Сто чудовищ Украины. 051. Батя Хлеб

Название: Батя Хлеб (лат. Pater panis)
Классификация: полевое чудовище оберижного типа
Распространение/местонахождение: междуречье Сулы и Сейма, так называемое «Ювенильное море»
Питание: естественное с добавлением детей
Число жертв: несколько десятков тысяч в год
Популяция: 1
Размножение: отсутствует
История возникновения/изучения: Появление Бати Хлеба связано с развитием земледелия на территории украинской лесостепи. Батя Хлеб существовал уже во времена скифского господства, когда на землях между Сулой и Сеймом обитали племена земледельцев, платившие дань скифским царям. Геродот упоминает странные обычаи племен, живших на востоке от Борисфена. Это племена, известные, как скифы-пахари, приносили в жертву собственных детей жестоким божествам земли, чтобы умилостивить их и получить богатые урожаи. Причем, дети не убивались, а просто оставались в полях хлеба, где и исчезали неизвестно куда. Считалось, что их забирали боги плодородия.
После разрушения скифского государства упоминания о скифах-пахарях исчезают. Но когда впоследствии эти территории заселят славянские племена, они так же начинают приносить жертвы ради богатого урожая. Учитывая, что подобные жертвоприношения детей не присущи славянам, скорее всего обычай был позаимствован у остатков местного населения, ассимилированного пришельцами. С появлением на этих территориях нового государства - Киевской Руси, жертвоприношения не прекратились. Более того, из-за появления в степях воинственных кочевников, которые нападали на селения земледельцев, жертвоприношения только распространились. В нескольких летописях находим упоминания о том, как матери, при приближении печенегов относили маленьких детей в поля хлеба, отдавая под защиту некоего Бати Хлеба, могущественного властителя пашен. Дети оставались во владении Бати Хлеба несколько лет, а потом возвращались в родные дома, но не все. Часть детей Батя Хлеб забирал себе, благодаря затем щедрыми урожаями.
После обращения Киевской Руси в христианство, церковь повела решительное наступление на эти обычая, потому что считала, что Батя Хлеб является дьяволом, или как-то связан с нечистой силой. Был вынесен запрет на жертвоприношение детей. Но, учитывая, что запреты оглашались с завидной регулярностью, можно предположить, что жертвоприношения продолжались и дальше. Известно, что жертвоприношения защищали и князья с боярами, заинтересованные в урожаях, с которых они собирали налоги. Так что установился своеобразный баланс, когда дети и дальше приносились в жертву Бате Хлебу, но делалось это тайно, без особой огласки и в летописях, которые составлялись в основном в монастырях, не отображалось.
Известно, что во время великого нашествия половцев в 1092 году жители Липовецкого городища (правый берег Псла) вынесли в окружающие поля около четырехсот детей в возрасте до трех лет. Городище было сожжено, но впоследствии более половины детей вернулись уже почти взрослыми. Некоторые считают, что обычай жертвоприношения был своеобразным способом откупиться от кочевников, которые забирали детей и отступали. Но против этой версии юный возраст детей, которых очень трудно было доставить на рабские рынки Черноморья, а потом сбыть. К тому же, детей выносили в поля только тогда, когда надежды на спасение не было. Во всех известных случаях, враг уничтожал город или поселение, а не отступал. Также, если бы детей забирали в рабство, они бы не возвращались в родные края и не начинали бы заниматься там земледелием.
Более вероятным является то, что Батя Хлеб действительно прятал детей, выращивал их, а потом возвращал в родное село с тем, чтобы они дальше выращивали хлеб. Ведь именно от труда людей зависела мощь Бати Хлеба. Не даром после монгольского нашествия, когда земли от Сулы до Сейма были почти совершенно опустошены, упоминания об Бате Хлебе исчезли. Потому что не стало людей и поля превращались в целину или поросли лесом. На несколько веков земледелие в этом регионе было почти полностью прекращено. Небольшие группы людей, которую здесь остались, жили в основном с леса, занимались охотой и рыболовством. Часть населения переселилась за Днепр или в Полесье, где укрыться от нападений кочевников было легче. Интересно, что хотя происходило довольно массовое переселение на Правобережье, но обычай детских жертвоприношений там не прижился. Это позволяет локализовать Батю Хлеба в междуречье Сулы и Сейма, возможно с изолированными ареалами в верховьях Северского Донца.
