Эссе и афоризмы 2-я Часть 1-60

 № 1

Именно дурная часть нашей души ищет покоя. Ведь жизнь полна невзгод и неожиданностей, как мы их преодолеваем?
Принятое решение уникально не само по себе, а именно тем путем, которым мы к нему приходим, - той, либо одиночной вспышкой, либо целым фейерверком молний, мгновенно вспыхивающих в сознании, освещая загадочным светильником мысли путь к цели.
Следовательно, не принятое решение, каким бы смелым и парадоксальным оно не казалось, является чудом, но само его принятие, - то всегдашнее волшебство, та ломовая коняга, тянущая воз наших проблем и нас самих – царственно восседающих в нем тяжким грузом.
Жажда же покоя подменяет истинное наслаждение жизнью ложной куклой благополучия. Подсовывает вместо открытого, ничем не загроможденного прохода – грязную тряпку, которой в нем когда-то протирали пыль со стен. Вместо свежести мысли и ясности духа – придуманную сегодня и к сегодня же прилепленную схему, которая называет себя инструкцией жизни. Всякий план и схема вешаются на нас мрачными чугунными веригами, заставляющими сгибаться под их ненужной тяжестью до самой земли, не давая возможности преодолеть даже самого пустяшного препятствия.
Дрянное нашей души, подобно гусенице, рыгая и давясь покоем, который заменяет ей жратву, занимая собой в душе все больше места, жиреет и коснеет, надувает щеки и все сильнее охватывается параличом довольства собой. Но если из раздувающейся от обилия пищи гусеницы выпорхнет изящная бабочка, кокетливо вскидывающая свои крылышки, то душа превращается в запечатанный тугой бочонок, наполненный клейким, тягучим дерьмом, в который не дано достучаться ничему доброму и светлому. Оно только впитывает в себя, как смолу, благополучие, укрепляя им стенки и перерабатывая его в свое содержимое, пропуская аморфную леность через щели меж досок, тем самым конопатя и их.
Что может быть прекрасней, ежедневно забывая о былых победах, младенчески чистыми легкими, не прокуренными дымом тщеславия, наслаждаться возможностью дышать свежим воздухом и просветлять окружающий мир чистотой своих помыслов.
1988 г.

* * *
 №2

(Сиду Баррету)

Жизнь дарований можно уподобить ночному полету ведьм, когда обычные с виду женщины вылетают из своих домов, где все уже спят, и только тогда становится ясно, кто они на самом деле. Кувыркаясь и совершая в воздухе загадочные кульбиты, они спешат на свой неведомый шабаш.
У всякого художника есть свой дар – тоже что-то вроде волшебной метлы, которая позволяет ему летать, поднимаясь над обыденностью. Пришпоривая метлу всей силой своего вдохновения, он поднимается вместе с ней все выше, выше и летит быстрей и быстрей.
Но чем стремительней его полет, тем ближе и его окончание! И от того, когда он завершится зависит, как скоро художник, как чародей, использовавший весь заряд своего волшебства, будет списан за ненадобностью с небес на землю.
Истинный Поэт должен видеть и это, как, вообще, видит все вокруг себя.
Меньше! Осторожнее пришпоривайте мечту! Этим вы продлите свое пребывание в космосе, оставив в небе яркую, широкую полосу, освещающую собой, подобно утренней заре, начинающийся привычной суетой день, в отличие от ослепляющей одинокой вспышки звезды таланта, которая выжжет ему глаза и иссушит душу.
Давайте же бережней и нежнее расходовать животворный родник нашей души! Осторожно беря от земных наслаждений, будем радоваться их благу, не забывая, впрочем, совсем и о небе, дабы не остаться на земле навсегда, так ни разу и не вдохнув вольного заоблачного ветра.

1988 г.
* * *
№ 3

( О женщинах)

