Коломойский и Ко грабит Украину и россиян

«Коррекция» украинскими олигархами нефтерынка и контроля нефтепроводов в ущерб российским и государственным интересам требует вмешательства Президента страны
ВЛАДИМИР МАТВЕЕВ

Попытка украинского областного суда противоречиво отсудить у российской компании «Транснефтепродукт» в государственную собственность часть магистральных российских нефтепродуктопроводов «Самара – Западное направление» и «Грозный – Армавир – Трудовая» в контексте их дальнейшей передачи на баланс компании, создаваемой совместно на базе «Укрнафты» и противоречиво отсуженной у россиян группой украинско-израильского олигарха «Укртатнафты», ставит под угрозу транзит нефтепродуктов в Европу с приостановкой экспорта российского бензина и дизеля через Украину, а также позволяет владельцу оказывать решающее влияние на украинский рынок с осуществлением контроля импорта топлива, что угрожает монополизацией рынка нефтепродуктов (с увеличением количества фальсификата) и магистральных нефтепроводов олигархами Украины, и наносит ущерб украинско-российскому стратегическому сотрудничеству в сфере энергетики и государственным интересам Украины.

23 марта 2011 года Хозяйственный суд Ровенской области Украины удовлетворил иск Генеральной прокуратуры Украины и вернул в государственную собственность 1 тыс. 433 км нефтепродуктопроводов «Самара – Западное направление» и «Грозный – Армавир – Трудовая». «Транснефтепродукт”, в свою очередь, заявляет, что нефтепродуктопровод “Самара-Западное направление” принадлежит России в соответствии с межправительственным соглашением 1993 года, по которому Украина признала права России на этот нефтепродуктопровод, а трубопровод “Грозный-Армавир-Трудовая” выведен из эксплуатации и демонтирован.

Российская компания в сфере транспортировки нефтепродуктов отмечает, что хозяйственный суд не имел права рассматривать данное дело, так как по тому же межправительственному соглашению этот вопрос относится к межгосударственным отношениям. Экспорт российских бензина и дизеля через Украину может быть приостановлен, заявляют в «Транснефтепродукте» из-за конфликта российской компании с украинскими властями и не исключают возможности перевода поставок на другие маршруты.

Из-за спора Украины и России вокруг трубопроводных систем ДП «ПрикарпатЗападтранс»  (дочернее общество ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт»), который входит в систему АК «Транснефтепродукт», транзит нефтепродуктов в Европу может быть приостановлен, цитирует 24 марта с.г. газета «Взгляд» информацию, представленную в отделе по связям с общественностью ОАО «АК «Транснефтепродукт»». АК «Транснефтепродукт» обнародовала свою позицию относительно решения Хозяйственного суда Ривненской области от 23.03.11 г. о признании права собственности Украины в лице ФГИ Украины на часть нефтепродуктопроводов Самара – Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая, проходящих по территории Украины, общей протяженностью 1 433 км, и истребовании указанного имущества из владения ДП «Прикарпатзападтранс» (дочернее общество ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт»). «В результате действий украинской стороны в настоящее время сложилась ситуация, которая может привести к приостановке деятельности нефтепродуктопроводной системы на территории Украины», – говорится в сообщении ТНП. «Данная нефтепродуктопроводная система имеет высокую значимость, поскольку обеспечивает транзитную транспортировку нефтепродуктов европейским потребителям», – отмечает компания. Наряду с этим, представитель компании, не смог уточнить, что может послужить причиной для остановки экспорта. Компания “Транснефтепродукт неоднократно рассматривала возможность прекращения поставок по указанному направлению — в последний раз в 2010 году, из-за незаконных врезок, хищения на трубе, говорит ее представитель. “Мы можем перевести эти объемы на другие направления, например. – через Белоруссию, или через морские порты”.


