Джокер

Давно наступила тёплая ночь. Лёгкий осенний ветер раздувал мои волосы. Я шёл по незнакомым улицам чужого города. Нет, это был тот же родной город, в котором я родился и жил, но сейчас он казался чужим, а улицы – незнакомыми. Раньше б это меня пугало, но не сейчас. Теперь я не знаю чувства страха… и есть возможность начать жизнь заново…

Всё началось в тот день, когда мои жена и сын попали в автокатастрофу. Насмерть. Стало невыносимо существовать в большой квартире одному. Без улыбки жены и звонкого смеха сына… Теперь так тихо… и одиноко. Хотелось убежать отсюда… От самого себя… От жизни. В порыве отчаяния я накинул петлю на шею. Но в тот момент, как был готов выбить табуретку из-под ног, открылась дверь. На пороге стоял какой-то человек в одежде шута.
– Ты кто такой? – удивленно спросил я.
На что получил ответ:
– Допустим, жизнь – это покер,
А люди все – игроки.
Выходит, быть должен и джокер –
Исключенье из правил игры.
– Хочешь сказать, что ты Джокер? – спросил я странного незнакомца, – ты исключенье из правил? Ну, а от меня-то ты что хочешь?
– Все люди… в карты играют
По правилам чьих-то идей.
А на самом-то деле не знают,
Что карты играют в людей.
– В смысле? – заинтересованно спросил я, снимая петлю с шеи.
– Лишь стоит картам захотеть,
И ты – при солидных деньгах.
Но стоит им же захотеть, -
Ты тут же утонешь в  долгах.
После этих слов странный незнакомец, поклонившись, кинул на пол какой-то шарик. Спустя несколько секунд вся комната наполнилась дымом. Я закашлялся… в глазах начало плыть… Всё вокруг стало пластилиновым…
Я очнулся в небольшом помещении, похожем на тюремную камеру. Без окон. Свет пробивался узкой полоской из-под двери. Как я сюда попал? Я вспомнил, что хотел повеситься, вспомнил Джокера. Что он там говорил? Карты играют в людей? Бред какой-то… Мой поток мыслей был прерван скрипом открывающейся двери. От яркого света пришлось прикрыть глаза руками.
– Я требую объяснений, – выпалил я сходу, – по какому праву меня держат взаперти? 
–  Хорошо, – услышал я в ответ грубый мужской голос, – тебе предъявлено обвинение по статье 120 Криминального Кодекса «доведение до самоубийства», пункт 4, – попытка самоубийства. Высшая мера наказания – расстрел. 
– Вы что там, подурели? – возмутился я, - за попытку самоубийства? Такого не бывает. Да и в Украине нет смертной казни.
– Докажи. Статья существует, а вот пункт 4 – секретный. Мало кто о нём знает, а кто знает – не расскажет. Отдыхай. У тебя мало времени.
И после этих слов дверь камеры со скрежетом была захлопнута. Я не мог поверить в происходящее. Расстрел за попытку самоубийства? А причастен ли Джокер и какую роль он играет?
Умостившись в углу, я начал вспоминать жену и сына… Ну и пусть стреляют, – подумал я, – есть два способа уничтожить человека: убить его или забрать всех, кто был ему дорог, и человек сам себя убьет. Можно у человека забрать какую-то вещь, со временем он купит другую. Но есть и нематериальные ценности. Нельзя купить себе искренне любящую семью… но её можно потерять… безвозвратно…
Погруженный в размышления, я засунул руки в карманы. И в одном из них что-то нащупал. Я пододвинулся ближе к полоске света. В руках у меня была карта. Джокер. И с обратной стороны было написано стихотворение Наталии Лущан:
«Я думаю, что лучше не дождаться,
Чем долго ждать, обрести и потерять,
Не встретиться, чем, встретившись, расстаться,
Извериться, чем верой укорять.
Но лучше разлюбить, чем не влюбиться,
Отринуть, чем вовеки не призвать,
Как лучше умереть, чем не родиться,
Забыть, чем не иметь, что забывать».