Женщины – это всегда не просто. Если женщина говорит вам сегодня, что любит, это еще не значит, что вы будете ею любимы и на следующий день.
Не ложитесь в любовь, как в постель, она может легко распасться в прах и, упав, вы больно ударитесь. Сохранить любовь можно только, не глядя в ее сторону и, все же, сумев оседлать ее, опираясь, при этом лишь на кончики пальцев.
Не отчаивайтесь, если на сегодня ваши акции упали до нуля полного равнодушия, это еще не значит, что завтра вы не сгорите от ответного сердечного огня, вдруг вспыхнувшего страстью в женском сердце, и не превратитесь в жалкую, раздуваемую на все семь ветров кучку пепла.
Женщины – титаны чувств. Мужчины рядом с этой мятущейся, сверкающей силой – сердечные карлики. Как и всякие гиганты, женщины любят забавляться своей силой, заигрывая с чувственным лилипутством мужчин, вертя ими во все стороны в соответствии с тончайшими изменениями своего настроения.
Всякий галантный мужчина всегда будет ориентироваться на едва уловимые указующие жесты маленьких белых пальчиков. Восхищение женщин мужскою силой делает мужчин самыми послушными их рабами, самозабвенно преданными своим хозяевам.
Исполняя самые бессмысленные прихоти, отвечающие мельчайшим переливам настроений, рождаемых в хорошеньких пустых головках (дабы только не повредить репутации своей мужественности, каковая на деле есть ни что иное, как звенящая струна их мужского самолюбия) мужчина все глубже погружается в пучину собственного самомнения.
И чем более головокружительные подвиги и головоломные задачи он выполняет, тем тверже и неприступней для него становится крепость женской завороженности его силой и отвагой.
Сила женщин покоится на честолюбии мужчин. Чем неприступнее преграды мужчина преодолевает, тем ближе он к своей погибели. Крепость не может расти вечно и, в конце концов, мужчина неизбежно проигрывает, чувствуя на собственных плечах всю тяжесть обрушившихся на него женским равнодушием обломков выстроенной им цитадели собственной непогрешимости.
Господи, благослови мужскую беззащитность перед слабостью и нежностью Мира в лице женщин, ибо иначе жизнь непременно обернулась бы беспрестанным, бессмысленным дроблением на куски всего, собой же созижденного.

1988 г.
* * *
№4

                (Об артистах)

Артисты, познавшие успех, упивающиеся им, и желающие новых восхвалений, останавливаются в своем развитии. Они настолько поглощены почитателями, огнями и прочей мишурой, что мнят себя уже не просто людьми, но существами высшего порядка, над которыми законы, распространяющиеся на других людей, уже не властны. Это эйфория, граничащая с паранойей, заставляет их бежать от всего, что они зовут прозой жизни, желая скорее позабыться в новых чарующих, исторгнутых ими звуках. Эксплуатируя таким образом свои творческие силы, они очень скоро ощущают их истощение обращаясь к дополнительным допинговым средствам, которые могли бы имитировать их. По сути, тут происходит подмена реальности грезами и иллюзиями. Человек перестает различать сны и реальность, теряет трезвость рассудка, так же необходимую в искусстве, как и в любой другой сфере человеческой деятельности. Потеря реальности неизбежно приведет к трагедии падения тех, кто поставил служение искусству превыше своих жизненных интересов.
Истерия, царящая вокруг звезд есть, по сути, психоз, за которым ничего не стоит. Перебесившись, публика уйдет с концерта, оставив звезду наедине со своими бутылками.







* * *
  №5

(О людях, не способных к философии)
Существует категория людей, которая не способна мыслить философски, т.е. они высказывают какие-то обобщающие сентенции, которые одинаково никуда не ведут, ибо за ними ничего не стоит.
Эти люди чувствуют в данный момент определенным образом и приводят различные обоснования данному чувствованию. Но поскольку чувства – материя зыбкая, они могут меняться на противоположные. Их сентенции в разное время могут полностью противоречить друг другу, тем не менее, перед собой они останутся, по-своему, последовательны, ибо последовательно будут придумывать обоснования, пользуясь своим речевым аппаратом, именно для своих ощущений.
В обиходе это называют женской логикой, т.е. логикой, мыслящей чувства.
Подлинная философия не мыслит чувства, она мыслит понятия, философские категории, которые существуют независимо от чьего-то желания или хотения. Только философское мышление может вывести к Истине, все прочие словесные построения выражают лишь субъективное состояние того или иного индивидуума, они служат лишь иллюстрацией того или иного его настроения, и поэтому из них ничего не вытекает.
Женская логика отнюдь не является исключительно женской прерогативой. Еще большее количество ее последователей среди мужчин. Но последние мыслят не столько чувства, сколько сиюминутные корыстные интересы. Таких людей называют демагогами. Не стоит спорить с ними, ибо они ведут вслух лишь внутренние диалоги с собой, т.е. слушают не собеседника, а лишь то, что им выгодно сказать в данный момент.

* * *
    №6

(О семье и религии)

Женщины часто выходят замуж не из любви, но чтобы найти опору в жизни. Но муж - весьма зыбкая опора, он может напиться, заболеть, может быть угнетен и растерян.
Ту опору, которую женщины могли бы найти в религии не сравнима с той, которую находят в  замужестве.
Жизнь в семье и в религии по контрасту также различны, как хождение на протезах и - на живых ногах.

