Сказка о двух братьях и златокудрой красавице

В одной прекрасной, процветающей стране правил мудрый и добрый король и было у него два сына – старший – Винсент, и младший – Верней. Оба принца были красивы и молоды и свободны, как ветер. Оба они были прекрасными наездниками и храбрыми рыцарями в бою, и чем старше он и становились, тем больше у них появлялось поклонниц, и тем чаще отец задумывался об их женитьбе. Однако, много дней проводили принцы в сражениях, обучались грамоте и совсем не обращали внимание на прекрасных девушек, что оказывали им всяческие знаки внимания. Пока однажды старшему сыну не пригрезилась во сне милая дева – её длинные косы словно были сплетены из золотых нитей, глаза были голубее цвета самого чистого неба в ясный день, кожа нежнее, чем самый дорогой бархат, стан её был словно ствол молодой рябины, а уста благоуханее розы. Проснувшись, Винсент понял, что влюбился в это ночное видение и не сможет связать свою жизнь ни с какой другой девушкой. В этот же день пошёл он к отцу и рассказал о своём ночном видении. Обрадовался король, решив, что вот, наконец,  готов его старший сын жениться, и устроил бал, куда пригласил всех знатных незамужних девушек с родителями. Мудрый король смекнул, что Винсент видел свою возлюбленную в реальной жизни, и потому она приснилась ему.
Пышным был бал, устроенный королём и много прекрасных девушек пришли на него. К каждой подходил старший принц, но златокудрой красавицы из сна не встретил. Опечалился Винсент и ушёл в свои покои. А тем временем его брат познакомился с красивой девушкой из знатного рода, и так она понравилась ему, что он решил непременно на ней жениться. Обрадовался король, что младший сын так быстро нашёл себе невесту и к тому же знатных кровей, что немедля благословил сына и будущую невестку на брак.
И вот все во дворце стали готовиться к свадьбе Вернея и только его старший брат хо-дил мрачнее тучи. Каждую ночь являлась ему златокудрая красавица, манила его к себе жестами, звала чудесным пением. Всё сильнее чувствовал он, что полюбил её, но не мог нигде отыскать – заглядывал в поселения крестьян, напрашивался в гости к купцам и дворянам, но ни у кого в городе не было такой прекрасной дочери или сестры, которая мани-ла его к себе во сне. И решил, наконец, Винсент, после свадьбы младшего брата отправиться в путешествие по королевству.
Пышная и богатая была свадьба у Вернея, много гостей собралось на неё и радостью светились лица молодожёнов. Но случилось на свадьбе несчастье – рассмешил кто-то из гостей невесту, пока пила она сладкое вино и невеста поперхнулась. Стало трудно ей дышать, и упала она на пол и жених, и гости поспешили ей на помощь, расстегнули ей платье, чтобы стало оно свободным, хлопали её по спине, но всё было тщетным – лежала красавица мертва и недвижима.
В глубокой печали остался жених и одел на себя траур, едва несчастную похоронили через несколько дней. Долго утешал Винсент брата, но всё сильнее было его желание найти свою возлюбленную из сна, потому отправился он спустя недолгое время к отцу с такой речью:
- Пусти меня отец странствовать по королевству, не могу я более сидеть во дворце и чувствовать, что зовёт меня моя любовь.
- Горе вы приносите мне мои сыновья, - ответил ему король, - один в мрачном трауре, а другой и вовсе хочет меня покинуть. Но могу ли я неволить тебя? Ты совсем уже взрос-лый, потому я даю тебе благословление – иди и найди ту, что занимает твои мысли и днём и ночью. Но если ты вернёшься со своей невестой позже, чем твой брат скинет с себя траур и найдёт новую жену. Отдам я ему королевский престол.
- Хорошо, - согласился Винсент с условием отца. – Спасибо тебе мой мудрый отец, что отпустил меня.
