Кризис веры колено неффалима
ГЕРОЙ ПОНЕВОЛЕ
Это было не первое отпадение израильтян от дома Давидова.
Предыдущее было в эпоху самого Давида, когда против него восстал Савей Вениамитянин.
Тогда за Савеем пошли все израильтяне, а за Давидом осталось лишь колено Иуды.
Но все довольно быстро закончилось. Савей и следовавшие за ним люди, убегая от преследовавшего их Иоава, военачальника Давида, укрылись в городе Неффалима Авель - Бее - Маахе, что в переводе означает "луг Маахи".
Жители его не просто любили свой город, но и очень гордились им, и даже называли "матерью городов во Израиле". Видимо, полагали, что такого большого и сильно укрепленного города в других пределах царства нет.
И когда Иоав стал осаждать его, добиваясь выдачи Савея, они решили не рисковать своим благополучием. Выяснив, при каких условиях Иоав снимет осаду города, практически, не колеблясь, приняли их, и вскоре отрезанная голова Савея полетела через стену города к Иоаву.
А израильтяне разошлись по своим домам.
На этот раз отпадение, хотя и произошло, на первый взгляд,стихийно, вызревало давно. Минули сотни лет, во время которых израильтяне то собирались в единый кулак, то разбегались по своим наделам, живя сугубо своими интересами.
Единым кулаком они, безусловно, были, когда завоевывали землю Ханаанскую. Колено Неффалима сражалось храбро, о чем свидетельствует и уменьшение числа его воинов - с пятидесяти трех тысяч четырех сот человек ( при первом исчислении) до сорока пяти тысяч четырех сот (при втором).
Но сами на рожон не лезли, пока их не подталкивали.
Неизвестно, состоялось бы сражение колен Неффалима, Завулона и других, пришедших им на помощь с Ханаанейским царем Иавиным, если бы на этом решительно не настояла судья Дебора.
Она призвала главу рода из Кадеса Неффалимова Варака (на иврите -Барак, что означает "молния") и велела готовиться к войне с Ханаанским царем Иавиным.
Терпеть далее его было невозможно. Он держал израильтян в покорности уже двадцать лет, с каждым годом усиливая над ними свой гнет. Дело дошло до того, что многие селения опустели, а люди боялись ездить прямыми дорогами, выбирая окольные, чтобы не быть ограбленными или убитыми.
Девора велела собрать десять тысяч воинов из колен Неффалима и Завулона( количество воинов из других колен предстояло определить самим коленам, разумеется, если они откликнутся на ее зов) и представить их для смотра на горе Фавор.
То ли Варак сомневался в том, что будет авторитетен и для других колен, то ли не хотел брать на себя ответственность за исход дела, но поставил Деворе условие:"Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду".
Вероятно, такой ультиматум удивил Девору. Она даже попыталась задеть самолюбие Варака:"Пойти - пойду с тобою;только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь;но в руки женщины предаст Господь Сисару"(военачальника Иавина).
Но Варак самолюбием своим поступился, и славу заранее отдал Деворе, хотя, безусловно, и его личная смелость сыграла не последнюю роль в победе над Сисарой.
После чего израильтяне жили спокойно сорок лет.
Но сколько еще было таких сражений, больших и маленьких, с врагами Израиля, пожалуй, и не перечесть. Среди них выделяется то, что произошло под руководством Гедеона из колена Манассии против Мадианитян. Тогда все Мадианитяне и Амаликитяне, и жители востока собрались вместе в долине Изреельской, чтобы воевать против израильтян.
А против них собрались колена Наффалима, Завулона и Асира, и разбили врагов, обратив их в бегство.
Надел колену Неффалима достался на самом севере Ханаана. Это была довольно разнообразная местность - с горами, долинами и равнинами. И замечательным озером Хиннерет (Киннерет), так что вся восточная часть надела Неффалима так и называлась - Хиннерет.
У озера стоял один из девятнадцати городов надела - древний Раккаф, на месте которого (или вблизи оного) возникнет город Тивериада.
Невдалеке был и город Хамаф или "горячие источники", существующие и поныне.
Но были в наделе и города не столь привлекательные, вроде Адам-Некева. Его название говорило само за себя - ""земля ущелий".
Впрочем, при любых условиях жизнь как-то налаживалась, а во времена Соломона Ахимаас из земли Неффалимовой взял в жены дочь царя Васемафу, и стал главным начальником в этой земле, по-современному,- губернатором.
Может быть, такие родственные связи грели душу и того Тирянина, чья мать была из колена Неффалима, который созидал необыкновенно изящную утварь в Соломоновом Храме.
И действительно ли один из столбов он назвал именно в честь Ыооза(так пишется его имя в книге "Руфь"), который, кстати, был не дедом, а прадедом Давида?
Впрочем, это не, пожалуй, не столь важно, если вспомнить о том, к чему привело разделение единого царства, и какой оказалась судьба десяти колен, включая колено Неффалима.
Во дни Факея, предпоследнего Израильского царя, Ассирийский царь Феглаффелласар взял "всю землю Неффалимову". Но города Кедес и Авел -Беф - Мааха названы и отдельно. И, видимо, не случайно. Кедес был столицей колена. А Авел -Беф -Мааха, как известно, - "матерью городов во Израиле".
Но перед Ассирийским царем этот укрепленный город устоять не смог (царь голову отдельного человека не требовал, ему нужны были все жители города с их головами) и пал.
И кто уцелел, того взяли в плен и отправили в чужие кря.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211063000495