Сад камней

Я удобно расположился на диване, в предвкушении очередных сенсаций раскрыл только что купленный новый том фон Деникена, перевернул несколько страниц, но в этот момент рядом взревела «сотка», давшая мне понять, что именно в воскресенье кому-то от меня что-то срочно понадобилось.
Поморщившись, я понял, что предчувствие меня не обманывало, а идиллии выходного дня, скорее всего, накроется медным тазом.
На табло значилось имя Аскара. Конечно, можно было не отвечать, и продолжать давить диван, но некая сила заставила меня надавить клавишу.
- Привет, Асик! - бодро приветствовал я приятеля.
 Он ответил, и я с трудом узнал его голос. Что-то с ним было не так, какой-то бесконечно усталый и словно звучавший из глубокого колодца.
- Ты очень занят? – поинтересовался Аскар.
- Да, как сказать… - неопределенно промычал я,  с одной стороны стараясь не врать, а с другой, давая понять, что именно сегодня мне совершенно не хочется ничем особенным заниматься.
- Я недавно был в Саду, - после некоторой паузы произнес Аскар. – Возил туда своих знакомых из Омска. Такое пережил там…
- Что именно? – почти откровенно поинтересовался я.
- Короче, по сотке всего не расскажешь, а тут еще и есть на что посмотреть, так что, давай ко мне. 
Моя вялая попытка перенести встречу на другой день, была тут же отклонена самым решительным образом.
- Все, у меня единицы заканчиваются, - заявил Аскар. – Жду!
И отключился.
Я вздохнул, с сожалением отложил едва открытого Деникена, и принялся собираться, одновременно пытаясь сообразить, что же такого могло произойти с Аскаром в том самом Саду камней.
Это название я придумал несколько лет тому назад, когда впервые своими глазами увидал это чудо природы.  До этого несколько раз доводилось слышал о нем, но ведь  увидеть и услышать – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Случилось это во время служебной поездки в  Степногорск, куда из Кокшетау был перенесен футбольный матч «Окжетпес» - «Экибастузец». Ехал я на редакционной машине, имея приличный запас времени. Однообразие плоской как стол степи действовало усыпляющее, но невдалеке от рабочего поселка Аксу ландшафт резко изменился.   По обе стороны от дороги начали появляться торчащие из земли камни. Вначале одиночные, но чем дальше машина продвигалась вдаль, тем их становилось все больше и больше, пока все пространство до самого горизонта не заняли тысячи разнообразных по форме и размеру валунов. Многие из них чем-то неуловимо напоминали британские дольмены.
Желая подробнее рассмотреть сей природный феномен, я попросил водителя ехать медленнее. Вскоре с левой стороны мы увидели посаженного на огромный камень бетонного орла. В этом месте с шоссе был съезд, а от него шла наезженная тропа. По ней мы отправились вглубь Сада. Блуждая между камней, дивясь на природную силу, способную творить такую красоту, не заметили, как пролетел час. Необходимо было спешить на матч, и мы не без сожаления покинули чудное местечко.
Спустя некоторое время решил снова съездить туда, но уже специально. Буквально за день до назначенного дня случайно встретил на улице Аскара, который как только узнал, куда я собираюсь, тут же напросился со мной.
Аскара я знаю давно. Еще в далекие 80-е прошлого столетия нам довелось вместе трудились на ниве народного образования. Он преподавал школярам физику, а я историю. Потом он уволился, и наши пути долго почти не пересекались. И вот новая встреча.
Уже сидя в машине, он поведал, что сейчас здорово увлекся изучением физики тонких полей, явлением пока что малопонятным, а потому до конца не принятым всем научным сообществом. Всю дорогу Аскар рассказывал о своих успехах в освоении избранной темы, и делал это столь горячо и убедительно, что слегка утомил и меня и себя.
