3. Довоенное детство. Сны

               

Мое самое первое  в жизни впечатление ( несколько реконструированное, конечно,): дача в поселке Южный, солнечный день, сад, деревья усыпаны вишней. Золотом  сверкают начищенные медные тазы, гудят примусы, коптят керосинки. Написал" медные" и с высоты своих инженерных познаний засомневался- медь то золотом не сверкает! Может быть латунные? Заглянул в Интернет для установления истины. Во- первых, расстроился - сотни авторов предаются ностальгии по поводу этих самых тазов для варки варенья. Значит я не оригинален, обидно! Ну ладно. В конце концов сам Андрей Тарковский вышибал слезу у пожилых зрителей , сделав " действующими лицами" керосинку и т.п. предметы. Во-вторых, хотя все любители варенья называют тазы медными, на самом деле они таки латунные.

Но бог с ними, с тазами. Дворовые девки ( т. е. хозяйкины дочки ) собирают вишни, извлекают из них косточки и сдают их хозяйке. Хозяйка-многостаночница варит на веранде варенье сразу на нескольких примусах и керосинках.Неповторимый запах распространяется  окрест. Ну почти как в опере Евгений Онегин. Не буду врать, что угощали меня пенкой, не помню.

    Как-то пошли мы в гости. В то время я уже прилично соображал и разговаривал  С интересом рассматривал чужую
квартиру и в одном из углов обнаружил большое скопление клопов. Я подбежал к взрослым и радостно сообщил о
своей находке и обозвал клопов " насекомыми", чем вызвал кислые улыбки у хозяев и мамы. Постараюсь позже сказать еще пару теплых слов о наших сожителях.

     Еще одно смутное воспоминание- о дне выборов в Верховный совет СССР первого созыва в1937 году.
" Вcя страна ликует и смеется и весельем все озарены..." Да , именно таким я помню этот день, как поется в этой детской песне образца 1937 года. Весело орущие громкоговорители, слышные, наверное, в камерах харьковской Лубянки, духовые оркестры, танцы, выступления артистов и самодеятельности, засилье красного цвета, буфеты с расширенным ассортиментом. Величайший, ужаснейший парадокс!  Наш избирательный участок находился в здании нынешнего Радиотехникума на Сумской.

Мой первый детский сад был на территории ботанического сада в двухэтажном доме из красного кирпича, вблизи Клочковской. Мне он запомнился этаким райским местом, где были добрые воспитательницы, прохладная чистая спальня, много зелени и цветов. Особенно мне нравились яркие соцветья
львиного зева, не в последнюю очередь из-за названия. Воспитательница учила нас делать из стручков, растущих на кустах желтой акации, пищики. На грядках произрастали всякие диковины, в частности мочалка- люффа; ее плоды были похожи на длинные огурцы. Сохранилось фото, в песочнице сидит полтора десятка полуголых симпатичных малышей, на всех почти одинаковые трусики и панамки. Страшно интересно, как сложилась жизнь моих"коллег" по песочнице?    

 Вероятно, садик этот был сезонным и к осени нашли мне новое дневное пристанище на улице Гоголя у бывшей фребелички . Фребеличками до революции называли последовательниц  известного немецкого теоретика дошкольного воспитания Фридриха Фребеля, создателя понятия " детский сад", т.е. садика для выращивания " цветов жизни". Одно время Фребель работал учителем в ивердонской школе Песталоцци. Жила моя фребеличка в старом двухэтажном   доме, кроме меня у нее было еще три воспитанника.

Рядом стояла серая и мрачная кирха с большими часами. Кирха была взорвана в 1956 году , на ее месте и дальше до Театральной площади возвели жилой дом со знаменитым книжным магазином. Взрывали кирху военные. Как мне рассказывал бывший начальник харьковского радиоклуба  В. А .Лазько, при разборке завалов погиб его друг, офицер, бросившийся спасать замешкавшегося солдата. Если мне не изменяет память, фамилия погибшего офицера была Каншин.               

       Особо интересного об этом времени вспомнить не могу, разве что выучил две дразнилки: " рыжий клоп сапогами топ-топ" и " самолет летит, мотор работает, а рыжий клоп сидит, картошку лопает" ( опять клопы, извините).

         И еще я освоил полеты во сне. Во сне летали  и летают многие люди, но техника полетов, думаю, у каждого своя. Я осуществлял вертикальный взлет путем взаимного сжимания ступней ног. Чем сильнее  сжимал - тем выше поднимался, ослаблял сжатие - опускался. Так, в детстве, я мог подниматься на высоту двухэтажного дома, к моменту выхода на пенсию только до потолка комнаты. Для горизонтальных перемещений нужно было осуществить прыжок в длину и , опять таки, сжать ступни . Со сжатыми ступнями можно было пролетать на небольшой высоте десятки метров. Полеты я совершал часто и прилюдно и очень недоумевал, почему народ не реагирует на мои выдающиеся достижения.   

В Германии, где я сейчас живу, летал всего пару раз.  Но сны снятся регулярно, преобладает производственная тематика. Всплывают и кое - какие другие, милые сердцу темы. Если сплю на левом боку, то сняться тяжелые сны, если на правом-то радостные. Но все время на одном боку не проспишь!

