Алые паруса Виктора Языкова

Мы встретились в чудесный день! День рождения нашей газеты! А ведь взять интервью с легендарным российским яхтсменом, почетным гражданином Сочи и Ньюпорта (США) Виктором Аркадьевичем Языковым  было моей давней заветной мечтой. В этот день я поняла - МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Верный курс задала библиотека
 - Виктор Аркадьевич, хотелось бы начать наш разговор не совсем обычно.  Вспомните свое детство. В какой момент простой лазаревский мальчик загорелся идеей о кругосветных плаваниях? Есть ли событие, которое направило Ваш жизненный курс на морские приключения?
 -   Этим событием стала книга, которая меня потрясла до глубины души. Мне посчастливилось обнаружить  ее в местной лазаревской библиотеке в шестнадцатилетнем возрасте. Sailing alone around the world (Одиночное плавание вокруг света) – книга, которую написал Джошуа Слокам более ста лет назад о своём, первом в истории (!) кругосветном плавании на яхте Spray. В течение многих лет я мечтал построить копию такой яхты. И вот через 40 лет мы создали новую модель на основе той же идеи, но на совершенно другом уровне исполнения. Тот восторг, который испытываешь, когда движешься с помощью свободной энергии ветра, то ощущение максимальной свободы – оправдывают все наши усилия.
- Вы всегда были романтиком?
- С детства у меня была тяга к познанию глубинных смыслов вещей. Что такое мир? Что такое любовь? Что такое дружба? В чем смысл жизни? Каким образом человек может познать Бога?  Потом приходили ответы на эти вопросы. Сейчас мы нашли путь познания окружающего мира через связь человека с океаном. Мы создали яхту, которую я называю «гениальным инструментом познания». Очень важная вещь в жизни любого человека –  творчество. Мы созданы по образу и подобию Бога и должны к Нему приблизиться. Творчество – это главное, что помогает человеку реализовать себя в этой жизни. Соблазн творчества – самый сильный, все остальные с ним не сравнятся.
 - Вы собрали пресс-конференцию, чтобы рассказать о том, как  готовитесь к кругосветному безостановочному плаванию в одиночку на самостоятельно спроектированной и построенной яхте «Дочь ветра». Расскажите, подробнее, какими качествами обладает и чем отличается «Дочь ветра» от своих «сестер» - Ваших предыдущих яхт «Laguna British Frendly» и «Ветер перемен»?
 - Опыт постройки яхт «Лагуна» и «Ветер перемен», а также  кругосветной гонки стали базой для создания яхты «Дочь ветра». В течение нескольких лет шло осознание прошлого опыта. Главная особенность новой яхты - способность идти в заданном направлении с закрепленным рулем, без авторулевого и участия экипажа, что создаёт идеальные условия для духовной практики. Идеология яхты - максимум безопасности, минимум усилий. Длина яхты - 10.5м., ширина -   3.2м. «Дочь ветра» успешно прошла ходовые испытания 15 000 миль, которые проходили в несколько этапов. С июня - по сентябрь 2007 года –  по Черному и Средиземному морю, с августа – по ноябрь 2008 года – по маршруту с апреля –по май 2009 года – Чарльстон- Ньюпорт (США), с мая – по июнь 2009 года - Ньюпорт – Саутгемптон (Англия).  За время ходовых испытаний, на яхте я был один, и практически совершенно не рулил. Это необыкновенные ощущения. Когда человек идет на такой яхте, создается впечатление морского «вечного двигателя». Ощущение вечности и бессмертия – это первое, что можно сказать. Вода блестит за кормой.  Это чудо, которое нелегко передать словами. Я назвал идею плавания на такой яхте – «Мир без насилия». Только тогда, когда мы отказываемся от применения насилия, только тогда наступает состояние гармонии, а это главное, что мы можем получить в этой жизни.
- Расскажите, почему так важно самому яхтсмену строить яхты? Какие преимущества это дает?
