Чему нас не учит история?

Чему нас (не) учит история?

Ранним августовским утром травы раздольной Кулундинской степи, раскинувшейся под бездонным безоблачным небом юга Западной Сибири, покрывает взблескивающая на солнце роса. В широкой низине за дремлющим в тишине селом стелется лёгкий туман. Умытое солнце скоро поднимется выше и степь оживёт в тепле и неге.

Я сижу на жёсткой лавке в открытом кузове ходко бегущего по пыльной сельской дороге грузовика, вцепившись в шатающийся деревянный борт озябшими на ветру руками. И хотя мне уже четырнадцать лет от роду и первого сентября этого года - сейчас идёт уже 1971 год - я пойду в восьмой класс, я никак  не привыкну подниматься так же рано, как моя мать, как её подруги по работе - всех нас, считая с шофёром грузотакси, восемь человек. Женщины - свинарки. Я - подпасок, мои летние трудовые каникулы проходят в степи. Я счастлив, вдыхая свежий ветер и чувствуя себя маленькой частицей огромного мироздания, ведь если пойти туда, к далёкому горизонту, там увидишь всё то же безграничное пространство и поймёшь ценность вольной волюшки. Из села Славгородского через село Архангельское мы едем в поле, где всё лето располагаются выпаса. В будущем на нашем пути проложат бетонные плиты взлётной полосы аэродрома, воздух заполнит реактивный рёв самолётов, но сейчас здесь, как мы говорим, тишь и гладь, да божья благодать.

Разглядывая Архангельское, я вдруг замечаю, что околица буквально тонет в зарослях бурьяна и полыни - прекрасное место для мальчишеских игр в индейцев и следопытов. Далековато, правда, от лагеря... Но что это за руины в тех зарослях? Хранятся ли там клады разбойников? Раньше, я слышал, по степи рыскали не только волки...

Внятного ответа от матери я не получил. Не помню, чтобы разговорились и женщины. Мне показалось это странным, загадочным, и я решил порасспрашивать воинственных дедов с берданками - ночных сторожей лагеря. И кто-то рассказал, что в годы гражданской войны здесь стояло село Чёрный Дол, сожжённое дотла белобандитами. Жители бежали в степь, но конные догоняли пеших, рубили шашками направо и налево, не пощадили ни женщин, ни стариков, ни даже детей. Вся степь была усеяна мёртвыми телами. Много дней их никто не убирал. Одичавшие собаки терзали тела. С той зловещей поры не пашут пропитанную кровью землю.

Признаться, я тогда был сильно напуган представшей передо мной картиной, вдруг осознав, почему я, знавший дедов, историю эту услышал впервые - ужас пережитого ими был жив и я ненароком коснулся его...

С того дня утекло много воды в реке времени - на календаре моём идёт второе десятилетие ХХ1-го века. И если мне не изменяет память, того деда, который рассказал чернодольскую историю, звали Сомовым. Я вспомнил его, когда случайно прочитал первые работы по чернодольской теме журналиста краевой газеты и писателя из Славгорода Константина Сомова. Он написал вроде бы и повесть, но её в Германии, где я живу теперь, трудно найти.

В 1957 году - в год моего рождения - в Архангельском была заложена братская могила повстанцам. Некоторые старожилы наверное до сих пор называют Архангельское Чёрным Долом, а в моей памяти живут слова старика, назвавшего околицу и прилегающую к ней степь Долиной Смерти...

*
 
Сегодня, имея доступ к интернету, можно найти немало рассказов о Чернодольском крестьянском восстании, полыхнувшем в первые дни сентября 1918 г. К сожалению, рассказы интерпретируются и повторяются, а  исторических материалов, которые могли бы раскрыть трагическую историю в полной мере, по-моему, очень мало. Я не историк и ставлю перед собой сейчас другую  задачу. Мне хочется поделиться с читателем размышлениями о тех опасностях, которые таят в себе социальные потрясения - следствия острых противоречий в обществе.

Но прежде я всё же должен очень коротко изложить подзабытые подробности пережитых населением Славгородской округи  трагедий белого и красного терроров - порождениями стычек народных "стенка на стенку", используя доступные источники и не всегда ссылаясь на авторов - во-первых, это не научная и не коммерческая работа, во-вторых, некоторые факты, что называется, общеизвестны и бесспорны. Я не был свидетелем тех событий и оставляю за собой право на такое понимание истории, какое доступно мне. Если же кто-то может исправить мои невольные заблуждения, - буду премного благодарен.
 
Массовое заселение Славгородской округи началось в период столыпинских реформ (1907-1914г.г.), согласно переписи населения 1920 года в Славгородском округе проживало 30 723 немца (в 1914 году было всего 17 тысяч человек), в Славгороде - 1 031. Католики, лютеране, по основному занятию - земледельцы. До Первой мировой войны это были законопослушные, лояльные власти люди.

Антинемецкие кампании в годы войны поколебали доброжелательное отношение немцев к власти и к местному населению, состоявшему из малороссов, великороссов и других народностей - (В.Бруль. Немцы в Западной Сибири, 1995г.).

В округе немецкое население преобладало, больших волнений не было.

Дискриминация остро обнажилась переводом преподавания в немецких школах на русский язык, закрытием школ, церквей и молитвенных домов, шпиономанией, призывами борьбы против немецкого засилья и другими акциями, в большинстве своём исходившими от царского правительства.

Противостоять этому можно было только сообща.

Между прошлым и современностью легко провести тождество. В 2014 году в Киеве была совершена "революция достоинства". Новая власть будто по лекалам царского правительства Российской Империи вызвала социальную бурю в стране, идя по пути запрета русского языка, раскола Русской Православной Церкви, шпиономанией по выявлению "агентов Кремля", призывами борьбы против русского засилья... И режиссёры киевского политического спектакля получили то, чего добивались - раскола братских народов, крови, межнациональной распри, войны на Донбассе, потери Крыма.