Только после того, как на эти территории возвращается оседлое население, начинают распахиваться местные земли, снова появляются упоминания об Отце Хлебе, которому отдают детей за урожаи и защиту во время татарских набегов. В это время меняется сам способ жертвоприношения. Во время набега в хлебные поля бежит все население, иногда даже со скотом. Смятые колосья поднимаются за последним беглецом и найти людей невозможно. Нападавшие пытались поджигать хлеб, надеясь так выгнать добычу. Но пожары не помогали. Люди исчезали в полях, а затем возвращались в сожженные сёла, чтобы весной выйти на пашню и засеять хлеб. Возвращались не все, часть детей оставалась у Бати Хлеба.
Так как обращение к нему было практически единственным способом спастись от смерти или плена, церковь жертвоприношения детей уже не осуждала, пытаясь просто их не замечать. К сожалению, совсем ничего не известно об обстоятельствах пребывания людей под защитой Бати Хлеба. Хоть через это прошли сотни и тысячи людей, никаких рассказов об этом не сохранилось. Говорили, что люди, которых взял под защиту Батя Хлеб, засыпали, причём на несколько лет, после чего просыпались, ничего не помнили из сна, возвращались в свои поселения, где начинали пахать и сеять хлеб.
Такое сосуществование продолжалось вплоть до русского нашествия, когда украинские земли были захвачены царским правительством, гетманское государство разрушено, церковь порабощена. Империя двинулась дальше на восток, захватив Крым и прекратив нападения. Спасаться от кочевников было уже не нужно, так что в дальнейшем жертвы приносились исключительно ради урожая. Государственная власть под влиянием церкви пыталась этому помешать. Но множество украинских земель были розданы влиятельным вельможам из Петербурга, которые хотели выжимать с имений побольше денег, а потому позволяли крестьянам приносить жертвы Бате Хлебу, чтобы осенью был богатый урожай.
В начале двадцатого века тема Бати Хлеба, как одного из самых позорных примеров эксплуатации крестьян, активно разыгрывалась сразу несколькими левыми партиями, особенно эсерами. Они требовали законодательного запрета детских жертвоприношений, а также установления строгих наказаний для тех, кто их практикует, а особенно, для владельцев земель, на которых происходили жертвоприношения. Потому что полиция если и вмешивалась, то карала крестьян, тогда как главные выгодополучателями жертвоприношений являлись землевладельцы.
Впрочем, власти не считали возможным, идти на уступки бунтовщикам, так что законодательство изменялось, хотя полиции была доведена необходимость борьбы с практикой детских жертвоприношений. Но, из-за всем известной коррумпированности органов правопорядка, борьба велась фактически только на бумаге.
Ситуация коренным образом изменилась в 1912 году, когда молодой писатель из Журб Иван Коцюба опубликовал свою повесть «Карфаген наших дней» в которой подробно рассказывалось о детских жертвоприношения, а также незавидной судьбу детей, предназначенных на заклание Бате Хлебу. Который, по мнению автора, питался пожертвованными детьми. Питался - в прямом смысле, то есть ел их. Особенно страшными были сцены с описанием того, как малые дети кричат, брызжет их кровь и трещат косточки. Все это было выдумкой молодого автора, потому что никаких доказательств, что все происходило именно так, не было. Так же, как не доказанным есть факт детских жертвоприношений в Карфагене, с которыми Иван Коцюба сравнивал обычаи связанные с Батей Хлебом.
Несмотря на достаточно тяжелый стиль, сомнительное правдоподобие и печальный, готический настрой повести, она неожиданно стала очень популярной и принесла Ивану Коцюбе славу, которой он не знал ни до того, ни после. Коцюбу пригласили в Москву и Петербург, он получил личную аудиенцию у самого Максима Горького, который посоветовал автору убрать мистики и добавить революционной борьбы. «Карфаген наших дней» попала и ко двору, где произвела большое впечатление на императрицу Александру Федоровну, которая потребовала от мужа немедля искоренить позорное явление детских жертвоприношений.
Николай Второй не смог отказать жене и издал высочайший указ, обязав полицию и местную власть прекратить жертвоприношения, в случае необходимости привлекая войска. Контроль за выполнением указа был возложено на охранку, которая, вообще то, занималась политическими делами. Но приказ, есть приказ, охранка взялась за дело и на протяжении 1913 года не было зафиксировано ни одного случая детских жертвоприношений Бате Хлебу. При этом отмечалось довольно стремительное уменьшение урожайности, официально объяснявшие неблагоприятными природными условиями. А в следующем году грянула Вторая Отечественная Война, которая потом стала Первой Мировой. У государства начались другие заботы, так что про борьбу с Батей Хлебом забыли и жертвоприношения ему понемногу возобновились.