А вот в Саду камней его красноречие исчезло как-то само собой. Кошачьей походкой он переходил с места на место, перед каждым валуном останавливался и проверял его энергетическое поле при помощи обычных проволочных рамок. Лишь изредка он бросал короткие замечания: «Так, здесь нейтрал, здесь положительная, а этот - отрицательный». Я попросил его объяснить значение этих слов, на что он ответил, что отрицательная энергия камня вовсе не означает, что она негативная, а положительная - хорошая. Человеку чересчур возбужденному камень с отрицательной энергией может помочь прийти в нормальное состояние, а тем, у кого упадок сил, необходимо прислониться и постоять у положительно заряженного камня.   Одним словом, на окружавшую его красоту мой приятель почти не обращал внимания. Им уже двигал некий практический интерес: как этот Сад поставить на службу людям, с тем, чтобы их оздоравливать.  И лишь когда в одном из камней Аскар увидел выточенное ветром и дождями человеческое лицо, с очень тонкими чертами, то его практицизм на какое-то время испарился. Он присел на лежащий рядом столовый камень и, не отрываясь, смотрел на лик, поворачивая голову из стороны в стороны и меняя ракурс зрения.
Уже когда мы, изрядно уставшие за день, возвращались домой, он начал делиться своими впечатлениями и ощущениями. Согласно им, Сад – это типичное место силы. Наиболее чувствительные люди уже давно знают о нем, и как в древности, так и сейчас приходят сюда для проведения неких мистических обрядов. А вообще-то, хорошо бы здесь организовать что-то вроде курорта или специальной лечебницы, но отсутствие воды может помешать развить эту идею.
- А откуда ты знаешь, что здесь нет воды? – спросил я.
- Почувствовал, - устало ответил Аскар и зевнул во весь рот.
На том наше тогдашнее путешествие и закончилось. Я написал серию статей, посвященных Саду, которые, похоже, никого особенно не впечатлили, тем более что Акмолинская земля богата своими красотами, и еще одно из них лишь дополнило общую картину.
Аскар же после нашего вояжа надолго исчез, но, как теперь выясняется, не потерял интереса к Саду камней. Ишь ты, даже своих заграничных друзей туда свозил.
По дороге я заскочил в магазин, прикупил бутылочку коньяка «Казахстан», по опыту зная, как он помогает течению нормальной беседы, и прекрасно помня, что у Аскара в холодильнике вряд ли найдется нечто адекватное. Не подсуетишься вовремя – будешь весь вечер хлебать чай. А его, согласно народной примете, много не выпьешь.
Предчувствие меня не обмануло. Аскар и в самом деле выглядел не очень. Он заметно осунулся и похудел, на лице имела место недельная щетина, а от широкой и радостной улыбки, которую он постоянно демонстрировал при встречах со мной, осталась лишь легкая тень.
- Проходи, - произнес он все тем же усталым голосом. – Алма с детьми к матери уехала, так что никто нам не помешает.
Он кивнул головой в сторону кухни, и я безропотно подчинился. Наверняка хозяину лучше знать, куда приглашать гостя, тем более что там нам будет вполне уютно. Кухня у Аскара, можно сказать, полигон для правильного приема пищи. Это не моя клетушка, три на три, где двоим  уже тесновато.
Мы уселись за стол, я выставил на него свой «Казахстан», на что Аскар тут же достойно ответил ассорти из сладостей и фруктов.
Первую рюмку, как водится, выпили за встречу, а после этого несколько минут сидели молча. Я не торопил события, по опыту зная, что человек, вызвавший на разговор, должен сам начать его. Что бы немного разгрузить обстановку, я наполнил рюмки вторично, и предложил выпить за здоровье вообще и благополучие в частности.
Лишь после этого Аскар, который сидел потупившись, поднял глаза и приступил к рассказу. В общих чертах я уже имел представление о предмете беседы, а потому слушал приятеля немного рассеяно.
В Сад камней они отправились вчетвером: Аскар, его приятели, представлявшие одну из российских телекомпаний и их водитель. Но с самого начала над этой небольшой экспедицией словно висел какой-то рок. Как будто нечто подсказывало: не нужно ехать туда именно в этот день.
- А в какой день вы поехали? – поинтересовался я.
- Можешь смеяться, но это была пятница, а число – тринадцатое.
- Ясно, - меланхолично отозвался я. – Смеяться не стану, не дождешься. Тут впору сочувствовать.