Избегая в будущем подобного сценария в отношении немцев в России, дальновидные люди, среди которых есть и немцы, категорически не хотят ни возрождения АССР НП, ни немецкой национально-территориальной автономии в Сибири или Калининграде. Хотя преобладающим настроением поначалу, в конце 80- начале 90-х годов прошлого века среди немецкой интеллигенции было именно возрождение АССР НП, немецких национальных районов. Это настроение быстро переросло в массовое переселение на родину далёких предков - в Германию. Правда, редко кто из переселенцев нашёл в Германии размытые в веках следы этих предков.

Многое изменилось. Осталась неизменной лишь страсть историков к исследованиям прошлого.   

Да, немцы Сибири мечтали о самоуправлении, собственности на землю и избавлении от воинских повинностей. Как пишет И.В.Нам в статье "Немцы и власть в Сибири в условиях гражданской войны", "...свержение царизма немцы встретили с надеждой на осуществление своих чаяний..." Тем более, что новое  Временное правительство приостановило действие "ликвидационных законов".
 
В Российской Федерации немецкое самоуправление осуществляется с недавнего времени Национально-культурной автономией (НКА). Система НКА сложилась, как утверждает И.В.Нам, в 1917-18 годах прошлого столетия.

Уже 7 мая 1917 года, задолго до образования на Волге первой автономной области немцев поволжья (Трудовая коммуна НП с центром в Саратове), в Славгороде Барнаульского уезда Томской (с июня - Алтайской) губернии было созвано "первое организационное собрание западно-сибирских колонистов-немцев, русских граждан"   (1497 человек), положившее начало созданию немецкого самоуправления в Западной Сибири, "с участием представителей местных организаций: Коалиционного комитета, Совета рабочих депутатов, Военно-промышленного комитета и профессиональных союзов. Собрание чтит память павшим борцам за свободу пением гимна реформации. Председателем собрания избирается Пётр Яковлевич Вибе, товарищем его Яков Генрихович Штах, секретарями: Фридрих Иоганнович Кретц, Август Яковлевич Фрей и Давид Бернгардович Гардер. Я.Г.Штах читает реферат по истории колонистов немцев России..." - (Протокол 1-го организационного собрания западносибирских колонистов немцев, русских граждан.)

Следует отметить выступление на собрании "представителя солдатских депутатов -  от Партии социалистов-революционеров Певцов огласил программу названной партии в подробностях и горячо призвал к присоединению к этой партии".
 
Можно себе сейчас лишь представить, как мощно звучал гимн Реформации хором в полторы тысячи исполненных веры голосов. Наверное это было мощное, величественное, грандиозное пение. Чтобы прочувствовать это, я взял в медиатеке Евангелического объединения Церквей Изерлона (ФРГ) диск с записью хорала "Ein feste Burg..." на слова и мелодию Мартина Лютера, написанные в 1527 году,  в переложении Иоганна Себастиана Баха и в исполнении хора "Indiana Universiti Chamber Singers" под управлением Хельмута Риллинга. Скажу сразу: я был разочарован. "Боевой гимн Реформации" показался мне, мягко говоря, обыкновенным псалмовым пением в несколько голосов. Затем я нашёл русский перевод текста песни "Господь за нас: мы устоим" Г.И.Лебсака. "Гимн, который, по словам некоторых писателей, не только придал особый импульс Реформации, но и совершенно определённым образом повлиял на весь ход истории Европы..." на меня, в моём времени и сознании, впечатления не производил. И лишь когда я прочёл "Псалмы, написанные кровью" А.А.Опарина, до меня дошёл "...опыт живой и сильной веры, прошедшей через горнило испытаний..." - (Кулаков М.П. "Влияние христианской музыки на духовную жизнь". Адвентистский вестник 2004 г.)

Некоторые историки утверждали, что немцы Сибири создавали республику, другие опровергают это и говорят о НКА.

Так, в "Пособии по истории российских немцев" (тогда ещё молодой историк) Шлейхер И.И. сделал "попытку написания учебного пособия для старших классов средних школ регионов компактного проживания российских немцев". Попытка получилась по тому времени новационной и... не совсем удачной, поскольку автор повторил ошибки учителя - доктора исторических наук Малиновского Л.В.  В разделе "Национальное самоопределение немцев" Шлейхер писал: "Пожелания национального самоопределения и право на территориальную автономию вплоть до отделения выразили в середине мая 1917 года Сибирский немецкий областной комитет в Омске и уездный съезд немцев в Славгороде под руководством пастора Штаха..." Абзацем ниже Шлейхер продолжил,  повторив  путаницу: "Летом 1917 года все региональные группы Всероссийского союза российских немцев и меннонитов выработали единую платформу: требование права на частную собственность; с различными оговорками все группы требовали в рамках решения национального вопроса хозяйственную и культурную автономию  для всех российских немцев".

Предоставим слово Нам И.В.: "...неверное утверждение, что на этом (Славгородском -А.Р) собрании было принято решение о создании в Сибири республики, высказанное ещё в начале 1930-х гг. А.Рейнмарусом и Г.Фризеном в брошюрах, выдержанных в духе антирелигиозной классовой пропаганды, встречается и в работах современных авторов... Немецкого территориального образования в то время не было ни в какой форме. Штах сам опроверг "республиканцев".

Возражая А.Рейнмарусу, он написал в своей книге, что речь шла не о республике, а именно об экстерриториальной автономии, т.е самоуправлении, или "лично-культурной автономии". Собрание организовало "Комитет российских граждан немецкой национальности Западной Сибири" с центром в Славгороде. Другими словами, Славгород в те смутные времена был центром, притягивавшем внимание. В Омске, Павлодаре, Змеиногорске и в Славгороде были созданы также структурные подразделения - районные комитеты.