Джокер. Что он хотел этим сказать? Я еще раз прочитал стихотворение. «Забыть, чем не иметь, что забывать» – гласила последняя строчка. Действительно, лучше забыть, чем не иметь, что забывать. У меня только и осталась память о своей семье. А значит, у меня есть что вспомнить… И в этот момент во мне что-то изменилось. Я вдруг осознал, что хочу сказать людям, уделяющим работе много времени, как когда-то я, - остановитесь! Ни одна работа вас не будет любить, как семья и друзья. Им уделяйте время, а не откладывайте на потом! Мы не знаем, кто и сколько проживёт. И не следует откладывать на потом, когда хочешь кому-то признаться в любви, попросить прощения или просто сказать «спасибо». Надо делать сейчас. И не терять время на что-то бесполезное. Ведь наше время ограничено. Надо жить в полном смысле этого слова и не приближать свой смертный час, он всё равно наступит… Я нашёл смысл жизни, только будучи приговорённым к расстрелу…
Джокер. Кто же он? Он что-то говорил про исключение из правил игры… исключение из правил жизни. Значит, кем бы он ни был, он играет по своим правилам. Играет с жизнями других людей? Скорее с чувствами. Джокер говорил, что карты играют в людей. Но есть и неазартные люди, не игроки с жизнью. Думаю, он к ним не приходит. А является, когда ставка поставлена ценою в жизнь… Я сам виноват, сам поставил эту ставку. Ставку, ценою в жизнь. Только после этого карты начали играть в меня… с моими чувствами. Я хотел уйти от трудностей, от борьбы, от себя… от жизни, в конце концов. За это и расплачиваюсь. Справедливо. Может во всём этом и есть суть Джокера?
Мои размышления прервал резкий скрип открывающей двери. И снова яркий свет ударил в глаза.
– Пора, – прогремел мужской грубый голос.
Сильные руки меня подхватили и, буквально, поволокли по обшарпанному, но освещенному коридору. Через мгновение я уже стоял возле какой-то стены. Темноту ночи разрезал яркий свет прожектора, из-за которого ничего не было видно.
– Целься, – донеслось откуда-то сверху.
В памяти начали всплывать далёкие события моей жизни. Я вспомнил маму, её улыбку… Будучи взрослым, я ей ни разу не сказал, что люблю и ценю, думал она сама знает… Вспомнил школу, свою первую учительницу… Вспомнил первую любовь… волнующий первый поцелуй… Вспомнил университет… выпускной. Тогда жизнь была в самом начале, и я ещё не знал, что буду хотеть оборвать её, узнав о трагической смерти жены и сына. А потом, обретя смысл жизни, буду приговорён к расстрелу по какому-то секретному пункту. Ну, а с другой стороны, - если бы не Джокер, меня б уже не было…
– Огонь, – сухо прозвучал приказ.
Закрыв глаза, я, неожиданно для себя, начал молиться: «Отче наш, сущий на небесах…» Выстрелы гремели один за другим, а я продолжал шептать молитву.
И вдруг, к моему удивлению, выстрели стихли. Мне казалось, что я вычеркнут из списка живых, а в список мёртвых ещё не вписан. Резкий запах пороха ударил в нос.
– Ты свободен, - прогремел всё тот же грубый  голос.
Я не понимал, что происходит. Ослепительный яркий прожектор потух. Через несколько минут в лунном сиянии я увидел его… Передо мной стоял… Джокер.
– Кто ты, чёрт возьми? – спросил я.
Иронично улыбнувшись, Джокер ответил в своей манере:
– Кто я? Ангел? А может и бес,
В людей множество игр.
Наказанье, иль милость небес, -
За тобой лишь следует выбор.
– Что это было за представление с расстрелом? – неунимался я.
–  Повторяются судьбы в веках,
Что было, а что-то приснилось.
Но джокер… был на руках,
И жизнь у тебя изменилась.
Он был прав, моя жизнь действительно изменилась… благодаря игре
Джокера. Я до конца так и не понял, кто он. Но это уже не важно.

Давно наступила тёплая ночь. Лёгкий осенний ветер раздувал мои волосы. Я шёл по незнакомым улицам чужого города. Нет, это был тот же родной город, в котором я родился и жил, но сейчас он казался чужым, а улицы – незнакомыми. Раньше б это меня пугало, но не сейчас. Теперь я не знаю чувства страха… и есть возможность начать жизнь заново.
Я обрёл свободу.

2009


Рецензии