Геройство

Геройство - уже давно не положительное слово. Хорошо, если оно носит иронический оттенок. Хуже, если в этом слове слышится отзвук горечи и печали.

Утешение приносит осознание, что геройство в повседневной жизни носит какой-то несерьезный характер. Не по-настоящему все это. Да, где-то там люди жизни кладут за друга, за честь женщины, за высотку, за родину. Наверное, такие люди и случаи есть и в жизни, а не только в кино. Но, что значительно чаще встречается в жизни - это "геройство" на работе. Здесь не умирают на раз, но жизнь сжигают с не меньшей неумолимостью. Хоть, без кавычек я о нем писать не могу, но все признаки геройства на лицо: самоотверженность, преодоление превосходящих сил, следование принципам и идеям, а не здравому смыслу... и бессмысленность.

И вот последняя характеристика роднит все геройства. Бессмысленность - характеристика недостаточная для геройства, но точно необходимая. Это квинтэссенция геройства - без нее геройство не считалось бы геройством - было бы холодным расчетом профессионала. А где это видано, чтобы холодный расчет приковывал внимание публики! Холодный расчет - стихия отрицательных персонажей, которых наши герои с горящими глазами должны превозмочь. Конечно! Это же у тех с холодным расчетом, вдруг, оказываются превосходящие силы, потому что они все заранее просчитали. Это они каким-то немыслимым образом без потерь заняли высотки или покорили женщин своей уверенностью и спокойствием, не прикладывая к этому вообще никаких усилий.

Но я не об этом. Я о геройстве, что для меня - красивый флаг на корабле бессмысленности.

Мне самому, конечно, никак не избежать геройств. И в корпоративных войнах участвую, и осколки воспитания, нет-нет, да и подложат мне мину в виде долга или чести.

И, вот, следуя долгу, я «геройствую» в пятницу вечером до двух часов ночи. Один, после рабочего дня, который никогда, фактически, не заканчивается, и после тяжелейшей череды напряженных недель, я «геройствую» в офисе, как обычно, ощущая, что "я один в израильской армии". Полночь уже прошла. Я уже прекратил названивать коллегам в другие страны, чтобы уточнить последние цифры. Осталось дело только за мной. И я, стиснув зубы, продолжаю собирать пакет документов, распечатывать файлы, тщательно проверяя данные и требования.

Когда я, наконец, откидываюсь в кресле, глядя на два лежащих передо мной запечатанных пакета, на часах уже два ночи. Я изможден, но дело сделано. Но это два часа ночи пятницы, которую я так ждал! Пятницы, которая была так заслужена! И, вот, она прошла мимо меня - моя очередная пятница.

К счастью, теперь у меня есть не только чувство горечи, что пятница пропала, и сегодня я уже никуда не успеваю. У меня, все же, есть и оттенок удовлетворения - я все сделал, я не должен думать об этом всем в субботу и воскресенье. Я смогу неспешно поехать и доставить пакеты с предложением на рассмотрение клиентам в понедельник к 10 утра. На этом я и уезжаю в ночь моих выходных.

Как и предполагалось, выходные пролетают приятной и насыщенной чередой событий, никак с работой не связанной. Чего хотел - того добился: о пакетах я вспоминаю только поздним вечером в воскресенье. Опять чувство удовлетворения и спокойной уверенности - я же все сделал, как надо, и мне осталось только доставить их по адресу и передать под расписку. Знал бы я раньше, что именно так формируются и подаются пакеты документов на 10 миллионов евро!

На улице в понедельник утром холодно, снежно и многомашинно. Можно было бы сказать - многолюдно. Но вот людей, как раз, не много. Вокруг я вижу такие же, как у меня, металлические коробочки - у кого похуже, у кого получше. Места всем не хватает и мы смиренно ждем своей очереди для доступа к пространству. В конце концов, мне удается найти место, где я бросаю машину, беру пакеты, и несу их к клиентам.

Все хорошо. Морозный воздух утра освежает голову, вызывая отличное настроение, несмотря на понедельник.

Пятничная усталость ушла, но "детская" обида за потерянный вечер осталась, и, отдав письмо и приехав в офис, я не спешу погружаться в вязкость нерешенных вопросов, неотвеченных писем, отложенных тем. В офисе все идет спокойно и тихо, пока я, случайно, не натыкаюсь на папку отосланных документов и обнаруживаю, что в пятницу ночью забыл вложить еще один важный файл.

Голова мгновенно начинает работать в турбо-режиме. Делаю контрольные звонки, убеждаюсь, что еще могу донести недостающие файлы. Подготавливаю их с вящим ощущением deja vu и в спешке выезжаю опять к клиенту.

Проблемы с парковой днем еще жестче, чем утром. Мне приходится сделать не один оборот вокруг квартала, прежде, чем я нахожу место остановиться. Мне кажется, что вот эти минуты и были роковыми, и, несмотря на все усилия, пакеты с предложениями уже вскрыты, и мое геройство прошлой пятницы, как и самоотверженность прошлой недели всей нашей команды, пропали зря из-за моей собственной ошибки. Сознание сразу подсказывает: "из-за вынужденной ошибки, вызванной усталостью и перенапряжением". Я невольно соглашаюсь с такой спасительной формулировкой, но это моя ошибка на самом последнем повороте. Очень обидно!

Я влетаю в офис клиента. Пытаюсь объяснить ситуацию... и мой пакет спокойно и без необходимости объяснять принимают и кладут в стопку других пакетов, где уже лежат и мои утренние пакеты и пакеты наших конкурентов. Я успел. Я доволен.

Выхожу из офиса, и тут на меня опять накатывает. Мое геройство, чувство ответственности и долга в пятничный вечер никому не было нужно с самого начала. Я бы мог спокойно уйти с работы в пятницу в семь вечера, провести его как-нибудь романтически, а не напрягая глаза и всматриваясь с буквы и цифры, раз за разом пытаясь найти ошибки и исправить их.. Не напрягаясь, прийти в офис в понедельник утром, распечатать, проставить печати, и отнести к клиенту к трем дня, как я сделал сейчас. Не было бы этого самопожертвования, не было бы этого длинного набора слов, и не было бы этой бессмысленности, что всегда идет рука об руку с геройством.

Геройство и бессмысленность вместе всегда!


Рецензии