 - У нас довольно приличный опыт в проектировании и постройке яхт. Очень многие участники кругосветки не стремятся разбираться в том, почему в конструкции их лодок применяются те или иные инженерные решения. Они считают, что им это знать незачем: есть конструкторы, дизайнеры — они, мол, пусть и думают. Конечно, такая точка зрения имеет место быть. Хотя, на мой взгляд, такая позиция зачастую не позволяет гонщикам увидеть корни проблем, с которыми они сталкиваются в море, мешает оценивать эффективность примененных технологий и конструктивных решений. И еще, за годы конструирования и строительства яхт появилось ощущение того, что если ты делаешь яхту с душой, по максимуму вкладываешь в нее силы и энергию, то потом она ведет себя с тобой как живое существо, сотрудничает с тобой, помогает, эффективно работает. Даже англичане-великие мореходы тонко чувствовали это: раньше они применяли к яхте, лодке, местоимение she (она – анг.), тогда как в английском языке принято все неодушевленные предметы обозначать словом it (оно – анг.) Но сейчас многие из них позабыли об этом!
- Мне, как биологу, интересен, прежде всего, экологический аспект Вашего начинания.
 - Мы ставим экологию во главе угла! Ведь мы говорим об отсутствии двигателя на яхте! Но, для того, чтобы ходить на такой яхте нужно обладать серьезным опытом. Для начинающих – этот путь слишком сложен. Мы выступаем за внедрение электродвигателей на яхтах третьего поколения, которые будут использовать альтернативные источники питания, для тех мореходов, которые все же используют двигатели. На «Дочери ветра» мы начинаем испытывать экологически чистое оборудование: солнечные батареи, гидрогенераторы, ветрогенераторы.
Океан-школа жизни
 - Какова миссия Школы Океан, которой Вы руководите?
 - Наша большая миссия – возрождение России, которое невозможно без духовного возрождения россиян. Школа Океан объединяет тех, для кого главным делом жизни стало самопознание и самосовершенствование. Океан – идеальное место для решения этой задачи. В океане любого человека охватывает необыкновенное чувство единения со всей Вселенной. Находясь далеко от людей, человек начинает гораздо острее чувствовать то, что происходит в мире. Приходит понимание ценности многих вещей, которые в обычной жизни кажутся незначительными и не важными. Вдруг приходят ответы на вопросы, которые мучили человека всю его жизнь. Все становится ясным и понятным. Именно обретение этого чувства просветленности является главной причиной стремления человека в Океан.


 - В океане Вы встречали немало трудностей. В 1998 году  весь мир облетела новость о том, что во время одиночного плавания Вы отважно сделали сами себе операцию на локте...
 - Да, этот случай произошел на яхте «Ветер перемен». У меня был воспален локоть правой руки, и я сделал простую операцию, хотя и потерял много крови. 22 часа я вообще не поднимался на палубу. Это была критическая ситуация. Яхта шла с закрепленным рулем. 16 яхт принимало участие в гонке, и о положении каждой шла информация в центр. Каждые четыре часа там ставилась точка на карте. Оказалось, что когда я балансировал на грани жизни и смерти, яхта прошла 239 миль - максимум возможного.
Но, пожалуй, самая сложная ситуация в моей жизни была незадолго до истории с локтем. Тогда я отравился поглотителем кислорода в пакетах с обезвоженной пищей. Я должен был выбросить его, но спутал с пакетиком со специями и маслом от китайской лапши. Содержимое двух таких пакетов в одни сутки я съел, отравление выразилось очень серьезной депрессией. Когда я почувствовал, что от этого состояния неизбежности, у меня появилось желание выпрыгнуть за борт и бежать по воде, я сразу спустился в кубрик и не выходил оттуда двое суток. И яхта шла сама по себе с закрепленным рулем, в нужном направлении и с максимальной скоростью. Это совершенно невероятное явление!
- Какие выводы Вы сделали для себя после таких испытаний?
 - Когда  человек вкладывает себя в дело по максимуму – чтобы он ни делал, - только тогда  может получить в ответ максимум. После таких сложных уроков приходит понимание, что  в жизни по-другому не бывает – этот закон, который нарушить нельзя. А кто его нарушает – сильно об этом жалеет.
 - Какие цели преследует Ваша программа  Golden Globe 2010 (Золотой Глобус 2010)?