(Справка: Евангелическо-лютеранскому пастору Якову Генриховичу Штаху (1865-1944) (по именным указателям Н.В.Нам, д-ра В.Кригера), в то время исполнилось 52 года. Окончил Базельский богословский институт в Швейцарии, в 1916 году из Южной России был выслан (направлен?) в Славгород (Томская губерния) - выполнял обязанности представителя Московской евангелическо-лютеранской консистории по Славгородскому церковному приходу, в который входила значительная часть Сибири и Казахстана - Томская губерния, включая Алтайский горный округ, Семипалатинская область и часть Тобольской губернии. Автор книги по истории южно-русских немецких колоний; в своих работах, прежде всего, монографии "Немцы в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке" он рассматривает историю немецкой диаспоры со времени образования немецких населённых пунктов до начала 1920-х гг. В монографии Якоб Штах даёт подробную географию и численность распространения немецких колоний в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Средней Азии, рассматривает историю их появления в указанных регионах. Более подробно он останавливается на трудностях освоения новых земель, обоснования немецких крестьян в этих регионах, а также на автономистском движении сибирских немцев в период после февральской и Октябрьской революций 1917 г. Особо Я.Штах останавливается на немцах, выходцах с Поволжья. В 1917 году активно включился в процесс самоорганизации сибирских немцев-колонистов, поддерживал областничество, делегат 1-го Сибирского областного съезда от Славгородского комитета российских граждан немецкой национальности; сочувствовал социалистическим партиям; в 1920 году работал в немецком подотделе национальных меньшинств при Народном комиссариате просвещения в Москве. С 1922 года проживал в Германии).

Политическая активность немцев возросла. Славгородцы приняли участие в выборах депутатов в Славгородское городское народное собрание (13.07.1917), в Учредительное собрание, в октябре и декабре 1917 года в Томске - в сибирских областных съездах, в созданных Сибирском областном совете и Сибирской областной думе. И когда вопрос ставился об автономном устройстве Сибири, национальная фракция, куда входили и немцы, выступала за автономию, за самоуправление при собственности на землю.

Но большевики ставили во главу угла ликвидацию частной собственности на землю. На этой почве начались разногласия.

Всеобщее недоверие и подозрительность в отношенни немцев Сибири усугубились после 21 февраля 1918 года, после начала наступления немецких войск, был издан декрет Совета Народных Комиссаров "Социалистическое Отечество в опасности!", восьмым пунктом которого следовало: "Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления" -  (А.Колпакиди, А.Север. КГБ - энциклопедия спецслужб. ЭКСМО, Москва, 2010 год).

Через два дня в "Известиях ВЦИК" было опубликовано объявление ВЧК, гласившее: "Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией при СНК доводит до сведения всех граждан, что до сих пор комиссия была великодушна в борьбе с врагами народа, но в данный момент, когда гидра контрреволюции наглеет с каждым днём, вдохновляемая предательским нападением германских контрреволюционеров, когда всемирная буржуазия пытается задушить авангард революционного интернационала - российский пролетариат, ВЧК, основываясь на постановлении СНК, не видит других мер борьбы с контрреволюционерами, шпионами, спекулянтами, громилами, хулиганами, саботажниками и прочими паразитами, кроме беспощадного уничтожения на месте преступления..."

Первый смертный приговор, утверждённый Коллегией ВЧК, был приведён в исполнение 26 февраля 1918 года в отношении двух бандитов - самозванного князя Эболи (Маковский, Долматов) и его подруги Бритт, грабивших под видом сотрудников ВЧК ... (Там же).

Из нашего времени благодаря средствам массовой информации и особенно - телевидению, мы знаем, что в ответ на каждое военное выступление одного государства против другого обеспокоенные судьбой соотечественников люди и той и другой стороны выходят на демонстрации - нормальная реакция в защиту мира. В те же годы подобные акции приравнивались большевиками к контрреволюционным. Начались гонения немцев в Сибири и по всей стране. Начались намного раньше. Ещё 31 декабря 1917 года главный удар был нанесён, (и этот почин стал повторяться и в последующем), единственной немецкой газете в Сибири "Der Sibirische Bote" - её запретили "как шпионажный орган".

В годы "перестройки, демократии и гласности" немецкие газеты в Советском Союзе - Российской Федерации прошли реформирование, сменив хозяев, но запрета на их выпуск не было. Угасание национального профиля происходило в связи с возростающим выездом подписчиков в Германию. Это явление особенно ярко отразилось на издании "Роте Фане" - "Цайтунг фюр Дих".

Немцы Алтая всегда были народом набожным. Протестантское течение христианства преобладало. В первые месяцы революции большевики относились к верующим немцам "терпимо". Затем последовал удар и по церкви - в январе 1918 года был принят декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Жёсткие карательные мероприятия новой власти не касались  протестантских общин лютеран, меннонитов, баптистов, адвентистов вплоть до конца 20-х годов. Потом верующим пришлось перейти на нелегальное положение.
 
Последовали разгоны собраний немцев, аресты членов немецких районных комитетов по подозрению в контреволюционной деятельности, в апреле 1918 были преданы суду революционного трибунала члены Змеиногорского райкома.

В марте-апреле 1918 года началась военная интервенция стран Антанты в Россию.
"С наступлением немецких войск борьба противников Советской власти повсеместно активизировалась. 18 марта 1918 года ВЧК вновь обратилась к губернским и уездным Советам с предложением организовать чрезвычайные комиссии для борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Весной 1918 года во многих губернских городах такие комиссии были созданы. Хотя они и входили в ведомство ВЧК, но жёсткой централизации не было: "чрезвычайки" действовали как исполнительные органы местных Советов. ВЧК рекомендовали губернским Советам создавать однотипные комиссии, состоявшие из следственной комиссии, секретной части и двух отделов по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией..."

25 мая 1918 года в Сибири по приказу военного совета Антанты вспыхнул антисоветский мятеж чехословацкого корпуса, охранявшего  Транссибирскую магистраль. Повсюду стали возникать эсеровские правительства и белые армии. Началась полномасштабная гражданская война. А вслед за нею потянулся кровавый след Белого террора - подавление революции.
"Наиболее жестоким был террор эсеровского Западносибирского правительства, на территории которого активно проявили себя офицеры старой армии и белоказаки", написал в "Нижегородской правде" доктор исторических наук Александр Медведев.

