Бурный век Софокла, или Эдип и комплексы

(сокращенный вариант)


“Никто не знал так сцены и своего ремесла, как Софокл” (Гёте)

За 401 год до рождества Христова в Афинах с олимпийским размахом была поставлена драма “Эдип в Колоне” - третья часть лучшей мировой драматической трилогии, открываемой пьесами: “Царь Эдип” и “Антигона”...

Между тем со времени смерти их автора минуло 3 года.
Софокл, самый блистательный, совершенный и удачливый из классических греческих трагиков, прожил 93 года! Сей долгий век вобрал уйму событий мирового значения, гениально препарированных  в шедеврах поэта. Современники без лести величали “Софокла Гомером в трагедии, равно как Гомера - Софоклом в поэзии”.

ТРАГЕДИЙНАЯ ТРИАДА

Трио великих драматургов Эллады эпохально снизала крупнейшая морская битва у острова Саламин. Там в 480 г. до н. э. греки уничтожили громадный персидский флот. Саламинская победа предопределила исход войны и дала мощный толчок военно-политическому, хозяйственно-экономическому и культурно-патриотическому подъему всей Эллады. “Отец трагедии” Эсхил отразил тему Саламинской баталии в драме “Персы”. Тогда же на музыкальном поприще засверкало имя 15-летнего лауреата Софокла. И, наконец, в этот год был урожден третий классик - Еврипид.

В 496 году до н. э. в семье мастера-оружейника Софилла родился чудный малыш, сызмальства поражавший жителей родного Колона обилием талантов. Особо яркими были музыкальные способности ребенка.

ЛЮБИМЕЦ ФОРТУНЫ

В 15 лет  Софокл руководил большим хором юношей, славившем богов, даровавших эллинам победу над грозным Ксерксом.

Параллельно музыке юноша увлекся поэзией. В ту пору подражатели и эпигоны Гомера, Пиндара и Гесиода ежегодно состязались в виршеплетстве на знаменитых стихотворных олимпиадах Дионисиях (бог Дионис чтился как покровитель поэтов). Пальму первенства обычно вручали маститым авторам. Софокл и здесь стал исключением, в 29 лет одержав победу над самим Эсхилом.
 
Еще 30 раз выступив на поэтических противоборствах, он 18 раз становился Диносийским фаворитом, 6 раз на столь же престижных Ленеях и ни разу не опустился ниже “серебра”! Его плодовитость и работоспособность уникальны. Наследие Софокла включает  не менее 86 трагедий (полностью сохранились 7), 18 сатирических драм, трактаты, элегии, песни, стихи...

Одна из самых гармоничных и гуманных личностей мира, Софокл всегда и во всем оставался на гребне. Будучи лучшим режиссером-сценаристом, он стал и недюжинным атлетом. Его  жизнерадостное настроение не знало резких перепадов. Обаятельный, изящный, преданный дружбе и долгу, необычайно мягкий и добрый... Все это, несмотря на иногороднее происхождение, превратило его в любимца афинской публики.
Светоч ума и культуры не сумел преуспеть лишь в грязном уделе, именуемом политикой... Так и не попав в горстку избранных, сумевших соединить дар художника и владыки. Как Солон и Марк Аврелий, Бабур и Черчилль.


ПОЭТУ ПРЕТИТ ПОЛИТЕС

Первым государственным покровителем Софокла был лидер земледельческой аристократии Кимон. Но вскоре всех вытеснил с политического горизонта демократ Перикл. Противоречия Перикловой эпохи нашли ярчайшее преломление в творчестве Софокла. И в первую голову проблема: Личность и Коллектив на разных полюсах общественного жития...

Зарубежные государи неоднократно зазывали гениального творца, обещая славу, деньги и почести. Но патриот Аттики Софокл придерживался принципа: “свободный, идущий к тирану, становится его рабом”.

Как правило, авторитетному человеку присущи карьеристские амбиции. В 443 году Софокла назначили казначеем Афинского морского союза. Через год была триумфально поставлена бессмертная “Антигона”, и на пике успеха ее создателя выбрали членом коллегии 10 стратегов.