 -  Саму программу мы назвали Golden Globe по аналогии с  гонкой 1968-1969 гг., которая имела такое же название. Это была первая безостановочная гонка. Мы осуществляем такую же программу – вокруг света, без остановки, в одиночку. В первой кругосветной гонке одиночек Golden Globe 68-69 стартовало девять яхт, а финишировала одна Suhaily - яхта Робина Нокс Джонсона. Книгу The world of my own о своём плавании  сэр Робин подарил  мне в августе 1989г.  По ходу нашего проекта мы рассмотрим некоторые события, которые имели место в середине последнего десятилетия девятнадцатого века в истории с Джошуа Слокамом и его яхтой, и не менее интересные, но зачастую более трагичные события гонки Золотой Глобус 68-69, а главное - попробуем увидеть их закономерность и причинно-следственные связи. У нас есть четкое представление, что то, что происходит с яхтой в море, есть следствие тех причин, которые были заложены еще на суше. Не менее интересно проследить изменения в конструкции и оборудовании яхт, а также постараться понять, как изменился Океан - колыбель жизни на Земле. Одна из задач проекта Golden Globe 2010 - проследить закономерность перемен и постоянства. Все перемены происходят в соответствии с законами, по которым живёт Вселенная, в области же вселенских законов ничего не меняется.
- Какой маршрут Вы наметили на сентябрь?
 - В принципе это плавание вокруг Антарктиды. Протяженность маршрута – 25 000 миль, предполагаемое время автономного плавания – 180-200 суток. Чем привлекателен именно этот маршрут? Эти места считаются самыми суровыми в океане: шторма, холод и другие опасности. Но сейчас нет чище места на Земле, чем воды вокруг Антарктиды. Ощущение чистоты и красоты, каждый раз поражают. Мне дважды приходилось там бывать и, не смотря на все неприятности, все время думаешь о том, когда же еще раз представится возможность побывать в этом суровом, но прекрасном месте. Москва в летнем зное, чаду машин, дыму пожарищ и океан вокруг Антарктиды – два диаметрально противоположных полюса по экологии и чистоте.
Анатомия страха
 - Вы разработали целую философскую концепцию страха. Поделитесь? - Мы серьезно работаем над темой «Анатомия страха». То, чего ты боишься, то к тебе и приходит. Человек сам формирует энергию страха, которая притягивает опасную ситуацию. Некоторые яхтсмены пытаясь обезопасить себя от пиратов, берут оружие. Оружие для защиты то же каким-то образом притягивает к себе неприятности. К тому же это огромная ответственность.
 - Как бороться со страхом в море?
- Во-первых, должна быть последовательность. Нельзя  переводить начинающего яхтсмена на новый уровень сложности без уверенности в нынешнем. Нельзя «ломать» человека. И второе – надо не бороться со страхом, а изучать предмет, которым ты занимаешься. Это психологический прием. При изучении информации – страх уменьшается. Когда человек попадает на яхту в опасных ситуациях, все страхи начинают «выползать» на поверхность. Особенно это проявляется в коллективе.
  - С какими необычными явлениями приходилось сталкиваться в море?
 - Это явления природы в Охотском море. Как-то в октябре 1975 года, когда я еще работал помощником капитана на сейнере, мы возвращались из Амурской экспедиции. Погода была нормальная, сумерки. Вдруг на воде стали видны светящиеся пятна, причем это никак нельзя были связать с живыми существами. Пятна то оставались на месте, то хаотично передвигались. Это явление наблюдали и военные. Что это такое? До сих пор неизвестно. Некоторые люди воспринимают неизвестное как угрозу – и напрасно! Есть множество вещей, которые мы не можем объяснить. Возможно, это параллельные миры. Раньше я не верил в различные сверхъестественные явления. Сейчас думаю, что непознанного остается на Земле очень много.
Ветер перемен
 - Вы часто употребляете местоимение «мы», говоря о предстоящем одиночном плавании. Кто Ваша  команда и кто спонсоры?
 -  На борт яхты мы наклеиваем логотипы, но не только спонсоров, а тех друзей, которые нам помогают. Мои брат Анатолий, жена Людмила – активные участники, спонсоры и вдохновители программы. Также Школе Океан помогают: «Olimpic city» под руководством А.В.Семеняченко, «Васаргино» под руководством С.М.Скобликова, председатель Клуба Адмиралов, адмирал флота В.И.Куроедов, «Пересвет Групп» - руководитель О.В.Пронин, НПО «Bask» - директор В.Д.Богданов. Партнером программы по научной части и высокотехнологическому обеспечению является ЦНТБ г. Москва под руководством В.Д.Баранова.
