Письма художника. Предисловие

Эти письма были написаны мне. Все свои картины он тоже подарил мне. Почему? Не знаю. Я не была ни его женой, ни его подругой, ни даже его музой, я просто интересовалась его творчеством.
Прошло  время, и я поняла, что держать все эти богатства у себя- это преступление, что это губительно для памяти этого человека.Я публикую письма Игоря ко мне с небольшими сокращениями, опуская детали сугубо личные.
Может быть, эти строки помогут кому-то найти свой творческий путь или уберегут от ошибок.
Кстати, его картины тоже у меня. Приходите, смотрите.



Первое письмо.

Художник.

Одаренность человека всегда рассматривалась как предпосылка для какого-либо рода занятий, это так, но не является правилом. Большую роль здесь играет желание. Слабо одаренные люди добиваются порой значительных успехов при сильном желании.
Одаренность, желание, смысловая сущность дела, место и время, условия для работы, наконец, некая философия искусства и обостренная совесть и восприимчивость-это все составляет основные компоненты личности художника.
Все это может быть значительно обесценено отсутствием систематического образования. Перечень, конечно, не исчерпывает всех качеств художественной личности,он лишь позволяет выделить некоторые важнейшие из них.
Крайне редко бывает, что приступающий к обучению художник точно знает, чего он хочет и обладает названными качествами в полном объеме.
Чаще все это приходит постепенно с развитием и становлением личности. Но может и не прийти , и тогда потенциальный художник превращается или в неудачника, или все же находит себе применение на ином поприще.
У более успешного тоже редко все складывается гладко. И лишь единицы выходят на тот путь, что приводит к бессмертию.
Специфика искусства такова, что вопрос ставится ребром-все или ничего. Средний художник-это никакой. Требуется изрядное мужество, чтобы признаться в этом хотя бы себе.

Артист, стоя за занавесом за минуту до сто первого выхода на сцену в хорошо знакомом спектакле волнуется . А как сегодня? Кто даст гарантию в том, что сегодня удастся сыграть роль как должно. Не существует такой гарантии.
Поэтому трудно говорить о профессионализме в искусстве, он заключается лишь в том, что художник сделает свое дело грамотно, но вот с душой ли, с огоньком? Изображаемый сюжет волнует точно так же, как и первый выход на сцену. И точно так же никаких гарантий успеха. Каждая попытка творить- это экзамен, каждая работа-это с нуля.Настоящий профессионал-это тот,кого ночью разбуди, и он четко и безошибочно выполнит работу, но такое возможно только в производстве, и то не во всяком. Творчество-это все же не профессия, это просто образ жизни. Творческий труд-это риск потерпеть неудачу в любой момент и не важно, что за плечами множество удач. Ведь именно такой работы автор еще не писал и не учился писать, а завершив, никогда больше не напишет еще раз, а возьмется за новую.
В любом настоящем, большом деле путь человека очень сложен и проходит по грани возможного.Изобразительное искусство не исключение,отягощенное еще и тем, что изобразительный язык один из самых сложных.
На творческую судьбу накладывается судьба человеческая, и из этого  сплава складывается зрелый художник. Его деятельность протекает в постоянной борьбе с  собственным бессилием,незнанием, неумением, с обстоятельствами самой жизни, т.е. вопреки едва ли не всему,что его окружает. И лишь небольшой процент факторов способствует делу.
Творчество проходит в изматывающей борьбе с различными неблагоприятными ситуациями, отвлекающими много сил не по прямому назначению.
Наша цивилизация еще не такова, чтобы способствовать деятельности художника, но необходимо признать, что бывают счастливые исключения.
Сохранить цельность своего духовного мира, а значит и свои принципы в круговороте бытия  удавалось далеко не всем.


Рецензии