мало) саданул ногами своего противника, целясь по возможности ниже пояса. Как видно удар был удачным, потому что неизвестный заорал, вернее завыл на разные голоса и выпустил мешок. Злат тут же перекатился в сторону, группируясь, чтобы не ушибиться про падении и скатился по откосу вниз, влетев в тихую теплую воду Десны.
Однако он недооценил своего противника, пока Злат, извиваясь в мелкой воде, старался разорвать мешок, тот опомнился и быстрыми скачками сбежал вниз. Злат почувствовал , что его поволокли вглубь, вода залила рот и нос, он отчаянно задергался, вырвался из рук своего мучителя и , нащупав наконец маленькую дырку, стал отчаянно рвать мешковину.
- А че это я ? – услышал он невнятный голос. - у меня же нож с собой. Че теперь-то крови бояться?
Вот теперь точно все, бедный Свят, что с тобой будет? Ну хоть умереть на солнышке! – Злат последним усилием рванул мешок и тут до него донеслись шлепающие звуки, будто кто-то бежал вдоль берега. Затем послышался звон стали, шум схватки, ругань, шипение и наконец противный чмокающий звук.. Потом сквозь разрезанный мешок мелькнуло небо, чья-то сильная рука подхватила Злата и помогла выйти на берег. Измученный кузнец, кое-как сфокусировав зрение, с изумлением увидел возле себя тревожное лицо Джохара.
Возле берега покачивался труп здоровенного мужика, в котором Злат с удивлением узнал торка – гуртовщика, каждый год пригонявшего в Чернигов скот на продажу.
- Умеешь ты кузнец стребовать долг, ничего не скажешь, впрочем я тоже неленивый должник, кредиторы мои долго не ждут, - улыбка ал-арсия была печальной, - за что тебя так не любят здесь?
- Кажется, я догадываюсь, - честно ответил Злат, ощупывая огромную шишку на голове, - понимаешь, стал я любопытен, как старая бобылка, жутко мне интересно стало, кто это твоего хозяина так невзлюбил.
- ты наступил кому-то на хвост или больше суетился?- подался вперед сотник.
- Боюсь, суетился много, - вздохнул Злат, - толку мало, а шишек много, ой-е-ей!
Джохар осторожно помог Злату подняться и, подставив плечо, повел его в город, по дороге рассказывая. что, дождавшись, когда Омар уснул, он решил проверить свой отряд. Выйдя из ворот, он увидел впереди телегу и сначала не обратил на нее внимания. Однако, когда возница выкинул на берег мешок, похожий очертаниями на человеческое тело, сотник заподозрил неладное. В Итиле он не раз видел, как неугодных кагану людей бросали в мешках в воду, эта казнь всегда вызывала отвращение у наемника. Как будто человека равняли со слепыми щенками или крысами. Джохар поспешил на помощь, успев заметить , как отчаянно сопротивлялся несчастный в мешке и еще более утвердился в своем намерении освободить его. Поспел он к счастью вовремя.
- Твой убийца был здоровяк, но о воинском искусстве понятия не имел, рассчитывал весом задавить. Пришлось преподать ему урок, только он ему уже не пригодится, - с усмешкой рассказывал Джохар.
В это время их окликнули и с другой стороны Злата подхватил Всевед
- Кажется я догадываюсь, сбылись мои предсказания ? - волхв вопросительно глядел на сотника, тот кивнул. Злату вдруг стало смешно:
- Как всегда Всевед ты все видишь на сто лет вперед! -
- А ты помалкивай, дурень, - в голосе волхва слышалось неприкрытое раздражение, - нашелся один раз избавитель, думаешь так всегда будет?!
- Нет, - Злат продолжал смеяться, - не будет. Другой раз меня уж не в мешок запихнут, а что-нибудь другое придумают, стрелу из-за угла, например, ха-ха!
Волхв взглянул на Джохара, тот помрачнел:
- Его здорово ударили по голове, шишка там здоровенная , похоже булавой били.
