Судьба

Тектст написан для форума "Философский штурм". Судьба – неизбежность, неотвратимость, фатальность.  Смерть – судьба всего живого и неживого на земле. А жизнь человеческая – многовариантна, у кого-то больше вариантов, у кого-то меньше.  Роковая болезнь определяет многое: недолговечность, страдания, великие затраты на лекарства, пессимистический взгляд на жизнь, чаще раздражительность; а болезни нередко наследуются. В известной мере определяют судьбу человека бедность или богатство семьи. Еще наблюдаю интересный факт: мировоззрение родителей передается детям. Из жестокой семьи выходят жестокие наследники. Отец – вор, сын отбывает третий срок за воровство. Дети большевиков думают, как большевики.

В человеческой жизни есть глубинные процессы, есть поверхностные. Глубинные часто  переходят по наследству, поверхностные «смываются» временем. Утонул человек в реке, – значит, говорят, судьба. Живет в одиночестве – и этот факт приписывают судьбе. («Знать, судьба такая – век одной качаться».)  Становится полегче на душе: так-де распорядился сам Бог.  Но судьбы здесь никакой нет, а есть случай.

И у народа есть свои судьбоносные качества, моменты, черты, линии. У России – огромные территории, которые постоянно требовали огромных средств на их защиту. «Государство пухло, а народа хирел» (Ключевский). Бедность – это наша судьба. А власть тиранов – судьба ли это наша? В известном смысле – да. В известном смысле. Летом 1917 года у России было два варианта развития: создать сильное государство на демократической основе и создать сильное государство на основе тирании большевистского образца (с использованием теории Маркса). В исторической развилке марксисты оказались умнее, сильнее, хитрее простофилей, собранных во Временном правительстве, новым тиранам помогли чрезвычайные обстоятельства: неудачная война, голод, разруха. В этой ситуации судьбу народа определяли политики. Однако, судьба в конечном счете – это разум, который царит в мире, это хитрость разума. И в конце XX века на первый план вышел первый вариант исторической развилки. Сработала хитрость мирового разума: строили большевики коммунизм, а построили капитализм, построили общество с существенными элементами европейской демократии. Сегодня можно сказать: появился луч света в нашем темном царстве. В нашей тяжелой судьбе.

Мировая судьба – это мировая линия развития. Гегель: «Всемирная история – прогресс в сознании свободы". Свобода – это самый главный план судьбы народов в истории. И мне этот вариант по душе. Прибавим сюда материальное благополучие, а также нравственное и физическое здоровье. Это самый дальний план судьбы. А что случится с каждым конкретным народом, с человечеством в целом в ближайшем, отдаленном, самом далеком  будущем –  скрыто от глаз людских, от ума самого глубокого мыслителя. Здесь мы можем только гадать, угадывать. А еще – об этом можно спросить у цыганки. 

Ключ к разгадке  судьбы человечества пытались найти многие великие головы.  Укажем на Конта, Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Свой проект предложил Маркс – проект экономического прогресса на основе коллективного труда – с конечной остановкой в коммунизме.  Прочитали его радикальные русские интеллигенты, многие из которых побывали в тюрьме и в ссылке, и пытались  реализовать. Но, видимо, коммунизм – не судьба России.

У иных народов и государств судьба весьма трагична. Евреи – необычайно живучий народ, тяжелые внешние обстоятельства только закалили его. Какая сила вела его? Загадка. Русские. Войны в XX веке прямо-таки истязали русский народ. А еще истязал его  большевистский режим, который тянулся 70 с лишним лет, он – пострашнее всяких войн. Какая сила держала наш народ? Есть над чем поразмыслить. Четверг, 30 июня 2011 г.


Судьба. Прибавление. Исторический процесс – стихийное движение? Согласимся.  Но можно предположить, что за стихией стоит нечто разумное. А за разумным? – Опять нечто стихийное. И т.д. до бесконечности. Дурная бесконечность. Но хочется выйти из дурной бесконечности – и мы попадаем в круг. В повторение,  возвращение. Гегель дает некоторое понятие о мировом процессе. Маркс скопировал у Гегеля круг, возврат и привел нас к коммунизму, к весьма конкретному общественному образованию. То есть привязал историю к «столбу»: бегайте вокруг, отправляйте  естественные потребности,  отдыхайте – и будьте счастливы. Процесс познания как ориентир дает более широкий круг для выбора общественных форм жизни.

В истории есть процессы глубокие, отдаленные. Это как отдаленные звезды. Их познать сложно. Здесь ученые строят гипотезы. Есть процессы поверхностные, близкие. Вот на них мы и формируем свои взгляды. Гегелевское понятие хитрости разума кажется мне очень интересным. Разум этот – очень далек от наших возможностей познания. Он спонтанно ведет основную линию, создает империи и разрушает их, укрепляет государства и сносит их с лица земли. И порой делает все это внезапно. Народ России жил при царской власти (грубо говоря), при советской власти, а сегодня испытывает новую власть. Во всех трех ее видах есть что-то общее. Что? Тут можно философствовать. По отношению к Европе цивилизационно (общее развитие культуры) мы, думаю, отстаем. Это мое субъективное мнение. По отношению к другим странам – идем впереди. Да, свободой пользоваться мы не умеем. А китайцы – еще более. Почему я прежде всего говорю о свободе? Потому что она, милая, – основа всякой цивилизации. Деспотическое государство, даже очень «жирное», я не считаю цивилизованным. Деспотическое государство, даже с идеальной дисциплиной и чистотой городских улиц, я не считаю цивилизованным. Нацисты строили свое государство на «порядке» (основанном на жестокости), преданности фюреру  и чистоте, но они – варвары. Коммунисты строили свое государство на коммунистической дисциплине (основанной на жестокости и страхе), на единомыслии, на уравнивании, но они – варвары. Причем свободу я понимаю в гегелевском смысле, как общественное качество, вышедшее из необходимости. Из права, морали, нравственности. Как конкретную свободу, практикуемую в разумно устроенном государстве, а не абстрактную. Не как русскую волю и произвол.

Многие сегодня клянут Российское государство  за процветающее в нем казнокрадство, коррупцию. Я не кляну, а пытаюсь к сложившейся ситуации относиться по-философски: мы только что встали на первую ступеньку лестницы развития буржуазного государства – завтра встанем на вторую и т.д.,  «всеобщее среднее образование» здесь только что введено.

Ваши мысли, Дмитрий, мне кажутся интересными. воскресенье, 3 июля 2011 г.


 


Рецензии
Да, да, конечно, оно наступит это завтра. Наш народ любит ждать завтра. Но как сказал поэт: "Жальтолько жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе", А вообще прочла ваши заметки с большим интересом.

Вера Козубская   14.08.2011 22:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера, что зашли. Жизнь страны дольше, чем жизнь наша индивидуальная. И тяжелая жизнь - праздник. Только бы не болеть. Успехов! Здоровья!

Сергей Корягин   15.08.2011 10:40   Заявить о нарушении