Однажды, но с любовью

        Школа – живое существо со своим характером и переменчивым настроением. Как и у человека, у нее случаются периоды юношеской восторженности, кипучей активности, зрелой деловитости и апатии. Разве что, в отличие от человеческого организма, у школы эти периоды могут наступать и чередоваться в любой последовательности. Просто периоды жизни школы зависят не от возраста, а от настроения и состояния живущих в ней детей и педагогов.

        Счет человеческих судеб, прошедших через Художественную школу Богородицка, давно исчисляется сотнями. Для небольшого городка это важный показатель. Некоторая культурная продвинутость была свойственна богородчанам всегда. Если вдуматься, то вся история города – это череда прежде всего культурных событий.

        Значительных битв при Богородицке не происходило, однако немногие уездные городки России могут похвастаться первым пейзажным парком, первым детским театром и вошедшим в учебники архитектуры дворцом. Сама планировка города – памятник градостроения, которым Екатерина II некогда удивляла самого Вольтера. Первое в губернии и одно из первых в империи учебное заведение для простонародья, родовое гнездо графов Бобринских, бывших на дружеской ноге с Пушкиными и Жуковским, Салтыковым-Щедриным и Толстым.

        Город одним из первых в стране получил железную дорогу и профессиональное училище. Богородицкие крестьянки уже в конце ХIХ века одними из первых в России стали получать образование, ставшее общедоступным лет через тридцать. Может быть, именно поэтому предреволюционный Богородицк начала ХХ века был не самым большим и не самым богатым, но самым грамотным городом губернии.

        Художественная школа, возникшая на волне восстановления дворцово-паркового ансамбля, явилась закономерным следствием веками жившей в горожанах духовной потребности приобщения к прекрасному.

        Рядом с именем создателя и первого директора школы Петра Андреевича Кобякова необходимо вспомнить старейших педагогов Владимира Ильича Панарина, Славия Александровича Краснова и Лидии Андреевны Хрипуновой. И с самого начала в наших стенах была заложена традиция единства непохожестей.

        Если П.А.Кобяков нес традицию старых русских мастеров, творчески переосмысленную в рамках соцреализма, то В.И.Панарин не уставал экспериментировать, пробуя работать в стиле П. Гогена или П. Сезанна. В то же время броская, несколько декоративная живописная манера С.А.Краснова отличалась яркой, почти народной самобытностью.

        Именно их усилиями в 1975 году увидел свет первый выпуск школы. Первое всегда особенное. Помимо учебы ребята облагораживали территорию школы, восстанавливали болотовскую березовую аллею, работали на восстановлении дворца и въездной башни. К нынешнему великолепию дворцово-паркового ансамбля приложили руки Владимир Бабкин, Юрий Владыкин, Костя Гречишкин, Алексей Краснов, Олег Макаров, Валера Макарчук, Андрей Насонов, Саша Пахин, Алексей Санин, Сергей Скрылев, Толя Суровцев…

        Основы рисунка и живописи первые ученики познавали в полухолодном здании с печным отоплением, в котором первые годы не прекращалась стройка: возводилась каменная пристройка, менялись полы и рамы, проводились канализация и отопление. Поначалу занятия велись только в двух классных комнатах и в коридорах.

        Тем не менее коридорное образование дало фантастические результаты: девять из двадцати выпускников 1975 года стали профессиональными художниками. Это Александр Алексеев, Николай Докучаев, Валерий Карпущенко, Сергей Комкин, Людмила Краснова, Сергей Панов, Андрей Полухин и Анатолий Степанов. Отдельно следует вспомнить Клавдию Котову (Куберлинову), племянницу Петра Андреевича, уехавшую после замужества в Поволжье и прославившуюся как самобытный художник-график.

        Отошедший в 1979 году от директорства П.А.Кобяков еще несколько лет продолжал преподавать, так что главным новшеством периода руководства Аллы Ардалионовны Петровой (1980 - 1982), более десяти лет преподававшей историю искусств, стал приход в школу в качестве преподавателей первых выпускников А.Р. Алексеева, С.Т. Панова и В.Н. Карпущенко.

