Кризис веры колено неффалима
ДРУГИЕ ВРЕМЕНА
Земля Неффалима или земля Геннисаретская теперь входила в область Галилеи, руководимой Иродом Антипой, сыном того самого Ирода, который повелел убить младенца Иисуса.
Разделение римскими властями бывшего Иудейского царства на области произошло после смерти Ирода, чья жестокость сделала его имя нарицательным - синонимом этой жестокости.
Ирод Антипа тоже навеки вошел в историю как злодей, ибо это он обезглавил Иоанна Крестителя по прихоти дочери своей любовницы, науськанной ее матерью.
Иоанна Крестителя отождествляли с Илией-пророком, который вновь пришел на землю, чтобы предвещать приход Мессии.
В свое время, при девятом Израильском царе Иораме, примерно за сто двадцать лет до гибели всего царства, Илия - пророк был вознесен на небо.
Господь предварительно уведомил его, где это вознесение состоится, велел Илии идти к Иордану. Туда он и отправился из Иерихона со своим спутником Елисеем, которому потом были переданы "полномочия" Илии как пророка.
"Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо".
Видимо, у Бога на этой земле есть свои неизменно любимые места, к которым, несомненно, следует отнести гору Фавор, Геннисаретское озеро (или иначе - Галилейское море) и реку Иордан, впадающую в это озеро.
Здесь, в реке Иордан, Иоанн Креститель и проводил ритуал омовения и обновления (подразумевалось, не столько физического, сколько духовного) приходящих к нему людей, среди которых в один из дней будет и сам Иисус Христос.
Во внешнем виде Иоанна Крестителя и Илии-пророка было много похожего. Иоанн "носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед".
Долгое время он провел в пустыне. Илия-пророк долгое время прятался в пещере, питаясь тем, что приносили ему вороны.
Кто он, узнавали по его внешнему виду. Когда царю Ахаву ( он правил Израильским царством до Иорама) описали внешний вид человека, идущем ему навстречу, он безошибочно сказал:"Это Илия Фесвитянин".
Вид же Илия имел такой:"Весь в волосах, и кожаным поясом поясом подпоясан по чреслам своим".
Вторая земная жизнь Илии (впрочем, кто знает, сколько их было на самом деле) оказалась трагичнее первой. В первой его преследовала царица Иезавель, но не настигла, а царь Ирод Антипа, которого Иоанн публично стыдил за преступную связь с женой брата, -казнил.
Однако свою миссию Иоанн успел выполнить, объявив о приходе Иисуса Христа.
Ученики Христа, тем не менее, желали от Него самого удостовериться, был ли Иоанн Креститель и в самом деле Илией-пророком? Они задавали Ему один и тот же вопрос:"Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?".
Ответ Иисуса был будущие Евангелисты записали почти одинаково, однако в некоторых деталях разнятся, дополняя друг друга, если их сопоставить.
Первая часть ответа Христа:"Он сказал им в ответ:правда, Илия должен придти прежде и устроить все" у всех Евангелистов почти идентична. А далее каждый по-своему передает "расшифровку" его слов.
Евангелист Матвей:"Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели".
Марк добавляет:"Как написано о нем". Лука:"пришел и не узнали".
Похоже, лишь будущего Иоанна Богослова это не занимало, может быть, потому, что не сомневался в идентичности Илии и Иоанна Крестителя. Зато он оставил неоценимое свидетельство того, где проходило насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами ячменными и двумя рыбками.
Возвратившись из Иудеи в Галилею, "пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады". За ним последовало множество народа. Следовало их накормить, да еще в преддверии праздника, Пасхи Иудейской.
Узнав, что у одного мальчика есть с собой пять хлебов и две рыбки, Иисус счел, что этого будет достаточно, и настолько умножил их, что все насытились, да еще остались куски, которые Он велел ученикам собрать, "чтобы ничего не пропало".
Естественно, что слух о таком чуде мгновенно стал известен далеко за пределами этого места. Из Тивериады сюда приплыли лодки, но Иисуса здесь уже не было, Он был уже на другом берегу озера, в Капернауме.
Можно сказать, что Иисус спасался от людей бегством, как только узнал, "что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем".
Разочарование Иисуса Христа было столь велико, что Он даже удалился от учеников, уплыв один. Ведь Он пришел на землю не для того, чтобы быть царем. Его миссия совершенно в другом:чтобы каждый стремился жить нравственно, чтобы иудеи соблюдали суть закона Моисея, а не всякие внешние правила, установленные книжниками и фарисеями.
В конце концов, та же суббота для человека, а не человек для нее, и если человек голоден, почему ему не сорвать колосья с зернами, чтобы насытиться?
Его мало кто понимал, даже собственные ученики. В них тоже не хватало веры.
Однажды Петр, увидев, что Иисус идет по воде, решил идти ему навстречу, но испугался и стал тонуть. Почему же у Учителя это получается, а у него нет? Потому что, пояснил Тот, что у Петра не хватает веры. Прежде всего, в себя, в собственные силы.
Люди же больше всего верили в чудеса, которые творил Христос. Чаще всего он ходил по бывшей земле Неффалима, исцеляя больных, и, узнав об этом, к Нему приходили и из пределов Тирских и Сидонских.
Он и сам нередко бывал там, и, судя по всему, не разделял проклятия древних пророков в адрес этих городов. Во всяком случае, в той степени, в какой это делали они.
Его гораздо больше возмущали два города, очевидно, Галилейских, следы которых потомки не знают, где конкретно отыскивать. "Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам:Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам".
Капернауму Он тоже не сулил ничего хорошего, предрекая:"до ада низвергнешься", и - "земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе".
Некоторые исследователи склонны считать, что Хоразин и Капернаум - это один и тот же город, только под разными именами.
Что касается Вифсаиды, то полагают, что она находилась вблизи Кадеса Неффалима.
Впрочем, это только догадки. Судьба же их в определенном смысле действительно оказалась хуже, чем у Сидона и Тира. Те все-таки существуют и поныне (в Ливане), правда, в весьма захудалом виде.
Чем так возмутили Иисуса названные галилейские города, можно лишь догадываться, особенно принимая во внимание, что Капернауму Он обещает судьбу хуже, чем у Содома.
Но зерно, посеянное даже в такую почву, все-таки проросло, и земля Неффалима, как и предсказывал пророк Исайя, была возвеличена.
Свидетельство о публикации №211070200591