О Мамонте труды

       Говорить серьезно о такой старине можно лишь на основе глубокого понимания Слова. Слово имеет археологические пласты, так же, как и Земля. Но «раскопки» в области словесности имеют свои сложности. Прежде всего, это сложности определения возраста Слова. Если Слово прямо обращается к явлениям, которые имеют запредельный возраст, то все просто. Возраст явления соответствует возрасту Слова. Если же возраст явления трудно определим, то и возраст слова определить будет сложно. Здесь приходится обращать внимание на косвенные или сопутствующие факторы, доверять интуиции и логике.
     Удивительный русский язык сохранил для нас великолепные артефакты, которые неоспоримо относятся к древнейшим временам человечества. Мы даже не подозреваем, какие древности содержит наш обычный лексикон.
     Человек Палеолита ничем не отличался от нас с вами. Только жизнь его заставляла быть более наблюдательным и умным.  У него не было ружья и зажигалки. Только лес и камни на берегу реки.  Не было ни супермаркета, ни денег, чтобы туда пойти.  Человек не мог обратиться к врачу, или лечь на обследование в больницу. Он не мог так же наняться на работу, или создать собственный бизнес. Лес, река и звери – вот все, что его окружало, и, было его жизнью. И, вдобавок ко всему, у него не хватало слов, чтобы можно было выразить все это. Да и кому выразить?
     Человек жил своею собственной жизнью. Не жалуясь на судьбу, он трудился, охотился, и, в свободную минуту продолжал создавать слова. Каждое новое слово, новая фраза, были подобны чуду. Их подхватывали, начинали повторять соплеменники. Так зарождалось великое искусство словотворчества, искусство создания слов.
     Настоящие поэты жили в палеолите! Спасибо им за все, что у нас есть, ибо именно с них то все и началось.

Охота – О Хо Та – О мамонте труды
               
         Великолепное, чудное слово! Сотни раз произносили мы его, не подозревая, сколько ему лет. Древний охотник, имени которого мы никогда не узнаем, впервые произнесший это слово, не мог себе и представить, что оно будет жить в веках и тысячелетиях даже тогда, когда привычный для него мир безвозвратно уйдет в прошлое. Охота, о мамонте труды, состояли из большого цикла действий людей, начинавшегося с построения ловушки для мамонта, и заканчивавшегося поимкой и умерщвлением последнего. Охота на мамонта - целая эпоха в жизни человечества, продолжавшаяся десятки тысячелетий. Мамонта без преувеличения можно назвать крестным отцом современного человека. Охота на него была многотрудным и опасным делом. Но она изменила самого человека, сделав его более быстрым и умным, развила в нем навыки организации, а так же позволила значительно увеличить численность родовых и племенных сообществ, что в свою очередь стимулировало развитие социальной структуры и языка. Кроманьонца отличало от неандертальца, прежде всего то, что основным его занятием была именно охота на мамонта. Она позволяла добывать гораздо больше пищи, и, как следствие прокормить большее количество людей. Неандертальцы, возможно, тоже охотились на мамонта, но если и так, то делали это от случая к случаю, используя случайно появлявшиеся факторы. Такие, например, как рельеф местности, обрыв, с которого мамонт мог, случайно, свалиться, или болото, где он мог так же случайно увязнуть. Неандертальцы были очень сильны физически. Они выживали небольшими группами, охотясь в основном на тех животных, которые не убегали, или не могли убежать от них - медведей, кабанов, раненых или больных оленей. Сила неандертальца была так велика, что он мог в одиночку, вооруженный лишь копьем с кремневым наконечником победить медведя. Другое дело кроманьонцы. Они научились охотиться на мамонта систематически, по заранее отработанному плану, используя для этого специальные ямы-ловушки, и организацию коллективных действий. Все это обеспечило им преимущество перед неандертальцами и стабильность в обеспечении пищей. Наиболее важным мне представляется именно последнее. Про неандертальцев и кроманьонцев я говорю гипотетически. Но, совершенно очевидно, что в природе, как и в обществе, выживают группами, сообществами, видами. И, выживают именно те, кто имеет более совершенную технологию жизни, технологию сохранения и увеличения численности.
    Языковой слой, относящийся к эпохе охоты на мамонта невелик. Это не удивительно, ведь столько лет прошло. Тем более бережно и внимательно нужно относиться к этим реликтовым словам, оставшимся нам от того далекого времени.

