Внесудебный вердикт колено дана

                Продолжение

                ПОИСКИ ПРИСТАНИЩА

   Хотя Иоппия ( позже Яффо - красивая) и досталась колену Дана, стать ее хозяином он не мог.
  Этот крупный в ту пору морской порт, откуда можно было отправляться в дальние морские путешествия чуть ли не по всему свету, был слишком привлекательным для других, более сильных завоевателей, нежели колено Дана.
  Когда-то здесь владычествовали египтяне, потом (вероятно, при фараоне Рамсесе третьем) его захватили Филистимляне, а их сменили Финикийцы.
  Филистимляне оставались здесь хозяевами на протяжении многих веков. И не только Иоппии, но и всей южной части Средиземноморского побережья Ханаана.
  Предполагается, что они - Эгейского происхождения, а некоторые называют их родиной Крит. Может быть, они и часть Данитов - из одних мест?
  На иврите Филистимляне - Плиштим, что означает "вторгнувшиеся". Вначале они вторглись в Египет, а оттуда - в Ханаан.
  В Ханаане они жили главным образом в четырех городах - Газе, Аскелоне, Ашдоде и Гате.
  Аскелон нередко ассоциируют с городом Екроном, который тоже достался в удел колену Дану, но вряд ли когда-нибудь принадлежал ему.
  Вообще, доставшийся ему удел был расположен весьма неудачно. Обычно, древние летописцы, называя тот или иной город колена Дана, пользовались такой формулировкой:"Город в уделе Иуды,но принадлежит колену Дана".
  Если прибавить к этому постоянное соседство Филистимлян, то Данитам можно было посочувствовать вдвойне.
  Так, города - Цора, откуда был родом Самсон, и находящийся недалеко от него Естаол,- по сути находились в окружении Филистимлян ( между этими городами был похоронен Маноя, отец Самсона, в гроб которого его и положили после гибели).
  Видимо, после смерти Самсона Данитам стало вообще невмоготу, и они решили поискать себе новое местожительство.
  Находили его обычным в ту пору (только ли в ту?) путем:сильный находил более слабого, и не мучаясь муками совести, уничтожал его и захватывал то, что ему принадлежало.
  Вот и пятеро Данитов из Цоры и Естаола отправились искать такое место, которое можно было бы захватить без труда.
  По дороге, на горе Ефремовой, они заночевали в доме некоего Михи. Самого Михи в этот момент в доме не было, а был только левит, которого Миха нанял, чтобы тот служил у истукана, который он сделал для поклонения.
  Даниты попросили левита узнать у Бога, успешен ли будет их путь. Левит заверил, что - успешен. И, может быть, даже подсказал, куда им идти.
  "И пошли те пять мужей в Лаис, и увидели народ, который в нем, что живет он покойно, по обычаю Сидонян, тих и беспечен, и что не было в земле той, кто обижал бы в чем, или имел бы власть:от Сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела".
  Место это настолько понравилось Данитам, что вернувшись в Цору и Естаол, они стали торопить соплеменников, как можно скорее отправиться туда.
  Отправилось "шестьсот мужей, препоясавшись воинским оружием".
  Когда добрались до дома Михи, решили забрать у него его литой кумир, а заодно и священника, который ему прислуживал.
  Естественно, Миха негодовал и не хотел расстаться со своим богом. И долго гнался за Данитами и кричал. Но это не помогло. Даниты пригрозили ему:"Молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего, иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое".
  Еще более жестоко и бесцеремонно Даниты обошлись с Лаисом. Жителей они убили, а город сожгли огнем. Потом на его месте построили свой и назвали его Даном.
  "И поставили у себя сыны Дановы истукан. Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли".
  Исследователи считают, что эти священники происходили от потомства Моисея (одного из его сыновей звали Гирсоном). Скорее всего, так оно и было, иначе чем объяснить, что из Израильского царства охотно ходили сюда молиться, поверив царю Иеровоаму, что именно этот бог вывел их из Египта?
  Самому Моисею, который чуть ли не с первого дня Исхода жестоко расправлялся с идолопоклонниками, такой поворот событий не мог присниться и в страшном сне.
  Что касается Данитов, то, судя по всему, часть их так и осталась жить в колене Иуды. В частности, в тех же Цоре и Естаоле, которые оказались под "юрисдикцией" Ровоама, первогоцаря Иудейского царства.
  И первое, что он сделал, - укрепил города царства, в том числе Цору и Естаол, а также Аиалон, тоже когда-то доставшийся колену Дана.
  Аиалонская долина, названная по имени этого города, осталась в памяти потомков как место, где в эпоху Иисуса Навина произошло неординарное событие:по его приказу остановилось солнце.
  Шла битва Израильтян с пятью Аморрейскими царями, и она была столь жестокой и тяжелой, что потребовалось продлить светлое время дня для окончательной победы над ними.
  "И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил  врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного:"стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день?".
  При тринадцатом Иудейском царе, Ахазе, город Аиалон, в числе прочих, возьмут Филистимляне. Так что если там еще проживали Даниты, они вновь оказались в том же окружении, что и их предки.
  Филистимляне были, можно сказать, самыми постоянными и неизменными врагами Израильтян вообще, а не только Данитов. Война между ними шла с переменным успехом. Во времена пророка Самуила удалось города у Филистимлян отвоевать, в том числе и Екрон, выделенный колену Дана.
  Первый царь Саул, похоже, был не совсем успешным полководцем, и погиб от руки Филистимлян.
  Давид в конце концов Филистимлян смирил. И, кстати, колено выделило в помощь ему "готовых к войне двадцать восемь тысяч шестьсот" человек.
  Высшим начальником у Данитов в царствование Давида был Азариил.
  При Соломоне Даниты  продолжали жить и в таких городах, как Макац ( в первоначальном списке удела не значился), Шалаавим (ранее принадлежал Аморреям), и в Беф - Ханане, о котором ничего неизвестно.
  У них был один "губернатор" - Бен - Декер, который заодно вел дела и в Вефсамисе (город с таким именем был и у Завулона, и у Иссахара), и в Елоне (город Завулона).
  Совсем по-иному пошли дела при распаде Объединенного царства. Дело дошло до того, что  иудейский царь Аса ( третий на троне) натравил на Израильтян сирийского царя Венадада, подкупив его серебром и золотом, взятым из дама Господнего.
  Тогда-то и был сирийцами опустошен город Дан, лет за сто двадцать до того, как Филистимляне вновь стали хозяевами Аиалона.
  Поэтому можно с полным основанием говорить, что колено Дана перестало существовать еще задолго до того, как погибло Израильское царство, не говоря уже об Иудейском, просуществовавшем дольше его.
  Отдельные малочисленные племена, вероятно, существовали, но рассеялись среди остальных колен настолько, что о них перестали даже вспоминать.
                Окончание следует
    
 


Рецензии