        Сегодня Валерий Николаевич Карпущенко живет и работает в г.Череповце, активно сотрудничает с издательствами художественной литературы в качестве иллюстратора исторических книг. Его картины используются для создания календарей и буклетов. Цикл картин В.Н.Карпущенко по произведениям Ивана Шмелёва выставлен в постоянной экспозиции дома-музея писателя в Алуште.

        Александр Алексеев, закончивший Ярославское художественное училище, был бесконечно любим ребятами. На одной из березок у здания школы ученики даже вырезали перочинным ножом крупные буквы: «Александр Рафаилович хороший». Шло время, надпись вместе с березкой поднялась к солнцу, скрывшись из глаз.

        В 1990-е в березках увидели угрозу фундаменту школы, и деревья спилили. А традиция возвращаться в родную «Художку» в качестве преподавателей жива. Ставшие учителями ученики Петра Андреевича гордо именуют себя «птенцы гнезда Петрова». Кстати, Кобякова за глаза уважительно именовали Петром.

        После административного работника Тамары Алексеевны Богдановой (1982 – 1983) место директора перешло к одному из старейших преподавателей Лидии Андреевне Хрипуновой (1983 - 1988), бывшей востребованным в советское время художником-оформителем. В эти годы в «гнездо» слетаются «петровы птенцы»: живописец А.П.Камаев, любимец учеников, интересный пейзажист и портретист Ю.Н.Себякин и художник-оформитель А.А.Яргунин. В коллектив приходит и опытный педагог М.Д. Климов, умевший разглядеть в юном художнике талант и помочь ему раскрыться.

        Школа обретает значительную часть своей коллекции гипсовых слепков. Первые небольшие гипсы покупались еще П.А. Кобяковым. Лидия Андреевна непостижимым образом договорилась с Ленинградской Академией художеств, и в Богородицк спецрейсом выехали десятки гипсовых повторений античных и возрожденческих статуй в рост человека, до сих пор составляющих гордость школы.

        Не покидая родного города, юные художники смогли во всех подробностях рассмотреть скульптуры, знакомые раньше лишь по картинкам учебников. Так что классические «гипсы» стали подспорьем и в изучении истории искусств.

        В разные годы это предмет вели сотрудницы Библиотеки искусств, работавшей под одной крышей с Художественной школой: Таисия Петровна Мананкина, Галина Анатольевна Спесивцева и Елена Васильевна Карпова. С 1996 по 2006 год историю искусств преподавала выпускница факультета теории и истории искусств Академии художеств СССР Людмила Александровна Ковшова, одновременно служившая главным хранителем Богородицкого Дворца-музея и парка.

        В 1988 году директором школы становится ученица Петра Валентина Николаевна Панкова (в девичестве Старостина). Ее пятнадцатилетнее директорство оказалось самым долгим, спокойным и плодотворным. Валентина Николаевна, любившая цитировать А.Блока и писавшая тонкие романтические портреты, оказалась крепким классическим руководителем, умевшим собрать и направить коллектив, а при необходимости и продавить в нужных инстанциях интересы школы. В школу приходят новые «птенцы»: А.А. Раев, С.Е. Щербатых, О.Е. Щербатых, А.М. Куканов, а также Гречишкина И.В. и Зинченко М.В.

        Активно развивается внешкольная работа. Праздники и дни рождения учеников отмечают чаепитием у старинного самовара. Шишки для его растопки собирают всем классом. Организуются экскурсии по Тульской области, поездки в Москву, Загорск, Ростов Великий, Прибалтику. Летом ученики с молодыми педагогами А.А. Раевым и С.Е. Щербатых отправляются в многодневные туристические походы по Красивой Мече, для чего школа приобретает байдарки, палатки и прочий туристический реквизит. Интересно, кто-нибудь еще путешествовал на байдарках с мольбертами? Изо всех поездок ребята привозят этюды, акварели, рисунки.