По информации отдела связей со СМИ Генпрокуратуры Украины, указанные части нефтепродуктопроводов были якобы незаконно оформлены на ДП «Прикарпатзападтранс» АК «Транснефтепродукт» (РФ). Как сообщили украинскому информагентству УНИАН в пресс-службе прокуратуры Ровенской области, нефтепроводы в свое время были якобы незаконно оформлены на компанию «ПрикарпатЗападтранс» (Ровно), которая является дочерним предприятием открытого акционерного общества «Юго-Запад Транснефтепродукт» (Россия), принадлежащего акционерной компании «Транснефтепродукт» (Россия). В связи с этим, по требованию прокурора области суд истребовал части нефтепродуктопроводов, пролегающие по территории Украины, из владения указанного предприятия и передал их Фонду государственного имущества Украины.

Отметим, что в настоящее время компания «ПрикарпатЗападтранс» осуществляет транспортировку бензина и дизельного топлива от границы с Беларусью по территории Житомирской и западных областей Украины, а также экспортирует нефтепродукты в Венгрию. По спорной трубе около 2 млн тонн топлива идут в Венгрию и страны Южной Европы. АК «Транснефтепродукт» напоминает, что производство по данному делу было возбуждено в 2005 г. на основании искового заявления Генерального прокурора Украины и практически сразу приостановлено по заявлению ФГИ Украины. Процесс был возобновлен 15.02.11 г. с нарушением ст. 79 Хозяйственно-процессуального кодекса Украины. «Данная нефтепродуктопроводная система имеет высокую значимость, поскольку обеспечивает транзитную транспортировку нефтепродуктов европейским потребителям», – отмечает компания. «Вызывает удивление тот факт, что для рассмотрения сложнейшего дела, касающегося межгосударственных отношений, и вынесения решения судье потребовалось всего 15 минут. При этом судьей были отклонены все ходатайства российской стороны, а также отказано в привлечении к процессу Росимущества, несмотря на то, что с украинской стороны Фонд государственного имущества Украины был привлечен к участию в процессе», – подчеркивает ТНП.

Российская компания отмечает, что в решении суда содержится указание об истребовании из владения ДП «ПрикарпатЗападтранс» нефтепродуктопровода Грозный-Армавир-Трудовая, которого нет в распоряжении предприятия, и указанный нефтепродуктопровод в настоящее время не действует, выведен из эксплуатации и демонтирован. Транснефтепродукт подчеркивает, что права на нефтепродуктопровод, расположенный на территории Украины, уже признаны собственностью РФ в соответствии с соглашением 1993 года, и планирует отстаивать данную позицию. В настоящее время готовится апелляционная жалоба на решение суда, а также прорабатывается вопрос о возможности предъявления встречного иска в рамках защиты иностранных инвестиций на территории Украины. Отметим, что ДП «Прикарпатзападтранс» до настоящего времени являлось крупнейшим налогоплательщиком Украины. АК «Транснефтепродукт» отмечает, что данная нефтепродуктопроводная система имеет высокую значимость, так как обеспечивает транзитную транспортировку нефтепродуктов европейским потребителям. По информации, представленной АК «Транснефтепродукт», на Украине в настоящее время рассматривается несколько подобных судебных разбирательств в хозяйственных судах, несмотря на то, что указанный вопрос относится к сфере межгосударственных отношений и не является подсудным украинским судам. В то же время ТНП выражает надежду, что в результате переговоров в Минтопэнерго Украины по вопросам прав собственности на нефтепродуктопровод, которые пройдут в ближайшее время, может быть достигнуто взаимопонимание по данному делу. «Мы надеемся, что в ходе переговоров с Минтопэнерго Украины, которые уже идут, будет достигнуто взаимопонимание, — сказали «Газете.Ru» в «Транснефтепродукте». «По поводу вынесенного решения суда, безусловно, будем подавать апелляцию, наша позиция заключается в том, что имущество «Прикарпатзападтранса» принадлежит России» [www.gazeta.ru] http://www.vz.ru/news/2011/3/24/478236.h

«В настоящее время компания готовит апелляционную жалобу на решение суда, а также прорабатывается вопрос о возможности предъявления встречного иска в рамках защиты иностранных инвестиций на территории Украины», – уточняется в пресс-релизе.

