Первое место по второй группе ВУЗов

Первое место по второй группе ВУЗов

Еще в 8 классе, вместе с моим лучшим со времен школы и поныне другом Сашей Чекмаревым, мы решили записаться в секцию бокса. Сашку записали, он тренировался в Спартаке, стал мастером спорта и вполне заслуженно получил кличку Тигр. Меня же медкомиссия забраковала по зрению, и вместо бокса я решил заняться фехтованием.
После того, как прошел фильм «Три мушкетера»  у нас во дворе все стали сражаться на палках. Я был Атосом, Вовка Степанушкин Дартаньяном, толстый Витя Андреев Портосом, а Мишке достался Арамис и он с этим смирился. Арамис у нас мальчишек 60-х был не слишком популярен. Это сейчас всем стало понятно, что именно Арамис из всех четверых и был самым перспективным, трезво мыслящим человеком, в отличие от Дартаньяна, который если и остался жив, то только случайно. Атос - мрачный пессимист, рогоносец и неудачник, только и того, что граф. О Партосе, как личности, лучше всего говорят его успехи на любовном фронте. Вдовушка среднего достатка – вот его потолок, а в настоящем деле он хорош только в тех случаях, когда требуется грубая тупая физическая сила. Арамис же тонко чувствует момент, интеллигентен, изящен в обращении со шпагой и с дамами, истинно верует в бога, но и своего не упустит ни по части денег, ни по части других удовольствий. Именно он, сначала десять лет спустя, а потом и двадцать, доказал преимущество гибкого ума над тупым следованием каким-то дурацким принципам чести. Он перешел на службу к кардиналу, из всех четверых сделал самую блестящую карьеру и при этом всегда сохранял верность друзьям, королю и богу. Это надо уметь. Вот истинный пример для подражания  молодежи.
  Для всех моих дворовых друзей дело закончилось фехтованием на палках, а я сменил палку на рапиру.
Меня приняли в фехтовальную секцию спортивного общества  Динамо и торжественно вручили мне значок «Юный динамовец», причем, не где-нибудь, а в клубе имени самого Феликса Эдмундовича Дзержинского. Клуб располагался в том самом здании, где и поныне продолжают трудиться его верные последователи – в минском Большом доме. Даже название КГБ на ФСБ не поменяли.
Моим первым тренером был Павел Израилевич Зеликман, олимпийский чемпион в командном первенстве на токийской олимпиаде. Характер мой он определил как рапирный. Дело в том, что в спортивном фехтовании используют три вида оружия: сабля, шпага и рапира.
Сабля оружие казаков, янычар и татаро-монгольских воинов. Как правило, саблисты – это лихие ребята, но интеллектом не блещут.
Шпага подходит всем подряд, а рапира оружие джентльменов. Только в рапире есть такое понятие как «правота». Нельзя атаковать на встречу. Если противник вытянул вперед руку и первым показал свое намерение атаковать, то надо сначала отразить его атаку и только после этого начинать свою. Укол навстречу засчитан не будет. Колоть следует только выше пояса в специальную электра куртку, иначе укол считается не действительным. И еще много других красивых правил.
В шпаге ничего подобного нет. Коли куда попало, когда попало и ни о какой правоте, там вообще понятия нет. Правильным считается даже укол в спину или, например, в ту часть тела, что пониже спины. Главное первым нанести укол, а остальное не важно.
Про саблю я вообще не говорю. Лупят друг друга наотмашь, так что кленок аж на спину захлестывается, а без ватного нагрудника на тренировке и делать нечего. Сабля и палка, в принципе, одно и тоже. Кстати, во время соревнований саблисты никаких ватных жилетов не поддевают, но уверяют, что боли не чувствуют, хотя шрамы бывает, что и остаются.
Наша группа состояла почти из одних евреев, и некоторые из них были даже какими-то родственниками Павла Израилевича, но  меня он тоже принял, и поэтому я думаю, что у меня были в самом деле неплохие данные. Впрочем, в то время я не обращал никакого внимания на национальный вопрос и действительно бурно прогрессировал, как молодой способный фехтовальщик. Если бы тогда желание стать геологом не победило во мне желание стать спортсменом, то поступил бы я без экзаменов в минский технологический, как советовал тренер, и может быть стал бы даже чемпионом. Впрочем, чемпионом я таки стал. Наша команда ЛГИ заняла первое место по второй группе ВУЗов на первенстве Ленинграда, а первенство Ленинграда приравнивалось к первенству республики и моих побед хватило для того, чтобы выполнить норматив кандидата в мастера спорта. Настоящие спортсмены хорошо знают разницу между кандидатом и мастером, кандидат это только количество, а мастер это уже качество. Но согласитесь, к.м.с.  - звучит приятно, и для дам интригующе.
