Макет новой Конституции России

                С.С. Сулакшин               
                (rusrand.ru)
Почему России нужна новая Конституция?
В чем состоит новизна представленного проекта по отношению к
действующей версии основного закона России?
Чем предлагаемая Конституция отличается от действующей?
В чем заключаются ключевые идеи, опорные правовые и политические
конструкты новой Конституции?

Ответы на эти вопросы помогут читателю, эксперту, рецензенту или критику полнее разобраться с предлагаемым довольно объемным текстом.
Конституция – это основной закон страны.
Обычно конституция устанавливает право, порядок и институты государственности. Устанавливает построение и функции государственной власти, административно-территориальное строение государства, вертикальные
связи в государственном управлении. Все это в действующей Конституции
Российской Федерации 1993 года присутствует, поэтому ее с полным правом
можно отнести к этому, первому, типу конституции.

Однако по факту российской жизни общепризнано, что власть неэффективна, коррумпирована, политически несменяема, проявляет все признаки и угрозы монопольного загнивания и практически неконтролируема и ненаказуема.
Население продолжает сокращаться, хотя падение до кризиса 2008 года
и замедлилось.
Российское общество расслоено по доходам: 13% населения официально, а 30% – если использовать европейские формулы расчетов – проживает в бедности и нищете, и расслоение нарастает.
Различия в показателях развитости между регионами нарастают до десятков и даже сотен раз.
Безработица практически не снижается.
Экономика все более неэффективна, архаизируется в сырьевую и зависимую от внешней среды.
Суверенитет страны уменьшается на глазах.
Обороноспособность, промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, наука, культура в стране неуклонно деградируют.
Почему все это и многое другое обстоит именно так? Нет ли в ряду основных причин именно тех действующих конституционных конструкций, которые на сегодня определяют жизнь страны? Такая вероятность существует.

Второй возможный тип конституции отличается от первого. Кроме права, порядка и институтов конституция должна задавать основы жизнеустройства во всех сферах жизни страны. Не пресловутые «основы конституционного строя», неведомо что такое. Она должна задавать важнейшие основания социальной, экономической, политической модели страны. Предлагаемая новая Конституция – именно такого, второго типа.
Категориально страна – это ее территория, народ и единое государственное управление. Как будет задано упомянутое жизнеустройство, так в определенной степени жизнь в стране и будет происходить. Если жизнеустройство в каких-то сферах жизни вообще не оговорено, не урегулировано с позиций баланса интересов всех групп общества, то всегда выигрывает сильнейший, более богатый, более статусный – социальная сбалансированность в таком случае недостижима.
И совершенно ясно, что без выбора ценностей, двигающих по жизни каждого человека, как и общество в целом и государство, определить цели и направление движения и жизни страны невозможно. В этом случае «умолчания» ценностей правила жизни чаще всего определяет либо самый «ушлый» (богатый, криминальный), либо внешние силы. Но страна в этом случает не может считать себя суверенной.

В действующей российской Конституции высшие ценности «заданы».
Это права и свободы, и демократия. Это все! Даже жизнь человека, даже нравственность, даже справедливость, даже само существование России к высшим ценностям не отнесены. Такой конституционный концепт представляет собой либеральную модель, навязанную стране (по большому счету в интересах Запада) в момент сразу после практически разгоравшейся гражданской войны 1993 года, сразу после выстрелов танков по Белому Дому. При этом будет совершенно справедливым и объективным заявить, что определенную примиряющую роль в тот период действующая Конституция сыграла.

Но спустя 20 лет (что очень много для исторических страновых экспериментов) перед лицом надвигающихся новых угроз для существования российской государственности пришло время переосмыслить важные обстоятельства и реалии обустройства жизни страны. Никаких иных, кроме прав и свобод человека, значимых ценностей в действующей Конституции нет. Права и свободы не увязаны с обязанностями и ответственностью. Государству вообще никакой
обязанности и ответственности не предписано. Оно всего лишь «ведает»
рядом вопросов.
«Ведать», как понятно, можно без цели развития, без ответственности за результаты. Так оно реально и происходит. У страны не определены цели и
ценностей развития. Куда она идет? Что должно объединять народ и подвигать его на свершения? Ответов нет.

Действующей Конституцией запрещена идеология страны. А идеология (это суть – мировоззрение) включает в себя ценности, избранные обществом. Общество и страна без ценностей? Общество и страна без мировоззрения? Разве может такая страна быть успешной или хотя бы суверенной? Действующая Конституция «забыла» о цивилизационной специфике русской (российской) цивилизации. Она прямо отрицает российскую государственность времен Советского Союза. Слово «русский» в ней употреблено один раз (и то только в отношении языка). Русского народа, по действующей Конституции, как бы и нет совсем. Но каждая цивилизация успешна только тогда, когда она настроена на свой собственный уникальный рецепт успеха. Чужие рецепты тут беспомощны и вредны. Русского же народа в действующей Конституции вообще не существует. А Государственных (!) языков, кроме русского, в ней установлено множество.
Действующая Конституция вводит в составе Российского государства иные государства (республики). Суверенитет государства Россия при этом исчезает. Говоря о равноправии субъектов Федерации, действующая Конституция устанавливает их несимметрию (от автономных округов до отдельных городов и республик-государств).