И еще, у каждого человек есть один спонсор. Мы просто забываем об этом. Это наша родная земля. Это корни, которые нас питают и укрепляют.
 - Каковы перспективы парусного спорта в России?
- СССР лидировал в парусном спорте, но потом, после развала страны все это утрачено. Олимпийское золото получается из огромного количества переработанной «руды». То есть парусным спортом должны заниматься тысячи человек, чтобы несколько из них были удостоены медалями. У нас в стране, даже в Москве из 200 школ «юных моряков» осталось 18! Те не многие, что уцелели, подвергаются нападкам со всех сторон, их хотят уничтожить ради выгоды, использования территории и прочее. Только отчаянные усилия энтузиастов позволяют им сохраниться. Необходимо создание новых парусных школ, где бы занималось большое количество детей. У нас огромные возможности в стране для этого. Это моря, озера, реки – огромное количество водоемов, где можно заниматься этим делом. Черное море – идеальное  место для обучения. Судоходство неинтенсивное, идеальная погода, не так много штормов. Было время,  я организовал яхт-клуб в городе Находка, занимался яхтингом с детьми. Сейчас ситуация совсем другая. Хотя с ребятами в Сочинском парусном центре мы встречаемся регулярно. Хотелось организовать школу моряков в родном поселке Лазаревском, но до сих пор этого сделать не удалось. Нам была объявлена поддержка администрации – но дальше этого дело не пошло. На самом деле, дети этим интересуются.
 - Какими качествами должен обладать юный моряк?
- Качества человек в себе вырабатывает сам. Каждый должен почувствовать, что для него в этой жизни важнее всего. Когда человек занимается любимым делом, он может реализовать себя идеальным образом. Тот ребенок, который увидел море и понял: «Да, это мое!» - это и есть юный моряк. Мы с ним дальше занимаемся. Это, конечно,  самое сложное – найти себя, выполнять свое предназначение – это очень нелегкая жизнь. Но это имеет смысл. Я все время говорю детям: «Главное, что остается с нами навсегда – это то, что мы сами из себя сделали. Все остальное у нас могут забрать, а это останется навсегда!»
Конечно, важная предрасположенность к морскому делу - тяга к воде. Чем больше человек взаимодействует с водой, тем лучше. У него уменьшается страх.
- Сочи – город приморский. Что нужно сделать, чтобы использовать это преимущество  более эффективно?
 - Нужно создавать постоянно действующий комитет развития морской инфраструктуры города Сочи, Краснодарского края. Это первостепенная задача.
Есть предложение о создании всероссийского морского комплекса. Именно во взаимодействии с морем, океаном лежит успех морской державы. И наша страна без этого не обойдется. Чем раньше мы начнем эту работу, тем лучше. Эта программа даже не на десятилетия, а на века! Надеюсь, нас услышат!
- Вы – человек мира, и в то же время истинный патриот России. Скажите, каким Вы видите будущее нашей Родины?
 - Для меня очень важна судьба нашей страны, мне всегда была интересна ее история. В детстве было два любимых предмета – история и география. Совсем недавно я перечитал несколько книг по истории и, прежде всего, Л.Н.Гумилева. Если следовать его теории этногенеза, то в России может наступить «золотой век», триста лет Ренессанса. То, что наработали предыдущие поколения, мы сейчас можем реализовать. Для того, чтобы это случилось, нужно очень серьезно работать. Именно сегодня!
Беседовала Марина Еремина
P.S. От имени всей нашей редакции хотелось бы обратиться к администрации города Сочи и администрации Лазаревского района с просьбой о всемерной поддержке такого благого начинания для всего региона как создания школы юных моряков на базе Лазаревской судоверфи во главе с Виктором Языковым. То, что может дать легендарный яхтсмен юным сочинцам – бесценный опыт, навыки и знания. Мы можем и должны возродить морскую мощь державы. Шаг за шагом. Если мы не воспользуемся этим уникальным шансом – нам просто не простят потомки!

Впервые опубликовано в газете "Платановая аллея" №1, август 2010 г.


Рецензии