Зеркала идут за солнцем
При входе нас встретила мозаично выложенная в полу формула знаменитого закона Ома. Хочешь — не хочешь, а запомнишь. Но
то было только начало.
За учительским столом
преподаватель включает закрытые в лаборантской
приборы, а в классе
на просвет выявляются
кадры учебного диафильма, необходимый слайд
или фильм, который, оказалось, попадает от проектора на дневной экран через зеркало. В «учительской» стене за легкораздвигаемой классной доской обнаруживается телевизор.
В этом кабинете есть
все, что необходимо для
изучения каждой темы.
И все сделано руками местных преподавателей физики — с участием их учеников, естественно.
— Золотые головы,
золотые руки, - характеризует своих энтузиастов заведующая методическим кабинетом районо.
Мы, школьные преподаватели физики и
я, затесавшийся в их
компанию, находимся в поселке Ленино, что в северной части Керченского полуострова.
Но главный пункт нашего пути все-таки
она, СЭС-5, или Крымская
экспериментальная солнечная электростанция производственно -энергетического объединения
«Крымэнерго».
Представьте себе 40-гектарную территорию, где по окружности в 20
рядов расставлено 1600
гелиостатов - огромных,
площадью по 25 квадратных метров, стеклянных
зеркал. Все они при
помощи сложной автоматики четко поворачиваются вслед за солнцем на небе, отбрасывая световые лучи на расположенную в центре круга
90-метровую башню. Точнее, на размещенный вверху огромный черный
16-гранный котел с водой. Только если обычные котлы нагреваются
изнутри, то здешний -
снаружи, причем до 250
— 330 градусов. Образующийся пар под давлением
в 40 атмосфер устремляется по трубам вниз, где
преобразуется в электрическую энергию. За первые пять лет работы станции ее
среднегодовая мощность возросла от 80 до 800 киловатт-часов электроэнергии.
Последнее слово техники? Увы, только для нашей страны. Побывавшие здесь японцы оценили СЭС-5 как… каменный
век развития гелиотехники. У них, кстати, энергия солнца обходится раз в 30
дешевле, чем у нас…
Зачем я напросился в эту поездку? По двум причинам. Хотелось побывать там, где
не был, и посмотреть то,
чего не знаю. И еще —
увидеть работу методического кабинета районо в действии,
понять, чем он занимается. Кажется, чуть-чуть понял, убедившись: новые
знания и впечатления
очень помогут нашим учителям в работе.
P.S. Эта заметка была написана для одной из крымских газет в конце 1980-х.
Увы, создать надежный резервный источник электричества для строившейся в г. Щелкино атомной электростанции не удалось. Система позиционирования отражателей расходовала 95 % вырабатываемой станцией энергии. Не удалось также решить проблему очистки зеркал. Вскоре эта станция прекратила своё существование и была разворована. Как и сама недоделанная и брошенная АЭС...
Свидетельство о публикации №211070201162