В этом контексте важно отметить разработку группой «Приват» украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова нового плана усиления своих позиций на топливном рынке Украины, в контексте которого подконтрольная группе компания примет участие в приватизации АХК «Укрнефтепродукт», владеющей сетью нефтебаз. Эксперты отмечают, что эти активы могут быть внесены в состав компании, создаваемой совместно с государством Украина на базе «Укрнафты» и «Укртатнафты» группы «Приват». На ее баланс также могут быть переданы указанные российские нефтепродуктопроводы, которые государство противоречиво отсудило у российского «Транснефтепродукта». Эксперты отмечают, что, благодаря Коломойскому,  будущая компания, таким образом, станет первой полностью вертикально интегрированной структурой на украинском нефтяном рынке http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1606991 Заметим, в этой связи, что победителем конкурса по отбору оценщика госпакета акционерной холдинговой компании «Укрнефтепродукт» стало днепропетровское ООО «ПБ-Консалтинг», по данным Фонда госимущества (ФГИ), «ПБ-Консалтинг» одним из его акционеров является компания Mortondail Asset Ltd, входящая в группу «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. «ПБ-Консалтинг» известен еще тем, что ранее обжаловал результаты конкурса ФГИ по выбору оценщика госпакета авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). С критикой решения о приватизации МАУ выступала подконтрольная «Привату» компания «Днеправиа».

«Коммерсант» напоминает, что, в середине января 2011 года ФГИ обнародовал список объектов для продажи, среди которых значились 50%+1 акция «Укрнефтепродукта». Высокопоставленный источник Ъ в группе «Приват» подтвердил, что аффилированные с этой группой компании примут участие в приватизации «Укрнефтепродукта». «Для нас этот актив важен, прежде всего, из-за сети нефтебаз, расположенных фактически по всей Украине. Эта сеть необходима для того, чтобы обеспечить сбыт выпускаемых ‘Укртатнафтой’ нефтепродуктов»,– пояснил собеседник. По его словам, в будущем сеть нефтебаз может быть внесена со стороны группы «Приват» в уставный фонд компании, объединяющей «Укрнафту» и «Укртатнафту». О возможности подобного объединения ранее заявлял министр Минэнерго Украины Юрий Бойко. ОАО «Укрнафта» – крупнейшая в Украине нефтедобывающая компания. Группе «Приват», которая осуществляет оперативное управление компанией, принадлежит 57% акций «Укртатнафты» и 43% акций «Укрнафты», государству – 43% «Укртатнафты» и 50%+1 акция «Укрнафты». Чистая прибыль компании в 2010 г. составила 2,65 млрд. грн, что в 6,9 раза больше прибыли 2009 В 2010 г. «Укрнафта» сократила добычу нефти с газовым конденсатом на 12,04% – до 2,49 млн т. Дополнительная эмиссия акций «Укрнафты» в размере 25% уставного капитала, вопрос о которой рассматривался на собрании акционеров 22 марта с.г., является одним из этапов создания вертикально интергрированной компании, и ее размещение, вероятнее всего, будет осуществлено частным образом, считают аналитики инвестиционных компаний, опрошенные агентством «Интерфакс-Украина». Кабинет министров Украины увеличил уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины» на 8,5 млрд грн. Согласно постановлению правительства №211-р от 11 марта 2011 г., Кабмин утвердил финплан «Нафтогаза» и поручил Министерству финансов осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в размере 8,5 млрд грн с дальнейшим приобретением за счет этих облигаций акций допэмиссии компании. При этом правительство не указывает размер уставного фонда «Нафтогаза» после проведения данной допэмиссии, сообщают «Украинские новости». Как сообщал OilNews, в январе 2011 г. правительство увеличило уставный фонд «Нафтогаза» на 7,4 млрд грн, до 37,341 млрд грн.  «Укрнафта» реорганизовалась из открытого акционерного общества в публичное (сокращенное название – ПАО «Укрнафта») по информации «Интерфакс-Украина» со ссылкой на сообщение компании в издании «Голос Украины». Отмечается, что компания провела реорганизацию уже на следующий день после того, как было принято соответствующее решение на собрании акционеров компании 22 марта. Подчеркнем, что на собрании 22 марта акционеры «Укрнафта» приняли решение перенести утверждение программы создания на ее базе публичной вертикально интегрированной нефтегазовой компании (ВИНК), а также вопрос увеличения уставного фонда на следующее собрание акционеров, дата которого пока не назначена.