Цель интервентов была однозначно выражена У.Черчиллем: "Было бы ошибкой думать, что... мы сражались за дело враждебных большевикам русских, напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело."

Россия была бы разорвана на части странами Антанты. Развод красных и белых по разные стороны границы предотвратил бы дальнейшую братоубийственную войну?

11 июня Славгород пал под ударами Белой армии. В.Г.Жемеров в книге "Славгород" написал: "12 июня белогвардейцы вывели 42 арестованных большевиков и расстреляли их... после восстановления Советской власти в Славгороде были захоронены в братской могиле останки 28 жертв белого террора. Ныне там воздвигнут памятник, а на чугунной плите выгравирована надпись: "Вечная память борцам, павшим за дело революции".

Немцы Славгорода и Сибири восприняли падение власти большевиков в мае 1918 года "как избавление от власти насильников, всюду насаждавших бесправие и ненавистный немцу беспорядок". Несмотря на удалённость Славгорода от Москвы и Петрограда, от центральных губерний России, резонно допустить мысль о сильном влиянии расползавшихся по охваченной революционным пожаром территории Сибири "масштабных репрессий в отношении имущих слоёв населения - священнослужителей, интеллигенции, предпринимателей, офицеров, чиновников." - Соколов, Дмитрий. "В декабре 1917 - январе 1918 в одном Севастополе было зверски убито около 800 офицеров и гражданских лиц. В Евпатории казнили свыше 300 человек, предварительно подвергнув их мучительным пыткам. Казни производились на гидрокрейсере "Румыния" и транспортном судне "Трувор". Жертву выводили из трюма на палубу, раздевали, отрезали нос, уши, губы, половые органы, рубили руки и ноги и сбрасывали в море...

Вспышками невероятной жестокости сопровождалось подавление восстаний - в Ярославле, Рыбинске, Муроме, Ливнах... В ночь с 16 на 17 июля 1918 года по указанию Ленина и Свердлова была расстреляна царская семья. За три дня до этого в Перми был убит брат Николая II, великий князь Михаил Александрович, а на следующий день после гибели царской семьи - убиты ещё шестеро членов дома Романовых, содержащихся в Алапаевске..."

Публичностью казней большевики стремились подавить всяческое сопротивление против них. Страшные описания казней были на устах людей, ими пестрели газеты.

14 июня 1918 года представители немецких селений Славгородского уезда провели съезд и заявили о поддержке Временного сибирского правительства. В национальную фракцию восстановленной Сибирской областной думы, состоявшей из 20 человек, в числе пятерых немцев входил от Славгородского уезда И.Г.Реннер. Фракция поддерживала национальную программу эсеровского большинства Думы, выдвинувшим идею национально-персональной (культурной) автономии для национальных меньшинств. Из пяти немецких организаций, представлявших немцев во фракции, три имели своё местопребывание в Славгороде. Судя по ксенофобским высказываниям о немцах члена Думы Филашева, "которых душа моя не приемлет по самому существу", Славгород был "фабрикой этих комитетов" - последняя фраза принадлежит депутату Бедро.

Взяв власть, белогвардейцы показали ответную жестокость, на которую также оказались способными. Лютая злоба в людях вышла из берегов и стала почти неуправляемой. Начались грабежи, насилие, произвол.

Немцы ошиблись, выдавая желаемое за действительное: после значимого заявления съезда немцев о поддержке Временного сибирского правительства не прошло и двух месяцев, как они получили жестокое разочарование - 16 августа это правительство объявило всеобщую мобилизацию в ряды Белой армии лиц, родившихся до 1898-99 годов. Антагонизм масс нарастал исподволь, недовольство концентрировалось в сгусток ненависти и протеста,  а принудительная мобилизация молодёжи "на пушечное мясо" распалило всю округу на сопротивление.

*

Первыми восстали жители Чёрного Дола.

"Здесь была создана подпольная большевистская организация под руководством П.И.Фесенко и Р.Г.Буряка. Изначально они планировали поднять мятеж в октябре 1918 года, но подходящий момент назрел внезапно" - утверждали в Славгороде и, быть может, продолжают на этом настаивать, предлагая ознакомиться с материалами в архиве, городском музее и библиотеке (О. Анисахарова, "Памяти чернодольцев", 22.09.2008, Официальный сайт городской администрации Славгород). 

Ссылка на "подходящий момент" не случайна. 30 августа 1918 года социалистом Л. Каннегиссером был убит народный комиссар Петроградской коммуны,  председатель ВЧК Петрограда и Союза коммун Северной области М.С.Урицкий и совершено покушение на Ленина - вождя пролетарской революции.

 "На эти два террористических акта власти ответили массовыми репрессиями, на фоне которых померкли все прежние зверства." - Соколов, Дмитрий. "К 90-летию декрета "О красном терроре". Информационно-аналитическое агентство "Русская линия". 05.09.2008.

"Трудящиеся, - писала газета "Правда" 31 августа 1918 года, - настал час, когда мы должны уничтожить буржуазию, если мы не хотим, чтобы буржуазия уничтожила нас. Наши города должны быть беспощадно очищены от буржуазной гнили. Все эти господа будут поставлены на учёт и те из них, кто представляет опасность для революционного класса, уничтожены... Гимном рабочего класса отныне будет песнь ненависти и мести!"

2 сентября 1918 года было принято постановление ВЦИК, а 5 сентября - постановление Совнаркома "О красном терроре" за подписями Народного Комиссара Юстиции Д.Курского, Народного Комиссара по Внутренним Делам Г.Петровского, Управляющего Делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч-Бруевича: "Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад Председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности о деятельности этой Комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности и внесения в неё большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры."

"Во исполнение постановления СНК "О красном терроре" наркомом внутренних дел Г.И.Петровским был издан приказ о массовом взятии заложников из числа бывших правящих классов, офицеров, интеллигенции. В случае "малейшего движения в белогвардейской среде" к заложникам предлагалось применять "безоговорочный массовый расстрел". И - завертелось. В сентябре 1918 года только в Москве было расстреляно до 800 человек..."

