Кризис веры колено неффалима
ХРОМОТА НА ОБЕ НОГИ
Пророк Илия жил почти за полторы сотни лет до того, как Товит Неффалимянин был вместе со всеми соплеменниками его колена уведен в плен.
Но уже тогда, при Илии, налицо был кризис веры. "Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей,- говорит ему Бог,- всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его".
Всего-то семь тысяч из целого царства! И это после того, как Илия, казалось, предметно убедил израильтян в могуществе Господа Бога и беспомощности Ваала!
Демонстрация силы Божьей произошла на горе Кармил, куда по просьбе Илии царь Ахав собрал всех пророков Ваала, с которыми он должен был вступить в поединок:кто вызовет дождь, которого не было уже три года?
Естественно, на действо пришел посмотреть народ. К нему и обратился Илия:"Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему;а если Ваал, то ему последуйте".
Характерна реакция собравшихся на эти слова:"И не отвечал народ ему ни слова".
Но когда взывания Илии к Богу, чтобы пошел, наконец, дождь, оправдались, а обращения пророков Ваала к своему кумиру оказались бесплодными, народ "пал на лице свое и сказал:Господь есть Бог, Господь есть Бог!".
Но этим, в сущности, все и закончилось. Ибо народ не встал на защиту Илии, когда царица Иезавель стала преследовать его за убийство пророков Ваала, и он вынужден был спасаться бегством.
Многовековая борьба с идолопоклонством, очевидно, изначально была обречена на провал. Люди - материальные существа, и им трудно представить себе, что существует нечто, что они не могут увидеть и пощупать руками.
Боги, сотворенные их руками, помогали им в разрешении этой задачи.
Особенно они нуждались в них в трудных ситуациях, чтобы легче переносить сваливающиеся на них беды и проблемы. Поэтому вышедшая из Египта масса народа тотчас же потребовала от Аарона сделать им привычного литого божка, когда увидела, что Моисей не возвращается с горы, куда он ушел сорок дней назад.
И ведь Аарон с легкостью принял это требование, потому что, очевидно, и сам еще не мог смириться с Богом невидимым и принять его.
Запрещение изображать Бога, запрет видеть его лик постоянно смущали народ, и он часто выражал свое недовольство вслух, за что его нещадно наказывали.
Дальнейшие события показали, что это не помогло. Уже в Эпоху Судей летописец отмечает после смерти Иисуса Навина:"И когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал против них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа, и стали служить Ваалам. Оставили Господа, бога отцов своих, который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа. Оставили Господа, и стали служить Ваалу и Астартам".
В общем, пока все были хотя бы внешне одной, единой массой и над нею стояло суровое племя священников из рода Аарона, "политику" невидимого Бога проводить еще удавалось. Но когда разошлись по своим уделам, авторитет их потомков, похоже, сошел на нет, а с рядовыми левитами, для жизни которых каждое колено выделило по четыре города, и вовсе мало считались.
Разумеется, Храм, построенный в Иерусалиме, стал играть значительную религиозно-духовную роль для евреев. Но, судя по тому, что евреи из Израильского царства охотно согласились ходить в Вефиль и Дан и поклоняться привычным богам, кризис веры был уже необратим для десяти колен, что и подтверждает Товита книга.
Сам он всегда помнил о Иерусалиме, превозносил его и Бога своего в самых восторженных словах. "Превозношу я Бога моего, и душа моя - Небесного царя, и радуется о величии Его. Пусть все возвещают о Нем и прославляют Его в Иерусалиме.
Иерусалим, город святый! Он накажет тебя за дела сынов твоих и опять помилует сынов праведных...".
Товит предсказывает, что Иерусалим будет разрушен и вновь восстановлен, но вовсе не призывает своих потомков вернуться туда в будущем, чем грезили потом евреи из колен Иуды и Вениамина, уведенные в Вавилонский плен, и часть их действительно вернулась туда.
Это лишний раз показывает, что для десяти колен Ханаанская земля не стала той навеки священной и дорогой, куда нельзя не вернуться. Неслучайно Бог "скорректировал" свою "программу" по отношению к израильтянам. Если Аврааму, Исааку и даже Иакову он обещал, что от них произойдет народ столь многочисленный, как звезды на небе, или песок на берегу морском, то потом стал говорить лишь об остатке народа, который он простит и соберет снова на земле отцов.
Так оно и произошло позже, но с неожиданным для иудеев поворотом событий:в недрах их религии родятся аж две новые - христианство и ислам, которые станут общемировыми, а иудаизм, в сравнении с ними, останется религией "локальной", в определенной степени только для избранных.
Присутствуют ли в этих трех религиях элементы язычества? Вопрос может показаться провокационным, и даже вызвать гнев, особенно у иудеев.
И тем не менее, им не можешь не задаваться, например, когда видишь, как молятся на могиле Рамбама в Тивериаде (ныне Тверии), построенной на месте древнего города из колена Неффалима - Раккафе, куда постоянно приезжают верующие из других городов Израиля.
Рамбам- выдающийся еврейский философ и ученый, врач, классификатор законов Торы, был родом из Кордовы. Его семья, изгнанная из Испании, долгие годы жила в Каире.
Похоронить себя он завещал в Тивериаде. Может быть, его предки были из этих краев?
Есть в Тивериаде много могил и других известных еврейских духовных лидеров, в частности, раби Акивы, на которую тоже постоянно приезжают верующие.
У праха давно умерших людей, пусть и выдающихся, просят помощи и поддержки. Разве это не тот же элемент язычества, пусть и в иной форме?
А в христианстве настолько чтят мощи святых, что истово целуют, и не брезгуют тем, что до этого их целовали миллионы людей.
В исламе ничего этого нет, но у них есть вера в рай, где в сущности тем, кто попадет сюда, обещаны материальные и чувственные удовольствия.
Ислам, как и иудаизм, запрещает рисовать Бога (Аллаха). Христиане же, наоборот, всегда хотели представить себе, как выглядит Христос, и поэтому существуют сотни его изображений. Ведь для них Он не просто Бог, а Бог, соединивший в себе божественное и человеческое начало, что само по себе необычно.
Интересно, принял бы его Товит или отверг?
Земля Неффалима, как и земля Завулона, - приняла. Во всяком случае, на время его земного существования.
Окончание
Свидетельство о публикации №211070100617