«Интерфакс» цитирует источник в МинэнергоУкраины, который сообщил, что в будущем на баланс объединенной компании могут быть переданы и отсуженные государством у российского «Транснефтепродукта» (дочерняя структура «Транснефти») нефтепродуктопроводы. Украинские СМИ, в частности, Интернет портал korrespondent.net цитирует аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, который считает, что будущая компания может стать первой полностью вертикально интегрированной структурой на украинском нефтерынке. «Того количества терминалов, которые есть у ‘Укрнефтепродукта’, достаточно для того, чтобы регулярно снабжать топливом сеть АЗС ‘Укрнафты’»,– сказал Сиренко. А директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн отмечает, что по нефтепроводам поставлялось топливо из России и Белоруссии на украинский рынок. «Тот, кто будет владеть этими трубопроводами, сможет оказывать решающее влияние на украинский рынок, поскольку будет держать под контролем импорт топлива»,– отмечает Куюн.

Как стало известно, стратегический нефтепровод «Одесса-Броды» также перешел под опеку группы Игоря Коломойского «Приват». По сообщению «Комментарии», недавно глава госкомпании «Укртранснефть» Александр Лазорко получил право оперативного распоряжения нефтяной магистралью «Одесса-Броды». Поскольку этот менеджмент имеет долгое и плодотворное сотрудничество с  группой «Приват», эксперты предполагают, что  в будущем эта нефтяная магистраль будет работать с учетом интересов приватовских бизнесменов. А главным приоритетом для Игоря Коломойского является использование «Одесса-Броды» для поставок нефти на родственные немодернезированные нефтеперерабатывающие заводы «НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» По сообщению украинских СМИ, в августе 2009 г. Игорь Коломойский добился назначения  упомянутого Александра Лазорко главой госкомпании «Укртранснефть», оперирующей всеми нефтепроводами Украины, включая «Одесса-Броды». Таким образом, украинско-израильский миллиардер юридически устранил преграды. Вместе с тем, фактически у Лазарко не было возможности свободно оперировать магистралью «Одесса-Броды», поскольку правительство Украины подало апелляцию на решение Киевского Окружного админсуда.  Ситуация изменилась, когда в конце февраля 2011 года борьба закончилась фактически победой группы «Приват», поскольку вступило в силу решение Киевского апелляционного админсуда, согласившегося с тем, что поручение Кабмина №136 противоречит законодательству. По данным «Комментариев», у правительства было 20 дней для подачи кассации на этот вердикт, однако подчиненные премьера Украины  Николая Азарова не воспользовались предоставленной возможностью Эксперты констатируют, что близкий к «Привату» менеджмент «Укртранснефти» получил право оперативного управления коридором «Одесса-Броды» для реализации главной цели приватовцев -использовать указанный трубопровод  для поставок нефти на приватовские немодернизированные «НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья». Портал money.comments.ua пишет, что Лазорко нетрудно будет справиться с такой задачей, поскольку данная магистраль уже более двух месяцев прокачивает каспийскую нефть в порядке замещения венесуэльской нефти в направлении Брод в адрес белорусского Мозырского НПЗ. В этом контексте «Укртранснефти» нетрудно будет в ближайшее время заключить подобные договоры с указанными  западноукраинскими НПЗ группы «Приват», ведь белорусы планируют импортировать при помощи «Одесса-Броды» не менее 8 млн т/год, тогда как проектная мощность этой трубы позволяет качать ежегодно не менее 14 млн т.