Видимо следует пояснить, что такое вторая группа ВУЗов. Деление ВУЗов на группы, это что-то вроде деления на весовые категории в борьбе или в боксе. Считалось нечестным, если будут на равных соревноваться такие большие ВУЗы, как  политех или университет, с таким маленькими, как институт водного транспорта или консерватория.
Уже много лет до нас, Горный институт на эти соревнования команды не выставлял, и первенство разыгрывалось в основном между театральным институтом, консерваторией и институтом инженеров железнодорожного транспорта. ЛИИЖТ, к слову, как и Горный, тоже один из старейших ВУЗов в России и в прежние времена тоже считался аристократическим. Кое-какие дореволюционные традиции в нем, видимо, сохранились. Горный инженер или  инженер путеец  это было весьма престижно, а для широкой публики существовал политехнический институт. В университет тоже принимали, кого попало, лишь бы умным был и не ленился. Какие уж там традиции,  сплошная революция.
Когда наша команда горных орлов, после долгого перерыва, приняла участие в общем параде перед началом соревнований, наше появление вызвало легкие смешки у членов других команд и некоторое общее оживление публики.  Вид у нас был действительно еще тот. На нас были «доспехи» по моде аля 40-х – 50-х годов. Это были когда-то давно белые, но уже изрядно пожелтевшие, шаровары со стальными пуговицами, и того же цвета куртки, а в руках мы держали кожаные маски, каких нынешнее поколение уже и в глаза то не видывало. Зато на рукаве у нас были нашиты роскошные, расшитые золотом эмблемы с вензелями и гордой надписью ЛГИ. Все это богатство мы нашли у себя в недрах спорт кафедры. Когда-то наш Горный не относился к министерству образования, а числился по угольной отрасли и обеспечивали его всем не как один из ВУЗов, а по полной программе и на все случаи жизни. Там в «глубине» институтских складов и отыскалось наше фехтовальное обмундирование.
Появление на свет нашей команды было делом случая, и образовалась она в итоге редкого стечения обстоятельств, но каждая случайность, как известно, лишь непознанная необходимость.
Заглянул я как-то в спорт зал, а там, вижу, какие-то мужики с рапирами балуются. Мне тоже очень захотелось подержать рапиру в руках. Я подошел и попросил:
- А можно я тоже попробую?
Мне дали рапиру. Ручка-пистолет легла в руку, я стал в позицию и сделал выпад, в общем, попробовал то да се - так и познакомились. Оказалось, что Леша Бабкин, который учился на курс старше меня и тоже на геологоразведочном, был в юношеской сборной Украины, а Славка Чаплыгин, тоже с нашего факультета, только не геолог, а буровик. Славка оказался к тому же и моим земляком, он был тоже из Минска и тоже тренировался когда-то в Динамо. А нашел их обоих студент- практикант из Лезгофта, будущий тренер по фехтованию, которого, скорее всего, по ошибке прислали к нам на практику. Я нашелся сам. Вот так и получилась наша команда.
Мастерство, как известно, не пропьешь. Мы потренировались и отправились на вышеупомянутое первенство.
Сидим мы на лавочке возле входа в фехтовальный зал дворца Юбилейный, погода прекрасная, светит солнышко, птички щебечут. Подъезжает два такси, из них выходят наши соперники, как потом выяснилось, команда театрального института, а с ними их тренерша и еще три очень даже симпатичные девицы, видимо, их самые страстные болельщицы. На нас они даже не взглянули и гордо прошествовали в раздевалку.
Леха окликнул шофера:
- Шеф, ты не смог бы заехать за нами, через пару-тройку часов? Мы этих фраеров сделаем, и домой тоже на такси покатим.
Молодой парень водитель шутку понял, улыбнулся и ответил:
- Победите, звони. Бесплатно прокачу.
В личном первенстве я никогда особенно не блистал. У меня всегда, почему-то в команде получалось лучше. А тут от результата моего боя напрямую зависело,  какая команда победит – мы или те, которые приехали на такси,  а счет был 3:0 не в мою пользу. Мой соперник был красив как граф Де Бюси из кинофильма про королеву Марго. Из под куртки у него торчал воротник кружевной накрахмаленной рубашки сияющей белизны, он был явно доволен своим внешним видом, собой вообще и счетом. А у меня, как назло, ни черта с ним не получалось.