И тут стратег Перикл развернул напряженную борьбу с могучим Самосом. На пороге решающей схватки он весьма рассчитывал на подкрепление, доверенное 56-летнему Софоклу. Той порой непревзойденный поэт весьма своеобразно оттачивал свое “стратегическое мастерство”. По свидетельству Иона Хиосского, в разгар пышного пира на острове Хиос стратег Софокл “обратился к маленькому виночерпию. Заметив, что тот вынимает мизинцем из вина какую-то крошку, он спросил: “Ты хорошо видишь эту крошку? - Да. - Так сдуй ее и не мочи пальца в вине.” - Мальчик наклонился над чашей, которую Софокл как раз подносил к губам. Головы их сблизились, а когда они уже почти соприкасались, поэт неожиданно обнял мальчика... и поцеловал. Пирующие даже зааплодировали от восторга...

- Ну и ловко же ты его обманул!
В ответ Софокл сказал:
- Вот так, мои дорогие, я и учусь искусству стратегии. Ведь Перикл утверждает, что я хороший поэт, но плохой командир”...

Излишне упрекать Перикла в предвзятости: покуда утонченный Софокл “постигал военные премудрости” за винной чашей, Перикл, так и не дождавшись его кораблей, упустил шанс разделаться с самосцами!

Этот “жестокий облом” надолго отбил у Софокла тягу к военным лаврам. Лишь на склоне лет (в 411 г. до н. э.) престарелый корифей муз допустил очередной промах, лоббировав реакционную олигархическую партию. Восторжествовавшие демократы привлекли старца к суду. Лишь седины и заслуги кумира спасли его свободу...

СЕМЕЙНЫЕ КОЛЛИЗИИ

В личной жизни Софоклу выпали не только лавры, но и тернии. Он женился дважды.
Первую избранницу звали Никостратой. Она была из хорошей и денежной афинской семьи. Вторая - нежно любимая сиклонка Феорида - служила поэту музой вдохновения. Ей он посвятил не один поэтический перл.

Семейной идиллия ничуть не мешала Софоклова репутация любвеобильного волокиты.
Натура поэтическая и ветреная, он неутомимо разнообразил свою скромную юдоль случайными знакомствами и очень увлекался гетерами. Непродолжительные связи гения не осуждались согражданами так, как, к примеру, романы Перикла. Напротив, они вызывали лишь добродушные пересуды, эпиграммы и анекдоты.

Однако и эти страсти утихли. Пережив обеих жен, Софокл “под занавес” втюрился в молодую гетеру Архиппу.  Которой и завещал свое наследство. Что мало импонировало его пятерым сыновьям. В то время старик, забросив общественную деятельность, целиком замкнулся на сочинительстве и постановке пьес.

Разгневанные на седого юбочника отпрыски затеяли против него интриги и козни. Требуя отстранения папаши от распоряжения его же имуществом (правильнее сказать: от трат на режиссуру и... гетеру), сынки уличили его в... старческом слабоумии. Причем это обвинение прозвучало в суде! Софокл обошелся без адвокатов и вместо оправдательной речи прочел вслух первый стасим из только что им сочиненной драмы “Эдип в Колоне”. После чего невинно спросил судей: “Это, по-вашему, похоже на бред безумца?” Вердикт был краток: не безумец, но гений! Опозоренные клеветники оставили отца в покое.

Вскоре Софокл почил, всеми любимый и почитаемый. В честь умершего воздвигли храм Героон. Изваяние прекрасного и мудрого Софокла украсило театр Диониса. А еще через 40 лет была отлита бронзовая статуя поэта - такой чести удостаивались лишь бессмертные герои...

Софокл считается самым крупным преобразователем в области драматургии и режиссуры. Главные его новации: привлечение на сцену 3-го актера вместо двух, увеличение хора. А главное: несмотря на то, что его драмы объединялись в традиционные трилогии, каждая являлась целостным и законченным произведением. Причем, в каждой получал развязку весь клубок обозначенных идей и проблем...