*  * * 
  №7
Поскольку все мы вышли из Совдепии, совок так или иначе действует в каждом из нас. За годы советской власти мы не то, что разучились любить, но сообщили любви некоторые уродливые черты, присущие нашей Российской жизни в целом. Когда не можешь ничего дать своим близким, проще всего корить их идеалом той любви, которая якобы где-то есть, и которой они, по нашему мнению, не заслуживают.
Вместо того, чтобы выполнить истинное предназначение любви – наполнять будни близких повседневным теплом и заботой, - «кормить» их одними лишь упреками в том, что они своим поведением не дают вам воплотить в действительность те идеалы самопожертвования, на которое вы в действительности не способны.

* * *   
 №8

(О самом прекрасном, но не самом последнем)

Когда Джон Леннон вел сквозь шторм свою яхту, он, по его словам, подумал, глядя на вздымающиеся валы, трещащие мачты, наполненные ветром паруса:
- Вот это и есть настоящая жизнь, сейчас бы и умереть!
И в этих словах был заложен великий смысл.
Хочется, ах, как хочется, чтобы самым последним мгновеньем нашей жизни был бы самый прекрасный, самый яркий, самый незабываемый ее момент! Ведь все последующее, как нам кажется, будет лишь бледным отзвуком, слабым отголоском тех великих свершений, к которым в той или иной степени сподвигнут в этой жизни каждый!
 И последующая жизнь, протекающая в серых буднях, посвященная мелким повседневным заботам, будет служить лишь бледным призраком минувшего великолепия жизни, наполняя дни тоской по дням, давно минувшим. И дальнейшее существование становится не так уж важно, если побывал в нашей душе хотя бы однажды светлый гость, мелькнувший в стремительно несущемся потоке дней…
Но кто посмеет в то же время опровергнуть и то, что самый последний миг нашей жизни не есть вместе с тем и самый прекрасный?
И пока не свершилось Знамение Судьбы, давайте ловить его в проявлениях земной, повседневной жизни, в простых ее, привычных радостях, воспринимая каждое мгновение любви, даруемое нам близкими людьми, как миг удачи!..

* * *
№9
Самое уморительное – смотреть, с какой серьезной миной дураки рассуждают о вещах самых незначительных.

* * *
 №10
Пути, ведущие к исполнению наших желаний, чаще всего – дороги в ад.

* * *
 №11
Глупец всем пренебрегает, чтобы ничем не завладеть впоследствии.

* * *
 №12
Объекты живой природы совершенны. Они – шедевры, вышедшие из-под резца Создателя всего сущего на земле, чье великолепие превзойти уже невозможно. Каждая часть объекта живой природы соразмерна и неотделима от других его частей. Совершенство частей немыслимо вне рассмотрения совершенства целого.
То же и искусство. Всякий шедевр невозможно разъять на части; каждой отдельной деталью невозможно любоваться отдельно от общего замысла художника. Не так ли и в нашей жизни?.. Сосредотачиваясь на своих амбициях, мы противопоставляем свое самомнение окружающим, мня себя, свое Я, центром Вселенной.
Не извергаемся ли мы тем самым в безумстве своем из общего хода развития человечества, лишая себя спасительной сопричастности к общему замыслу своего Создателя, объединившего человечество в извечном стремлении к гармонии и идеалу?..

* * *
 №13
Истинно реален только успех. Неудача на деле есть лишь штора, которую надо отодвинуть на пути к нему.

* * *
№14
Странствуя по свету, оставляя на своем пути одни страны и попадая в другие, храни в своем сердце ту, которая тебя вынянчила, чтобы к  концу странствий вернуться к тому, с чего начал.

* * *
№15
Человек мог бы поучиться у природы ее мудрости и чистоте. Освобождаясь от всего наносного – от шелухи будней – человек приходит к гармонии с природой и собой.

* * *
 №16
Женщины целиком принадлежат моменту, прошлого для них попросту не существует. Поэтому тот, кто не отдает себя целиком во власть любви, неизбежно рискует не найти себе ответного чувства вовсе.