Разбор очередной атаки. Мнение боковых судей разделилось, хотя я то точно знаю, что он колол на встречу, а у меня недействительный. И в это время его тренерша подходит к главному судье и что-то ему говорит, а он улыбается ей в ответ.  В итоге счет стал 4:0. Бой практически проигран, но во мне вдруг взыграла такая классовая ненависть, хотя сам я из интеллигентной семьи, папа военно-воздушную академию закончил, мама в хоре пела, а тут почувствовал себя  просто революционным матросом, экспроприирующим награбленное у кровопийц эксплуататоров. Мало вам 3:0, так меня еще и засудили. Ну, держитесь: 4:1 – 4:2 – 4:3 и, наконец, 4-4. Любой фехтовальщик знает, что в такой ситуации, кода до победы был всего один укол, а потом счет стал равным не сломаться и взять себя в руки может только очень сильный и волевой спортсмен. Мой же сломался уже на третьем уколе. Его тренер это тоже поняла и больше уже не бегала к главному, на разбор фразы. Я колол чисто, без вопросов. Его девица побледнела, сжала кулаки и с надеждой непрерывно смотрела на него, а после моего пятого укола заплакала. Мне ее стало жалко, но только ее, а не его и его тренершу. Мы победили.
Запомнился мне еще один бой с парнем из команды ЛИИЖТа. Я был вторым номером в команде, а он первым -  к.м.с., а у меня только первый юношеский. Когда перед началом боя проверяли оружие, моя старенькая за много лет посеревшая от складской пыли электра куртка в одних местах работала, в других нет. Я усиленно тер ее железом своей маски, но это не помогало. А мой соперник, через губу, сказал судье:
- Вы ему там, где работает, мелом очертите – я туда колоть буду.
- Ну, не нахал?
Мы со Славкой срочно поменялись куртками, его была получше, хотя и того же возраста. Ну, может быт всего на 5-10 лет моложе моей. Мы еле успели уложиться по времени. Пока меняли куртку, я хорошо разогрелся и почти сразу же атаковал – флешь. В переводе с французского, на котором в фехтовании принято разбирать все фразы, флешь значит «стрела». Это даже не выпад, а ты просто таки со всех ног бросаешься на соперника с вытянутой рукой. Прием рискованный и если промахнешься, то защититься уже не успеешь.
Получилось удачно, и я во второй раз проделал то же самое, и все прошло удачно. В третий раз мой соперник уж никак не ожидал, что и в этот раз я повторю то же самое, и с тем же результатом.
К нему подскочил его тренер:
- Идиот, он же три раза делает одно и тоже. Показ – защита – ответ – защита – обман - перевод -  и флешь. Проснись.
Как, оказалось, просыпаться уже было поздно, слишком он расслабился еще до начала боя.
А то, «нарисуйте ему мелом, куда можно колоть» … Что, съел? Фехтовальная дорожка пижонства не любит и пижонов наказывает. Фехтование спорт благородных, хорошо воспитанных людей. Можно, конечно, и пошутить иногда, но по правилам, перед началом боя всегда следует поприветствовать противника поднятием оружия и относиться к нему на дорожке следует уважительно.
По началу, нас многие всерьез не воспринимали, и это играло нам на руку, но постепенно становилось все трудней. Ближе к концу соревнований мне не удалось выиграть у первых номеров ни одного боя. Нас стабильно выручал Леха, вообще, он практически не проиграл ни одного боя.  Мы со Славкой сражались с переменным успехом, но в итоге мы оказались таки на первом месте, и нам это было очень приятно.
Мы и сами не ожидали, что победим, телефон у того симпатичного таксиста мы, естественно, не взяли, да и он, скорее всего, просто пошутил на счет бесплатно. Домой мы уехали так же, как и приехали, на 11 трамвае. Очень даже удобный маршрут – почти «от места до места» и денежки на банкет сэкономили.
Банкет удался на славу. Пили прямо из наградного кубка сухое молдавское вино «Рислинг» по  рубль семьдесят за большую бутылку и закусывали очень свежим, но и очень дорогим голландским сыром. Теперь такого вкусного сыра уже за любые деньги не купишь. Всего стало очень много: и колбасы, и сыра, и новых книг и новых фильмов, но все какое-то невкусное.
Продолжение следует…


Рецензии