        Именно при В.Н.Панковой в школе появляется «государство в государстве» - иконописный класс. Его создателя Сергея Егоровича Щербатых ребята уважительно величают «Учителем». Дабы постичь искусство иконописи, он несколько месяцев специально живет в монастырях Пскова, Твери и Москвы, где не без труда отрешается от мирской жизни и скрупулезно соблюдает уклад жизни монаха с ранними подъемами на молитву, строгими постами и обязательными послушаниями. Результат покрывает все лишения: мирской художник Сергей Егорович Щербатых получает благословение на писание святых икон. В 1991 году в школе открывается единственный в тульском крае иконописный класс, куда съезжаются ученики всех возрастов из разных городов области.
В эти годы в школе работает несколько молодых, находящихся в творческом поиске преподавателей, сделавших позднее живописную карьеру.

        Один из самых ярких и необычных - Михаил Валерьевич Зинченко, пишущий в неповторимой абстрактной манере. Работы приехавшего из Казахстана живописца сочетают восточную сочность красок и фантасмогоричность образов. В нагромождении ярких мазков одним видятся причудливые лица и силуэты, другим – огни большого города, третьим – фантастические существа. Самое интересное, что Михаил прекрасно работает и в реалистической манере, создавая на холсте прозрачные, почти акварельные пейзажи.

        Перебрался в столицу и Олег Егорович Щербатых, брат С.Е. Щербатых, член Союза художников России и Международной федерации художников. Начинавший с реалистической живописи, художник пробует себя в примитивизме, жанровых сценах, но со временем находит свою технику письма, напоминающую манеру старых фламандских мастеров. Работы Олега Щербатых выставляются в Центральном доме художника в Москве, украшают галереи и частные коллекции США, Англии, Австрии, Швеции, Германии, Франции...

        С Художественной школой связано несколько членов семьи Щербатых. О двух мы рассказали. Живописный стиль третьего брата – Алексея Егоровича – особый полуфантастический мир, населенный ожившими персонажами средневековых баллад. Иррациональность сюжетов напоминает картины Брейгеля, однако полотна Алексея сказочно добры и немного лукавы. Алексей постоянный участник художественных выставок Москвы, Вены, Цюриха, Лугано. Сегодня дипломант Российского Фонда Культуры Алексей Щербатых готовит персональную выставку в Женеве.

        В 2003 году кресло директора школы занимает замечательный график и неутомимый экспериментатор Александр Александрович Раев. Не привыкший сидеть на месте, Александр Александрович постоянно пробует новое: создает экслибрисы и шаржи, занимается художественной фотографией и промышленной графикой, иллюстрирует книги.

        В школу в качестве преподавателей возвращаются ученики П.А.Кобякова: И.Ю.Тарнов и Ю.В.Харихонов. Позднее оба они будут приняты в Московский профессиональный Союз художников.

        Игорь Юрьевич Тарнов, попробовав себя в реализме, авангарде и абстракции, нашел свою тему. Его городские пейзажи, разукрашенные снегом и наполненные свежим воздухом, не спутаешь ни с чем. Больше всего художник любит осень и зиму, когда зелень листвы не мешает любоваться изяществом архитектурных линий, изгибами улиц и графикой дремлющих деревьев. Картины художника находятся в собраниях России, Великобритании, Германии, Австралии и США.

        Реалистичные работы Юрия Викторовича Харихонова увлекают полетом фантазии автора. Его картины позволяют увидеть городские улочки и пейзажи богородицкого парка такими, какими они были лишь однажды, когда на них глядели с любовью. При этом Юрий Викторович обладает уникальным даром педагога, к которому бегут с радостью, а уходят с неохотой.

        Вслед за неугомонным А.А. Раевым ученики вместе с учителями открывают для себя гравюру и батик, пробуют нетрадиционные техники живописи гуашью и акварелью. Занятия проводят под музыку, иногда ее же и рисуют. Под девизом: «открой красоту повседневности» в ход идут обычные гелевые ручки, фломастеры и восковые мелки. Писк моды - акварели по мокрой бумаге.