Счёт расстрелянных сразу же пошёл на сотни, потом - на тысячи человек...

"Однако, как можно судить по свидетельствам очевидцев, зафиксированным в ходе (Чернодольского) восстания и вскоре после его подавления, это было стихийное выступление крестьян, несогласных с принудительной мобилизацией..." - утверждает И.В.Нам, указав на "грубые ошибки" в работах И.Шеленберга и Л.В.Малиновского и исключив большевистское руководство восстанием.
 
Впрочем, ошибались и другие.

"...советской историографии присущи серьёзные изъяны. Почти все... публикации были написаны на ограниченной и во многом тенденциозной источниковой базе: на материалах, имеющих коммунистическое и советское происхождение, поскольку документов самих повстанцев сохранилось мало, а те, которые сохранились, были практически недоступны исследователям." - (Шишкин. В.И. Гражданская война в Сибири).

Чернодольцы взялись за оружие в гневе - это бесспорно. Окончательное решение о сопротивлении мобилизации и нападении на Славгородский гарнизон с целью освобождения заложников было принято в ночь с первого на второе сентября.

"Восстание это сразу же перекинулось в Славгород... В базарный понедельник, когда появление на улицах большого количества чернодольских подвод не привлекло внимания белогвардейщины, повстанцы ходко прошли краем базара и устремились к центру. Застигнутый врасплох, гарнизон белых пал, не оказав серьёзного сопротивления. Обезоружив часовых, охранявших магазин купца Дитина, превращённый властями в "тюремный централ местного значения", повстанцы освободили всех, кто там находился, бывших работников Совдепа, большевиков, красноармейцев. Был образован военно-революционный штаб, избравший своей резиденцией село Чёрный Дол. По уезду отправились посланцы штаба, появились листовки, был назван день и час уездного съезда Советов".

В 1995 году я работал в Славгороде в межрайонной редакции газеты "Соседи", в зданиях, где в 1918 году размещался Славгородский военно-революционный повстанческий штаб. На стене висит мемориальная доска. Отсюда тоже расходились гонцы с призывом к народу дать отпор белогвардейщине.
 
Приняли участие в восстании и немцы-колонисты.

"В ожесточённой гражданской войне было неизбежным использование террора со стороны всех её участников. Но террор был и стихийным, когда классовые враги уничтожали друг друга без указаний свыше..." (А.Медведев).

Крестьяне устроили в Славгороде кровавую расправу над зажиточными горожанами ("буржуями"), милицией и офицерами гарнизона. Начальник Славгородской уездной милиции сообщал в своём рапорте Алтайскому губернскому комиссару: "В связи с призывом новобранцев, в понедельник, 2 сентября, около 9 часов утра на воинский гарнизон, уездную и городскую милицию крестьянами села Архангельского Славгородской волости, под предводительством немцев Подсосновской волости, Славгородского уезда, было сделано вооружённое нападение. Восстание подготовлялось в строгом секрете и, в силу внезапности, а также малочисленности вооружённых сил в Славгороде, приняло весьма бурную и угрожающую форму" - (Дрыгин С.Д. Новые материалы по Славгородскому восстанию 1918 г.).

К восставшим примкнули немцы Подсосново, Гришковки, Камышей, других селений. Власть в уезде перешла в руки военно-революционного штаба. По словам Я.Штаха, в дни Чернодольского восстания находившегося в Семипалатинске (по другой версии он бежал из восставшего Славгорода), смертный приговор был вынесен всем руководителям немецкого самоуправления в уезде. "Озверелою толпою" был убит "с честью выполнявший обязанности городского головы симпатичнейший А.Я.Фрей". Т.Чуев пишет: "Особенно были настойчивы в своих требованиях немцы. Они жаждали мести и расправы. Они быстро разыскали городского голову, немца Фрея, владельца паровой мельницы, - и на площади с ним разделались. Долго искали другого немца - богача Васловского (социал-демократ), но не могли его найти, так как он в это время был в Омске". Смерть не нашла Васловского и Штаха,  своё отношение к ним немцы  позже изменили. Васловский после разгрома колчаковщины был водворён в Славгородскую тюрьму, освободившись, он нашёл приют в одном из немецких посёлков среди тех крестьян, которые хотели учинить над ним расправу. (И.В.Нам. Немцы и власть в Сибири...)

*

Пастор Штах вероятно в Славгород больше не возвращался. Большевики экспроприировали церковное имущество и использовали его по своему усмотрению. Из исторической справки можно узнать судьбу одной  "поповской усадьбы": "История создания завода уходит в далёкий 1918 год, когда в бывшей поповской усадьбе в городе Славгороде кредитное товарищество открыло кузнечно-слесарную мастерскую по ремонту сельскохозяйственного инвентаря. С этой мастерской и ведёт свою родословную современный Славгородский завод радиоаппаратуры."

К слову сказать, мне довелось быть редактором многотиражной газеты "Сигнал" этого завода (1990-1991 гг.), я не мог не воспользоваться политическим кризисом - созвал конференцию трудового коллектива и вывел газету из-под партийного контроля до запрета деятельности компартии. В конфликте между рабочими одного из цехов завода с администрацией редакция встала на защиту рабочих, среди которых были и немцы, друзья моего босоногого детства,  отстояла выпуск запрещённого номера газеты, но вскоре вынуждена была в полном сотаве выйти за ворота предприятия. Если бы мятеж гэкачепистов в Москве удался, не сносить бы нам головы!.. Письмо рабочих в газету я храню у себя как особую реликвию.

Славгород богат талантливыми и знаменитыми людьми. Вместе с тем я должен заметить, что многие славгородцы, и я в их числе, знали о них очень мало. Наверное поэтому интересующимся историей своего края сегодня просто трудно оторваться от появляющихся в печати всё новых и новых рассказов о героическом прошлом наших земляков.