Действующая Конституция лишает страну суверенитета, т.к. объявляет, что составной частью правовой системы России автоматически являются «общепризнанные принципы и нормы международного права». И это независимо от того, каково их содержание, кто их «общепризнал», с какой целью и как они влияют на государственные интересы и безопасность страны.

Действующая Конституция не содержит таких принципиальных положений, как социальная справедливость и ответственность государственной власти за успешность развития. Как перераспределение национального богатства и добавленной стоимости в интересах всех и самого государства. Как приоритет труда над ростовщичеством и спекуляцией. Как прогрессивное налогообложение доходов и управление рентабельностью отраслей в целях борьбы с нищетой, с одной стороны, и роскошью – с другой, т.е. запредельным социальным расслоением населения, с целью инноватизации и общего прогресса материального производства.

Действующая Конституция на деле нацелена на единственный интерес – богатого меньшинства, вековой интерес западной цивилизации растворить и уничтожить идентичность русской (российской) цивилизации. Именно поэтому на практике безудержна приватизация, вывоз капиталов из страны, сырьевизация и архаизация экономики, фальсификация продуктов питания и лекарств. Интерес частного (и, прежде всего, иностранного) капитала торжествует над собственными интересами страны и ее народа. Все – от образования и здравоохранения до деятельности Центрального Банка России – устраивается на коммерческий лад, идет на продажу: от земли и активов до «услуг государства». Государство превращается в сервисное (т.е. предоставляющее услуги за плату) государство, в отличие от
жизнеобустраивающего. Это все равно, как если бы отец семейства начал кормить своих детей по установленному прейскуранту за деньги.

Многое из того, что сегодня губит страну, запрограммировано в
действующей Конституции. Может ли такая конституция удовлетворять
граждан страны?
Чтобы конституция не обслуживала интересы только богатого меньшинства и иностранных государств, а служила собственной стране и ее народу, она должна быть сориентирована на успех страны и народа. Это требование порождает специальный алгоритм построения конституции, который гарантирует, что она будет не лукавить, а работать во имя поставленных перед ней целей.

Поэтому Центр проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования исходил в своей разработке научного макета новой Конституции России из концепции ценностного государственного управления, нравственного государства, сочетания прав и обязанностей человека и гражданина, полномочий и обязанностей государственных органов. Включая подконтрольность и наказуемость самого государства и государственной власти, подконтрольность государства народу в смысле гарантий истинного народовластия, а не неведомой никому демократии, которая на деле проявляет себя не чем иным, как властью денег.


Преамбула

Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся
в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой
истории в единый Народ России;
объявляя наивысшей ценностью преемствующую в веках и поколениях
на единой российской священной земле нашу общую Родину Россию;
провозглашая для нашей страны и всех нас будущее, основанное  на
единстве  высших ценностей России;
будучи убежденными в том, что источниками счастья человека, блага
и благополучия всех и каждого являются труд, свобода и ответственность,
совесть и нравственность, любовь и товарищество, справедливость
и единство, семья;
считая основополагающими для себя заботу всех о благе каждого
и заботу каждого о благе всех;
уважая каждый братский народ, живущий в России, его культуру, язык,
вероисповедание и традиции;
исходя из принципов народовластия, неразрывной связи прав
и обязанностей человека и гражданина, социальной справедливости
и равноправия всех людей в их достоинстве;
признавая нашу общую ответственность за свою Родину перед
прошлыми, нынешним и будущими поколениями;
чтя память и традиции предков, завещавших нам сохранение
Отечества, любовь и уважение к нему, веру в добро, справедливость и высоту
человеческого духа;
осознавая исторический вклад самобытной русской (российской)
цивилизации в мировое развитие и свою ответственность за судьбы мира
и человечества;
утверждая нерушимое единство, территориальную целостность,
суверенитет и независимость Российского государства;
стремясь обеспечить благополучие, процветание и вечное
существование Народа России, самой России, гарантировать уважаемую,
авторитетную и ответственную государственную власть;
являясь равными в правах и осознавая свои обязанности по отношению
к общей и единой России;
заявляя о своей ответственности перед Богом, собственной совестью
и людьми;

ПО СВОЕЙ ДОБРОЙ ВОЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМ В НАСТОЯЩЕЙ
КОНСТИТУЦИИ РОССИИ
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО НАШЕЙ СТРАНЫ.


Рецензии