Однако  очерк о великом поэте был бы куцым без характеристики его шедевра, послужившего краеугольным камнем для ключевого понятия фрейдизма и всей нынешней сексо и психологии. Речь про спорный, скандальный и сексуальный

“ЭДИПОВ КОМПЛЕКС”

Конечно, эта весьма спорная Фрейдова “эмблема” интимно-подсознательной тяги сына к матери при потайной же ненависти-ревности к отцу - лишь блеклая примитивизация величайшего детища Софоклова разума.

Неблагодарная вещь - пытаться в двух словах раскрыть суть классического творения. Тем более такого искусного детективного “макраме”, каким является лучшая драма Софокла “Царь Эдип” (ок. 428 г. до н. .э.).

“Царь Эдип” - это трагедия самого счастливого героя, добряка и всеобщего кумира, внезапно брошенного в бездну позора, разочарования и краха.

Канва такова. Фиванский царь Лаий женится на Иокасте. Дельфийский оракул предрекает, что Лаий погибнет от руки сына Иокасты. Вопреки предосторожности супругов, у них родился мальчик. Царь поручает пастуху воспитать первенца в неведении о тайне рождения. Младенцу пряжкой прокалывают голени... Найденыша подбирают коринфские пастухи и отдают царице Перибэе, которая нарекает его Эдипом - пухлоногим. Выросши, он решает узнать у оракула тайну своего происхождения. И тот предостерегает Эдипа от возвращения домой. Полагая себя коринфянином, юноша бежит от беды подальше в... Фивы! На узкой тропке ему попадается колесница. Возница оскорбляет Эдипа, приняв за бродягу. Вспыльчивый юнец убивает обидчика и его слугу.

В Фивах воцаряется брат Иокасты Креонт, но богиня Гера насылает на город чудовище Сфинкса, которое пожирает его граждан. Сфинкс возвещает, что избавит Фивы от бедствий, если хоть один мудрец ответит на вопрос: “Что за существо, становится сначала 4-ногим, затем двуногим, и наконец 3-ногим?” Невезучие мудрецы безжалостно пожираются монстром. Креонт обещает, что отгадчик получит наследство и жену погибшего недавно в пути... Лаия.

Прибыв в город, Эдип выходит к Фикейской горе и отвечает Сфинксу: “В младенчестве ползает на 4-х конечностях, взрослея пользуется парой ног и в старости прибегает к костылю... Человек!”

Сфинкс низвергается в пропасть, а Эдип становится царем, любимым героем-мудрецом фиванцев и... мужем Иокасты - своей матери. Пророчество оракула сбывается. Постепенно ни о чем не подозревающий владыка начинает докапываться до тайны гибели Лаия - своего  отца, и собственного рождения. Мрачные страсти нагнетаются, на Фивы обрушивается... чума! Все это так напоминает Афины в последние годы правления Перикла!

Справедливый Эдип, торопя следствие, сам приближает фатальный исход. И вот разверзшаяся Правда, то есть Рок, против которого выступил ничтожный, но гордый Человек, уничтожает все его земное могущество. В неодолимости  божественной воли - предрешенности всего сущего - основная идея трагедии.

Финал печален: Иокаста затягивает петлю на своей шее. А Эдип, ослепив себя золотой пряжкой, всеми презираемый, вновь превращается в бродягу. Предопределенное свершилось!

ВЕНОК БЕССМЕРТИЯ

Первая по написанию и вторая по композиции драма трилогии “Антигона” повествует о судьбе Эдиповых детей. В отличие от упрямого богоборца Эдипа, его дочь Антигона  олицетворяет повиновение божеским заповедям и народным традициям. Это едва ли не первый реалистический образ умной и решительной женщины в истории мировой литературы.

Сюжет. Сын Эдипа Полиник за предательство убит братом Этеоклом. Правитель Креонт велит бросить тело изменника на поедание псам. Блюдя древний обряд и противясь святотатству, Антигона хоронит Полиника. Деспотичный Креонт хочет замуровать ослушницу живьем в гроте.
Но дочь Эдипа кончает самоубийством. Следом закалывает себя ее жених - сын безжалостного Креонта! Сиречь: единичное зло порождает череду тяжких последствий, власть и величие Креонта обращаются в жалкие черепки одиночества и ничтожества.