"Удивительна биография Петра Парфёнова, которая тесно связана с Сибирью, - рассказывал Анатолий Муравлёв, руководитель пресс-центра Алтайского крайкома компартии в 1988 году при посещении Славгорода по случаю расследования моей нашумевшей статьи "Во что обходится социальная справедливость, или о том как в борьбу со Славгородским горисполкомом вступил журналист и что из этого вышло" в центральной немецкой газете "Нойес Лебен". - Он сумел совместить в себе таланты поэта, писателя, историка, военного деятеля, дипломата, руководителя крупного российского государственного ведомства и партийного функционера. Возможно, его имя давно забыли бы, если бы не сочинённая им известнейшая песня "По долинам и по взгорьям"...

*

Но вернёмся к нашей теме. Нам И.В. пишет: "Некоторые источники и исследователи умалчивают об участии немецких колонистов в восстании, другие, напротив, утверждают, что восстание было "инспирировано" немцами, говорят об их активном участии и даже "предводительстве" в восстании, отводят им роль "подстрекателей" с целью "создать затруднения при воссоздании армии для борьбы с их сородичами". По свидетельству пастора Я.Штаха, зловещую роль в восстании сыграл некий Якоб Вагнер, тёмная фигура, демагог, сумевший поднять колонистов на бунт, выдавая большевизм за разновидность хилиастического учения о тысячелетнем царстве, сторонниками которого были немецкие колонисты...

Характерно, что в восстании участвовали только лютеране. Меннониты придерживались нейтральной позиции в гражданской войне..."

"Восставшие крестьяне, к которым присоединились колонисты Подсоснова, Камышей и других колонистских деревень, взяли Славгород, истребили наиболее ненавистных эксплуататоров во главе с Августом Фреем и создали там крестьянскую республику. Меннониты же в этом восстании не участвовали, а при подавлении его Анненковым и его казаками чистосердечно и искренне подтвердили, что среди них никаких коммунистов нет и не было..." - (Г.Фаст).

Якоб Вагнер поднял лютеран на вооружённое сопротивление против белых на стороне красных? Интересно...

"В селе Подсосново Немецкого района до последней волны миграции проживали только лютеране (в оригинальном контексте следует понимать, что других религиозных организаций в селе зарегистрировано не было), лютеранская община была организована первыми переселенцами. Была построена церковь. Здание церкви было разобрано во время коллективизации. Первыми проповедниками были В. Больц и К.Мирлих. Обряд крещения проводится и детям с младенческого возраста" - (баптисты отвергают крещение младенцев). (Подсосновка основана в 1907 году, жителей было - 1547 человек).

Последняя волна миграции в Подсосново началась в середине 80-х годов прошлого века. Можно допустить, что, во-первых, к тому моменту там проживали не только лютеране; во-вторых, я не ошибусь, если скажу, что основную массу села составляли атеисты, лютеранский приход не посещавшие.

Кем был Якоб Вагнер? В популярно-исторических очерках Л.В.Малиновского находим: "Среди восставших колонистов главную скрипку играли жители Подсоснова, самой большой лютеранской колонии на Алтае. Секретарём сельсовета здесь был Карл Вагнер, о котором тот же Штах писал позднее, что это был "агент Ленина", пользовавшийся большим влиянием на крестьян, умевший говорить по-русски и по-немецки и приспосабливаться к запросам слушателей..."

 Так кем же он был, этот Вагнер? Якоб или всё же Карл? Не имея данных на этого "предводителя восстания", в равной степени можно допустить, что он мог быть одним из семерых коммунистов принявших участие в восстании (Дело Ф.Васловского, Ф.Риммера и А.Роота было возбуждено в октябре 1920 года в связи с доносом коммуниста с.Подсосновское Б.Гампа о том, что эти люди выдали карателям  (атамана Анненкова) семерых участвовавших в восстании коммунистов с.Подсосновское), оставался лютеранином как большинство жителей села или, как "коммунист К.Вагнер, якобы выданный в числе этих 7 человек, (который) случайно остался жив... показал, что его никто не выдавал, он сам явился... утверждал, что так поступили и другие известные ему организаторы восстания... Во время следствия это обстоятельство было объяснено внутренним переломом Вагнера и сделано предположение, что из коммуниста он стал баптистом... (Нам И.В. "Немцы и власть в Сибири..." )

*

Под определением "только лютеране" уже тогда предполагалась  неоднородность - факт?

Но что делать с хилиазмом и отождествлением веры лютеран с идеями "нехристей" - большевиков?

Незачем углубляться в древность, чтобы там отыскать истоки нашей духовной культуры - разума и веры; из длительного спора философии и христианства - из этих двух истоков возникла апокалиптическая литература. Вот что пишет Гайденко П.П. - доктор философских наук, член-корреспондент РАН, заведующая сектором философских проблем истории науки Института философии РАН: "Апокалиптикой принято называть одну из ветвей древнееврейской литературы, содержащей откровение ("апокалипсис" в переводе с греческого и значит "откровение") тайн о прошлом и настоящем состоянии мира, а главное - о будущем, о последних днях этого мира, когда свершится пришествие помазаника Божия - Мессии, произойдёт праведный суд над нечестивыми и наступит тысячелетнее Царство Божие на земле. Эта вера в наступление тысячелетнего земного Царства верных и праведных во главе с мессией получила название хилиазма от греческого слова chilias - тысяча.

Откройте "Новый Завет", найдите "Откровение" Иоанна:

"1. Откровение Иисуса Христа, которое ему дал Бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел..."

Читая пророчество всемирного Апокалипсиса и наступление тысячелетнего Царство Христа на земле в конце мира, видим источник буквального трактования хилиастами Апокалипсиса:

"20. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2 Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время.

4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.

6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их - как песок морской.

8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков."

Заметим, что Откровение Иоанна - каноническая книга Библии, каноничность Апокалипсиса была подтверждена неоднократно христианскими Соборами - (383 г. и 419 г.)

