Лобовое столкновение

               
     Мою первую попытку овладеть навыками вождения автомобиля едва ли можно назвать удачной. Это случилось, когда я гостила  у дочери в Южной Калифорнии.  Здесь в большинстве очаровательных маленьких городков нет общественного транспорта, и чтобы добраться пешком, например, до ближайшего магазина, потребуется не менее получаса, а то и час времени. Поэтому там все жители, начиная с шестнадцати лет, словом, от мала до велика, являются обладателями собственных автомобилей и беспрепятственно колесят по бесчисленным автострадам и дорогам Америки.
     Моя дочь  Лиля была озабочена тем, чтобы при необходимости я тоже могла самостоятельно добраться до какого-нибудь места. Поучить меня вождению вызвался Расс – друг семьи дочери. Расс - ирландец по происхождению, человек добрый, весёлый, жизнелюбивый, с исключительно живописной внешностью: круглый год в черной майке и белых брюках, с длинными, выкрашенными до ослепительной белизны волосами, с усами, склеенными на концах, тоже “под седину”,   и несколькими нитками бус на шее.
      У Расса была машина с механической коробкой передач (КПП). После  нескольких вступительных слов, в которых он заверил меня, что всё очень просто, я, приготовившись постигать азы,  села за руль, а Расс – на место инструктора. Сначала мы ездили с ним по кругу по паркингу. Скорость движения была минимально возможной, порядка 5 км/час, а поскольку людей поблизости не было, то у меня не было  и страха задавить кого-либо, поэтому я делала определенные успехи. Затем Расс  предложил мне  увеличить скорость, и я разогналась аж до 10 км/час. И тут в дальнем конце паркинга показался пешеход. И хотя расстояние между ним и нашей машиной  было не менее четырехсот метров, я испугалась, что не смогу объехать его, и врезалась в кустарник, росший вдоль ограды. Выйдя из машины, мы обнаружили, что бампер изрядно поцарапан.  Я заверила Расса, что непременно компенсирую причиненный ему материальный ущерб, но он только отмахнулся. И все равно я  была счастлива, потому что уже приобщилась к “цивилизации”, и мне казалось, что я осилю  вождение. 
    Несмотря на мой явный неуспех, с точки зрения Лили, она всё же советовала мне научиться водить машину, так как это могло бы пригодиться, если когда-нибудь я решу пожить в Калифорнии, скажем, полгода. “Ты же не сможешь всё время сидеть дома и рассчитывать только на меня”, - добавила она.
    Я преисполнилась важности поставленной передо мной задачи, но понадобилось ещё два года, чтобы я созрела для её выполнения. И вот наступил сентябрь 2001 года. Я уже далеко не молодая дама. Перебираю автошколы в округе и останавливаюсь на автошколе на Гребном канале, в Крылатском. Это не самая близкая от моего дома автошкола, но я подумала, что здесь буду находиться вдали от любопытствующих глаз соседей, которые могли бы стать свидетелями моих возможных неудач.  Я заплатила за обучение  и медкомиссию, которой, к счастью, было совершенно неинтересно состояние моего здоровья, и была зачислена в автошколу.
   Начались теоретические занятия, которые профессионально и доброжелательно вёл преподаватель МАИ. В нашей группе были преимущественно молодые ребята и девушки, несколько человек среднего возраста и два пожилых человека: чиновник очень высокого ранга В.Д. и я.  В 90-е годы многие политические деятели и лица, занимавшие высокие посты в государстве, становились звездами телеэкрана, поэтому в то время  и лицо В.Д. не сходило с экранов телевизоров. Увидев его в нашей группе, я сразу же узнала его. В то время В.Д. казался мне человеком демократичным, интеллигентным, так как держался с нами просто.  Привозил его на занятия водитель на машине с мигалкой, и я как-то спросила, с какой целью он учится вождению. Он ответил, что когда-нибудь лишится этой привилегии и будет вынужден передвигаться самостоятельно.
  Я чувствовала себя не совсем комфортно среди молодых слушателей и поэтому спросила  нашего преподавателя, не помешает ли мой возраст научиться водить машину. Он ответил, что мои ясные глаза вселяют в него уверенность в том, что у меня всё получится. Итак, всё шло отлично: мы делали домашние задания, слушали лекции, решали дорожно-транспортные задачи. У нас были даже контрольные работы и зачеты. Всё это мы, “старички”, преодолевали даже лучше многих молодых слушателей. И вот настало время показать полученные знания на практике – сев за руль.
    Моим инструктором по вождению оказался пожилой мужчина, бывший шофер, который, как потом выяснилось, не обладал и малой толикой терпения. В первый же день практических занятий он заявил, что я должна дать ему триста долларов для ГАИ, чтобы после экзамена получить водительское удостоверение. Я подумала: “Щщас”, - но вслух сказала, что права мне не нужны, а мне нужно просто научиться водить машину.  После этих  слов инструктор изменился в лице, а точнее - рассвирепел, и в дальнейшем наши отношения были весьма далеки даже от просто нормальных. Он непрерывно кричал на меня по любому поводу, а я, отличница в школе, а потом и в институте от этого просто переставала соображать.
    Как-то я пожаловалась на своего инструктора Люде, молодой женщине из нашей группы. Она начала горячо сочувствовать мне и, не посоветовавшись со мной, рассказала о моих переживаниях нашему преподавателю по теории вождения. “Теоретик” был человеком справедливым и посоветовал мне перейти к другому инструктору. Я не знала, как выпутаться из этой истории, и заявила, что сама справлюсь  с проблемой.