* * *
 №17

(О Владимире Высоцком)
Признав объективность почитания Высоцкого миллионами, многим при его жизни пришлось бы признать свою творческую несостоятельность, а это, в свою очередь, дано далеко не каждому.
Обидно сознавать, что твоя свобода мысли и творческая смелость, направленные, в принципе, как тебе кажется, против системы, даны тебе самой же системой, раз и навсегда ограничив тебя рамками доступных возможностей.
Живым напоминанием об этом стал В.Высоцкий, поэтому он для многих был, как бельмо на глазу.
Ведь почему не противились славе – других советских знаменитостей, во всяком случае, не чинили им в открытом виде препятствий? Да потому что их слава «укладывалась» в рамки их статуса, она не противоречила системе, тогда как популярность Высоцкого ушла далеко в XXI век, когда, быть может, признание человека будет строиться, исходя из его истинной талантливости, а не из его положения в табеле о рангах. В этом смысле Высоцкий далеко опередил свое время, превратившись, по сути, в гостя из будущего.
Система, где все построено на знакомствах и кумовстве, где все целиком и полностью зависит от произвола власть предержащих, не могла воспринять Высоцкого, ибо строилась не на велениях здравого смысла, но на распределении, зависящим от властной руки того или иного чиновника.
По стихам Высоцкого мы будем судить о его современниках, в том числе и о тех, кто предпочел давить ближних своих в угоду мелким, ничтожным выгодам, оказавшись достойными того конца, который уготовило им крушение системы, на которой они все без исключения строили свое материальное благополучие, - расставшись со своими званиями, льготами, влиятельными заступниками, они канули в безвестность.

* * * 
№ 18
Семь городов спорят за право называться родиной Гомера, но кто вспомнит имя правителя, при котором он жил?

* * *
№19
Даже будучи внешне свободен, но внутренне закрепощен, человек неизбежно сам находит себе новые оковы.

* * *
№20
Справедливость есть основа добродетели, она же венчает всякое дело, предпринятое не из корыстных побуждений; как невозможно достижение справедливости без добродетели, так нет ни одной добродетели вне ее.




* * *
 № 21
Только глупцы придаются унынию, самая сокровенная тайна жизни, сквозящая сквозь мельчайшие явления бытия, будоражила и продолжает будоражить лучшие человеческие умы.

* * *
   №22

(О добре и счастье)

Всякое мало-мальски философское учение главной своей целью ставит осуществление добра в этом мире.
Верно, что главным требованием ко всем нашим поступкам должно быть служение добру, но весь вопрос в том, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Если понимать под ним счастье одних за счет несчастья других, то с такими представлениями о добре мы уже сталкивались неоднократно (вспомним хотя бы Гитлера и Ленина).
Подводя под понятие добра различные точки зрения, выгодные одним и неприемлемые для других, мы никогда не придем к согласию.
Примирить нас в наших спорах может только Бог, как единственно всеобъемлющий и реально действующий в этом мире закон добра.
Повседневность с ее всегдашними проблемами и заботами, с ее неизбежными житейскими трениями между людьми свидетельствует вроде бы против Божественной Любви, но это называется на самом деле «за деревьями леса не видеть».
Житейские неурядицы подобны густой листве в чаще леса, обступающей путника со всех сторон на его пути к дивной, залитой солнцем поляне, где он может раскинуть руки на шелковистом ковре травы, насладиться пением птиц в небе и журчанием ручья, прокладывающим себе дорогу средь камней в самой чаще леса, оглашая строгую, стоящую вокруг тишину звонким голосом струящейся в нем чистой, пенистой влаги, разливаясь в стоячем, насыщенным полуденным зноем воздухе подобно заливистому смеху молоденькой девушки.
Сделав жизнь людей лучше, освободив ее от спуда довлеющих над ними житейских мелочей, делаем их свободней, а следовательно, счастливей.
№ 23
Женщине, чтоб достичь совершенства, наверное, нужно меньшее усилие, нежели мужчине, но при этом в женщине менее заложено стремление к идеалу. Может, поэтому совершенные женщины встречаются еще даже реже, чем идеальные мужчины.

* * *
 № 24
Понимать другого – еще не значит любить его. Любят тайну в человеке – то, что он не похож на тебя, но в то же время, не противореча, напротив, тебя дополняет… Вот почему влюбленным не надоедает говорить друг с другом, ибо говоря о другом, в то же время говоришь и о себе.

* * *
 № 25
Женщины делятся на 2 типа: 1-ый – те, кто готов разделить с тобой твои заботы, и 2-й – кто способен лишь прибавить к ним свои собственные. С 1-ми хочется разделить семейный очаг, от 2-х – бежать подальше.

* * *
  №26
Жизнь учит, преодолевая жизненные невзгоды, одновременно и смеяться над собой.