Верят ли лютеране в пришествие Мессии и наступление "тысячелетнего Царства Божия"?
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Лютеране верят во второе пришествие Иисуса Христа и отвергают "тысячелетие", заменяя его "вечностью". Пятьсот лет назад родился Меланхтон - один из сподвижников великого реформатора христианской церкви Мартина Лютера. Меланхтон с одобрения Лютера создал и представил Карлу V в 1530 году "Аугсбургское исповедание" - сборник богословских вероисповедальных норм, которым лютеране придерживаются до сих пор. В Артикуле 17 "О втором пришествии Христа, как Судии" читаем:

"1. Также они (церкви) учат, что в Конце Света Христос вновь придёт, как Судия, и воскресит всех мёртвых.

2. Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки.

3. Наши церкви осуждают анабаптистов, полагающих, что будет конец наказаниям осуждённых и порочных людей.

4. Они осуждают также и других, которые распространяют сейчас определённые иудейские воззрения о том, что прежде воскресения мёртвых праведники овладеют мирским царством и безбожники будут подавлены повсюду." - (http://beer-sheva.netfirms.com/3.0htm).

Молодёжный пастор в Эссене, евангелист, проповедник, писатель, узник нацистской тюрьмы Вильгельм Буш в 1938 году проводил обширную евангелизацию (его лекции собирали тысячи людей), он говорил: "В Библии описывается ещё несколько крупных событий. Во-первых, что Иисус будет тысячу лет царствовать на этой земле. Это, по-видимому, сказано образно и должно значить, что Иисус будет иметь власть долгое время..."  - Буш, Вильгельм. Иисус - наша судьба. Падерборн, русское издание, 1991.
 
Мало того, хилиазм был осуждён ещё в 255 г. на соборе в Александрии, поскольку имеет связь с гностицизмом - не совпадающими с христианскими постулатами веры религиозно-философскими учениями античности и позднего времени (Демиург - несовершенный дух-творец мира, "злое" начало, в отличие от Бога, "доброго" начала).

Мне думается, что немецкие колонисты лютеранского вероисповедания всё же не были сторонниками хилиастического учения о тысячелетнем Царстве Христа. Сторонники этого учения лютеранами называть себя не могли, зная точно о том, что это учение абсолютно несовместимо с канонами веры лютеран. Давайте посмотрим, чьё это учение, кто свято в него верит.

Чтобы хорошо понять историю происхождения, распространения и влияния хилиазма, было бы неплохо познакомиться с эллинской философией, перейти к гностицизму, от него - к апокрифической литературе и манихейству. "Хилиастические и апокалиптические настроения питались в манихействе... острым переживанием зла и неправды, царящим в мире", - пишет Гайденко П.П.

Милленаристские (от лат. mille - тысяча) утопии породили в эпоху Реформации мистическую секту анабаптистов (перекрещенцев), стремившихся уничтожить мир "зла" и создать "евангельское общество" на земле. "Они требовали неограниченной свободы человека, абсолютного равенства в обществе, отрицая частную собственность и стремясь разделить её между бедными. Поскольку это было невозможно осуществить без насилия, то анабаптисты призвали своих приверженцев к революции, которая, истребив огнём и мечом всех нечестивых, осуществила бы чаемое ими "Царство святых". В 1534 г. во главе с Иоанном Лейденским, объявившим себя Мессией, они захватили власть в Мюнстере, переименовав его в Новый Иерусалим, и попытались путём террора осуществить идеал полного имущественного равенства... вооружённая диктатура анабаптистов... была прообразом Парижской Коммуны и большевистской революции в России..." - цитируя  Гайденко П.П.

Анабаптистская мистическая секта радикального движения периода Реформации создала Мюнстерскую коммуну, но была разгромлена. Другая часть анабаптистов более спокойного толка сохранилась в среде меннонитов, перенявшим идеи анабаптистов и создавшим баптизм. Прямолинейного перехода из одной деноминации протестантов в другую деноминацию не отмечалось. Баптизм в Россию привезли переселенцы из Германии во второй половине 19 века, распространялся он и в Поволжье (Подсосново основано поволжскими немцами). Рост безземелья в немецких колониях привёл к росту социально-эконимического напряжения. Безземельные и малоимущие переселенцы не только выделились в отдельную группу и подались в Сибирь осваивать новые земли, они же и составили инициативную группу "раскольников" - назвав себя новоменнонитами. Новоменнониты в отличие от староменнонитов ввели новый обряд - заново крестили (перекрещивали) всех, вступающих в их общину, частичное обливание заменили полным погружением в воду, причём вода должна быть проточной.

*

Нравственные требования новоменнонитов отвечали строгой суровой природе Сибири и сродни были кальвинистским взглядам. В 1872 г. екатеринославские, молочанские и кубанские общины объединились в Союз новоменнонитского братства. Однако раскол меннонитов, разброд и шатания в вере дали хорошую почву для проповеди баптизма. Новоменнониты получили от баптистов своё первое вероизложение...в 1876 г. Это было дословное повторение учения германских баптистов, принятого на первой Генеральной конференции в Гамбурге в 1849 г. В 1901 г. новоменнонитские общины в России ввели у себя новое вероизложение, заменившее собой чисто баптистское, однако дух и характер прежнего сохранились.

Необходимо отметить, что немецкий баптизм распространялся в дореволюционные годы в православной России стремительно и стал достоянием части русского населения несмотря на языковые различия. Баптистские проповедники активно шли в народ, говоря о том, что истинная вера не знает границ и говорит на языках всего мира. Православная церковь была обеспокоена этим явлением и своим негативным отношением к сектантам досаждала государственным институтам. Законом от 27 марта 1879 г. баптизм признавался как течение лютеранского исповедания  (очевидно имелось в виду - течение как отток, выделение из основного лютеранского русла бокового "ручейка" перекрещенцев), а русский баптизм именовался штундизмом (от нем. Stunde - час зянятий по изучению Библии). Царскому самодержавию не нравилось, что сектанты "...проводят  социалистические и коммунистические принципы, уверяя, что через 30 лет вся Россия примет их учение, уничтожатся церкви, священство, составится братство и тогда имущество будет общее".