  Однажды инструктор по вождению поинтересовался,  с какой целью я пришла в автошколу.  Я ответила, что моя дочь живет в Калифорнии, поэтому, если  доведется жить там, мне нужно будет уметь водить машину. Теперь при каждом удобном случае он ехидно замечал: “Тебе  только и водить машину с автоматической КПП, где соображать не надо”.
   Сначала я ездила с инструктором  в пределах огороженной забором территории, выполняя самые простые, а затем и более сложные задания, например “змейку”. Однако ни одно из них мне не удавалось сделать чисто, без помарок. Тем не менее, наконец, мы выехали за пределы школьного “автодрома” и направились  вниз, к  большой площадке, примыкающей к торцу Гребного канала. На дороге там и сям виднелись выбоины, колдобины, сколы асфальта. Лично у меня была задача никого не задавить, и я начинала волноваться, как только на горизонте появлялся пешеход. Выбоины и колдобины были для меня величинами второго порядка значимости. У инструктора на это был другой взгляд. Как только я заезжала в очередную колдобину, он начинал вдохновенно кричать, что я специально заезжаю во все ямы и не берегу его драгоценную машину. После нескольких таких окриков его слова прочно врезались в мою память, из-за чего спустя несколько дней я чуть не поплатилась его и своей жизнью.
     Как-то мы выехали на  улицу, которая тянется вдоль Гребного канала. Кроме нашей, здесь было ещё несколько учебных машин. Одна из них ехала впереди нас, и мне показалось, что она движется уж слишком медленно. У меня возникла мысль, что неплохо было бы  обогнать ее. Улочка, по которой мы ехали, достаточно узкая, с однополосным движением.  Разделительной полосы на ней не было, но она, очевидно, предполагалась. Мысль перегнать другую машину была бы хорошей, родись она в другое время. Но она возникла не вовремя, а именно на крутом повороте. Я нажала на газ и въехала на “встречную” полосу. В ту же секунду раздался вопль: “Всё! Лобовое столкновение! На поворотах не совершают обгон!” Он продолжал кричать ещё что-то, но я уже закалилась в перманентной войне с ним и, не возражая, позволила ему высказать всё, что он думал обо мне.
     В один из последних дней  практических занятий инструктор снова поинтересовался, собираюсь ли я сдавать экзамен на права. Я ответила неопределенно, но решила ещё раз поговорить с дочерью. Она сказала: “Да заплати ты им. Может, твое водительское удостоверение пригодится”. И тогда я дала инструктору триста долларов. Он мгновенно сменил гнев на милость и сразу же, в последний день занятий, приказал мне выехать на настоящую улицу, с двумя полосами движения, по которой ездят не только автомобили, но и автобусы.
    Сначала я ехала очень медленно, но когда переключилась на вторую передачу, мне показалось, что я мчусь с бешеной скоростью.  Кстати, к этому моменту мне ещё ни разу не давалось задание смотреть в боковые зеркала. Повернув назад к автошколе, я заметила на асфальте выбоину и решила доказать инструктору, насколько бережно я отношусь к его машине. Я самозабвенно вырулила на  левую полосу, чтобы объехать колдобину. В ту же секунду, с криком выхватив у меня руль, инструктор вернул машину на правую полосу - мимо нас по левой полосе с ревом промчалась огромная фура. Я  едва успела заметить  восседавшего почти над самой моей головой водителя фуры и даже не успела испугаться.  Инструктор  продолжал изливать на меня свой праведный гнев: “Не соображаешь, что делаешь! Да он, небось, обмочился, увидев, что ты нырнула ему под колеса!” Крыть мне было нечем. На этом мои практические занятия по вождению закончились.
  Впереди нас ждал экзамен в ГАИ. Среди слушателей прошел слух, что из-за присутствия в группе такой важной персоны, как В.Д., не мы поедем сдавать экзамен в ГАИ, а ГАИ приедет к нам, в Крылатское. Но этот слух не подтвердился.
   Экзамен проходил в ГАИ, где-то очень  далеко от автошколы. Экзамен по теории вождения принимал компьютер. Здесь у меня проблем не было, а дальше было сложнее. Перед началом экзамена по практике вождения я молила Бога, чтобы мне не досталась “эстакада”, которую я видела только издали.
    Мне повезло: я получила задание заехать задом в гараж. Мысленно я довольно сносно представляла себе, что нужно делать, но на практике! да ещё на площадке с уклоном, покрытой тонкой плёнкой льда, всё получилось иначе. Начинаю выполнять задание. Подъезжаю к гаражу  и, поравнявшись с ним, поворачиваю налево. Нажимаю на тормоз и оглядываюсь назад, чтобы убедиться, правильно ли я сориентировала машину относительно въезда в гараж. В этот момент моя нога соскальзывает с тормоза, и автомобиль начинает ползти вперед, в сторону контрольной черты, которую он не должен пересекать. Я пытаюсь достать ногой педаль тормоза, но машина уже пересекает эту черту, и я слышу команду: “Выходите из машины!” Первая попытка не удалась. Но у меня оставалась ещё вторая попытка! Она, правда,  тоже закончилась неудачей. После второй команды: “Выходите!” я поняла, что все кончено.
    Уже вечером  дома звоню инструктору и спрашиваю: “Ну что, я мимо пролетела?” На это он отвечает уверенным тоном: “Ничего подобного. Послезавтра приезжайте за документами”.  Послезавтра мне выдали водительское удостоверение серии МВ N 6…9 на управление транспортными средствами категории В и очень симпатичное “Permis de conduire” - международное удостоверение. Я надёжно спрятала документы в шкаф и за руль автомобиля больше никогда не садилась.

