Внесудебный вердикт колено дана

                Продолжение

                НАРОД МОРЯ

   Дан был старшим сыном служанки Рахили - Валлы.
  Слово "дай", "дан" в тексте, предшествовавшем этому событию, употребляется часто.
  Вначале Рахиль, говоря современным языком, чуть ли не нож приставила к горлу мужа:"Дай мне детей! А если нет, я умираю!".
  Обычно старающийся во всем ей угодить, Иаков на этот раз разгневался:"Разве я Бог, что не дал тебе  плода чрева?".
  И тогда Рахиль сказала ему:"Вот служанка моя Валла, войди к ней. Пусть она родит на колена мои, чтобы и я имела детей от нее".
  Естественно, Иаков и Валла "поручение" Рахили исполнили, а когда сын родился, Рахиль сказала:"Судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына".
  "Посему нарекла ему имя:Дан".
  Так колену Дана были "делегированы" судебные функции.
  Однако хорошо известно лишь об одном судье из колена Дана - Самсоне, который был таковым в течении двадцати лет.
  Персонаж этот был весьма оригинальным. Он обладал недюжинной силой, таившейся в его волосах, которые он не должен был остригать, чтобы не потерять их.
  Филистимляне его побаивались, но, похоже, не прочь были при случае и подтрунить над ним, и посмеяться, благо возможность такая у них была:Самсон, вопреки предостережениям отца с матерью, женился на Филистимлянке и участвовал в совместных пирах с ее соплеменниками.
  В любви ему не везло:сначала его предала жена, после чего Самсон и начал мстить Филистимлянам, а потом и другая женщина, которая ему понравилась,- Далида ( в литературных произведениях - Далила).
  За привязанность к ней он в конечном итоге и поплатился жизнью:Далида выведала секрет его силы и рассказала Филистимлянам. Самсона усыпили, остригли да еще выкололи глаза, а потом привели в дом своего бога Дагона.
  Но привели, спустя длительное время, когда волосы у Самсона уже успели отрасти, и он вновь почувствовал свою силу.
  Видимо, этому обстоятельству Филистимляне не придали значения, полагая, что незрячий Самсон ничего не сможет им сделать.
  Поэтому они прославляли своего бога за то, что тот предал им в руки их давнего врага, "и призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами".
  Самсон попросил отрока, который водил его, подвести его к столбам так, чтобы он мог ощупать и опереться на них.
  Тот, ничего не подозревая (да и как можно было предугадать?), выполнил его просьбу.
  В общем, Самсон напрягся и обрушил божеский дом Филистимлян, похоронив под обломками всех, кто в нем был (около трех тысяч мужчин и женщин).
  В общем, каким героем оказался Самсон, известно хорошо. А вот каким был судьей, неизвестно.
  Не навязана ли колену Дана роль, которая ему вовсе не была свойственна? Во всяком случае, в той мере, как об этом пишут потомки?
  Если бы эта роль или, если хотите, миссия, была присуще ему, судья Девора наверняка бы вспомнила о ней. А что она говорит о Дане в своей знаменитой песне победы над Ханаанским царем Иавиным:"Дану чего бояться с кораблями?".
  Колено Асира тоже жило на берегу моря, однако ни о каких его кораблях речь не идет. Как, собственно, и у других колен. Но только о кораблях Дана.
  Существует версия, что Даниты вообще были не из потомков Иакова, а приплыли откуда - то с моря и примкнули к израильтянам, заключив союз с коленом Иуды.
  Вполне возможно, что в ней есть рациональное зерно, но, пожалуй, только одно - приплыли с моря. Многие исследователи утверждают, что древние Даниты были морским народом, селились у рек Днепр, Днестр, Дунай, а потом распространились и в других частях будущей Европы.
  В земле Ханаанской они оказались, приплыв с острова Крит, чья самая древняя история до сих пор не разгадана, подружившись с Финикийцами, которые, как известно, плавали по всему свету и создали много колоний на территории будущей Греции (один Карфаген чего стоит!).
  Может быть (и, скорее всего, наверняка), Даниты имели дела с Финикийцами, но в общем контексте слово "Финикийцы" при упоминании Данитов имело, надо полагать, совсем иное значение.
  Дело в том, что на южной оконечности острова Крит был город Финик, откуда и мог приплыть "морской народ".
  И вот эти люди могли присоединиться потом к колену Дана.
  Настолько ли безосновательно это, пришедшее в голову предположение?
  Для ответа стоит еще раз вчитаться в библейский текст о том, как готовился Исход. В подготовке участвуют главы родов лишь трех колен:Рувима, Левия, Симеона. О других нет никакого упоминания.
  Удивляться нечему:прожив в Египте более четырех сот лет, немудрено позабыть, кто откуда вышел.
  Наконец, Исход совершен. И кто же вышел с израильтянами? Масса иноплеменного народа. И только на второй год после Исхода ее начинают приводить в "армейский порядок".
  Тут-то и появляется вновь разделение на колени, что можно признать весьма удачным замыслом. Общность происхождения сильнее цементировала разнородную массу, чем любой приказ.
  Наверняка находился один-два человека, которые, хотя бы по семейным преданиям, помнили, к какому колену они принадлежали. Видимо, это были те, кого Моисей поставил во главе воинских формирований.
  Остальные же люди распределялись по станам, видимо, добровольно, поэтому у всех такая разная численность. И все отныне становились израильтянами, поскольку на позднейшем примере моавитянки Руфь видно, что никакой проблемы в присоединении к еврейскому народу тогда не было (никакой гиюр проходить не надо было), достаточно было сказать о своем согласии.
  И если какой-то морской народ - Даниты - и в самом деле существовал и захотел присоединиться к израильтянам, это нетрудно было сделать. Никакой союз с коленом Иуды не надо было заключать, а просто присоединить к колену, чье имя было созвучно их имени.
  Большая вероятность, что такое присоединение действительно было. Иначе как объяснить, что на момент первого исчисления колено Дана имело аж шестьдесят две тысячи семьсот человек? Второй результат после колена Иуды!
  А при повторном исчислении - уже шестьдесят четыре тысячи четыреста человек.
  И это при том, что в Египет пришел лишь один сын Дана - Хушим. И в последующей истории колена упоминается лишь род, происходящий от него.
  Может быть, Даниты опять разбрелись?
  Кстати, среди "сухопутных" городов, им был дан в удел и морской порт - Иоппия, который позже будет называться Яффой.
                Продолжение следует
    
 
 


Рецензии