О вкусах не спорят?

В Сочи подвели итоги первого федерального фестиваля «Театральный Олимп»
«Театр – праздник, театр – праздник, театр – праздник…» - крутятся в голове слова художественного руководителя Ростовского академического театра драмы имени Горького Николая Сорокина. Праздник! И когда расстаются любящие, и когда умирают добрые, и когда война, и когда судьба против… Все равно праздник – понимания, сопереживания, возрождения. И на это всегда надеешься, когда идешь в театр. Не важно, именитый или любительский, столичный или провинциальный. Настоящий театр трогает душу, рождает бурю или умиротворение, но не оставляет равнодушным.
Недавно я испытала совсем новое чувство, глядя постановку. Недоумение вперемежку с негодованием! Это было очень необычно, с долей грусти и множеством вопросов – себе и окружающим. Так вышло, что побывать на всех спектаклях фестиваля «Театральный Олимп» не получалось. А программа, надо сказать, была солидная – насыщенная не только вечерними постановками, но и мастер-классами известных театральных деятелей России. Но желание ухватиться хоть за краешек наряда Мельпомены позволило побывать на финальном спектакле – «Забайкалье – сокровищница веков» Забайкальского театра национальных культур. В пресс-релизе фестиваля сказано, что в Сочи привезли лучшее, удостоенное наград и искреннего одобрения взыскательной публики. А о «Забайкалье» рассказывалось очень подробно и возвышенно. «Мега-проект культурных сил Забайкалья дает зрителю возможность ощутить себя частью Вечного, пройти вместе со сценическими героями обряд Благословения Землей, Небом, Солнцем и Водой. Спектакль выстроен на исторических, этнографических и документальном материалах о Забайкалье, на основе легенд, песен, шаманских обрядов, ритуалов и обычаев коренных народов, населяющих этот край (эвенков, семейских, казаков, бурят, русских). В спектакле использованы  натуральные родо-племенные тотемы хори-бурят, монголов, тунгусов. Впечатляют выразительные монологи Матери-Земли Дагурии и знаковые герои истории Забайкалья Тэмуджин-Чингис-хан, его мать - Оулэн-хатун, Петр Бекетов - казачий атаман, один из первых землепроходцев, пришедших за Байкал в XVII веке. Цель спектакля – раскрыть зрителям сокровенные знания предков благословенной земли за Байкалом о значении в жизни человека истории его народа, корневой культуры, традиций поколений. На сцене во вселенском масштабе и осмыслении предстает мир забайкальских этносов,  их родовые устои, их великая судьба. Этот спектакль – признание его создателей в любви к своей древней земле. Спектакль - поклон предкам,  их мужеству, стойкости, таланту и высоте духа. Спектакль – оберег духовных богатств народов Забайкалья. Спектакль как зашифрованное в символику сценических знаков духовное послание будущим поколениям. Театр национальных культур «Забайкальские узоры» из Читы создал эпохальный корпоративный проект, в котором заняты все профессиональные театры края и бурятские фольклорные коллектив». Также мы узнали, что в 2008 году Премии Правительства Российской Федерации удостоены четыре участника проекта: автор идеи Галина Сыроватка, автор сценарно-режиссерского замысла Дулмажаб Жамсоева, режиссер Николай Сыроватка и художник по костюмам Елена Олейник. В 2010 году Театр национальных культур «Забайкальские узоры» получил новое здание, создана новая  сценическая версия  спектакля.
От такой информации невольно испытываешь радость и восхищение. А перед спектаклем – предвкушение и неподдельное любопытство: что такого грандиозного привезли в Сочи за 6 тысяч километров забайкальцы. Для начала отмечу, что церемония вручения всевозможных наград и дипломов, благодарственные речи организаторов и гостей фестиваля на сцене Зимнего театра продолжалась около часа. А впереди трехчасовое зрелище. Интерес возрастал, и от этого даже трудно было усидеть спокойно в театральном кресле 11-го ряда.
