Эпоха литературного менеджмента

( некоторые мысли о сегодняшнем литературном процессе)

Одна из главных бед современной российской литературы заключается в том, что в ней сегодня нет авторов-лидеров и нет Героев (прошу не путать последних с героями литературными, то есть, теми литературными персонажами, на которых «завязан» сюжет произведения). Я имею в виду Героев как Явление, как основу для создания литературного персонажа, и эта основа зачастую имеет вполне реальный прототип. Так и хочется заломить руки и горестно-патетически воскликнуть: где же вы, сегодняшние пушкины и грибоедовы, толстые и достоевские, бондаревы и астафьевы? Где вы, волконские и печорины, кудеяры и данко, капитаны ермаковы и лешки шестаковы?
Нет, заламывать руки и восклицать что-то не хочется. Довольно скучное это занятие. Азарту в нём нет. Куражу. Как говорится, без стакана –не в кайф.

И всё-таки, если серьёзно: а почему сегодня нет авторов и героев? Кто-нибудь из сегодняшних литературных критиков и литературоведов задавался этим вопросом? Может, и задавался, но я таковых сегодня не вижу ( последнее «капитальное» сочинение на эту тему, которое мне удалось-посчастливилось прочитать  – книга известного советского литературоведа Лидии Гинзбург «О литературном герое», изданная тридцать с лишним лет назад. И всё!). На мой взгляд, причины «НЕгероизма» вообще, и литературного, в частности, гораздо шире именно воспитательно-пропагандистских рамок. Наша страна, наше сегодняшнее общество вступило  в эпоху этакого всеобщего пофизгизма-менеджеризма. «Нам думать не надо – нам денег девай!». ЛИКВИДНОСТЬ ТОВАРА ( в том числе и литературного) – вот кредо сегодняшнего дня!
Нет-нет, не собираюсь встраиваться в хор нытиков и, заламывая руки (дались мне эти заламывания и эти руки, которые ломать – не переломать!) стонать-причитать о исчезновении великой русской литературы, о её растворении в поганых западноевропейских и американских постмодернизмах и нонконформизмах. Да и не в этих модных течениях дело! У нас «особенная стать»: как Россия во всякие смутные времена «прирастала» именно провинцией, так и русская литература растёт и развивается сегодня за счёт именно провинции (примеров – масса, и один из конкретных: литературно-художественное издание «Коломенский альманах», которое выходит ежегодно вот уже в течение последних пятнадцати лет, и если не является флагманом современной российской литературы (это было бы чересчур самоуверенно, да и не ставит он перед собой такой фантастической цели), то уверенно держит свою позицию уже не на местечковом коломенском, а именно на общероссийском уровне).
И ещё об обществе и его героях. Наше сегодняшнее общество не столько аморально, сколько инертно и безразлично – вот и лидеров нет. Всё как у Высоцкого: «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков.».
И ещё. Без государственной поддержки литература стала одной из отраслей народного (пардон, рыночного) хозяйства, в котором заправляют не «властители душ», а литературные менеджеры. А у менеджера какая главная задача, она же –главная цель? Правильно, очень простая: «нарубить побольше бабок». И всё. И никакое творчество в эти его задачи и цели совершенно не вписывается.

Кстати, то же самое можно сказать и о современном российском кинематографе. Где они сегодняшние иваны бровкины и сергеи луконины, штирлицы и жегловы-шараповы? Вместо них – совершенно безликая, серая масса-мешанина из ментов (называть их милиционерами язык не поворачивается), спецназовцев, бандитов и бизнесменов. Причём масса эта настольно однородна и ОДНОтипична, что между  псевдо-представителями этих, скажем, так, занятий (именно занятий, но никак не профессий, потому что никаким профессионализмом, как сюжетным, так и актёрским, здесь и не пахнет)!) нет никакого принципиального различия: что мент, что бандит, что бизнесмен, что «суровый спец» - всё один и тот же, мягко говоря, «мужественно-гламурный» фейс, который не вызывает никаких желаний, кроме как смачно приложить его об тейбл (table  - в переводе с английского «стол». Перевожу специально для господ менеджеров, «свободно» говорящих по-английски.). 


Рецензии
Алексей, все очень точно сказанно!
По воспоминаниям Марина Цветаева, перебравшись в Прагу, она получала там что-то типа гранда, как литератор, приехавший из другой страны. У нас это просто не реально даже для самого самого выдающегося литератора - при всем том богатстве некоторых олигархов, они могут издать книгу своего друга или родственника( тещи), что это за книга стихов или прозы-несколько раз видела -фильм ужасов..Им не нужно не только качественной, а просто литературы, чтива достаточно, прибыль только Донцова приносит. И это не легкомыслие - это последовательная политика тех, кто платит.
Что говорить о литературе, культуре, если началось все со школы. Всей стране показали особняк директора Петрова- мне кажется его и строили , чтобы показать всей стране, как живет отдельно взятый директор, средняя зарплата всех учителей и плюс его миллион в месяц это тысяч под 50 будет, у нас за год, у него за день...
Такого бесчинства в образовании и культуры и творчестве не было никогда...Думаю - это финал, а то, что выживет, останется- тот же фильм ужасов...
Любовь

Любовь Сушко   17.08.2011 10:18     Заявить о нарушении
Жуков-2 для вас
http://proza.ru/2011/08/10/513
недолго осталось,идиотам

Любовь Сушко   17.08.2011 11:22   Заявить о нарушении
И вам дорогой счастливого плаванья , скатертью дорога,в вечность

Любовь Сушко   17.08.2011 11:33   Заявить о нарушении
Что понимать под финалом... Хотя, конечно, положение удручающее,и -главное -власть имущие не собираются делать из него НИКАКИХ выводов.

Алексей Курганов   17.08.2011 12:15   Заявить о нарушении
Алексей, простите, тут мой личный тролль никак покоя не дает, как черт из табакерки везде тут как тут.

Что касается финала: простой пример- книжные магазины-огромные -заваленные книгами, которые не жаль выбросить- я не представляла в юности, как можно выбросить КНИГУ, сегодня очень просто, их оставляют на лавочке, в метро, где угодно...Да, книги никчемные, но ценность всех книг сводится к нулю.
Книга останется, как газета - почитал- выбросил- это первый шаг. Главное, в ней нет ничего, что бы зацепило...Классиков и хороших писателей большинство из нас просто не сможет читать после этого моря чтива, мы забудем об их существовании... И как всегда, вроде бы книги есть, магазины открыты - а человек страшно далек от них. Последняя надежда на сетевую литературу, потому что думающая молодежь здесь, он не понимают, что значит покупать книги в магазине, а здесь читают то, что им нравится, если отыщут, конечно... Это последняя возможность существовать культуре, литературе, в сети, кстати, реакция мгновенная, о чем писатели мечтать не могли
Любовь

Любовь Сушко   17.08.2011 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.