Война во Вьетнаме. Взгляд со стороны

     Как говорят мудрые люди, "история человечества - это история войн". И с этим невозможно не согласиться. Ведь сколько существуют на свете люди - примерно столько же времени существуют и конфликты между ними. Начиная со времён Древней Греции и Древнего Рима и заканчивая нынешним ещё не оперившимся и даже ещё не заросшим густой щетиной XXI веком произошло огромнейшее количество крупных войн и локальных стычек, причины которым были самые разные - будь то территориальные претензии государств, религиозные разногласия, национально-освободительные движения... Да что угодно. Был бы повод - повоевать можно всегда.
     Пожалуй, одним из самых заметных конфликтов во второй половине XX века, перевернувшим сознание людей во всём мире, можно назвать войну во Вьетнаме. Начальной фазой её была гражданская война на территории Южного Вьетнама (государственное образование со столицей в Сайгоне, существовавшее с 1950-х гг. до момента объединения Вьетнама в 1976 г.), которая затем трансформировалась в крупномасштабные сражения постоянно пытавшихся доказать друг другу свою силу и превосходство непримиримых идеологических противников - СССР, Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама с одной стороны, и Франции, США, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Кхмерской республики (государство на территории Мьянмы, существовавшее до прихода к власти Пол Пота в 1975 г.), Южного Вьетнама и пр. - с другой. Причиной столь грандиозного столкновения являлись, во-первых, стремление Франции сохранить контроль хотя бы над частью территории Вьетнама и, как результат, оставаться мировой колониальной державой, и, во-вторых, противодействие этому стремлению со стороны партизан Южного Вьетнама, поддерживаемых северовьетнамскими товарищами, то бишь Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ). Как результат, вьетнамская "пороховая бочка" рванула с такой силой, что ликвидировать последствия этого "взрыва" пришлось всем миром.
     Обстановка продолжала оставаться нестабильной вплоть до 1976 года, когда была окончательно закреплена победа социалистических стран (СССР, Китая, Северной Кореи, Северного Вьетнама и партизанских формирований Южного Вьетнама - в западных источниках известных как "Вьетконг") в регионе над ненасытным "буржуазно-капиталистическим империализмом" в лице Франции и США.
     Стоит заметить, победа антиимпериалистических сил во Вьетнаме являлась весьма закономерным явлением, органично вплетавшимся в общую канву процессов распада великих колониальных империй (прежде всего Британской и Французской), начавшихся ещё в 1960 году в далёкой Африке, где число суверенных государств было ничтожно мало по сравнению с общей массой "подмандатных территорий", "протекторатов", являвшихся колониями по сути, и классических колоний, лишённых даже элементарной самостоятельности. Если говорить грубо и прямо, то мировые государства, ставшие после завершения процесса деколонизации всего лишь заурядными игроками на международной арене - так сказать, "одними из...", особенно на фоне растущего экономического и политического могущества США, заплатили огромную цену за собственную недальновидность и просчёты, связанные с недооценкой ситуации в подконтрольных территориях и твёрдом убеждении, что всё можно решить с помощью грубой силы. Время диктует новые тенденции, и, увы, с этим нужно мириться - эту истину не усвоили в своё время правительства стран-метрополий, привыкшие мыслить архаично и, подобно гистерезисным системам, действующие на основе собственной истории. Но судить не нам, ибо история человечества - это не только история войн, но также история ошибок, и каждый из ныне живущих также совершал и будет совершать в дальнейшем ошибки - "ретроошибки" (по аналогии с ретровирусами, активизирующимися только по истечении определённого срока), суть которых начинаешь понимать только со временем...
     Война во Вьетнаме оставила заметный след также в мировой (прежде всего западноевропейской и американской) культуре. Событиям тех времён посвящали свои песни такие "тигры" мировой рок-культуры, как Creedence Clearwater Revival, Deep Purple, Jefferson Airplane, The Doors; в это время стал популярным малоизвестный сегодня исполнитель Трэшман (the Trashman), исполнивший очень специфическую песню "на любителя" (или даже "на фаната") "Surfin' Bird", ставшую саундтрэком к фильму "Цельнометаллическая оболочка", посвящённому событиям во Вьетнаме.
     Вьетнамская война поспособствовала также возникновению ряда субкультур и движений, среди которых наиболее ярким является движение хиппи, не признающее насилие ни в каком виде, члены которого позиционируют себя как "дети природы" и в качестве приветствия используют клич "Peace!" ("Мир!"), тем самым подчёркивая неприятие войн и убийства как такового. Движение хиппи, хоть и утратило былую популярность, но всё же и ныне незримо присутствует в умах и сердцах многих людей, мечтающих жить в мире и согласии.
     Мировой кинематограф также не смог обойти стороной тему Вьетнама. Одним из наиболее репрезентативных режиссёров в данной тематике является Оливер Стоун, создавший в далёком 1986 году кинокартину "Взвод", являющуюся отчасти автобиографической, поскольку режиссёр передал в ней собственный горький опыт, полученный им самим во время боевых действий в этой загадочной восточноазиатской стране. Кроме Стоуна, другие режиссёры также прибегали к данной тематике - ещё одной наиболее известной картиной является вышеупомянутая "Цельнометаллическая Оболочка" ("Full Metal Jacket") - о молодых парнях-морпехах, прошедших "учебку" от "а" до "я" и попавших сразу после этого на поле боя во Вьетнам. Хоть "Оболочка" и не является всемирно известной картиной - в отличие от того же "Взвода", но благодаря оригинально построенному сюжету и более чем своеобразному юмору способна найти своих почитателей. Только детям младше 16 лет смотреть её не рекомендуется - дабы не травмировать ещё неокрепшие умы казарменной дисциплиной.
     В общем, война во Вьетнаме оставила большой социально-культурный след как в жизни поколения 60-х, так и в жизни следующих поколений; война, являвшаяся попыткой предотвратить непредотвратимое, и бессмысленными жертвами которой пало огромное количество солдат и простых людей, навсегда останется символом бессмысленности удерживания того, что рано или поздно уйдёт. И больше никогда не вернётся...

04.07.2011    
    


Рецензии