* * *
  № 27
Если бы человек мог получать по Истинным своим заслугам при жизни, многие нищие стали бы царями. А дворцы, утопающие в роскоши, обратились во прах и пепел, - что и происходит в веках.

* * *
 № 28

(О раскаянии)

Тот, кто искренне раскаивается в своих грехах, никогда не предается унынию. Что заставило его в свое время отворотиться на жизненном пути от идеалов добра своей юности? Обыденность, неизменно расставляющая человеку сети, в которые он непременно уловляется своими амбициями, уводящими от него все радости бытия, сокрыв их в тумане безразличия ко всему окружающему.
А не будь он столь легкомысленен, сохрани он  бережно остаток былого огня – и жизнь, в конце концов, сама бы обратилась к нему всеми своими радостными сторонами. Но нет! Упорно он отмахивается от всего, что протягивает ему руку для лучшей жизни, предпочтя зыбкую пучину личных удовлетворений, всячески пестуя в себе жалкий росток, сосущего его изнутри эгоизма, оставаясь одинаково чуждым ко всему, к чему он был сподвигнут на своем жизненном пути.
Распутный человек вновь и вновь стремится возвратиться к идеалам своей юности, и не может этого сделать, подобно тому преступнику, которого тянет к местам его былых преступлений.

* * *
  № 30
Ранние браки редко складываются удачно, ибо в молодости человек находится в плену обстоятельств более, чем когда бы то ни было.
Как правило, удачно складываются они у людей приземленных взглядов и устремлений, которые рано становятся взрослыми. Но ранняя мужественность в известной степени свидетельствует о достаточной доле грубоватости. Человек же интеллектуальный, питающий глубокие духовные запросы, претендующий на то, чтобы стать личностью в подлинном смысле слова, в раннем браке неизбежно терпит конфликт с семьей, ибо он не может отказаться от своих интересов, т.к. они еще не стали его интересами, собственно, в подлинном смысле слова, т.е. еще не стали частью его самого, его неотъемлемой составляющей. Он не может расстаться со своими духовными запросами, потому что, потеряв их, человек теряет и свою личность, т.е. то главное, сокровенное, ради чего он  живет и что не обменяешь на все сокровища мира.
Этот конфликт человека, не нашедшего еще своего пути, с собой, с семьей, с обществом неизбежно заводят отношения, изначально сподвигнутые служить неиссякаемым источником любви и радости, в источник бесконечных ссор и конфликтов. Такие отношения развращают души, потому что поселяют привычку, что, чтобы ты ни сделал по отношению к другому, какую бы гадость и мерзость ему ни подложил, все канет втуне, и отношения оканчиваются тем же, с чего и начались – самолюбованием, нежеланием уступить другому, оставаясь вещью в себе. Противясь чужому проникновению в собственные мысли и чувства мы получаем как следствие – одиночество и невозможность возродить то, что когда-то наполняло каждый миг жизни радостью общения с любимым человеком.


* * *
  № 31
Главный изъян демагогии тирании (как и всякой демагогии вообще) во внутреннем ее противоречии, в том, что она опровергает саму себя.
С одной стороны – она провозглашает свободу личности, с другой – требует лояльности по отношению к режиму. Ты можешь и даже должен быть творческим человеком, когда ты действуешь в интересах диктатуры, т.е. должен быть хитрым, двуличным, положить самого себя на алтарь служения диктатуре, с другой – твои свобода и творчество ограничиваются интересами тирании, все интересы, выходящие за пределы последних, вредны и должны быть беспощадно уничтожены.
Другими словами, человек имеет свободу следовать требованиям навязываемых ему догм. Быть свободным в рамках чужих интересов, чуждых всякой живой личности – квинтэссенция пропаганды всякой тирании, но как противоречащая самой себе, идеология пожирает себя, и как следствие – миф о свободе воли в рамках подчинения ее чужой воле рассыпается, как всякий фантом, привидевшийся в ночном кошмаре, рассеивающийся с наступлением утра.

