Зачем пишем? Для кого пишем?
На разных литературных сайтах ( в том числе, конечно, и здесь, на ПРОЗЕ.РУ) периодически читаю стенания (извините, но это самое точное, хотя, согласен, не очень приятное определение) «непонятых-непризнанных», и задаюсь вопросом: для чего мы. люди пишущие, тем не менее, занимаемся литературным сочинительством? Понятно, что ответов здесь может быть огромнейшее количество (лукавых или нет – это уже следующий вопрос), но, думаю, что пишем-сочиняем мы, в первую очередь, для САМОРЕАЛИЗАЦИИ, то есть для самих себя. Согласен, в данном случае она сродни самообману (не зря же сказал классик, «я сам обманываться рад!»): дескать, я вот тут кое-что на досуге написал-начирикал – и сейчас за ЭТИМ издатели и редакторы выстроятся в длиннющую очередь. Не радуйтесь и не расстраивайтесь: не выстроятся. Но об этом дальше…
Да, каждый автор (подчёркиваю – КАЖДЫЙ!), в большей или меньшей степени, но амбициозен в самом хорошем определении этого понятия, и каждый хочет быть известен, иметь большое количество читателей. Удаётся это единицам, а на долю большинства, особенно простых-рядовых, не имеющих богатого издательского «папика» или какой другой «волосатой лапы», или денег для самиздата, остаются единичные публикации в бумажных изданиях, причём зачастую в изданиях не «чисто» литературных, а уж тем более солидных (имею в виду «толстые» литжурналы). Большинство же из этого, извините за невольную тавтологию, большинства вынуждены размешать (согласитесь, что трудно назвать это публикациями, поскольку тексты не проходят предварительной вычитки у редакторов, литературных критиков и корректоров) свои тексты в Интернете, благо сегодня литературных сайтов хватает, причём на любой вкус. Обидно ли для этого «большинства большинства» такое положение? Конечно. Но это – жизнь, штука очень жестокая, и её главный закон, как это давно известно, НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Вопрос: что делать? Ответ: подстраиваться под эту жизнь, под её законы, под эту СИСТЕМУ. И второе: не стОит считать собственное «бумажное» НЕпечатание какой-то и личной, и мировой трагедией. Поверьте, есть трагедии куда как весомее!
Да, гордыня – штука непростая, и она «душит», причём иногда очень чувствительно. Конечно, обидно: как же так? Я – такой талантливый, такой интересный, а «тупые» издатели мне показывают большую и постоянную дулю. Автор этих строк и сам не раз это проходил, и мне её не один раз показывали и показывают, но, как говорится, хозяин ( в нашем случае - издатель) – барин, а мы, авторы –холопы. Грубо? Возможно, но это тоже факт. И что делать? Рвать волосы на голове? Можно и рвать (особенно если их у вас много), но только кому и что этим красивым жестом докажешь? Никому и ничего. И, кстати, об издателях: не стОит их мазать одной чёрной краской. Если они видят, что на вашем тексте можно ЗАРАБОТАТЬ, то не сомневайтесь: вцепятся в вас как клещи! Те же сегодняшние мейстримщики – тому наглядное подтверждение.
И ещё, принципиальное: человек, который решил заняться литературным сочинительством, прежде чем взяться за ручку и придвинуть к себе лист бумаги, должен сразу уяснить, что это занятие – не столько НАСЛАЖДЕНИЕ, сколько КАТОРГА. Да, согласен, попахивает этаким душевным мазохизмом, но что же делать, если это так и есть! Не печатают? Не отчаивайся, и начинай «разбор полётов», прежде всего, с самого себя. Переписывай в первый, второй, сотый, тысячный раз, предлагай снова и снова (и вполне возможно, что с таким же «никаким» успехом). Бег этот может быть бесконечным - а как иначе? Если вы знаете другие рецепты – готов выслушать.
И последнее: как вы могли заметить, я ни раз не употребил термин «писатель». Это не случайно, потому что отношусь к нему очень осторожно и очень выборочно. Считаю и уверен, что писатель – категория не столько чисто литературная, сколько философская, потому что он (терпеть не могу «красивостей», но вот именно сейчас без них не обойдёшься) - ТРИБУН, МЫСЛИТЕЛЬ, человек, мнение которого немаловажно для всего ОБЩЕСТВА, а не только для его ближайшего окружения. И кстати, совершенно не обязательно, что писатель должен быть праведником. Известная история: когда Льва Толстого спрашивали о том, почему он проповедует одно, а сам совершал в жизни другое, он отвечал: «Я вам что , воробей, всю жизнь одно и тоже чирикать?».
Поэтому я не считаю обидным именоваться просто автором, литератором, сочинителем текстов. Важна начинка, а не «обёртка»… Как сказал в одном из своих интервью замечательный артист Александр Пороховщиков, «сейчас развелось столько столбовых дворян, что я хотел бы родиться простым крестьянином» ( это я к тому что к себе всегда нужно относиться с известной долей иронии. В неприятных ситуациях это, как говорится, очень «душевно оттягивает».). Кстати, в «писательстве» ситуация точно такая же, как с учёными. Их у нас тоже тьма тьмущая ( в том числе и тех, которые увенчаны всеми мыслимыми и немыслимыми титулами и наградами), а Учёных с большой буквы типа математика Перельмана – единицы. И это горько, но это и логично, и справедливо, потому что так было, так есть и так всегда и будет.
Свидетельство о публикации №211063000247
С Уважением!
Николай Пономаренко 07.03.2015 03:29 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 07.03.2015 05:05 Заявить о нарушении