Венчальная часть трилогии “Эдип в Колоне”  - апофеоз добра и гимн нашедшему признание, любовь и успокоение слепому страдальцу Эдипу...

О грандиозности творений Софокла свидетельствуют... цифры. Исполнение всей трилогии длилось 10 часов. На долю одного актера выпадало 1600 стихов и 6 песенных номеров. Для сравнения: самый продолжительный драм-аналог - текст шекспировского Ричарда III - насчитывает 1127 стихов (из коих до 200 опускаются)!

Главная цель этого поверхностного экскурса - подновление зашоренной секс-популяризаторами  истины о том, что полузабытый Софокл - титан, “Царь Эдип” - сверхшедевр. А затасканный “эдипов комплекс” Фрейда - всего-то вторично-профанирующее, узкоспециальное и цинично-физиологическое заимствование. Унижающее исполинского автора и его вечное детище. Об этом стоило бы знать всем тем, кто с лихостью верхоглядства оперирует терминологией модных сексологов от “Спид-инфо” и Со, забывая о ее великих корнях, оригиналах  и первоисточниках!..

1981

Дополнено и опубликовано в 1998 г.

Кстати...



ДЕСЯТЬ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ ФАЛЬШИВОК

Даже самые известные ученые, изобретатели и историки были уличены в том, что выдвинутые ими теории базировались на вымышленных фактах. Был составлен рейтинг десяти самых "лучших" научных фальшивок.

10 место занимает норвежский онколог Йон Судбо, который сфабриковал более тысячи историй раковых болезней, чтобы обосновать ими свои исследования о действенности противовоспалительного препарата, который он продвигал в фармацевтике.

9 место досталось директору берлинского Института Социальной Медицины - Стефану Виллиху, манипулировавшему данными исследований, которые он проводил для доказательства влияния сильных шумов на сердечную деятельность.

На 8 месте - абсолютно несостоятельная теория инженера-ядерщика Рузи Талейярхана о возможности возникновения термоядерных реакция под действием звуковых ударных волн.

7 место: даже признанные гении занимались фальсификацией. Есть доказательства того, что большинство теорий Ньютона - абсолютная фикция.

Основоположник идей о генах и наследственности Мендель подтасовывал результаты исследований. 6 место в рейтинге ученый получил за то, все эксперименты прекращались ровно на том этапе, когда получались нужные результаты.

5 место занял французский ученый Луи Пастер за то, что выдавал созданную бактериологом Шарлем Шамберленом вакцину за свое изобретение.

Исследования палеонтологии и археологии могут предоставить огромное число научных фальшивок. История Джорджа Псалманазара оказалась на 4 месте рейтинга. После его прибытия в Англию в 1704 году путешественник рассказывал, как был захвачен жителями острова Формоза. Как выяснилось позднее, культура, язык, религия и календарь островитян были вымышленными.

3 место досталось "находке" немецкого палеонтолога Райнера Протш фон Зайтена. Обнаруженные кости скелета человека, который мог стать связующим звеном между неандертальцами и современными людьми, ученый искусственно состарил, выдав их за научную сенсацию. Как утверждал Зайтен, кости принадлежали человеку, жившему 36 тысяч лет назад, однако детальная экспертиза установила возраст костей в 7, 6 тысяч лет.

2 место: профессор ветеринарных наук Сеульского Национального Университета Ву-Сук Хван заведомо сфальсифицировал результаты экспериментов по клонированию человеческих стволовых клеток. Вместо этого ученый смодифицировал обычные соматические клетки, за что позднее был обвинен в научном подлоге.

1 место занимает знаменитый ученый-психолог... Зигмунд Фрейд - доказано, что его теории были основаны на наблюдении всего за одним пациентом.
 
http://info.sibnet.ru/?id=276131;
http://brabra.ru/news/20091001/1567/ и т.д.


Рецензии