Почти всегда Бате Хлебу даровали детей из семей безземельной голытьбы, чаще всего не местной. Известно, что в некоторых лесных деревнях Брянщины, которые не могли прокормить растущее население, существовал постоянный вид заработка, когда на юг отвозились маленькие дети, за которых тамошние крестьяне щедро платили хлебом. Купленные дети потом жертвовались Бате Хлебе, который давал щедрые урожаи. Так же покупались дети в семьях, бежавших из районов империи, охваченных голодом. По данным полиция речь тогда шла о нескольких сотнях детей ежегодно, из которых местных было не больше десятой части. В годы, когда детей не хватало, специальные закупщики отправлялись в традиционно бедное Нечерноземье, где покупали у бедняков их малышей. Время от времени возникали скандалы, когда полиция арестовывала закупщиков вместе с большими партиями младенцев, но в большинстве случаев дело решалось взяткой.
После революции и гетман Скоропадский и власть УНР специальными указами запрещали детские жертвоприношения. После большевистского нашествия и установления советского оккупационного режима, новая власть тоже выступила против жертвоприношений Бате Хлебу, считая их пережитками темного прошлого. Были даже случаи, когда ЧК расстреливали организаторов и участников детских жертвоприношений. Правда, ради обеспечения плана продразвёрстки, местные органы власти иногда закрывали глаза на древние обычаи, дававшие на удивление хороший результат.
Ситуация изменилась во время коллективизации, когда встал вопрос о повышении урожайности колхозных полей. В Москву был направлен специальный доклад, который предлагал возобновить жертвоприношения. При этом, для них планировалось использовать детей кулаков, бандитов и других врагов советского строя. Таким образом, одним выстрелом убивалось два зайца: Страна Советов получала в свои закрома столь необходимое зерно, а на селе искоренялись враги народа.
Сначала доклад вызвал возмущение, ее авторы были арестованы и осуждены. Однако, есть свидетельства, что о содержании доклада узнал Иосиф Сталин, который заинтересовался вопросом и приказал провести целое исследование относительно Бати Хлеба. Как известно, с первых дней советской власти существовал специальный отдел, который налаживал взаимодействие нового государства с нечистой силой. Именно этот отдел провел проверку и подтвердил эффективность жертвоприношений. Был даже высчитан процент роста урожая. При приношении одной жертвы на сто гектар пашни, урожайность увеличивалась на 35-40 процентов.
Эти цифры были с воодушевлением восприняты в Москве. Быстро были сделаны подсчеты, что при принесении в жертву сотни тысяч украинцев урожай можно было утроить, что дало бы Советскому Союзу не только достаточно зерна для внутреннего потребления, но и для продажи заграницу. Сталин, почитав эти планы, признал их мелкими и не соответствующими всемирно-историческому масштабу революционной борьбы, приказав увеличить число жертв до нескольких миллионов и надеясь получить прибавку урожая в несколько десятков раз. Сталин хотел завалить весь мир дешевым украинским зерном, подорвать демпингом экономики Европы и США, вызвав там восстание и революции, после чего захватить их где-то к 1940 году.
 Нужно заметить, что были и немногочисленные возражения к этому плану. Одни ученые указывали на то, что необязательно увеличения количества жертв в сотни и тысячи раз приведет к соответствующему увеличению урожая. Другое обращали внимание на то, что жертвы Бате Хлебу действовали лишь в междуречье Сулы и Сейма и распространение этого опыта на другие территории не является обоснованным. Находились и такие, которые утверждали, что долгосрочные потери от уменьшения человеческого капитала значительно превысят краткосрочный доход от небывалого урожая. Но план был разработан самим Сталиным, так что всех его противников уничтожали, а сам план готовили к осуществлению.
Так как принести в жертву несколько миллионов человек обычными методами, как то расстрелами из пулеметов, было технически невозможно, то был разработан специальный план по вывозу с украинских территорий всего продовольствия, чтобы организовать массированный голод. Что и было осуществлено во второй половине 1932 года и первой половине 1933-го. План выполнялся настолько усердно, что число жертв значительно превысило установленные показатели. Но к никакой рекордной урожайности это не привело. Более того, урожай 1933-го года был значительно меньше, чем обычно. То есть план Сталина провалился, но не нашлось людей, которые были способны об этом заявить. Несколько сотен организаторов и исполнителей плана, на которых был повешен его провал, были расстреляны, а про сами те события, которые потом получили название Голодомора, было запрещено упоминать.