Вместе с тем, по неофициальной информации, уже пятый день в нефтепровод «Одесса-Броды» с азербайджанской стороны не поступает нефть, которая прокачивается в порядке замещения венесуэльской нефти, а белорусская сторона не производит заборов нефти из нефтепровода. По сообщению агентства УНИАН 25 марта с.г. Беларусь, якобы отказалась от закупок венесуэльской нефти, о чем УНИАН сообщил источник, работающий в сфере поставок нефти в страны Евросоюза. В случае подтверждения этой информации, рентабельность использования нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном направлении существенно снижается, учитывая то, что по системе своп в Беларусь поставлялось сырье из каспийского региона по указанному нефтепроводу. Однако, как сообщил УНИАН в телефонном разговоре первый вице-премьер-министр страны Владимир Семашко, Беларусь не отказывалась и не намерена отказываться от закупок нефти в Венесуэле. «Ни от чего Беларусь не отказывалась и не собирается отказываться», – подчеркнул он. Напомним, «Укртранснафта» 13 февраля 2011 г. начала регулярную перекачку каспийской нефти по нефтепроводу Одесса–Броды в аверсном режиме в сторону Беларуси.


Вместе с тем, Беларусь сократила объемы забора нефти из нефтепровода «Одесса-Броды» из-за планового капитального ремонта на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. «На Мозырском НПЗ, куда поставляется нефть азербайджанская по трубопроводу («Одесса-Броды» – УНИАН), плановый капитальный ремонт на 3 недели. Фактически завод будет работать одну неделю при полной загрузке. В связи с этим просто-напросто понижены объемы покупки всей нефти – и российской, и азербайджанской, и венесуэльской, которая идет на завод. Через месяц все войдет в нормальный ритм», – сказал УНИАН заместитель генерального директора Белорусской нефтяной компании Андрей Шишко. Он также отметил, что объем забора нефти по причине ремонта НПЗ будет сокращен примерно на 40%. По словам заместителя гендиректора, из-за ремонта на НПЗ и загруженности нефтяных резервуаров будет откорректирован график замещения в нефтепроводе технологической нефти Urals на Azeri Light. Если ранее планировалось, что замещение будет произведено до апреля, то новые сроки можно будет определить после 14 апреля. Согласно подписанным договоренностям «Белорусской нефтяной компании» и венесуэльской PDVSA в 2011-2013 гг. Венесуэла должна поставить в республику 30 млн т нефти. На 2011 г. предусмотрена закупка 10 млн т сырья  http://oilnews.com.ua/news/article9499.html Напомним, что государственная нефтекомпания Азербайджана ГНКАР прогнозирует в 2011 году рост объема поставок легкой каспийской нефти на Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») из Азербайджана.


По данным экспертов и по оценкам участников рынка, от 20% до 40% всех нефтепродуктов, реализуемых на украинских АЗС сегодня, – фальсификат. Значительное повышение цен на автомобильное топливо, которое сегодня наблюдается на украинском рынке, может привести к увеличению доли фальсифицированных нефтепродуктов, реализуемых на украинских АЗС. «Рост закупочных цен на качественный товар вынудит многих трейдеров искать альтернативу дорогостоящему продукту, которой, скорее всего, станут либо фальсификат, либо контрабанда», – сказал заведующий лабораторией нефтепродуктов донецкой компании «Параллель» Николай Лозинский. По словам Н. Лозинского, оценить объемы нефтепродуктов, не соответствующих действующим в Украине стандартам качества, очень сложно, при этом все эксперты говорят о недопустимо большом количестве такого топлива на украинских АЗС http://www.oilnews.com.ua/news/article9472.html