   Часто, сидя в автобусе и наблюдая, как водитель уверенно и бесстрашно управляет своим транспортным средством, буквально ввинчиваясь на повороте в бесконечный поток легковушек, рефрижераторов и пикапов, не уступающих ему дорогу, я поражаюсь, какими способностями надо обладать, чтобы сохранять спокойствие и хладнокровие на наших московских улицах.
    В течение нескольких лет, проезжая мимо автошколы, я в окно автобуса грозила кулаком своему инструктору-обидчику, а пассажиры с удивлением поглядывали на меня. Но постепенно все неприятности забылись, забыла я даже имя своего инструктора-крикуна. Недавно я решила взглянуть на свое водительское удостоверение. Оказалось, что срок его действия ещё не истёк. Так что у меня всё впереди! Может, стоит попробовать?..
 


Рецензии
Очень живой и яркий рассказ. Я хорошо представила ваши занятия с инструктором. Да, они кричат на своих подопечных, потому что их раздражают неуверенные люди, которые теряются за рулём. Ведь на дороге могут быть разные ситуации, поэтому должна быть хорошая реакция, но не должно быть растерянности.
Вашу историю прочитала с большим интересом.
Удачи Вам и творческого вдохновения!
С уважением и темлом, Валентина

Валентина Валентова   28.03.2024 05:07     Заявить о нарушении
О, нет. Здесь я с Вами не согласна. Если бы инструктор не кричал на меня, то я освоила бы практическое вождение. В этом у меня нет никаких сомнений. А с навыком пришла бы и уверенность. А реакция у меня достаточно хорошая: когда что-нибудь падает, то чаще всего я успеваю подхватить падающий предмет на лету.:))
С уважением и теплом,
Алла.

Алла Валько   28.03.2024 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.