- Тогда его надо уложить поскорее, просто чудо, что голова цела, идем! - печальная троица спустилась по переулку к Златову дому, во дворе стояла телега с углем. Свят, что-то мурлыча под нос, таскал корзины в кузницу .Увидев Злата, еле переставляющего ноги, Свят уронил корзину с плеч, рассыпав вокруг уголь и кинулся к кузнецу с перекошенным лицом:
- Ах, хозяин Злат, да что же это, вот не хотел я ехать, сердце- вещун говорило, надо было слушать его, так и злодеи не добрались бы!
- Полно причитать, у твоего хозяина и так голова раскалывается, - Всевед , по хозяйски распоряжаясь, завел Злата в дом и недоуменно остановился, увидев на лавке укрытого медвежьей шкурой незнакомца.
- Кто это?! - воскликнули волхв и Свят дуэтом. Джохар наскоро объяснил причину появления бледного юноши, после чего Свят, уставившись в гостя взглядом, произнес:
- Ну просто мексиканский сериал! –
Всевед покрутил головой и усадил Злата на другую скамью. Затем стал осматривать его голову. Тем временем Злат почувствовал себя гораздо лучше, вспышки боли сменились тупым нытьем, в глазах не темнело и не двоилось, он наконец смог вписаться в действительность.
- А где Асмунд? – перво-наперво спросил кузнец, держа на голове холодную примочку, сооруженную. Всеведом .
- Ярл ушел вскоре после тебя, он же не мог здесь все время находиться, - пояснил Джохар.
- Вот как. – задумчиво ответил Злат, все подозрения которого разом проснулись. Но с другой стороны первый голос был очень знаком, вот только был ли он голосом Асмунда? Пожалуй что нет, зычный рык варяга не спутать ни с чем, таким становится голос человека, привыкшнго перекрикивать бурю, его невозможно замаскировать. Нет. Это не ярл.
Мысли Злата опять запутались, он поднял голову и увидел шесть тревожных глаз, устремленных на него:
- Вижу, вижу, ждете рассказа, стыдно конечно, что сам голову сунул. –
Всевед выступил вперед :
- Злат, может потом расскажешь, а сейчас поспал бы ты, а ?
- Нет, - Злат мотнул головой и скривился, - сейчас, а то окончательно со стыда сгорю. –
Он рассказал о том, как попал в ловушку:
- Торка – гуртовщика явно наняли для расправы, это понятно – он кулаком быка валил.. – закончил рассказ Злат, - кто тот серый крыс был, не знаю, в городе его не видел, а вот голос другого знакомый до боли. Ведь слышал его раньше, а вот вспомнить не могу . –
Да-а, задачка, - протянул Всевед, - похоже, влез ты друг в осиное гнездо. Считай, что сегодня ты заново родился.
- Причем в рубашке, - добавил Джохар, - однако мне пора в лагерь, а то меня там подзабудут. Пожалуй Омар спокойно спит, завтра я приду за ним.
- Спасибо, друг сотник, похоже, теперь я тебе должен, - ответил Злат.
- Нет, друг-кузнец, нельзя бесконечно бросаться долгом, так он потеряет цену. – Джохар кивнул и вышел за порог.
Всевед хлопотал вокруг кузнеца, заваривая целебные травы и меняя примочки на многострадальной голове, Свят бегал по горнице взад и вперед, временами замирая в разных углах, наконец подошел к лежащему Злату и, подбоченясь, встал напротив:
- Ну хозяин Злат. хоть меня режь. Хоть молотом бей, больше я от тебя ни на шаг!
- И до ветру со мной ходить будешь? Устало выдохнул Злат.
- Если надо - штаны тебе сниму и надену, - подтвердил Свят. Злат грустно усмехнулся.-
Свидетельство о публикации №211063001044
С искренним теплом,
Андрей Воин 17.10.2012 19:10 Заявить о нарушении
Гелена Труфанова 18.10.2012 02:02 Заявить о нарушении