Об экспансии группы Коломойского на украинский нефтерынок свидетельствует и тот факт, что группа “Приват”, которая фактически контролирует “Укрнафту” и выстраивает вертикально-интегрированный холдинг в нефтяной отрасли, своеобразно готовится к планам Украины вернуть актив. Так, в соответствии с опубликованным 8 декабря 2010 года решением Киевского апелляционного суда от 1 декабря 2010 года, лицензия НАК “Нафтогаз Украины” на добычу углеводородов на Сахалинском газоконденсатном месторождении признана незаконной, а такое право получила частная добывающая компания “Укрнефтебурение”. “Нафтогаз Украины” лишился лицензии на разработку крупнейшего в Украине Сахалинского месторождения, уступив его компании, среди акционеров которой представлены структуры все той же группы “Приват”, что накладывает серьезный отпечаток на намерения государства по реформированию национальной компании. По данным украинской Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, 10% “Укрнефтебурения” принадлежит JKX Ukraine, дочерней структуре JKX Oil&Gas, 25% которой, в свою очередь, принадлежит группе “Приват”. В связи с этим, “Нафтогазу” придется лишь уповать на то, что приватовская компания привлечет его к участию в разработке. Напомним, что 50%+1 акция “Укрнафты” принадлежит НАК “Нафтогаз Украины”, 42% акций контролирует группа “Приват”, которая осуществляет оперативное управление компанией. “Нафтогаз Украины”, крупнейшая компания Украины, объединяет крупнейшие нефтегазодобывающие предприятия страны, является монополистом по транзиту и хранению природного газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории Украины. Чистая прибыль “Укрнафты” по итогам 2009 года составила 378,7 млн. грн, чистый доход – 9,9 млрд. грн.

Напомним, что конфликт между совладельцем группы “Приват” Игорем Коломойским и российской “Татнефтью” за владение ЗАО “Укртатнефть” (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.), которое является наибольшим в Украине нефтеперерабатывающим предприятием, привел к ограничению поставок нефти на Украину и незаполнению трубопровода “Одесса-Броды”. Реализация аверса нефтепровода “Одесса-Броды” с целью поставок нефти на подконтрольные “Привату” НПЗ и увеличение отпускной стоимости реализации нефти и газа, добываемых на Украине, относились к задекларированным ключевым лоббистским инициативам группы “Приват”, а группа “Приват” является вторым по величине акционером госкомпании “Укрнафта”, т.е., по сути ФПГ контролирует деятельность компании, включая топ-менджмент. Коломойский оценивает личную долю в компании от 8 до 13%. В сферу влияния Привата входят вышеупомянутые Надворнянский НПЗ (ОАО “Нефтехимик Прикарпатья”) и Дрогобычский НПЗ (ОАО”Галичина”). ЗАО “Укртатнафта” создано в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана в 1994 году на базе Кременчугского НПЗ. Ранее 18, 296% акций НПЗ принадлежало структурам, близким к “Татнефти”, а еще 28,7788% – министерству имущества Татарстана. В результате, при практическом обнулении доли татарстанских акционеров в ЗАО, появился новый крупный акционер ООО “Корсан”, связанное с группой “Приват”. ОАО “Финансовая компания “Укрнафтогаз”, которое ведет реестр акционеров ЗАО “Укртатнафта”, в конце мая 2007 года по решению суда списало в пользу “Нафтогаза Украины” 271,006 млн акций “Укртатнафты” (18,296% уставного капитала) со счетов АБ “ИНГ Банк Украина”, который выступал держателем ценных бумаг в интересах акционеров из Татарстана. “Нафтогаз Украины” в результате таких действий консолидировал 61,35% акций “Укртатнафты”.