А потом было зрелище. Масштабнейшее по замыслу и очень неоднозначное по воплощению. История и культура Забайкалья рассказывались языком песен, танцев, монологов и диалогов вдруг возникающих на сцене персонажей. Пестрое одеяло повествования, казалось, то тут, то там разрывается, незакрепленное хоть какими-то намеками на сюжет. После часа с небольшим голова заболела, а глаза хотели рассматривать люстру. И рассматривали. Мы с коллегами, к своему стыду, впервые позволяли себе шуточки и намеки, обмен мнениями тут же, по ходу пьесы. Это, разумеется, не понравилось тем, кто сидел вокруг нас.
- Ребят, спектакль итак не фонтан, а вы еще разговариваете! – посмотрел на нас умоляюще, но с пониманием господин из 10-го ряда.
Он оказался в фойе раньше нас. Аккурат после раздачи воды, когда  артисты в национальных костюмах угощали зрителей пирожками. Пирожки пахли то ли колбасой, то ли чесноком. Из-за смешенных чувств хотелось плакать, кричать и смеяться.
Впервые я ушла со спектакля! Стыдно? Нет! Обидно. Обидно, что ожидания не оправдались, обидно, что меня и десятки людей просто обвели вокруг пальца – красивыми речами, хорошо преподнесенной рекламой фарса.
Что сказать собственно о постановке? Она могла бы получиться интересной, если бы не хаос смыслов, если бы не переигрывание актеров, если бы не… Зачем после погружения зрителей в таинственный мир шамана, когда мы настроились впитывать мудрость веков, выпускать на сцену под саундтреки известных киноэпопей девушек в национальных костюмах а-ля весеннее-летняя коллекция, которые своим мельканием и пестротой тут же убили все впечатление. А после эпизодов с Чингиз-ханом тут же поют и пляшут казаки. Справедливости ради надо отметить, что пели и плясали артисты хорошо. Но это не оправдывает постановщиков, попытавшихся приготовить торт, положив в него одновременно сырую рыбу, неочищенный картофель, горький перец и украсив все это лимонной цедрой и еще чем-то экзотическим.
Два дня после спектакля в голове кружились лица людей в зрительном зале. Впервые я видела грусть и скуку, обиду, негодование и удивление с искорками юмора. Кому-то, вроде, нравилось, это прелюбопытно и имеет право на существование, ибо о вкусах не спорят, кажется. Но большинство терпело из вежливости, я же не слепая. Кстати, билеты на это зрелище стоили от 400 до 1500 рублей, были и сторублевые.
Добавлю, что одна моя знакомая, заядлая театралка, побывала на одной из постановок фестиваля. В тот день смотрели спектакль «Фрегат «Паллада» Ульяновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова. Ей очень понравилось, она сказала, что это было незабываемо. Так что, пусть вас не смущает, что спектакли были такими разношерстными.
Но зато вот и повод для удивления. Самое интересное: театр национальных культур «Забайкальские узоры» получил третье место на фестивале «Театральный Олимп», разделив бронзу с Краснодарским музыкальным театром Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л. Гатова. Значит, я слишком придирчива? А кому-то ведь понравилось. Третье место тоже ведь надо заработать.
После сильного театрального разочарования у меня есть опасение, что сработает поговорка, кто обжегся на молоке, дует и на воду. Просто не хочется тратить время и деньги, душевные силы и надежды на неоправданное псевдотворчество, как бы красиво его ни упаковывали и как бы помпезно его ни преподносили.
Вот и другие награды. Главный приз «Театрального Олимпа» получил Красноярский театр юного зрителя за постановку «Собаки-якудза».  Серебряный приз разделили Омский государственный музыкальный театр и Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина.
P. S. Будьте бдительны, друзья-театралы. Наш праздник души еще ждет нас и обязательно произойдет. И кстати, у нас в городе есть замечательный театр «Веселая душа» и играют в нем талантливые актеры, которые еще ни разу нас не разочаровали. Тьфу-тфу-тьфу.


Рецензии