- Так вот, - продолжил Аскар, - Из-за этих мелочей выехать смогли только после обеда. А сразу за Кенесары пробили колесо. Поменяли, проехали до Щучинска, там нас на посту остановили. Опять время потеряли. Потом еще пришлось крюк делать из-за ремонтных работ. Короче, до места добрались уже тогда, когда солнце начало садиться. Решили ставить палатку, ужинать и ложиться спать, чтобы с утра, да на свежую голову… Поели всухомятку, приняли грамм по двести на брата и начали укладываться. Да, кстати, палатку мы расположили как раз рядом с тем камнем, на котором был Лик.
- Помню, - кивнул я. – Там место неплохое, а сам камень от ветра защищает. Там ведь, кажется, еще столовый камень лежит?
- Да, - подтвердил Аскар. – На нем мы как раз и ужинали.
Мы снова наполнили рюмки, и еще раз их опорожнили. Я чувствовал, что рассказ Аскара подошел к своей кульминации, и теперь заострил внимание.
- Ночь я спал беспокойно, - продолжил он. – Вначале долго ворочался, потом забылся, но внезапно как будто кто-то меня толкнул. Глаза открыл и слышу, что рядом с палаткой кто-то ходит. Страшно стало, аж мурашки по телу побежали. Немного полежал, потом подумал, что, скорее всего, это овца или корова, которая отбилась от стада. Сейчас, думаю, вылезу из палатки, да шугану ее.
- Товарищей не стал будить?
- Да они так дрыхли, что только свист вокруг стоял. Жалко их было трогать. Взял я фонарик и высунул голову из палатки. Смотрю, уже светать начало. Ну, то есть, еще темно, но кое-что уже было видно.
- И что ты там рассмотрел?
- Поначалу ничего, но потом метрах в десяти от палатки начала двигаться какая-то фигура, которую я вначале принял за камень. Тут я сразу понял, что это не овца и не корова, и вообще, не то, что передвигается на четырех лапах. ОНО стояло на двух… конечностях. Человек? Но зачем ему отираться возле нашей палатки, и как он вообще здесь оказался, ведь до Аксу двадцать пять километров, а до других сел и того больше. И тут я тихонько окликнул его: «Эй!». Видимо он повернул голову и посмотрел на меня, потому что я увидел два горящих, словно угольки глаза.   
- Оба-на! – воскликнул я.- Снежный человек в степях Казахстана! Какой поворот темы! А он тебе, часом, не приснился?
- Ладно тебе, - немного обиженным тоном произнес Аскар. Приснился…Ты лучше слушай, что там дальше произошло.
- Весь внимание, - согласно кивнул я и вновь наполнил рюмки. – И что же было дальше.
- А дальше я вылез из палатки и внезапно включил фонарь. И он как бросился в сторону.
- Рассмотрел хоть.
- Не очень. Вроде как темный балахон на нем был.
- А может это шерсть?
- Может и шерсть, не знаю, говорю же, что не разглядел. Тем более, что он бежал и на хорошей скорости. И вот тут я бросился за ним. Страха, что интересно, не было совсем. Я в тот момент даже не представлял, что стану делать, если все же догоню его. Просто бежал и все, как будто какая-то сила меня сама вперед несла. И ведь почти догнал, только он вдруг взял и исчез. А я по инерции продолжал бежать, как вдруг прямо передо мной вдруг на мгновение вспыхнул очень яркий свет, и тут же раздался такой треск, как будто рвется тряпка.
- И что? – нетерпеливо спросил я, понимая, что Аскар не разыгрывает меня, а рассказывает сущую правду.
- А ничего, - спокойно ответил он. – Дальше из моей памяти выскочил большой кусок. Я пришел в себя, когда сидел, прислонившись спиной к камню. Солнце стояло в зените, а мое состояние можно смело сравнивать с глубоким бодуном. И все же я нашел в себе силы подняться и осмотреться по сторонам. Гляжу, а мои приятели ходят вокруг камней. Меня увидали, руками замахали. Я к ним иду, а ноги не слушаются, подгибаются. Подбежали они ко мне и первым делом: «Куда ты пропал? Мы тебя с самого утра ищем». Я пытаюсь вспомнить, что же со мной произошло, но после того треска, как отрезало.