Российская сторона утверждает, что несколько лет тому назад произошел рейдерский захват НПЗ, в результате которого их акционеры утратили контроль, и оспаривают решение в судах. В конце октября с.г. украинско-российский комитет по экономическому сотрудничеству принял решение, согласно которому заседания рабочей группы по проблемным вопросам “Укртатнафты” буду проводиться ежемесячно, а, по словам источника, одной из тем переговоров Президента Украины Януковича с российским коллегой Дмитрием Медведевым в конце ноября 2010 года было обсуждение конфликта украинских и российских акционеров Кременчугского НПЗ. РФ обратилась к новым властям Украины еще в июне 2010 года с предложением рассмотреть возможность возврата Кременчугского НПЗ, а Посол России в Украине заявил, что вопрос с “Укртатнафтой” находится в поле зрения президентов РФ и Украины. Кременчугский НПЗ затруднительно развивать без поставок нефти из Татарстана, а “Татнефть”, по словам российского посла в Украине, способна сделать значительные инвестиции для модернизации этого производства. Напомним, что в апреле 2010 года правительство Украины предприняло неудачные попытки вернуть указанный комплекс нефтеперерабатывающего завода в госсобственность, и указанная проблема не разрешена по сегодняшний день. Украинско-российская межправительственная рабочая группа 24 марта с.г. в Киеве провела первый этап заседания по разработке плана совместных действий по решению конфликтных вопросов вокруг ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.), передает «Интерфакс-Украина». По данным OilNews, украинскую часть группы на заседании 24 марта возглавил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха, российскую – заместитель министра энергетики Дан Беленький. «Стороны актуализировали перечень вопросов, которые требуют первоочередного рассмотрения, и договорились рассмотреть их во время второго этапа заседания рабочей группы, который пройдет в Киеве в конце апреля 2011 г.», – отмечается в сообщении.

Наряду с этим, глава представительства «Татнефти» в Украине Игорь Графский в ходе круглого стола «Корпоративные конфликты в Украине» 21 марта с.г. сказал, что Украина могла бы иметь современный нефтеперерабатывающий завод на месте Кременчугского НПЗ, если бы российская компания «Татнефть» не утратила контроль над предприятием в 2007 году. «От момента захвата завода – с сентября – прошло всего чуть больше, чем три года. За это время у компании освободились средства, которые были запланированы, в том числе, и на инвестиции в завод «Укртатнафта». Они были перенаправлены на строительство огромного нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске. Кто его видел, просто не удержится от слова «ах, гигантская стройка», в мире такого завода за последнее время не построено вообще. За год инвестированы $5 млрд. Время уходит, и получается так, что или здесь бороться с рейдерами, или построить завод в новом месте, там, где нет рейдеров»,  подчеркнул Графский. Он считает, что проект инвестиций в «Укртатнафту» по состоянию на 2006 г. составлял $1,5 млрд. на фоне интересас к реконструкции предприятия ряда компаний, которые выражали готовность поставок оборудования. Однако, отметил глава представительства «Татнефти», проект остановился из-за неготовности Минтопэнерго Украины к притоку инвестиций и последующего захвата завода миноритарными акционерами, в частности, группой Приват. «Сейчас в «Укртатнефти» госпакет – 43%. Государство тоже потерпевшая сторона, тем не менее оно ведет пассивную игру. Проводятся совещательные комиссии, пишутся протоколы и несколько лет ничего фактически не делается. …Наша компания работает и с украинскими судами, но вопрос уже перенесен в международный суд. Уже принято определение суда о подсудности иска. Раз не получается на Украине, придется в Лондоне. Ну что делать, это обычная практика», – сказал он. Графский констатировал факт, что после захвата «Укртатнафты» миноритарными акционерами предприятие каждый год генерирует убытки, тогда как под управлением татарской стороны всегда была прибыль . «А при работе татарской стороны убытков не было. Это доказывает, что когда есть инвестор со своим сырьем, со своими поставками, украинскому предприятию выгоднее работать», – отметил он, напомнив, что раньше «Укртатнафта» была бюджетообразующим предприятием Полтавы http://www.oilnews.com.ua/news/article9365.html

