Сохранить лицо перед лицом смерти

- Вы могли бы ответить на вопрос - какой самый ценный дар вы получили от вашей матери, что-то такое, что безусловно пронесете через всю свою жизнь?

Спросила я, внимательно глядя на женщину. В тот момент я чувствовала, что сейчас самое время спрашивать, все говорило об этом: ее сосредоточенный взгляд, направленный прямо в самые глубины души, спокойное разгладившееся лицо словно освещенное внутренним светом, сложенные на груди руки.

-  Трудно сказать с ходу, много чего ценного я получила от нее. Она научила меня смотреть жизни в лицо,- женщина помолчала немного. - Хотя знаете, не только в лицо жизни, но и в лицо смерти.

- Моя мама, да упокоится ее душа с миром, была удивительная женщина - очень красивая, сильная, умная, властная, волевая. Сколько ее помню, что бы не происходило, какие бы проблемы ни возникали, в каких бы состояниях она не находилась, всегда у нее был маникюр, педикюр, укладка, утонченный макияж, безупречный наряд.Она всегда говорила: "Леди никогда не должна терять лицо!"
 
В детстве она любила рассказывать мне истории про героев, которые сохраняли человеческое достоинство до конца. Про Януша Корчака, который пошел в концлагерь со своими детьми и поддерживал их до последнего вздоха.Он оставался Человеком и не дрогнул перед смертью. Или истории про офицеров, которые не смотря на усталость после боя или грязь, брились, прикрепив зеркальце на дереве. Все они оставались людьми, в нечеловеческих условиях и всегда вели себя с честью...      

Мама очень тяжело умирала от сложной формы онкологии, страдала и увядала на глазах. Целых пять лет ее мучили страшные боли.
Почувствовав приближение смерти, она захотела быть похоронена рядом с нашими родственниками и мы переправили ее поближе.

Последнюю неделю своей жизни она провела у своей сестры. Умерла во сне. Но перед  этим произошло нечто важное.
Мама почти не приходила в сознание всю неделю, и тут вдруг в районе часа ночи, она внезапно пришла в себя и позвала сестру.
Знаете, так бывает перед смертью, людям вдруг становится легче, а родственники думают, что человек начал поправляться. Но это видимо особый дар Всевышнего, чтобы  попрощаться...
 
Прийдя в сознание, мама первым делом нащупала зеркало на тумбочке.Взглянув на себя осталась недовольна и сказала сестре: "Я хочу чтобы уложила мне волосы, накрасила меня и сделала мне маникюр".
Сестра ответила, что уже ночь, совсем поздно и незачем делать все это, ее никто не увидит.
Мама ответила: "Прошу тебя, удели мне немного своего времени, я хочу сохранить лицо перед лицом смерти".
Сестра накрасила ее и сделала укладку. Мама посмотрела на себя в зеркало, осталась довольна. Сложила руки на груди. Вздохнула и заснула. И во сне умерла...

Женщина  долго молчала.
- Да, пожалуй это был один из самых ценных ее даров.Я только сейчас поняла, как сильно ее люблю и восхищаюсь ей...


Рецензии
Моя бабушка тоже умирала от онкологии. Она всегда несла себя с достоинством, люблю ее вспоминать. Все у нее было не так как у других бабушек. Если пирожки, то какие то удивительные: более румяные, красивые с черемухой(мои любимые), с рябиной, с калиной, с морковкой, со свеклой. А если яйца к Пасхе красит, то они были всех цветов радуги. В детстве, я только у нее такие видела, она была для меня больше, чем бабушка - кумир. А какие картины она вышивала крестиком, как она одевалась! Красавица!!! И вот она заболела. Лежала тихо, иногда улыбалась нам, шутила. Она очень любила, года играли на гармони. И перед смертью, а ей было уже невыносимо больно, услышав игру на гармони, она встала и начала танцевать. Такой я ее запомнила.

Надежда Шилова   10.12.2011 10:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.