Сублимация

Не дает мне покоя тема вдохновения. Никак не отпускает. И пусть результат полета мысли может быть никакой, но само ощущение полета – оно так заманчиво приятно!

Люди, говорящие о сублимации – не той, что близка мне из физики (переход из состояния твердого тела напрямую в газообразное) – а о психологической сублимации, введенной еще Фрейдом, имеют представление, о чем говорят, но рассматривают лишь частный случай. Они, почему-то, думают, что сублимационная тяга к самовыражению вызывается только подавляемыми обществом сексуальными желаниями. Ха! Фишка у Фрейда была такая, и он пытался все представить через узкую призму сексуальности.

Ньютон был не совсем неправ – он лишь рассматривал частный случай физики. Эйнштейн подождал пару-тройку сотен лет и поправил его, сказав, что все работает немного не так на скоростях, близких к скорости света…

Зачем же огранивать себя предположением о подавляемых сексуальных желаниях! Любые мощные подавляемые желания могут приводить к похожим результатам. Впрочем, не всегда подавляемая сексуальность приводит к сублимации в старинном значении этого слова. Иногда, результат значительно менее поэтичен. Так и не всегда прочие подавляемые желания приводят к желаемой сублимации.

Самое простое, что можно испытать и убедиться, что сублимационный эффект есть, это лишить себя привычного уровня общения. Укатить куда-нибудь в дальние края, где у тебя пропадет возможность выдавать вслух двадцать тысяч слов в день и прочувствовать, что будет. Через несколько дней, голова наполнится гулом мыслей и давлением невысказанного. Мне это напоминает бабушкино клубничное варение...

В старые времена бабушки варили варение. В большую желтую эмалированную кастрюлю засыпали очищенную клубнику, сахар и еще что-то там и ставили на медленный огонь. Клубника варилась в сахарном сиропе до тех пор, пока эмалированная крышка не поднималась под давлением пенки от варения… - ну, чем не сублимация! Если долго что-то сладкое и ягодное варить на медленном огне, то пенка придет – никуда не денется. Вот тут-то ее и стоит снимать. Если же спешить, подглядывать под крышку слишком рано и часто и пробовать, не готово ли варенье, то ничего не выйдет – и вкус не тот, и пенки никакой не будет. Спешить не стоит. Имеет смысл дозреть себя.

Опасность сублимации там же, где и ее сладость. В какой-то момент ты начинаешь замечать за собой желание ограничить себя в чем-то естественном, потому что приятность от сублимационной воздушности ощущений даже выше, чем от подавленных привычных желаний. Они привычны и обыденны. А в сублимации есть какой-то необъяснимый привкус новизны и тайная надежда, что из ее пенки выйдет что-то цельное и важное - ради чего стоит лишать себя и ограничивать.

Что ж, пока сублимация в новинку и ценна, имеет смысл баловать себя ей. Ведь, и ей придется позже стать привычной и скучной и уступить место чему-то новому.


Рецензии