Германия - гастрономические заметки

Напротив нашего общежития во Франкфурте на Одере находилась разноцветное здание самого дешевого немецкого супермаркета «Лидл». Минимум дизайна (просто коробки с продуктами), минимум ассортимента – но при этом самые низкие цены в Германии. Закупаться продуктами надо было в будние дни или в первую половину дня в субботу, иначе в воскресенье можно было остаться  голодным. В субботу в четыре часа супермаркет закрывался и открывался только в понедельник!  Конечно, при особой потребности отовариться шоколадками или алкоголем можно было на автостоянках ближе к окраине города, но там все стоило намного дороже.

То же самое происходило со всеми магазинами в городе, не только продуктовыми. Кстати, мне многие работающие немцы, а также австрийцы и другие европейцы жаловались на то, что они просто не успевают заниматься шоппингом, особенно в части одежды. Еду еще как-то можно купить в субботу или в будние дни после работы, но на одежду времени никак не хватало. Тем более, что магазины одежды там работают не до 9-10 вечера как у нас, а  в лучшем случае до 8.

В выходные наш маленький город вымирал полностью. Меня всегда занимал вопрос, чем занимаются немцы в выходные, если все магазины закрыты, и в городе пусто, как будто после нейтронной бомбы. Знающие люди говорили, что они ездят за город на природу, но так могло быть в лучшем случае в теплое время года. Я все же предполагала, что они проводили время дома перед телевизором. По крайней мере, в небольших городах.

В супермаркете я первым делом брала большую двухлитровую упаковку яблочного сока, к которому в Германии по-настоящему пристрастилась. По сравнению с ним вода мне казалась безвкусной. Также я отоваривалась черным хлебом, яблоками, моими любимыми мягкими сырами «брие» и  «камемберт». Эти французские сыры я открыла для себя только в Германии, так как в Украине в 90-е годы ничего подобного в магазинах найти было невозможно. Их я могла есть без ничего, прямо из треугольного пакета, как мороженое. Немецкий черный хлеб был скорее серым и лишь отдаленно напоминал черный «украинский» хлеб. Но и то хорошо, потому что в некоторых странах и такого ржаного хлеба днем с огнем не найдешь.

Была еще другая, более жесткая и гипотетически здоровая разновидность черного хлеба, с зернами, отрубями и другими неудобоваримыми добавками. Такой хлеб трудно пережевывался и еще труднее переваривался, вызывая целую революцию в животе. Потому я от него довольно быстро отказалась.

Также я часто покупала готовый картофельный салат с огурцами и яйцами, утопавший в едком майонезе. Немцы вообще очень любят картофель и разбираются в нем, у них есть самые разные виды картофеля. Не обходила я стороной и сладости, на которых в момент посещения магазина останавливался мой блуждающий и жаждущий сладкого вкуса на своем языке взгляд.  Таких вкусных конфет, как в Украине, в  Германии не продавалось. Однако было много других интересных альтернатив. Из немецких сладостей я очень любила “Kuessen” («поцелуи») - такие воздушно-зефирные высокие пирожные, залитые тонким слоем шоколада. Они буквально таяли во рту.  Еще я и мои друзья часто покупали наборы разнообразного печенья в больших шуршащих пакетах, пахнущие корицей и шоколадом. Но со временем я стала себя ограничивать в печеньях и вафлях, потому что я их поглощала, как семечки, а с ними –  невообразимое количество углеводов, жиров и калорий.  Еще мне очень нравились небольшие стаканчики ванильного и шоколадного мусса, который буквально таял во рту.

В немецких супермаркетах, даже в скромном «Лидле»,  всегда, в любой сезон, продавалось очень много овощей и фруктов. По очень небольшой цене можно купить розовощекие и навощенные яблоки, ярко-оранжевые ароматные апельсины, связки бананов, ярко-зеленые «букетики» брокколи, длинную белую спаржу, особенно любимую немцами. Яблоки, апельсины и бананы стоили до неприличия дешево, особенно если сравнивать, сколько стоят бананы на родине. Спаржу я несколько раз пыталась готовить, но ее вкус так и не удалось оценить по-настоящему.