Собрался Винсент в дорогу, взял с собой лишь оружие, быстроногого лёгкого коня и верного слугу – оруженосца Эго. В начале нового дня вышли принц со своим слугой из ворот замка и отправились в путь. Долго шли они по городу спрашивая прохожих, не зна-ет ли никто где живёт златокудрая красавица, но все как один отвечали, что не знают и не видели такой. В конце дня путники выехали из города, и вышли к деревушке, а  там по-просились к одной старой крестьянке на ночлег. Крестьянка не узнала в путниках принца, и подумала, что это богатые вельможи вернулись с охоты из леса, находящегося неподалёку, потому впустила их. За ужином принц стал расспрашивать - не видела ли крестьянка прекрасной девушки, чьи глаза голубее, чем чистое небо в ясный день, уста благоуханнее розы, а косы отливают золотом. Удивилась старушка такому вопросу и сказала:
- Да кто же не знает эту ведьму. Внешность её и правда прельщает многих, только все, кто позарятся на неё - гибнут.
- Где же живёт эта девушка? – поинтересовался Винсент.
- Живёт она на самой окраине леса в дубовом дворце. Только путь этот тернист и опа-сен, но ещё опаснее внутри дворца. Не ходите туда путники, иначе найдёте там свою по-гибель.
Но принц не придал значения словам старухи и пожелал в ту же минуту отправиться в путь, но слуга убедил его всё же остаться на ночлег, а потом продолжить путь.
На следующий день, едва забрезжил рассвет Винсент и его верный слуга на всём скаку отправились в лес, надеясь найти там дубовый дворец с его прекрасной хозяйкой. День был солнечным и ясным, но едва путники въехали в лес, как густые заросли его деревьев закрыли солнце, и тропинку едва-едва можно было различить во мгле. Долго блуждали по лесу принц и его слуга, пока не увидели слабый свет – будто вода играла на солнце. Жажда мучила путников, потому поспешили они к этому источнику влаги и увидели, что это блестело чистое озеро. Слуга спешился и подошёл по ближе, чтобы выпить воды, как вдруг заметил, что подбежала к озеру лесная косуля и, не обращая внимания на людей, стала пить из него. Но не утолила она своей жажды, а только испуганно отдёрнула свою обожженную мордочку. Удивились Винсент и слуга, поняв, что не вода в этом озере, а самый настоящий огонь – горячий и пресный. Поскакали дальше путники по еле различимой тропинке и снова увидели свет, его источником был костёр. Удивился принц, кто мог развести его в такой чаще и почему он не перекинулся на весь лес, ведь был он огромным, а потом смекнул в чём дело. Не долго думая, спрыгнул Винсент с коня и протянул руку в костёр, слуга хотел было остановить его, но не успел, а только увидел, как в руке у его хозяина оказалось не пламя, а чистая вода. Напились, принц и его слуга этой чудесной воды из огня, напоили коней  и продолжили путь. Наконец увидали они в конце тропинки дубовый дворец, окружённый золотыми воротами. Никогда слуга не видел столько золота и захотел прикоснуться к этим золотым воротам, но принц отдёрнул его руку, заметив рядом тлеющие человеческие кости. Коснулся принц палкой золотых ворот, как стали их прутья превращаться в ядовитых змей и кусать палку. Вовремя принц выпустил её из рук, а то и ему пришёл бы конец. Не долго подумав, принц сорвал упругую и прочную ветку ивы и с помощью её перепрыгнул, через коварные ворота, а слуге приказал:
- Оставь моего коня здесь, а сам возвращайся в деревню и сними мне лучшую комнату в таверне, чтобы мне с новой невестой было где переночевать, а без неё я всё равно не вернусь.
Удивился слуга, но не посмел ослушаться и поехал в деревню, а принц направился к дверям дворца. Двери на его удивление были открыты, но войдя во дворец он увидел длинный коридор-лабиринт с множеством входов и выходов. Смутился принц не зная куда же ему отправиться дальше, но услышал тихий звон колокольчика и решил ориентироваться по его звуку. На верхний этаж его вывел этот звук, а потом в большие покои, с открытыми дверями и окнами. В этих покоях сидела златокудрая красавица из сна Винсента и пряла пряжу. Принцу казалось, что наяву она была ещё прекраснее, чем во сне. Солнце играло лучами на её золотистых косах, стройный стан облегало лёгкое ситцевое платье, а глаза были голубее самого чистого неба в ясную погоду. На конце пряжи у красавицы висел колокольчик, который постоянно звенел.  Увидел Винсент ту, которую так долго искал и бросился ей в ноги.
-Милая девушка, я так долго искал тебя. Я увидел тебя во сне и сразу полюбил тебя.
Удивилась девушка, но пряжи из рук не выпустила, а только ласково сказала принцу.