Хороша – Хо Ро Ша – Мамонта  дороги окончание
               
        Так когда то называли яму – ловушку для мамонта. Мы говорим «хороша, имея в виду красивую женщину. В этом слове таится подвох - красивая женщина – это ловушка для мужчины. Когда исчезли мамонты, наши предки стали употреблять слово «хороша» именно в этом смысле. От слова «хороша» происходят слова хороший, хорошая,хорошо и т. п.

Холода – Хо Ло Да – Мамонта тела согласие
Холодно – Хо Ло Дно – Мамонта тела предел
               
           К осени мамонты нагуливали жир. Как видим, понятие «согласия» использовалось людьми со времен палеолита. В данном случае оно означало сытость и полноту мамонта, пригодность его тела для употребления в пищу. К тому же в холодное время мясо могло долго храниться и не портиться. Я думаю, что на мамонта охотились в основном в осеннее или в зимнее время. Летом и так пищи было вдоволь.
Холмы – Хо Лмы – Мамонта наблюдать
               
            Охота на мамонта начиналась с наблюдения за стадом. Нужно было понять, как стадо устроено, кто в нем главный, сколько в нем самок и детенышей, молодых животных, старых и т.п. Животное для охоты выбиралось заранее, по принципу наиболее легкой добычи. Охота на вожака, скажем, была наименее перспективным делом. Это было смертельно опасно с одной стороны, с другой стороны, вожак всегда неохотно покидал стадо, помня о своем долге защищать самок и детенышей. Самки с детенышами ,как правило тоже исключались из числа потенциальной добычи. Детеныши не отходили далеко от самок, а самки от вожака, находясь под его неусыпным вниманием и защитой. Наибольший интерес для охотников представляли неопытные молодые животные-самцы или самки, которые только недавно начали жить самостоятельной, свободной от опеки родителей жизнью. Их было легко раздразнить и выманить из стада, а дальше все уже становилось, как говорится лишь делом техники.
               
Хоровод – Хо Ро Вод – Мамонта дорогой вести 
               
         Трезвучие Вод образовано от слова Води. В «Языковых артефактах» я описал, как образовывались трезвучия, состоящие из одного гласного и двух согласных звуков. Вод, Водь, Водить, это слова из одной группы, связанные со словом Водица, води. Я называю это словесной «бородой», которой со временем может «обрастать» древнее слово.    Мы с вами знаем, что «хоровод» - это движение людей по кругу, вокруг какого нибудь предмета или объекта. Вокруг костра, например. Хоровод древний так же происходил по кругу, только не вокруг костра, а вокруг ямы-ловушки для мамонта. Этот «хоровод» вокруг ямы люди проводили со вполне определенной целью-заставить мамонта пересечь круг и провалиться в хорошо замаскированную яму.  Мамонт, гнавшийся за дразнившим его охотником неожиданно терял последнего из вида. Охотник всегда мог прыгнуть в сторону и скрыться в высокой траве. Как только один охотник исчезал из поля зрения мамонта, тотчас же на противоположной стороне ловушки появлялся другой и начинал усиленно дразнить и без того взбешенное животное. Люди хорошо знали, как именно нужно дразнить зверя, чтобы он не потерял интереса к погоне и не вздумал вернуться в стадо. Возможно, они это делали, бросая в животное ветки, кривляясь, выкрикивая обидные, на их взгляд, для мамонта слова. Это была хорошо продуманная, спланированная и сотни раз отработанная провокация, результат согласованных действий группы людей. Если удавалось отделить мамонта от стада, выманить его поближе к заранее подготовленной ловушке, мамонт был обречен. Если он делал попытку повернуть назад, к стаду, перед ним сразу же появлялся очередной охотник с обычными кривляньями и выкриками, но так близко, что, казалось небольшого усилия достаточно, чтобы настигнуть его и расправиться с ним. Мамонт не догадывался, как ловки и быстры были те, кто дразнил его. Он вновь кидался в погоню за охотником, и, все повторялось сначала. Люди были терпеливы и настойчивы. Они были великими специалистами в области психологии мамонта, и знали, что он от них не уйдет.
               
