5. Война

               
               

22 июня 1941. Мы с мамой шли по Сумской . Сообщение о начале войны обрушилось на людей из мощных рупорных громкоговорителей. Мама рассказывала, что паники в тот момент не было, все надеялись, что война пройдет мимо и скоро закончится. Меня больше заинтересовало последующие сообщение об учебной воздушной тревоге. Сразу появились на стенах надписи со стрелками " В бомбоубежище".

Наше было за углом, на Гоголя 11 в подвале дома, в котором жили наши лучшие друзья  Литвины, добрые и гостеприимные люди. Хозяйка Циля Моисеевна была, без преувеличения, великим кулинаром. У них был мальчик Осик, старше меня на два года и мы с ним часто общались. После войны наша дружба продолжилась, но не получила развития, скорее всего из-за моего не очень общительного характера; очень жаль. В 90е
годы я встретил Осика в вагоне метро и он рассказал о намерении эмигрировать в Германию. До этого уезжали в США и Израиль. США были далеко, а в Израиль ехать не хотелось по климатическим причинам.Но, как говорили тогда, " ехать надо всё равно". Потом провожал я Осика в Германию, потом он писал подробные письма и я призадумался...


Постепенно из сообщений Совинформбюро, несмотря на бодрые голоса дикторов, прояснялось истинное положение дел на  фронтах. Из рассказов беженцев, оказавшихся в городе , харьковчане узнавали горькую, неприкрытую правду об ужасах войны и  наших поражениях, о масштабе постигшей СССР катастрофы. Я продолжал ходить в садик , наши " военные" игры активизировались и приняли четкую антифашистскую направленность. С восторгом детишки включились в кампанию поиска шпионов и диверсантов и вообще всех подозрительных. На прогулках по саду Шевченко мы своим " выслеживанием" просто не давали жить честным советским пьяницам.

 Начались бомбардировки, несколько зданий в центре города были разрушены, в т.ч. кинотеатр на проспекте Сталина ( Московском), где мы  смотрели " Подкидыш". Ночью небо перерезалось  лучами прожекторов. Ухали зенитки. Одна из зенитных батарей вела огонь из сада Шевченко. По утрам на асфальте между садиком и нынешней филармонией мы собирали богатый урожай осколков снарядов, составляли из них коллекции, менялись экземплярами.

18 сентября отпраздновали мой день рождения. Было много гостей. Знали, что разлука неизбежна. Надолго или
навсегда. Принесли кучу подарков, понимали что взять в эвакуацию их невозможно, но  пусть ребенок, хоть недолго, побудет счастливым. Самый интересный подарок -  коробка в виде сцены театра с  бархатным занавесом, набор декораций, фигур  и одежды. Мечта юных режиссеров! Штука была явно дореволюционной. Многие годы я себя проклинал за то, что не упросил маму взять театр с собой.
Перед отъездом малость подзаработали. Зачищали до блеска какие-то контакты. Ужасно нудная была работа.
22 сентября мама в редакции получила удостоверение. Его содержание:

Дано сие тов.  ...
в том, что она направляется в г. Алма-Ата.
Семья тов. ... состоит из 2 человек:
Сын...
Сестра...
Просьба к советским организациям оказать помощь в предоставлении квартиры и работы.

   Нач. Облэвакоотдела
Зам. Председателя Харьковского Облисполкома                ( В. ВАЛУЕВ )

В общем порядке удостоверение можно было получить в Райэвакоотделах, которые возглавляли председатели
Райсоветов. Последние дни перед отъездом я подолгу простаивал у открытого окна, распевал бодрые военные песни  и, копируя дикторов радио, " читал " придуманные мною сводки Совинформбюро. По моим данным, война вот-вот должна была закончится нашей победой. Я надеялся, что так оно и произойдет и не надо будет никуда уезжать. Но чуда не случилось.
В серый день  начала октября погрузили мы наш скарб на телегу и  сопровождали ее пешком до Сортировочной. Там нас ожидал эшелон, направляющийся в Казахстан.  Уезжающие вместе с нами сотрудники " Красного знамени" помогли  нам погрузиться в плацкартный вагон и разместиться. Мне стало веселее и даже интересно. Как- никак первое путешествие! Эшелон отправился поздно вечером. Ночью проснулись от громовых раскатов и сполохов. Поезд стоял. Неподалеку, где-то в районе Белгорода, бомбили. Дождались конца налета и продолжили путь на восток.

 По дороге в наш вагон подсадили двух раненных красноармейцев в гипсе, держались они мужественно и даже пытались шутить. Во время одной из остановок услышали по радио о создании антигитлеровской коалиции, с того времени США и Великобритания стали называться нашими
союзниками. За окнами вагона ландшафт менялся с каждым днем, зелени становилось все меньше, песков и соланчаков все больше.
Сквозь перестук колёс назойливо вертелась
в голове песня Ольги из "Русалки" Даргомыжского.
Ещё совсем недавно мама её разучивала: " Как у нас на улице муж жену молил...а как под берёзою муж жену учил..."


Рецензии
Здравствуйте, Юрий! У Вас очень хорошая память. Я немного старше Вас, а помню всё гораздо хуже. Мы жили в Киеве. Отец был
начальником энергосистемы киевского телеграфа, а мама работала в
поликлинике Транссигнала. Я в 41-ом году закончил первый класс и мы
уехали в отпуск в Баку к родителям матери. Отец очень любил Баку и его приглашали на работу в Бактелеграф. Мама не захотела и потом
всю жизнь проклинала себя. Двадцатого июня мы вернулись из отпуска,
а 22-го... Будь проклят этот день... Если я начну писать даже то,
что помню, мне до конца жизни не успеть написать всё. Поэтому лучше буду писать о весёлом. Сколько себя помню, всегда старался
заглушить воспоминания об изувеченном детстве, занимаясь юмором.
У меня была богатейшая библиотека юмористики. Часть её я привёз с собой в Израиль. Что получилось из этого моего хобби, можно увидеть на моей странице. КВНовскую эпопею бакинской команды 68-70-ых годов уже не восстановить. Руководитель Гостелерадио тех годов Лапин приказал стереть все записи ненавистной еврейской игры.
Извините... Заболтался я на полях рецензии на Ваши, понравившиеся мне мемуары.
С уважением, М.Н.

Амушл Кабак   13.05.2012 17:36     Заявить о нарушении