- Уходи милый юноша, ибо красота моя многих погубила.
- Значит ты и правду колдунья? – удивился Винсент.
- Нет, не колдунья я, а её приёмная дочь. Родителей своих я не знаю, а она меня вырастила, и с детских лет я помогаю ей по хозяйству. Но со временем, расцвела моя красота и увидевшие меня юноши приходили ко мне и пытались украсть, но ничего у них не полу-чалось. Только хуже сделали, теперь, когда уходит моя приёмная мать по делам суждено мне прясти без отдыха эту пряжу, чтобы слышала она звон волшебного колокольчика, ед-ва я остановлюсь, как он умолкнет и колдунья тот час явиться домой.
- Я не вор, чтобы тебя красть, - сказал принц, - но на столько ты мне мила, что не могу я тебя здесь оставить, либо заберу тебя с собой, либо умру здесь храброй смертью.
- Биться с колдуньей бесполезно, - уверила его красавица, - стольких она уже погубила молодых, да сильных духом.
- А может я смогу с ней договориться? Попросить её. Я не беден и любые богатства отдам за тебя.               
Хотела было девушка ответить что-то принцу на эти слова, да не успела. В распахнутое окно покоев влетела серая ворона и в тот же миг превратилась в мерзкую горбатую старуху. Кожа её была бледная, руки покрыты волдырями, а на лице были ужасные боро-давки, редкие волосы больше походили на свалявшуюся длинную шерсть. Принц сразу узнал в старухе колдунью, но не испугался, а только как можно более приветливо ей улыбнулся и сказал:
- Добрая госпожа отдай за меня свою приёмную дочь, какие хочешь богатства за неё отдам, и славно ты погуляешь на нашей свадьбе.
- Вижу я, что смел ты и хитёр, - ответила ему старуха, - да только разве стоит всех богатств мира такая красота?
- Соглашусь я с тобой, о мудрая, - тихо сказал принц, - да только что мне нужно сде-лать, чтобы забрать её?
- Отгадай три моих загадки, - попросила колдунья, - если угадаешь, что ж забирай её с собой, а если нет за храбрость твою и честь я не стану тебя убивать и навсегда оставлю подле неё, превратив в паука.
- Я согласен, - ответил Винсент, - загадывай первую загадку.
- Ну слушай: «Блистает словно зеркало, водой оно полно, но только вот напиться не возможно из него».      
Думал принц над загадкой, которую никогда прежде не слыхал. Не знал он на неё от-вета, но вспомнил о своём путешествии через заколдованный лес и рискнул предполо-жить:
- Это заколдованное озеро в этом лесу.
- И в самом деле, это правильный ответ, - ответила старуха и загадала вторую загадку: «Большой огонь пылает и жарко от него, но поднеси ведёрко – водой оно полно».
Тут принц догадался сразу и без раздумий ответил:
- Это заколдованный костёр в этом лесу.
- Ну что ж и на эту загадку ты ответ узнал. Пришло время последней, третьей загадки. «Кто гонится за золотом, у них находит смерть, хотя за них бы многие желали умереть».
- Это золотые ворота возле вашего дворца, - с лёгкостью ответил принц и уже протя-нул руки к своей возлюбленной.
- И в этот раз ты отгадал загадку, а это значит, что прошёл ты весь этот заколдованный лес и храбрость твоя не знает границ, потому отдам я её тебе, - засмеялась старуха и златокудрая красавица встала из-за своей прялки, но колдунья неожиданно взяла её за руку и сказала, - правда, доблестный принц, ты так и не ответил на вопрос каких богатств стоит такая красота, потому не тебе она достанется, и предназначалась она не тебе.
И на глазах у принца его прекрасная возлюбленная стала превращаться в старуху-колдунью, а та в приняла облик своей приёмной дочери.
- Я заберу у неё всю красоту, включая её дивный голос, и только если и такой ты смо-жешь полюбить её и не отречься от неё ни в страхе, ни в радости, ни в смущении, то ста-нет она прежней красавицей. Но если ты хоть раз от неё отречёшься то останется она та-кой уродливой на всю свою жизнь.