До войны, как из-за существенного сокращения населения так и из-за страха местных властей быть зачисленными во враги народа, жертвоприношения Бате Хлебу почти прекратились. Но были восстановлены уже во времена Второй Мировой войны, когда Украина была захвачена немцами. Территория, где был распространен Батя Хлеб, не вошла в Рейхскомисариат Украины, а находилась в зоне контроля армейского командования. Которое было заинтересовано в увеличении поставок продовольствия с оккупированных территорий. Ради этого были сохранены советские колхозы, которые были признаны идеально эффективной формой эксплуатации местного населения. Также официально было разрешено приносить детские жертвы Бате Хлебу. Это дало рост урожайности.
После отступления фашистов и вторичной оккупации украинских земель большевистскими войсками, практика жертвоприношений продолжилась. При этом, из-за нищеты местного населения, обираемого колхозами, покупать детей не стороне не было возможности, поэтому в жертву приносились собственные дети. Существовала повинность выставлять по ребенку с каждых десяти дворов. Не должны были отдавать детей только руководители колхозов, сельские учителя, почтальоны, врачи и члены партии. В случаях, когда родители не отдавали детей добровольно, вызывалась милиция. Чтобы избежать случаев наличия незарегистрированного детского населения, был усилен контроль за документацией случаев рождения. Конечно, всё это не афишировалось, в официальной прессе жертвы Бате Хлебу стыдливо назывались «традиционными мерами по повышению плодородия».
После смерти Иосифа Сталина и начала борьбы с культом личности, проблема детских жертвоприношений была рассмотрена в Москве. Никита Хрущев, который очень хорошо знал суть дела, выступил категорически против и провел тайное решение о полном запрете жертвоприношений. Планировалось компенсировать потери урожайности за счет внесения в почву дополнительных удобрений. Для этого в Сумах начали строить мощное производство минеральных удобрений.
Так как к борьбе с жертвоприношениями было приобщено КГБ, явление было быстро искоренено. Урожаи действительно значительно уменьшились, внесение удобрений компенсировать их не смогло, возможно из-за низкой эффективности труда в колхозах. Однако, местное руководство смогло добиться снижения планов по урожаю, так что выполняло задачи без всяких жертв. Тем более, что Советский Союз постепенно садился на иглу продовольственных американских поставок и не очень волновался за собственные урожаи.
Насколько известно, жертвоприношения Бате Лесу со времен Хрущева прекратились и не возобновлялись вплоть до распада СССР и даже позже, уже в независимой Украине. Общая стагнация в экономике, банкротство большинства бывших колхозов привели к значительному сокращению сельскохозяйственного производства. Большинство бывших пашен стало в лучшем случае пастбищами, люди из деревень бежали в города или за границу на заработки. В такой ситуация в жертвоприношениях не было смысла.
Но, где-то начиная с 2004 года ситуация стала меняться. Всемирный рост цен на продовольствие постепенно делал привлекательным инвестиции в сельское хозяйство. При почти полном отсутствии фермерства, развитие пошло по пути создания крупных аграрных корпораций, которые арендовали тысячи гектаров распаёванной пашни. Но так как Украина оставалась забюрократизированной страной со сверхвысоким уровнем коррупционной и административной нагрузки на бизнес, то строить здесь развитое производство с высокой степенью переработки было невыгодно. Агрокорпорации были настроены на простое производство как можно большего количества сельхозсырья и скорейший вывоз его за границу. То же хлеб не выгодно было перерабатывать в Украине на продукты питания или корма для животноводства. Его вывозили, импортировали без всякой переработки, так же, как Россия импортировала нефть или газ.
Для повышения урожайности агрокорпорации закупали удобрения. Однако с подорожанием газа эта статья затрат начала бить по прибылям. И тогда профессор одного из аграрных вузов Слобожанщины вспомнил о старинных методах повышения урожайности. Правда, первая попытка запатентовать их была неудачной. Но взятки в Украине делают всё и жертвы Бате Хлебу были такие запатентованные под названием «Ювенильные удобрения». Они были предложено корпорациям. Конечно, там сначала отказывались от столь необычной технологии повышения плодородия, но очередное подорожание газа, а, как следствие, и удобрений, сделало производителей более сговорчивыми.