В любой сезон, даже в морозную и снежную немецкую зиму, можно было купить пахнущую летом и солнцем упаковку  клубники, черники или ежевики. Конечно, она стоила уже гораздо дороже яблок или апельсинов, но в то же время можно было себя побаловать фруктовым деликатесом. Мне трудно сказать, насколько «органическими», то ли чистыми от химии, были эти разноцветные манящие фрукты. Но отказаться от них было сложно.

К тем вещам, которые сложно найти в Германии, принадлежат гречка (так как они ее практически  не едят), водка (если есть, то очень дорогая), и сода, которая продается, но под каким-то особо сложным названием.

Отдельно стоит сказать об алкоголе. В Германии я со временем начала страдать бытовым алкоголизмом, который в нашей среде был вариантом нормы.   Устоять перед соблазном покупки недорого местного вина, которое стоило одну–две марки – практически столько же, сколько упаковка хлеба, – я не могла. Вина – немецкие, французские, чилийские, – были в разную цену  и на любой вкус. Немецкие вина вроде не очень славятся, но белые полусладкие вина у них были очень вкусными, особенно вино с затейливым названием «Lieblingsfrauenmilch», в переводе - «Молоко любимых женщин». Действительно, присосешься – и оторваться очень трудно…

В общежитии я легко откупоривала бутылку вина и пила себе его из стаканов под телевизор или под прочтение какой-то нужной книги из библиотеки. С каждым стаканом «компотика» становилось теплее и радостней на душе, как будто молоко прелестных дам и любимых женщин и вправду разливалось по телу.. Когда больше половины бутылки опорожнялось, я сладостно засыпала.

Потом через пару часов просыпалась от головной боли и жажды. Шла на кухню, выпивала яблочного сока или чая и опять приходила в относительное нормальное состояние. И через пару дней мне опять хотелось алкогольного компотика. Конечно, это возлияние в одиночестве весьма походило на бытовой алкоголизм, но, слава Богу, оно не переходило на более крепкие напитки, которых в немецких супермаркетах тоже было в избытке – ром, виски, джин и так далее. Еще мне нравилось пить «Радлер» –  очень легкую смесь пива и лимонада, которая почему-то называлась «велосипедист». Содержание алкоголя там было совсем низким, и можно было обманывать себя, что пьешь лимонад.

Время от времени мы устраивали «славянские» вечеринки с танцами и песнями, которые длились до утра. На эти вечеринки собиралось сорок-пятьдесять человек, но немцы допускались крайне редко. Они бы, наверное, потеряли сознание от размера славянского празднества, где вино лилось рекой и в пластмассовые стаканчики, и иногда на стены, пивные банки валялись на полу, а ребята в сопровождении анекдотов «соображали» на троих и больше с помощью водки, привезенной с родины. На следующий день некоторые из участников таких пьянок не могли встать с постели целый день. Интересно, что факто, что «мы так напились, что утром голова просто раскалывалась» почему-то считался предметом гордости..

Конечно, нельзя оставить без упоминания традиционное немецкое угощение  – сардельки разных видов, которые подавались с карри или горчицей. Я тогда еще не была вегетарианкой и иногда лакомилась им во время поездок в Берлин, где они были хорошим перекусом. Дымящиеся сардельки были основным угощением на всяческих «фестах» - праздниках и фестивалях.

Сигареты в Германии были баснословно дорогими, несколько марок за пачку. Поскольку наш город находился сразу на границе с Польшей, то за сигаретами все бегали через  границу тогдашнего Европейского Союза, которая проходила по мосту через Одер. Звучит немного сюрреалистично – захотел сходить за сигаретами, покинул Европейский Союз, а потом через час вернулся назад, с жирным штампом в паспорте..


Рецензии