* * *
  № 32
Все вещи больше себя, ибо сквозь их покров просвечивает тайна. Но кто сдернет ее покров? Кто осмелится проникнуть за заповедный рубеж, отделяющий жизнь от смерти? Кто, как ни ты сам!..
Но что, все же, сподвигает пытливый ум вновь и вновь стремиться заглянуть за доступную ему границу Мироздания? Наверное, жажда познания, заложенная в нас Тем, Чьего гнева мы столь страшимся в своем дерзновенном стремлении знать…

* * *
 № 33
Собаки не любят кошек. Это объясняется их разным отношением к человеку.
- Как! – обращается собака к коту. – Человек дал тебе пищу и кров, а ты еще смеешь не боготворить его так же, как я? Ах ты неблагодарная тварь! Ну гляди же, я тебе покажу! После чего кот с быстротой молнии взвивается вверх по дереву, оказываясь сидящим на самой высокой ветке, с чувством достоинства и превосходства поглядывая на своего преследователя, который остался внизу, на земле. Он сучит по дереву когтями и время от времени поскуливает, будучи не в силах наказать кота за низкую подлость и коварство его натуры.
Мне кажется, кошки не ненавидят собак, они их попросту презирают.

* * *
  № 34
Мы всегда очень держимся за тех, кто ниже нас, за тех, кто зависит от нас, видя в них свой оплот и прочный тыл, т.е. сознавая свое превосходство над ними, которое всегда дает нам возможность расставить все именно так, как нам бы этого хотелось, и в то же время тянемся к тем, кто выше, понимая тем самым, что только ставя планку чуть выше той, которую мы обычно себе ставим, мы можем не деградировать, но двигаться вперед.
При этом, когда обстоятельства требуют от нас максимального напряжения нервов и сил, когда нам необходимо  максимально мобилизоваться, чтобы преодолеть возникшие трудности и препятствия, мы стушевываемся, возвращаясь к тем, кто слабее, говоря себе, что для них мы всегда хороши, оправдывая свое нежелание преодолевать новые рубежи их беспомощностью.
Однако, когда опасность миновала, мы снова возвращаемся к тем, кто сильнее, забывая о тех, кто нуждается в нас, ибо общение с более сильным возвышает нас в собственных глазах, а ведь всегда так хочется казаться выше, нежели есть на самом деле!

               
  № 35
                (О взаимоотношениях между мужчиной и женщиной)

Очевидно, в отношениях между мужчиной и женщиной в каких-то случаях наступает момент, когда они уже больше не могут находиться рядом друг с другом.
Они изживают в себе некий запас, который был изначально заложен в их отношениях. Ведь чтоб идти вместе, нужно идти рядом.
Когда же каждый настаивает на своем, они своими амбициями и нежеланием уступить все сужают ту область, в которой можно уязвить противника. В конце концов, они приходят в одну точку – вершину пирамиды, которую сами же выстроили, и на которой можно стоять только одному – им не о чем говорить, их ничто не объединяет – кто-то должен уйти.
Если же им удается создать отношения с новым партнером, прежние строители пирамид предпочитают теперь уступать ему, ибо однажды построив пирамиду, второй раз любят так сильно, как, может, и сами не желали бы любить. Потеря и этой любви для них оборачивается брешью в их жизни, из которой разит могильным холодом, и поэтому они уже не так спешат демонстрировать свои мускулы.

* * *
  № 36

Социальные законы не имеют ничего общего с биологическими, географическими, химическими и т.д. Вернее, они являются общей совокупностью их, их роднит то общее, что все они – суть, законы.
Их смешение, дававшее исследователям заманчивую лазейку для объяснения многих сложнейших социальных феноменов бытия, вновь и вновь делалось предметом многих ложных философий.
Социальные вопросы – единственные, которые интересуют всех (ибо все мы люди, независимо от того, ученый ты, философ или поэт), в отличие от натуралистических (которые интересуют только узкий круг специалистов). Поэтому всегда есть большой соблазн одарить мир очередной панацеей, а заодно насытить жажду честолюбия и если повезет, упиться властью, которая будет грозить человечеству новой чередой несчастий.

* * *
 № 37 
Плоха та память об умершем, которая исчезнет вместе со скорбью. Очевидно в такой скорби много от собственного тщеславия – тот, кто при жизни был равнодушен к покойному, зачастую причитает громче самых искренних друзей, опасаясь, как бы его не сочли черствым и безразличным человеком, выказывая тем самым к покойному пренебрежение  вдвойне.

* * *
  № 38
Искусство есть сокровенное души. Оно оживляет холодные образы внешнего мира при помощи слова, музыки или кисти.
Душа, очевидно, есть некая гибкая, подвижная субстанция, способная рождать в себе ответный небесному образу импульс,  резонансом откликающийся в душах всех людей, в ком еще живо сердечное душевное движение.


* * *
  № 39
Гений не может существовать без озарений. Озарениями он жив и вдохновение, воспринимаемое нами, как нечто чисто внешнее, на самом деле, такая же его неотъемлемая принадлежность, как и он сам – принадлежность своего времени.