Был проведен эксперимент по применению «Ювенильных удобрений», под что было выделено несколько сот гектаров пашни, бедных песчаных почв возле Сейма. Там были засеяны дешевые сорта пшеницы, подкормка проведена не была, но в мае в поля было вынесено двадцать доз «Ювенильных удобрений». Т.е. детей, которые были взяты в семьях сельских пьяниц, которые могли и не заметить пропажу, заливая глаза дармовой водкой. Дети были оставлены и бесследно исчезли, зафиксировать, как это происходило, не удалось. Но никаких остатков детей, которые должны были бы быть, если бы их съели хищные звери или птицы, найдено не было. Зато, зафиксировали усиленный рост посевов и наливание колосьев. При сборе урожай с участка контрольной группы (где применялись «Ювенильные удобрения») был в 2-2,5 раза больше урожая с соседних участков, которые подкармливались обычными удобрениями и 6-7 раз больше, чем на участках вовсе без удобрений. Результат был настолько впечатляющим, что в следующем году под эксперимент было отдано около тысячи гектаров. На них исследователи экспериментировали с оптимальными дозами внесения «Ювенильных удобрений». Как оказалось, наибольшую отдачу давало применение одной дозы на сорок гектаров. При увеличении внесения, рост урожайности тормозился и начал стремительно отставать, то есть уменьшался выход продукции на единицу удобрения. При уменьшении внесения, урожайность тоже стремительно уменьшалась.
Эффективность «ювенильных удобрений» была подтверждена и сейчас они активно используются на территории Сульско-Сеймовского междуречья и еще нескольких анклавов в Харьковской области, в верховьях Северского Донца. Эти земли стали настоящей житницей Украины, обогнав даже традиционных лидеров из Тавриды. Сейчас так называемое «Ювенильное море», как называется в прессе эта территория, производит примерно пять шестых украинского зерна, хотя в общей площади пашен занимает лишь несколько процентов. Надо отметить, что за пределами «Ювенильного моря» соответствующие удобрения не действуют и там вынуждены пользоваться традиционными способами подпитки земель.
Конечно, проблемным вопрос для территорий «Ювенильного моря» является производство достаточного количества удобрений. Запасы детей в семьях сельских пьяниц были исчерпаны уже через несколько лет масштабного использования «Ювенильных удобрений». Попытки закупки их на стороне были не очень эффективны, во-первых, из-за низкой рождаемости (т.е. в Украине просто мало детей в возрасте до трех лет, которые лучше всего подходят для жертв Бате Хлебу), во-вторых, из-за проблем с правоохранительными органами. Прокуратура и милиция умудрялись легко выедать маржу, которую давало применение «Ювенильных удобрений». Отрасль нуждалась в решении проблемы обеспечения соответствующими удобрениями на государственном уровне. Частный бизнес всегда является очень эффективным в поиске решений по повышению собственной прибыльности. Правительству, заинтересованному в сохранении зернового экспорта, была предложена программа «Дети Украины», нацеленная на ликвидацию детских домов и переводу их воспитанников в детские дома семейного типа иди в семьи приемных родителей.
Казалось бы, какое отношение имеет «Дети Украины» к крупнотоварному сельхозпроизводству? Но дело в том, что в программе существовало засекреченное «Приложение №1», который позволяло использовать воспитанников детских домов, которых не взяли в дома семейного типа или не усыновили, для производства «Ювенильных удобрений». Изначально планировалось, что на «Ювенильные удобрения» будут переработаны воспитанники детских домов с недостатками умственного или телесного развития, которые почти не имели шансов найти себе новую семью. Здесь убивалось два зайца: предоставлялся мощный импульс для развития экономики, а также ослаблялась нагрузку на бюджет, потому что можно было уменьшать ассигнования на содержание детских домов.