Хорда – Хо Рда – Мамонта кровь
               
          Хорда слово греческое. Оно означает прямую линию, пересекающую круг. Это и есть то, чего люди всеми способами добивались от мамонта - пересечь круг охотников и провалиться в яму-ловушку. Убить животное, находящееся в яме, даже очень большое животное, думается, не представляло особого труда. Пересечение круга, по которому мамонта вели охотники, могло для него означать только одно - его кровь и его же быструю гибель, сопровождавшуюся бурной радостью охотников от достигнутого результата.
     Давайте представим себе стадо мамонтов, мирно пасущееся на широкой равнине, пересеченной зарослями кустарника, перелесками, с протоками и ручьями, озерами и болотами. В составе стада находятся разные животные: молодые самцы и самки, самки с детенышами, старые самки без детенышей, и, конечно же, вожак - огромный и грозный самец, за которым следует все стадо. Как уже было сказано людей интересовала в первую очередь относительно легкая добыча - молодые, неопытные животные, как правило имеющие избыток агрессии, и, потому легко поддающиеся на провокации со стороны человека. Конечно, имея отработанную технику охоты, люди могли охотиться и на других животных из того же стада, но это требовало гораздо больших затрат труда и времени, и, было сопряжено с большим риском. Стада мамонтов паслись повсюду. Поэтому, перебив весь молодняк, люди покидали стадо и находили новое, еще никем не тронутое, где было много молодых животных, много легкой добычи. Что же случалось дальше с тем стадом, которое люди покинули. Оставшись без молодняка, стадо постепенно редело. Люди уничтожили его основную воспроизводящую силу, то, что должно было наполнять стадо новыми детенышами, фактически - жизнью. Старые животные, оставшиеся в стаде. одно за другим погибали. Вожак тоже старел,  не мог уже выполнять функции производителя и защитника стада. Хищные звери - волки, гиены,  медведи , постоянно совершали нападения на детенышей, раз за разом сокращая их поголовье. В конце концов, все стадо исчезало с лица земли. Люди не уничтожили его. Они лишь нарушили его биологический баланс, вследствие чего естественная смена поколений уже не могла произойти так, как это было создано природой, и, отработано в течении тысячелетий. Такова, очевидно была одна из причин вымирания биологического вида мамонта.
       Человек охотился на мамонта достаточно долго. И, очевидно, что с этой охотой было связано большое количество слов. Но, так, как прошло немало времени, до нас дошли лишь некоторые из них.
               
   Хоронить – Хо Ро Нить – Мамонта дороги нить
               
     Охота на мамонта была очень опасным, рискованным делом. Один неосторожный шаг, неловкое движение, задержка, могли стать, и,  чаще всего становились причиной гибели охотников. Стада мамонтов мигрировали,  переходя с одного пастбища на другое. Следом за ними неотступно следовали охотничьи племена, оставляя позади себя груды костей съеденных мамонтов, и, могилы безвременно погибших сородичей.
               
Холера – Хо Ле Ра – Мамонта чистит солнце

      Так называли разлагающийся и распространяющий зловоние труп мамонта, или свалку его гниющих останков, в том числе созданную человеком. Впоследствии этим словом назвали инфекционную болезнь, которая в древности уносила тысячи человеческих жизней, иногда уничтожая целые поселения и города.
               
Плохо – Пло Хо – Ущерб мамонта
               
        Так говорили, если мамонты начинали умирать от какой нибудь болезни, или, заготовленное на зиму мясо и жир мамонта портились, и, становились непригодны для употребления в пищу.
               
Холить – Хо Ли Ти – Мамонта изливаешь ты
               
      Изливать мамонта означало вести, подобно мамонту, малоподвижный образ жизни. Со временем  слово «холить» стало означать ухаживание за больным, а еще позднее просто ухаживание за человеком и удовлетворение его желаний. 
               
Сухой – Су Хо Й – Истина мамонта
Сухота – Су Хо Та – Истина мамонта тяжкая
Холка – Хо Лка – Мамонта вожделение
Хопер – Хо Пер – Мамонта наслаждение               
               
             Древний человек вел постоянное наблюдение за мамонтами. Он хорошо знал все их слабости и пристрастия. У мамонта  была сухая кожа. Поэтому эти звери старались держаться вблизи водоемов. При долгом отсутствии увлажнения кожа мамонта покрывалась трещинами, и в эти трещины устремлялись армии насекомых, что доставляло гиганту немалые страдания. Мамонты любили почесать свои мохнатые спины о стволы деревьев. Так было легче переносить страдания от насекомых. Отсюда выражение «Холка - мамонта вожделение». Хопер, это много деревьев, и, много воды, - истинное наслаждение для мамонтов.
               