* * *
  № 40
Талантливость есть сплав души, мысли и темперамента, накладывающая на личность художника одному только ему присущий оттенок и колорит, сообщаясь всем его произведениям, проникая в каждое движение его души.

* * *
  № 41
Когда в твоих произведениях другие признают собственное Я – это и есть первейший признак их подлинности. Поэты сообщают различным эпохам свой собственный голос.

* * *
 № 42
Уже одно то, что поэзия имеет успех, свидетельствует о том, что в каждом, даже самом заурядном человеке живет Поэт, жизненными обстоятельствами загнанный в угол, в противном случае поэтическое слово воспринималось бы нами, как непонятная тарабарщина, случайно занесенная к нам иноземцами из заморских стран.

* * *
 № 43
Можно понять поэтических бунтарей, которые взрывной силой своего таланта опрокидывают все существовавшие до них каноны искусства ради утверждения новой, созданной ими высокой поэтической реальности, за которой искусство рано или поздно воспоследует. Когда же за разрушение прежнего мира берутся методами чисто политическими, когда идет разрушение ради, собственно, разрушения, мы можем только констатировать нестерпимую узость и ограниченность такого подхода к жизни, не имеющего с реальной действительностью ничего общего. Революционеры – это те, кто действительно не видит культурных корней и нравственных традиций в своем народе (и которых, кстати сказать, прежде всего лишены они сами), отрицают их и устанавливают диктат своих узкополитических ценностей. На самом деле, они не придумывают ни новых законов, ни новой морали. Все их «нововведения», упраздняющие созданный тысячелетиями порядок, существовали еще в первобытном обществе и сводятся, по сути, лишь к пещерному праву сильного.

* * *
  № 44
Многих озлобляет невозможность, как им кажется, постижения истины, в силу косности законов мира, обрекающей на крах все попытки создания более или менее стройного миропорядка на земле.
Бессмысленность труда, потраченного многими поколениями на созидание разумного порядка вещей, демонстрирующаяся, как кажется, воочию, во времена исторических катаклизмов, отвращает от идей гармонии многие умы, поселяя ожесточенность и неприятие действительности в сердцах многих.
Как превратить землю в райский сад, когда на ней до сих пор свирепствуют войны, голод и болезни?
Истина проста. Нужно помнить, что любое общество состоит из тебе подобных и начинать преобразовывать его нужно, прежде всего с себя. Трудно представить, что если все по-прежнему будут кивать друг на друга, что-то сможет измениться в лучшую сторону само собой, без нашего с вами в этом участия.

* * *
  № 45
Конечно, женщины в меньшей степени, нежели мужчин, наделены способностью анализировать, познавать окружающий мир, открывая все богатство и глубину его связей, – к этому более сподвигнуты, мужчины. Зато женщины гораздо в большей степени, нежели мужчины, наделены способностью любить. Их чувства намного более утонченны и изощренны, нежели чувства мужчины. Но это отнюдь не значит, что женщины глупы, а мужчины толстокожи. При взаимном доверии, которому Бог дал открыться в любви мужчины к женщине, каждый получает то, чего ему недостает, и чем он будет наслаждаться в любимом человеке до самых последних дней своих.

* * * 
№ 46
Немного нужно иметь ума, чтобы увидеть, что многие вещи на свете не таковы, каковыми они должны быть. Истинный разум проявляет себя однако не в отрицании, но в осознании их в их действительной сути, приводя окружающий мир в соответствие с ней через посредство науки, философии и искусства.



* * *
 № 47 
Страх людской ведет к гибели, страх Божий – к процветанию.

* * *
  № 48
Ханжи часто тычут пальцами в падших женщин, находя здесь обильную пищу для многочисленных моральных разглагольствований. На деле же за всем этим стоит больное самолюбие, не могущее самоутвердиться никаким другим образом. Ведь всегда не трудно разглядеть, что падение данной, конкретной жертвы есть почти всегда прямое следствие общего падения нравов. Благодаря кому она оказалась падшей? Благодаря тому, кто остался в тени, и кого почему-то не призывает к ответу трубный глас общественности.
Таким образом, кликуши набрасываются на того, кто на виду, кто стоит с краю, не желая вдаваться в существо вопроса, желая поскорее наказать виновных и покончить с этим делом, что конечно значительно снижает моральный пафос их глубокомысленных сентенций.

* * *
  № 49
Женская красота может нанести немало вреда, но она может служить и большой созидательной силой, если выступает, как залог истинной добродетели.