По сообщению информагентства УНИАН, компания «Татнефть» (Татарстан, РФ) обжаловала в международном арбитраже решение украинских судов о незаконности покупки компанией 8,6135% акций ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.). Глава представительства Графский, сообщил, что компания решила обратиться в международный суд, пройдя все инстанции в украинских судах. «Уже принято решение о подсудности. Если не получается в Украине, придется работать в Лондоне», – сказал Графский.

Противоречивое отсуживание украинским судом у российской компании части российских магистральных нефтепродуктопроводов при намерении передать их на баланс компании, создаваемой украинским государством на базе подконтрольных группе украинско-израильского олигарха ««Укрнафты» и Укртатнафты» не только ставит под угрозу транзит нефтепродуктов в Европу с приостановкой экспорта российского бензина и дизеля через Украину, а и позволяет бизнес-группе осуществлять контроль импорта топлива. По сути, очередной захват с рейдерским оттенком собственности российских компаний (ср. противоречиво отсуженную ранее группой «Приват» у российской «Татнафты» «Укртатнафту» и «опеку» приватовцев над нефтепроводом «Одесса-Броды») наряду с попыткой отсудить часть магистральных российских нефтепродуктопроводов, угрожает монополизацией рынка нефтепродуктов и трубопроводов в ущерб украино-российскому стратегическому сотрудничеству в сфере энергетики и государственным интересам (на фоне немодернизированных украинских НПЗ), что требует незамедлительного вмешательства Президента Украины.

СПРАВКА: После распада СССР вопросы разделения собственности между РФ и Украиной были урегулированы межгосударственным Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15.01.93 г., в соответствии с которым Украина признала права собственности РФ по отношению к расположенным на территории Украины объектам, находившимся на 1.12.90 г. в ведении органов государственного управления РСФСР.

По состоянию эту дату нефтепродуктопровод Самара – Западное направление находился в ведении органов государственного управления РСФСР (Госкомнефтепродукта РСФСР) и согласно ст. 2 Соглашения 1993 г. Украина признала право собственности РФ и ее юридических лиц на указанный нефтепродуктопровод. Более того, согласно информационному письму Высшего хозяйственного суда Украины от 10.10.05 г. №01-8/1757, все споры в рамках Соглашения 1993 г. не подлежат разрешению в хозяйственных судах Украины. О данном нарушении российской стороной было заявлено при рассмотрении дела, но судом оно учтено не было.

АК «Транснефтепродукт» отметила, что правовые основания использования ДП «Прикарпатзападтранс» нефтепродуктопровода Самара – Западное направление также были закреплены и Соглашением от 26.07.95 г. между Правительством РФ, и КМ Украины о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. АК «Транснефтепродукт» выразила удивление, что для рассмотрения сложнейшего дела, касающегося межгосударственных отношений, и вынесения решения судье потребовалось всего 15 минут. При этом судьей были отклонены все ходатайства российской стороны, а также отказано в привлечении к процессу Росимущества, несмотря на то, что с украинской стороны ФГИ Украины был привлечен к участию в процессе.


29.03.2011 | Filed under АНАЛИТИКА, ГЕОГРАФИЯ, ПУБЛИКАЦИИ, СНГ, Украина and tagged with Нафтогаз, приват, ПрикарпатЗападтранс, Россия, Транснефтепродукт, Украина, Укрнафта, Укртатнефть.

Метки: Нафтогаз, приват, ПрикарпатЗападтранс, Россия, Транснефтепродукт, Украина, Укрнафта, Укртатнефть
;
;


Рецензии