        Необыкновенный расцвет переживает декоративно-прикладное искусство. В школе лепят игрушку и традиционную посуду, ставят опыты по обжигу керамики в муфельной печи. Некоторое время ребята даже изучают вышивку. В качестве выпускных работ ученики расписывают парты и двери классов первого этажа. Ценой нечеловеческих усилий А.А. Раева в школе появляется компьютер, и ставятся первые опыты по дизайну и компьютерной графике.

        После Владимира Анатольевича Корнеева (2008 - 2010) в новогоднюю ночь 2011 года кабинет директора Художественной школы принимает Елена Васильевна Карпова, мастер художественной росписи по дереву и модельер театральных костюмов. Ученица Петра, несколько лет преподававшая в школе историю искусств, начинает с восстановления старых добрых традиций. Уже в первые месяцы 2011 года ученики и учителя отмечают Новый год и Масленицу, путешествуют в Тульский художественный музей и музей-усадьбу В.Д.Поленова. Оживает и учебный процесс. Педагоги популярной московской «Школы акварели Сергея Андрияки» проводят познавательный мастер-класс по натюрморту.

        14 апреля в музее-усадьбе «Поленово» открылась выставка работ призеров регионального конкурса «Завтра начинается сегодня», отобранных из почти 5 тысяч конкурсантов. Лучшим в номинации «Графика» признан наш ученик Павел Копылов.

        28 августа стартовал проект «Выставка одного дня», в рамках которого школа ежемесячно проводит по художественной выставке из своего собрания. Богородчане уже познакомились с живописью П.А. Кобякова, А.А. Раева и В.Н. Панковой. И это только начало!
В сентябре 2011 года начала работу Интернет-страничка школы по адресу www.bogoroditsk.ru.

        Время не стоит на месте. Сменяют друг друга поколения учителей. Повзрослевшие выпускники приводят своих детей. Их неизменно встречает добрый хранитель Художки - Мария Ивановна Юшина. Чем-то неуловимым она напоминает свою тезку - легендарную героиню школьного фольклора учительницу Марьиванну. Представить школу без Марии Ивановны попросту невозможно, ведь она работала с половиной всех директоров школы. Благодаря ей в старом особнячке и чисто, и тепло, и светло. Она и звонок вовремя даст, и шарф повяжет, и разбаловаться не даст, и нос утрет.

        Школа продолжается. Продолжается в ставших профессиональными живописцами учениках П.А.Кобякова: Анатолии Занине, Олеге Саломасове и Татьяне Казаковой. Ирина Ермошина и Татьяна Гонцова (Гумарова) нашли себя в дизайне, Ольга Гелева руководит собственной художественной студией в Москве. Профессиональными иконописцами стали Тимур Филимонов, Валерий Птицын, Андрей Михайлин, Инна Борисова, Армен Аганесов и Андрей Жуковский.

        Школа продолжается и в тех, для кого искусство профессией не стало. Стены школы хранят добрую память о Михаиле Чибисове и Лидии Бирюковой, Андрее Морозове и Константине Лосеве, Ольге Щербатых (Денисовой) и Рустаме Садыкове, Кирилле Чекрыжове и Софье Денисовой, Светлане и Ольге Буфетовых, Кирилле и Николае Щербатых, Романе Карпове и многих других выпускниках разных лет. Они нашли себя в других сферах, оставив искусство для души. Но и это не может не радовать.

        Ведь основная задача школы не в том, чтобы превратить ученика в профессионального художника, а в том, чтобы научить его видеть мир такими, каким он был лишь однажды, когда на него смотрели с любовью.


Рецензии
Чувствуется, с какой любовью Вы делаете эту работу. Да иначе нельзя, когда пишется о родном.

Нина Бойко   27.11.2011 22:31     Заявить о нарушении
Как Вы правы! Мне еще очень интересно писать о том, о чем никто еще не писал. Вот, занялся Художественной школой. Сама по себе школа уникальная и люди удивительные, но никто никогда о них не писал, кроме дежурных статей к юбилеям. Кстати, в ближайшую пятницу школа шумно отмечает 40 лет.

Рагим Мусаев   27.11.2011 22:45   Заявить о нарушении