Сколько вопросов...
«земную жизнь пройдя до половины,
вдруг оказался в сумрачном лесу....» (с)
Сколько личностей скрывается в одной человеческой Душе?
Или так...
Сколько Душ вмещает одна земная оболочка человеческого существа?
Или так...
Сколько ролей предназначено сыграть Душе человека в ее материальных доспехах?
Или так...
Сколько тестов должна пройти Душа в земной жизни, чтобы созреть до встречи с Создателем?
Или так...
Сколько земных воплощений должна реализовать Душа в процессе своего совершенствования?
Все вопросы мною поставлены сознательно с упором на количественную характеристику – «сколько». Моя земная профессия – исследователь процессов, аналитик. Неразделимы процесс и результат, но процесс есть квинтэссенция проявлений законов. Как Высших, так и придуманных людьми. Меня интересуют процессы. Похоже, что это часть моего предназначения. Есть и базовые теории - учение хитреца и мудреца Конфуция, философия старательного угрюмого Иммануила Канта, глубокие притчи весельчака и балагура Ходжи Нассреддина, огненные стихи страстного мистика Джелал-ад-Дина Руми, а также речи моего собутыльника Эдика Рыжего в шалмане на окраине Риги. Все они и многие другие люди учили меня думать и понимать. После долгих и порой болезненных размышлений оказалось, что для понимания достаточно простых и понятных девизов.
«Делай, что должно и будь, что будет.
Результат не всегда зависит от тебя, но действия всегда только твой путь.
Не меняются лишь высшая мудрость и низшая глупость.
Тот, кто способен меняться, учась у других, тот идет своим собственным путем».
И маленькая притча.
Ты считаешь меня многоученым? - спросил как-то Конфуций ученика.
- А разве нет? - ответил тот.
- Нет, - сказал Конфуций, - я лишь связываю все воедино.
Итак, вопрос «сколько»? Разные философии и учения дают разные ответы - от «одна» до «много». Другими словами, ответа вовсе нет. А я все же рискну ответить. Предложу свою классификацию «ролей» человеческой Души в спектакле ее земной жизни. Это просто, как репка в огороде, но эту репку я тащил с усердием и стиснув зубы почти полвека своей жизни...
Ученик в школе.
Первая роль – ученик в школе, зависимый от школьного режима и обязанный выучить наизусть стандартный комплект истин.
Узнай все, что другие открыли до тебя, мысленно примерь на себя все костюмы из костюмерной Истории, ищи тот, в котором тебе комфортно. Для каждой эпохи и народа школьные режимы, костюмы и наборы истин различны. Но десять заповедей непротиворечиво аккумулировали главное. Их должна исполнять каждая Душенька, хотя в реальности все мы постоянные нарушители....
Однако среди вечных истин одна, руководящая. Вот она.
«Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Любящий семьянин.
Вторая роль – член своей семьи, любящая своих Душа, крепчайшими нитями связанная со своим «карассом». Свой, своя, свои – только это важно, только кровное родство имеет значение. Остальные – чужие, они нам безразличны, а порой и враждебны. Это непростая роль. Много эмоций и подчас мало здравого смысла. Ее надо играть сердцем. Неважно, кто ты – сын, мать, отец, племянница или престарелый дядюшка. Ты должен эту роль исполнить так, чтобы партер вскочил на ноги и рукоплескал тебе.
Одержимый любовью
Третья роль – чувственная, сексуальная Душа, с телесными страстями, ошибками, восторгами и отчаяниями. Мужчина ты или женщина, красив или безобразен. Толст, худ, косноязычен. Глупец или философ. Не уйдешь от погони... Она тебя настигнет, эта телесная Любовь и заставит строить иллюзорные Миры по своей прихоти. Для этой роли нужен талант тела и воображение. Во всех жизненных сценариях эта роль главная. Но тебе нужно признание только одного зрителя – человека, которого ты любишь. Пусть зал кричит «Браво!». Ты несчастен, если одно кресло в первом ряду пустует...
Понимающий Наблюдатель
Четвертая роль – наблюдатель текущести бытия и пониматель причин и следствий в процессах жизни. Эмоции здесь неуместны. Только бесстрастность, поиск связей, разложение на элементы. Разложить, увидеть различия, собрать вновь, обнаружить общее. Эта роль под силу не многим. Интеллект и некоторая ментальная отстраненность от жизни нуждаются в одиночестве. Трудна эта роль, грома оваций не услышать, мало истинных поклонников. Но ты не завершишь строительство фундамента твоей Души, если не сыграешь эту роль.
Учитель
Пятая роль – Учитель для других людей.....
Есть понимание, что каждый из нас обязательно учитель для кого-то или для некоторых. Все очерчено кругом нашей мелкой ежедневности. В таком понимании мы все наставники, учителя и профессора. Но я подразумеваю иную сущность этой роли...
И вот ты выучил свои тексты, восхитился идеями и языком автора, вжился в образы. И теперь ты играешь творчески и с радостью. Ты научился соединять в себе старательного Ученика и Самоотверженную мать или отца, бесстрастного аналитика - Наблюдателя и обаятельную любовницу или любящего мужа. Ты стал хорошим актером, тебе аплодируют незнакомцы и гордятся твои близкие и друзья. Ты живешь в своих ролях естественно и полноценно. Уравновесил свой четырехугольный фундамент, но ты еще находишься на плоскости.
Не поднялся, не взлетел, не устремился. Подними вверх правую руку. Тебя увидели? Замолчали? Прислушались? Нет. Значит, ты не завершил строительство пирамиды своей Души, у тебя нет вершины. Ты остаешься на фундаменте квадрата. Значит, ты только приблизился к последней, самой трудной и ответственной роли – Учителя для других людей. Когда ты получишь эту роль, пирамида твоей Души будет завершена и ты сможешь сравнить свою высоту с другими. Но тебе это будет безразлично, потому что роль Учителя не требует сравнений, это совершенно иное качество. Была плоскость – появился объем, было только основание, теперь есть вершина, устремление ввысь, простор для роста. Но уже не земного...
А многие ли люди в течение земной жизни успевают построить пирамиду своей Души? Не знаю, не ведаю. Возможно, никто. Возможно, кто-то. Кастинг проходит в таких запредельных пространствах, о которых у меня нет самой крошечной догадки. Есть просто знание, что отбор на эту роль жесткий и его проходят редчайшие люди. Не обязательно те, о которых знает все человечество – Христос, Будда, Вивекананда, Николай Чудотворец или пророк Мухаммад.
Есть старцы с глазами прозрачными как северное небо. Они говорят мало слов, но люди из Амстердама, Осло или Твери находят их, чтобы услышать тихое – «Ступай, доченька, Господь с тобой, родишь сыночка или дочку вскоре».
Есть старцы с глазами цвета горного меда. Они мало говорят, но каждый, кто спросит дорогу в храм, получит ответ – «Ты уже стоишь на этой дороге, она ведет вверх, в горы...».
2 июля 2011 года
Свидетельство о публикации №211070300075