Багровой краской залилось лицо принца от гнева, вынул он свой меч из ножен и замах-нулся на колдунью, ставшую прекрасной девушкой, да только ударить не смог, ибо рука его дрогнула, а колдунья, с прекрасной внешностью испарилась в воздухе. Опустил он свой меч и посмотрел на уродливую старушку, которая плакала рядом, заглянул ей в глаза и увидел, что они такие же голубые и добрые, какими и были в момент их встрече. Си-лясь, он обнял её и сказал:
- Не печалься, за тобой я пришёл сюда, потому не отрекусь от тебя ни в горе, ни в ра-дости. Пойдём со мной.
Чтобы хоть немного скрыть уродство своей возлюбленной, принц накинул на неё свой плащ, и они вышли из дворца. Ворота оказались открытыми, а рядом с ними стоял быстроногий конь принца. Усадил Винсент свою уродливую возлюбленную на него и сев рядом, отправился в путь через волшебный лес. Только теперь извилистая тропинка не пугала принца и не восхищали своими чудесами волшебный костёр и озеро, печален был принц, ведь стыдно было ему показывать такую невесту отцу, да что и говорить даже слуге он боялся показать свою спутницу. Но вот они уже направлялись к выходу из леса, как вдруг услышали за собой топот копыт – оглядевшись по сторонам, Винсент увидел, что навстречу им приближается шайка разбойников. Хотел было принц вытащить меч из но-жен, да только не видно было конца его врагам, и хоть был он храбр и смел, но понимал, что одному ему с ними не справиться, и к тому же он не хотел подвергать свою возлюбленную опасности. Вскоре разбойники окружили принца и приказали ему спешиться. Винсент слез с коня и разбойники, было протянули к нему руки, но их остановил атаман:
- Что ж, вижу я, что смелый ты человек, раз проехал весь волшебный лес и остался жив, да и настроение у меня сегодня на редкость хорошее, поэтому предлагаю тебе отдай нам по хорошему все свои деньги и свою уродливую спутницу, тут не далеко есть цирк уродов мы её туда продадим, и деньги за это получим, да и тебе будет легче. А коня так и быть забирай с собой.
- Деньги мои забирайте, - ответил принц и бросил атаману свой мешочек с деньгами, а её я вам не отдам.
- Что ж, глупец, тогда тебе придётся отдать нам коня, а сам можешь тащиться с этой нищенкой.
Задумался принц, верной службой отплатил ему конь, никогда не подводил своего хо-зяина, и жалко было его отдавать, но обещал он своей возлюбленной, что не оставит её. Грустно вздохнул принц и сказал:
- Забирайте коня. Только кормите его  и поите вдоволь.
- Не бойся, мне хорошие скакуны самому нужны, не загоним мы твоего коня, и кор-мить будем вдоволь. Но всё же какой же ты дурак, что не согласился на мою сделку. Те-перь иди пешком, а впрочем, это не моё дело, - усмехнулся атаман, и, взяв коня принца под узда, скрылся в лесу, за ним последовала вся его шайка, а принц продолжил свой путь пешком, ведя за собой за руку свою уродливую возлюбленную. Благо до ближайшей деревни идти было совсем не далеко, а там ждал его в трактире верный слуга. Увидел Эго, что идёт его хозяин пешком, и ведёт за собой старуху, и выбежал ему на встречу.
- Господин, что с вами случилось? – спешно заинтересовался он.
- Эх, лучше и не спрашивай, - мрачно ответил Винсент и слуга замолчал. Он провёл принца в трактир, непрерывно косясь на его спутницу и ещё больше изумляясь. У Эго бы-ло немного денег, которые дал ему принц и он купил выпивки себе и хозяину. За хмелем любопытство пересилило несчастного слугу, и он не удержался ещё раз спросить:
- Сударь, зачем же вам, в самом деле эта нищенка, оглядитесь, здесь в трактире много красавиц, вам ничего не стоит с ними познакомиться.
И снова пригорюнился принц, оглядев местных красавиц, каждая при его взгляде приветливо улыбалась ему и манила взглядом, а иногда даже и жестами. Но вспомнил принц о своём обещании и ответил слуге:
- Не могу я мой верный Эго бросить свою возлюбленную, внешность часто бывает обманчива. А теперь пора нам на покой, а завтра с утра разбуди меня, и мы отправимся в путь. Удивился Эго, но больше ничего спрашивать не стал, а принц, взяв за руку свою возлюбленную, отправился в свою комнату, чтобы переночевать. По незнанию слуга взял комнату с одной большой широкой кроватью, которую принц уступил своей спутнице, а сам принёс в комнату лавку и попытался на ней уснуть. Долго не шёл сон к принцу, много думал он о том, как представит свою невесту отцу. Он знал, что отец не одобрит его выбора, но отказаться от своей возлюбленной он не мог, потому решил, во что бы то ни стало сделать её своей женой.