Вообще, сны штука интересная. Расскажу одну стопроцентную быль.
В 70-х годах на работу в Госпром ездил я с Новых домов трамваем по Клочковской. По правую сторону, сразу за переулком Кравцова, над крутым обрывом в трамвайном окне возникал  жилой дом из красного кирпича. Дом как дом. И меня интересовал только один вопрос, какими улицами дом связан с городом. Вскоре я стал добираться на работу другим путем и интерес к дому поугас.
Прошло много лет. Жизнь круто изменилась, возраст был уже далеко за пенсионный. Институт, в котором я проработал почти всю свою инженерную жизнь, в силу объективных причин, а также благодаря внутренним и внешним усилиям, стремительно разваливался. Я решил не дожидаться печального конца и начал оформлять документы на выезд в Германию. Чем ближе был отъезд, тем чаще посещали меня сны с "архитектурным"   содержанием. Снились прекрасные, никогда не существовавшие в Харькове, дома-фантомы, причем сны повторялись и в них фигурировали все эти же дома.

Однажды приснился мне старинный двухэтажный барский особняк, в котором проводилась экскурсия. Гид рассказывал о том, что здание построено в 18 веке и принадлежало такому-то помещику. Видение было очень четким. Проснулся я с твердым намерением найти этот дом. Но как? Каких-то наводящих данных сон не предоставил. Безнадежное дело! Ну, думаю, ладно. Надо хотя бы удовлетворить свой давний интерес к дому над обрывом на Клочковской, это дело более реальное. Рассказал все жене, день был воскресный и мы отправились искать подходы к этому дому.                Зашли в сад Шевченко, повернули налево и, миновав густые заросли, благополучно достигли цели. Вполне удовлетворенные, прошли по дорожке между домом и обрывом, завернули налево во двор дома. И...увидели справа старинный двухэтажный особняк, скорее всего таки 18 века. К дому примыкала такого же возраста башня. Ей богу, никогда этого дома раньше не видел, хотя его фасад выходил на хорошо знакомый мне Саммеровский переулок, от которого он был отгорожен забором с воротами. От избытка чувств пристал к первому встречному во дворе и рассказал свой сон. Мужик призадумался и высказал предположение, что в эти места привела меня тяга к еврейскому богу- рядом планетарий, бывшая синагога.

 Но я, к сожалению, атеист. Затем встретил сослуживца, живущего в соседнем доме и он сообщил мне, что дом принадлежал помещику екатерининских времен. Позже мне рассказали, что в зале стены мастерски расписаны картинами. И настолько хорошо расписаны , что в советское время в этот дом, в эту квартиру (а там коммуналки) водили студентов на экскурсии. Жильцы молча терпели - их вселили в памятник истории и они подписали бумагу, что не только будут бережно относиться к росписи, но и позволят приводить студентов Худпрома...

Откуда это сновидение - трудно сказать. Может быть, сознание было занято чем-то важным в тот момент, когда в окружающей реальности кто-то рассказывал об этом (в транспорте, магазине, на работе и т.п.). А через много лет сработало подсознание...

Недавно приснились мне еще два странных сна. Первый. Будто я в Харькове поднимаюсь с Клочковской в сад Шевченко по дорожке. Там, где сейчас находится каскад лестниц. По пути натыкаюсь на дверь, ведущую в подземелье. Захожу и оказываюсь в полуразрушенной церкви, в ней два человека занимаются реставрацией двух скульптур святых. Подошел я поближе и тогда один из реставраторов говорит мне " Ну, дед, чего уставился, катись отсюда". Я и покатился, но не могу найти выхода. Тогда подходит ко мне второй и просит не обижаться, т.к. грубиян является гениальным скульптором, а гениям все прощается. Потом взял меня под руку и через какие-то лабиринты вывел на яркий солнечный свет.
Второй. Опять Харьков, окраина города. Прохаживаюсь туда-сюда возле крытой остановки  в ожидании автобуса. И вдруг замечаю, что если смотрю в сторону, противоположную дороге, слева от навеса, то вижу запущенную, но величественную церковь, если справа- церкви нет! Неподалеку люди ведут дорожные работы. В одном из рабочих узнаю своего бывшего сотрудника, подзываю его, демонстрирую феномен. Посмотрел он на меня и говорит: " Идемте со мною, я вас хорошим чаем напою". Попили чай в какой каптерке, Саша спрашивает осторожно " Вам полегчало?". Поблагодарил я за угощение и вернулся на остановку. Все тоже: слева церковь, справа- ничего, чай не помог!  Я не пытаюсь истолковывать подобные сны, просто они мне дороги. Мне страшно интересно, пронзительные сны героев Бергмана и Тарковского придуманные или близки к действительно виденным авторами и гениально вплетены в сюжеты?
Ещё мне интересно,насколько содержание снов соответствует характеру человека. Снятся ли злодею добрые сны?

               

   


Рецензии
Уважаемый Юрий! Недавно думала о Вас (не сон)и вдруг Вы случайно зашли ко мне почитать. Я очень рада, что у Вас здоровье в порядке и что ВЫ ещё действующий автор!

Что касается снов, то рекомендую Вам "Поездку в Грецию на работу" Ады Бабич.
Я только что прочитала о её снах и реальности. Не могла оторваться от этой повести!

И Ваши сны очень интересны. Подтверждаю это как землячка- харьковчанка.
Привет 131-ой школе от школы № 116-ой! Увы, танцевать там нам уже не придётся!

Жарикова Эмма Семёновна   25.11.2018 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Эмма Семёновна!
Да, натанцевался уже. Будьте здоровы!

Юрий Бровер   25.11.2018 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.