Натура. Кинотавр. День

Так странно предвкушать целый год «Кинотавр», но вовсе не думать о том, чего интересного наснимали конкурсанты за прошедший год. Как странно не ждать прорыва, сенсации, шедевра! Все ожидание сводится к попытке расширить свои знания, кругозор, пообщаться с интересными людьми и понять что-то важное не вдруг. Не знаю, как для неграмотной части населения, а для меня кино почему-то по-прежнему остается если и не самым главным из искусств (вспоминая вождя), но в первую пятерку уж точно входит. Хотя, чего врать-то, если убрать несколько «но» можно было бы и главнейшим его назвать. Но как-то неловко, что ли. А почему, собственно, неловко?
22-е лето «Кинотавра». Вот выбрали на конкурс из 68 фильмов 14, 7 из них – дебютные. А посмотреть после прочтения в буклете фестиваля краткого содержания захотелось пару-тройку от силы. Стыдно перед собой за отсутствие любопытства. Или это инстинкт самосохранения: не хочется оказаться в ловушке не всегда близких сердцу и разуму авторских поисков себя и смысла с помощью того, что принято называть возможностями кино. Посмотрела один конкурсный фильм. «Без мужчин» Резо Гигинеишвили с Надеждой Михалковой в одной из главных ролей. Поняла (самонадеянно), что, скорее всего, ничего больше из конкурсного смотреть не буду. Что касается фильма открытия – «Два дня» Авдотьи Смирновой и закрытия – «Елена» Андрея Звягинцева, то их посмотреть стоит. А пока лучше с умными людьми пообщаюсь, послушаю, подумаю, сделаю выводы, выскажусь, наконец.
Кстати, внеконкурсная программа была довольно разнообразная. Кроме ночных показов на площади перед Зимним театром популярных российских фильмов, было множество круглых столов, мастер-классов, пресс-брифингов и долгожданный конкурс сценарных заявок – питчинг. Еще на площади показали звезд мирового кино в рекламе из коллекции Жана-Мари Бурсико. Смешно, «вкусно», местами очень креативно, но тематически узко и банально: машины, пиво, сигареты. Хотя нет, я не права, была замечательная реклама оператора сотовой связи через антирекламу – нам советовали общаться с собой и природой и не тратить зря время на болтовню по мобильнику. А на экране - задумчивый Леонардо Ди Каприо на лоне природы и всевозможные букашки – милые создания эволюции.
Что-то хожу вокруг да около, а пора бы уже и о главном вспомнить. Все на самом деле очень серьёзно и не так радужно, как хотелось бы. Мы все помним много хороших советских фильмов, у каждого есть с десяток любимых – картин, режиссеров, актеров. А сейчас время плодит мерцающих переменных полузвезд, и где-то душевные муки и жажда реализации выкармливают тихого гения. Российский кинематограф вот уже лет двадцать испытывает сильнейший кризис. Системы никакой нет. В сфере кинопроизводства царит хаос. Но пусть вас это не смущает. «Кинотавр», когда сменилось руководство, каждый год и пытается этот хаос разгрести, что-то конструктивное выявить и поддержать, общие пути выхода из кинокризиса найти. Я не говорю, что прежний фестиваль этих целей не преследовал, но времена стали более требовательными и жесткими. Нынешний «Кинотавр» очень деловой, последовательный и конструктивный. Скандалов со звездами почти не происходит, а если и происходят, их не афишируют (по крайней мере, очень стараются), как раньше, для дополнительного пиара. Ныне все силы направлены на возрождение отечественного кинематографа: его авторитета, экономической эффективности, идеологической силы. Насколько это бессмысленно или наоборот осмысленно и важно, можно судить по результатам общения тех, кто много чего знает полезного, и тех, кто имеет полномочия что-то менять. Например, в рамках форума «Кино России 2020» двадцать важных господ в течение четырех часов обсуждали стратегию развития киноотрасли до конца десятилетия. И даже умудрились-таки написать резолюцию – архиважную, должна вам сказать. И называется она «Основные направления стратегии развития киноиндустрии Российской Федерации». А вот вам и цитата: «Консолидация киноотрасли – насущная необходимость. Задачу по выработке стратегии и «дорожной карты» ее реализации, стоящую перед нами, невозможно решить без объединения всех заинтересованных сторон. Именно для этого и был организован Форум, в рамках которого мы хотим услышать и учесть мнения всех значимых участников отрасли. Форум должен стать «гласом индустрии», основной платформой для диалога между бизнесом, общественными организациями и государством. Нашу трибуну мы предоставили, прежде всего, тем, у кого есть продуманные, обоснованные, конкретные предложения, тем, у кого есть опыт успешной реализации проектов в широком спектре направлений киноиндустрии». Вот некоторые конкретные формулировки и решения: «Рекомендовать Минкультуры России предусмотреть государственную финансовую поддержку альтернативных форм кинообразования, начиная с 2012 года; Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Фондом кино на основе анализа успешных практик в России и за рубежом разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по реализации комплекса мер государственной политики по созданию привлекательных условий для съемок кино- и теле- фильмов на территории Российской Федерации, в том числе финансовых стимулов для продюсеров и института кинокомиссий на национальном и региональном уровнях; Рекомендовать Минкультуры России совместно с Фондом кино: провести анализ эффективности государственной поддержки кинематографии и опубликовать на официальных веб-сайтах подробную информацию о результатах поддержки производства и проката национальных фильмов в 2010 году, а также о планируемых мероприятиях по поддержке кинематографии; предложить меры по совершенствованию механизма принятия решений о предоставлении господдержки производства и проката национальных фильмов». Прошу прощения, что так много. Но, подумайте, это же платформа системы, которую пытаются строить заново. Как считаете, это важно? Еще на «Кинотавре» обсуждали такую интересную тему: «Мир изменился вчера. Сегодня - очередь за вами». На ней продюсер и ведущий Сэм Клебанов, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, режиссер Виталий Манский и многие-многие другие решали, что же происходит с кинобизнесом и какие возможности дает производителям и потребителям кинопродукта интернет и всевозможные хитроумные веб-устройства и программы. Сэм Клебанов говорил, что грамотные пользователи интернета, люди с хорошим вкусом с удовольствием будут пользоваться новинками киноуслуг, которые им могут предложить сотовые операторы и интернет-провайдеры. Он, как программист по первому образованию, на стороне научно-технического прогресса в продвижении кино-товаров. А вот Даниил Дондурей заметил с ноткой трагизма, что люди в нашей стране скоро вообще перестанут смотреть кино. А кинотеатры рассчитывают получать прибыль не столько с билетов, сколько с продажи еды.
С другой стороны, нам, простым зрителям, не все ли равно, что там решают умные головы от кинематографа и минкульта. Лишь бы хорошее кино показывали намного чаще, чем плохое. А это, оказывается, с каждым годом все проблематичнее: Голливудская машина не жалует конкурентов, а очевидный успех Тимура Бекмамбетова каждый трактует по-своему.
Тема эта неисчерпаемая, говорить и спорить можно бесконечно. Но мне хочется в финале согласиться с президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктором Матизеном, который на одном из круглых столов заметил, что мы не можем восхищаться творчеством современных российских режиссеров просто по причине отсутствия в их фильмах катарсиса. Зритель жаждет сопереживать и перерождаться вместе с героями, а не уныло смотреть в пустоту. Но это тема нового разговора.


Рецензии