- А сейчас вспомнил?
- Нет, - Аскар тряхнул головой, помолчал, потом потер руками лицо, словно умывался, и добавил. – Так ничего толком и не вспомнил, только иногда, как будто отдельные размытые кадры с пленки, да и то на мгновенье, но они тут же куда-то исчезают. 
- А медиков не пытался подключить?
- Да боюсь я их. Еще в «дурку» заберут, потом оттуда не выберешься. К тому же у меня постепенно все нормализовалось, и я уже начал думать, что ничего такого со мной не произошло, но две недели со мной начало происходить такое, чему я вообще не нахожу никакого объяснения. Пойдем в комнату.
Мы прошли в зал, где я, оглядевшись по сторонам, даже присвистнул от одновременного удивления и восхищения. Повсюду – на диване, кресле и просто на полу лежали рисунки. Даже одного взгляда на них хватило, чтобы понять, что рисовал не дилетант, а мастер. Выполненные простым карандашом на обычных альбомных листах ватмана, они тут же, что называется, «цепляли».
Я взял один рисунок, на котором был изображен путник, идущий по дороге к развалинам какой-то крепости, и хотя лица этого человека не было видно, без особого труда узнал в нем Аскара.
- Откуда у тебя это? – вырвалось у меня.
- Это я рисовал, - ответил он. – Во всяком случае, это нарисовано моей рукой.
- То есть? – не понял я.
- Я до этого никогда хорошо не рисовал, не было у меня такой склонности. А вот две недели тому назад внезапно проснулся среди ночи, нашел у дочки карандаш, альбом и начал. Да так все быстро, как автомат. Нарисую, брошу, и тут же без сил падаю обратно в кровать. И так каждую ночь, без выходных и праздников.
- Что твои говорят? – спросил я, продолжая перебирать рисунки. Они все были выполнены в одной манере и в большинстве могли смело претендовать на иллюстрации к какому-нибудь фантастическому роману. Невиданные животные, пейзажи с удивительными растениями, каких не встретишь на нашей планете, карлики…
- Удивляются, - ответил на мой вопрос Аскар. – Особенно дочке они  нравятся, любит разглядывать их.
- А это кто? – спросил я, разглядывая портрет молодой девушки. Невероятно красивая и в то же время с какой-то холодной надменностью, она словно следила за мной своими лучистыми глазами. Я даже сделал усилие над собой, чтобы вырваться из плена, в который попал благодаря портрету и отложил его в сторону.
- Не знаю, - с едва заметным надрывом в голосе произнес Аскар и перевернул рисунок на другую сторону. – Чувствую лишь, что встречался с ней и даже разговаривал. Думаю, что все, что я видел и все то, что потом нарисовал. Но меня невероятно тянет именно к этому портрету. Алмуша это заметила и, кажется, даже начала ревновать меня к нему.      
- Даже не знаю, чем я смогу тебе помочь? – вздохнул я, садясь на диван. – Сам-то ты видишь какой-то выход?
- Нет, - ответил Аскар, присаживаясь рядом. – Да я и не прошу у тебя никакой помощи. Просто увидеться захотелось, выговориться. Мы ведь вместе с тобой туда ездили. Ничего, я думаю, все само собой рассосется.
- Слушай, - поспешил я поделиться неожиданно пришедшей мне в голову идеей. – А может нам опять смотаться в Сад. Глядишь, походим там среди камней, ты прощения попросишь у нее за предыдущее вторжение.
Аскар посмотрел на меня и кивнул головой.
- Хозяйка Сада, - прошептал он, едва разжимая губы. – А что, это идея, давай в эту субботу, я машину организую.

Как и было решено, мы съездили в Сад. Я просто там гулял, время от времени снимая на камеру наиболее интересные камни. Аскар же почти не отходил от валуна с Ликом. О чем он с ним говорил, я не знаю, но после нашей поездки он признался, что гармония в его жизни восстановилась.
 


Рецензии