* * *
  № 50
Воспитывая детей, вовсе не нужно торопиться все решать за них, ибо нужно при этом помнить, что когда они вырастут и мы уже не сможем больше быть рядом, им придется решать все свои проблемы самостоятельно.

* * *
  № 51
Женщины, стремящиеся быть во всем равными с мужчинами, сохраняют все недостатки слабого пола, не приобретая ни одного достоинства сильного.

* * *
  № 52
Общение с женщиной, которую разлюбил однажды, более всего невыносимо именно потому, что за оказываемые ею мелкие услуги она требует неизмеримо более высокой платы – любви, которой больше нет.

* * *
  № 53
Женщины за неимением достоинств в любимом человеке, предпочитают их выдумать, нежели разочароваться в предмете своей страсти.

* * *
 №  54
Творя зло другим, оправдываем тем самым все то зло, которое другие причинили нам.


* * *
  №  55

(О невежестве и жадности)

Подлость и трусость есть, в сущности, глупость. Глупо делить мир на твое и мое, глупо бежать от одного, чтобы прийти к другому, быть может, таящему в себе еще большую опасность.
Глупо не видеть разницы между своим и чужим, а именно жадность смывает в нашем мировозрении  границы собственности. Благодаря своей корысти, человек поступает в безраздельное пользование к своей страсти стяжания.  Не радеющий ни о чем, кроме своего кармана, он забывает истинные цели, не отличает своего Я от своей собственности, не владея тем самым ничем.
Видящий же за собственностью нечто большее, чем средство удовлетворения личных потребностей, а именно, необходимую ступень в его устойчивом продвижении к высшему, способный поступиться в трудную минуту чем-либо существенным для себя, отделяет себя от своей собственности, получая взамен свое Я. Он владеет конкретным и тем самым волен распоряжаться своим имуществом по своему собственному усмотрению, в противовес положившему душу свою на алтарь золотого тельца. В том же разница между алкоголиком и здоровым человеком, не теряющим контроля над собой. Если алкоголик, не способный пронести мимо ни одного стакана, пропускает, в сущности, мимо все веселье застолья, топит себя в вине, - то здоровый человек, ограничивая себя в выпитом, вполне наслаждается восхитительным букетом человеческого общения.

* * *
  № 56
В сущности, вопрос в какой мере гениален тот или иной художник остается чисто праздным, волнующим лишь мрачного педанта или же доморощенного теоретика, ибо его жизнь во всей своей полноте уникальна его творениями.


* * *
№ 57
(О воспитании ребенка)

Хорошее воспитание ребенка означает становление на его точку зрения, вырабатывающуюся из приспособления своего взгляда на вещи к мировоззрению ребенка. Хорошее воспитание есть вспоминание себя в отроческом возрасте, помещенное при этом в рамки здравого смысла и жизненного опыта.
Честное предоставление ребенку своей души, проявляющееся в дружественности и открытости, всегда вернется к нам в конечном итоге со сторицей.
Помимо того, способ становления своей точки зрения на точку зрения другого, позволяющий наладить прямой контакт с самыми сокровенными струнами чьей-то души, вообще, универсален.
Желающий завести себе верного друга обязательно должен проявить детскость души, т.е. способность впитывать в себя впечатления внешнего мира во всей их свежести и полноте, которая вполне доступна и естественна для ребенка и так редка во взрослых, всегда обременяющих себя корыстностью замыслов и суетностью дел своих.

* * *
 №  58
Трус не боится греха, в очах мужественного – страх Божий.

* * *
 № 59
Почитающий своих родителей прославляет себя в своих детях.

* * *
     № 60

(О жадности)

Жадность есть то, что не приносит удовлетворения, ибо не дарует человеку истинного блага.
Жадный человек не занят ничем, кроме поиска в области накопительства новых материальных ценностей. Он не замечает того, чем уже владеет, его взор поглощен богатствами, которые ему не принадлежат.
Поэтому богатства, накопленные жадностью, не принесут их владельцу ничего, кроме неприятных хлопот, связанных с приумножением уже достигнутого и забот по сохранению того, что накоплено.
Истинным владельцем своего блага, и следовательно, истинно богатым может считаться лишь человек, довольствующийся тем, что добыто им из себя, - мудростью, добродетелью, -  что, соответственно, не может быть отнято у него другими,  в отличие от того, кто сделал ставку в добыче своего достояния на других, а значит, на то, что принадлежит не ему, но случаю.


Рецензии