Вопрос был решён, но не надолго. Дело в том, что из-за распашки почти всех земель «Ювенильного моря», площади пашни здесь значительно увеличились, а, как следствие, увеличилась и потребность в «Ювенильных удобрениях». Так что очень быстро все воспитанники детских домов с недостатками были использованы и встала проблема, где брать новые дозы удобрений. Агрокорпорации «Ювенильного моря», которые имели большое влияние в администрации президента и Верховной Раде, смогли пролоббировать изменения в «Приложении № 1», согласно которым на «Ювенильные удобрения» можно было забирать воспитанников детских домов и без изъянов, если они не были усыновлены в срок один год. Параллельно был максимально затруднен процесс усыновления, а после раскрутки нескольких громких скандалов о том, как над усыновленными украинскими детьми издевались их американские родители, было запрещено усыновление иностранными гражданами. Таким образом, почти все младенцы, от которых отказывались родители, забирались на «Ювенильные удобрения». Это на несколько лет решило проблему, однако дальнейший рост площадей пашни за счет почти окончательно сведения лесов и переноса нескольких десятков городов и поселков за пределы «Ювенильного моря» вновь привел к нехватке удобрений.
Тогда корпорации «Ювенильного моря» провели большую пропагандистскую работу, рассказав о страшных условиях жизни детей в малообеспеченных семьях. Многочисленные репортажи и статьи о детях, не получающих должного питания и воспитания, способствовали изменениям законодательства, которые облегчали лишение родительских прав и отбор ребенка на государственное попечение. Процесс приобрел такие масштабы, что детей начали забирать даже у нормальных семей, которые просто не имели совокупного дохода более тысячи долларов в месяц.
Это вызвало возмущение, а затем и массовые беспорядки, которые были жестоко подавлены. Тогда молодые родители стали просто выезжать из страны, так что был ограничен выезд женщин детородного возраста. Более того, была внедрена программа «Ребенок себе - ребенок государстве», которое обязывало каждую украинку родить и отдать государству ребенка, а потом уже рожать для себя. Чтобы откупиться от программы требовались большие деньги и связи, так что под неё подпадало более 90 процентов украинских женщин. Само рождение и сдача ребенка государству позволяли женщине получить загранпаспорт. Для тех, кто содержался в тюрьме, рождение ребенка стало единственным путем к досрочному освобождению.
Текущая активность: Сейчас компании «Ювенильного моря» полностью обеспечены необходимым количеством удобрений, наблюдается даже некоторое их перепроизводство. Попытки расширения территории «Ювенильного моря» на другие регионы Украины пока не привели к успеху. Так же, как и попытки перевести Батю Хлеба на другие виды жертв (применение детей вызывает неоднозначную реакцию у мирового сообщества). Батя Хлеб не хочет принимать животных или стариков, требуя только детей в возрасте до трех лет. Сейчас на знаменитом Конотопском комбинате полной человекопереработки (ККПЧ) (см. 99. Конотопський комбинат полной человекопереработки) осуществляются исследования по возможности искусственного выращивания младенцев в фабричных условиях, чтобы дало бы большой экономический эффект и освободило украинцев от бремени поставки «Ювенильных удобрений».
Отношение общественности: Батю Хлеба уважают, ведь он является хребтом украинской экономики: на компании «Ювенильного моря» сейчас приходится треть украинского производства и две трети экспорта. Украина является крупнейшим поставщиком зерна для растущего населения земного шара, а наш президент любит говорить о великой хлебной империи и месте в Совете Безопасности ООН. Которой достанется Украины, если бушель зерна подорожает еще в два раза.
Вопрос, где деваются дети, которых отдают Бате Хлебу, при этом старательно обходится, как внутри Украины, так и за ее пределами. Мировая общественность готова закрыть глаза на многое, так как без украинского зерна подорожание продуктов существенно ускорится, что приведет к политической нестабильности стран третьего мира, а потом и во всей планете. Внутри Украины навязывается мысль, что дети это наша плата за стабильность и относительно высокий уровень жизни, установившийся в последние годы. Впрочем, некоторые приходят к печальному выводу, что это особенность нашей земли, на которой, чтобы жить, надо платить кровью или детьми. Другие считают, что дело не в земле, а в людях, которые готовы жертвовать детьми, своими или чужими, ради денег. Есть версия, что Батя Хлеб - филиал какой-то инопланетной организации, выкачивающей энергию людей. Но непонятно, почему это не делается в Китае или Индии, странах куда более богатых жителями, чем Украина. Некоторые патриоты связывают Батю Хлеба с Кремлем, но никаких доказательств этому нет.
Причины появления: антропные
Упоминания в литературе: об Отце Хлеба боятся писать из-за давления корпораций «Ювенильного моря».
Перспективы: Благодаря доходности для власти Бате Хлебу ничего не угрожает.


Рецензии