На утро Эго разбудил своего господина и уступил ему и его спутнице свою лошадь, а сам пошёл рядом. Не стал принц гнать лошадь, чтобы не загонять слугу и только к позд-нему вечеру прибыли они во дворец к отцу. Но король не спал и с радостью принял своего старшего сына. Однако, увидев рядом с ним безобразную нищенку, он пришёл в ярость:
- Видно ты и в самом деле решил своего бедного родителя в могилу свести! Сказал, что отправляешься за прекрасной девушкой, с красотой которой никто не сравниться в нашем городе, а приехал с безобразной старухой. Если ты женишься на ней, то не видать тебе королевского престола, я лучше отдам его твоему младшему брату, пусть он и нахо-диться в трауре.
- Прости меня отец, - ответил ему Винсент, - но это именно та за которой я ехал и я уже завтра женюсь на ней, даже если не получу королевского престола.
И тут на глазах у короля и принца безобразная старуха стала вновь превращаться в прекрасную девушку, которую увидел принц в дубовом тереме. И сказала она принцу:
- Не отрёкся ты от меня ни во страхе, ни в радости, ни в стыде поэтому снова стала я прекрасной девушкой, какой и была. И теперь я с радостью стану твоей женой.
Подивился и сам король новоявленной невестке и сказал ей:
- Прости меня милая девушка, вижу я, что достойна ты моего сына, потому беру назад свои слова. Верней уже снял свой траур и потому завтра же мы сыграем свадьбу, и сделаю я тебя Винсент королём.
Обрадовались влюблённые, и отпустил их король на отдых. Вместе с отцом во время разговора со старшим братом был и Верней, потому, когда спали чары с заколдованной девушки, зависть овладела его сердцем. Никогда он не завидовал брату, а теперь горько было ему признать, что во всём брат преуспел – и жену-красавицу нашёл и вскоре трон получит. Решил тогда Верней брата погубить, чтобы взять его невесту к себе в жёны и получить престол.
На следующий день, как и сказал король, молодые отпраздновали свадьбу. Много гостей было на ней и все любовались на молодую невесту, признавая, что не было ей равных во всём королевстве. Извинился за свои слова и верный слуга принца Эго, который и в этот торжественный день во всём помогал своему хозяину. Подошёл к Винсенту поздравить его брат Верней и протянул ему кубок с отравленным вином, со словами:
- Мой дорогой брат, желаю тебе долгого счастья со своей красивой супругой.
Хотел было выпить Винсент вина вместе с братом, как верный слуга остановил его и сказал:
- Не пейте ваше величество, я видел, как ваш брат кинул какой-то порошок в вино, видно он желает отравить вас.
Растерялся тогда Верней и признался во всём. Стал он со слезами молить у брата про-щения:
- Прости меня брат, у меня будто голова помутнела, когда я увидел вчера эту красоту. Всю ночь сон ко мне не приходил и, несмотря на то, что я уже снял свои траурные одежды, по прежнему я грущу по своей возлюбленной и не могу смотреть, как другие веселят-ся. Позавидовал я счастью твоему и всемогуществу, которое тебе отец пророчил.
Удивился Винсент таким речам младшего брата, ведь никогда друг другу они не завидовали, всегда всё делили пополам. Но не рассердился принц на Вернея, понял он, в чём его горе и сказал:
- Прощаю тебя мой брат, и чтобы сердце твоё не грызла больше зависть оставлю тебе в управление королевство, будь ты новым королём после отца, а мне не мешай спокойно наслаждаться жизнью с моей красавицей-женой. Верю я, что выйдет из тебя хороший правитель, а я власти не хочу, я хочу любви и покоя.
На том братья и по решили. Трон остался за младшим – Вернеем, а Винсент счастливо жил в тиши и благодати со своей красавицей женой и больше никогда не появлялось между ними раздоров, как в старые добрые времена, когда были они ещё совсем юными. 
         
         
 


Рецензии