Лихо – Излияние мамонта
               
       Мамонты вели спокойную, размеренную жизнь. Но человек знал, что это спокойствие может быть обманчивым. Разъяренный мамонт представлял собой опаснейшее, внушающее ужас существо. Дико ревущий зверь, вырванные с корнем деревья, взрытая повсюду земля - вот что означает «Лихо». Впоследствии это слово применялось аллегорически к любым неблагоприятным явлениям-капризам погоды, трудностям судьбы, последствиям войн и т. п.
               
Ходить  - Мамонта порождение
               
     Ходить прежде означало громко топать ногами, возможно, мешая людям отдыхать, или пугая дичь во время охоты.
               
 Хори – Мамонта кровь
               
     Хори, хорь - небольшой зверек, получивший свое название, образно, аллегорически приписывающее ему родство с мамонтом за пристрастие к продолжительному сну, малую подвижность. Хорошо известно русское выражение «хоря давить», аллегорически означающее «спать».
               
Хоботи (хобот) – Мамонта Бо ты
               
      Хобот (хоботи-хоботь-хобот) наиболее подвижная часть тела мамонта. Именно поэтому образное название хобота связывается с наполненным энергией духом земли Бо.
               
Хомяки – Мамонта мяки
               
       Мяки от слова мять, топтать. Наступив на хомяка, мамонт этого даже не заметит.
               
Холопи – Мамонта лопины
               
      Лопины, трещины на коже мамонта были полны насекомых и, часто, гноились. «Холопи» в древности называли грязных или больных кожными болезнями людей. Впоследствии этим словом помещики называли крепостных крестьян.
               
Хохоти (Хохот) – Мамонт, мамонт ты!
               
               
Хохотати(Хохотать) – Мамонт, мамонт тяжкий ты!
               
         Самой большой насмешкой и оскорблением было сравнение человека с мамонтом. Так могло быть, если человек был неуклюжим, или глупым, совершал неадекватные действия, над которыми потешались соплеменники. Слова хохот и хохотать известны нам как синонимы безудержного, громкого смеха.
               
Хоромы - Мамонта дорога моего
               
         Древнее временное сооружение, навес от снега и дождя, сооружавшийся странствующими охотниками на мамонтов на месте своей стоянки. В дальнейшем это слово использовали, когда хотели иллюстрировать громоздкость и величину какой нибудь постройки.               
               
Хочу! – Мамонта чую!
               
           Слово связано с отношениями между полами. Символически, образно оно означает, что охотник чувствует приближение мамонта и поднимает навстречу ему копье.
               
Тихо! – Ты, мамонт! 
               
          Призыв к сохранению тишины, производимый путем сравнения человека с мамонтом.               
               
Эхо – Подобие мамонта
               
     Эхо - многократное повторение звука. Оно уподобляется автором слова «перекличке» среди мамонтов в стаде. Мамонты периодически и громко «трубили»,чтобы во время пастьбы не потерять связь друг с другом, так же как это делают другие стадные животные.
               
Ухо – У мамонта
               
          Ухо является достопримечательностью, выдающейся деталью внешности мамонта. Поэтому достаточно сказать «У мамонта»,и сразу все подумают о его огромных ушах.
               
Мамонты – Пища женского праздника
               
         Удачная охота на мамонта  была праздником для всего племени. В этот день все были сыты -охотники, дети, женщины и старики. Больше всех радовались женщины-те, кто больше других недоедал. Охотник каждый день уходил в лес, где ему доставалась хотя бы какая то пища. Женщина оставалась в поселке. Ей нужно было присматривать за детьми, шить одежду, поддерживать порядок. Скудную еду она отдавала детям, сама же была вечно голодна. Ну что ей оставалось? Ждать, когда охотники добудут очередного мамонта.               
         Я пишу эти строки о мамонтах в надежде, что читатель проникнется атмосферой древнего племени, близостью к природе, первобытной непосредственностью и энергией. Живя в городах, мы забываем о своих истоках, а зачастую и о своей принадлежности к человеческому роду как к таковому.
       Охота на мамонтов создала условия для дальнейшего развития человека. Увеличение численности племен привело к совершенствованию орудий труда и охоты, развитию языка, созданию примитивной социальной структуры.


Рецензии