*

В этой связи в самую пору перейти к вопросу о том, какой цели добивались большевики - установление Советской власти во всём мире. Пожар революции должен был очистить мир от насилия эксплуататоров и сделать счастливым народ, которому обещаны земля, заводы, мир без войны, свобода, равенство и братство. Народ должен был следовать диктатуре пролетариата - могильщика капитализма. Народ должен был верить в новые, коммунистические, идеалы, церковь, вера в Бога стояли препятствием на пути к всеобщему светлому будущему. В первые же месяцы после установления Советской власти были созданы революционные комитеты и началось гонение верующих.

Репрессивный, кровавый путь построения нового мира во всём мире  был изложен в революционном гимне "Интернационала", с начала 1918 года - время описываемых событий - ставшего гимном Советского государства. "Интернационал" был написан в дни разгрома Парижской коммуны в 1871 году анархистом Эженом Потье и пелся на мотив знаменитой "Марсельезы". Оригинальный текст перевода песни на русский язык В.Граевского и К.Майского на основании переводов Коца и Гатова с французского был таким:

1.
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Голодный, угнетённый люд!
Наш разум - кратер раскалённый,
Потоки лавы мир зальют.
Сбивая прошлого оковы,
Рабы восстанут, а затем
Мир будет изменён в основе:
Теперь ничто - мы станем всем!
Время битвы настало
Все сплотимся на бой
В Интернационале
Сольётся род людской!..

Автором "Интернационала" - государственного гимна РСФСР в 1918 году был А.Я.Коц. Три куплета гимна в его обработке были приняты и позже, в 1922 году, без изменений служили гимном СССР вплоть до 1944 года. Задача и план конкретных действий волнующихся масс явно усилены:

Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, -
кто был ничем, тот станет всем.
Припев:
Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!..

В сравнении с гимном Реформации "Господь за нас: мы устоим" сила духовного воздействия на народные массы  "Интернационала" оказалась потрясающей. Хотя хоралы и гимны Лютера тоже поднимали крестьянские массы на опустошительные войны. О силе воздействия музыки на душу человека великий реформатор писал:"...Она (музыка) и госпожа, и воспитательница человеческих эмоций... тех самых, что движут людьми или подчиняют их себе..."

Хочется добавить, что музыка в состоянии не только "...обуздать раба страстей или умилостивить тех, кто преисполнен ненавистью...", она способна преисполнить ненавистью мирянина, стать для него и миллионов других мирян программой действий, служить индульгенцией прощения убийства "врагов народа" и оставаться психологической кодировкой поведения в обычной жизни.  Музыка - это не только услада души, но и коварный демон.

*

И этот демон был выпущен на свободу в Славгороде осенью 1918 года.
 
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война в России и особенно в Сибири подтвердили пророчество сектантов, которого так боялось русское сомодержавие.  Широкую пропаганду баптизма отмечал в 1910 г. во Всеподданнейшем  отчёте генерал-губернатор Е.О.Шмидт. На полях документа император собственноручно написал: "Ужас берёт при чтении главы отчёта о сектантстве".

У страха глаза велики были уже тогда, хотя количество сектантов в России было незначительным - 1,58% от общего числа населения.

Восстание охватило 17 волостей Алтайской губернии с преимущественно переселенческим (украинским и немецким) населением - (Журов.Ю.В. Гражданская война в сибирской деревне. Красноярск, 1986.

Военный министр Временного Сибирского правительства П.П.Иванов-Ринов приказал атаману Анненкову подавить Чернодольское восстание.

"С образованием Временного сибирского правительства анненковский отряд (весной 1918 года - до тысячи человек) сформировал четыре полка, артдивизион и несколько вспомогательных подразделений. По рекомендации казачьего круга Анненкову было присвоено звание полковника. Мобилизация в Сибирскую армию белых проходила с большим трудом. Крестьянство не хотело воевать, уклонялось от призыва, в ряде мест вспыхивали восстания. С 15 июля по 1 сентября 1918 г. продолжались мятежи крестьян 46 сёл Шемонаихинского уезда Семипалатинской области. В сентябре оно охватило также многие сёла Павлодарского уезда... При подавлении выступлений применялись исключительные меры... " - Фамильный портал Анненков.ru. - http://www. annenkov. ru/ name/ bv/

"...погромыхивая на мостах, вкрадчиво полз по железнодорожной насыпи в сторону Славгорода длинный воинский эшелон с лошадьми и французскими мортирами на платформах..." - писал Вениамин Шалагинов, "Крах атамана Анненкова".

Как свидетельствовал сам атаман, в Чёрном Доле собралось около пятнадцати тысяч повстанцев - почти весь Славгородский уезд. Слабо вооружённые и не обученные военному делу люди уклонились от боя с карателями и ушли в Волчихинский бор.

Поздно вечером восьмого сентября aтаман напал на беззащитное село Чёрный Дол и учинил расправу... 

"Действовал военно-полевой суд. Расстреливали, рубили... " - признавался Анненков.
"15 сентября 1918 года его отряд занял Славгород, при обороне которого погибли 150 красноармейцев..."

В Славгороде воинство Анненкова с нашивками в виде перекрещенных костей и черепа, под знаменем "С нами Бог!" навело на жителей панический ужас. К моменту захвата города в Народном доме заседал уездный съезд крестьянских депутатов. Анненков приказал всех депутатов изрубить на площади у Народного дома и закопать тут же в яму, что и было исполнено.

Затем последовала облава на "подозрительных". Не только мужчин, но и женщин, стариков и даже детей ловили, избивали нагайками, рубили шашками, вешали на столбах. Пойманных согнали на северную окраину города, где были три глубокие ямы из-под самана, заставили раздеться и тут же расстреливали и сваливали в яму.

Жительница села Чёрный Дол Цирюльникова рассказывала: "До нас дошли слухи из Славгорода, и мы начали убегать: страшно стало. Они нашу деревню оцепили и начали рубить. Кто из мужчин не успел убежать, всех изрубили - 18 человек. Делали что хотели, забирали, палили, смеялись над женщинами и девушками, насиловали от 10 лет и старше. У меня в хозяйстве спалили 45 десятин хлеба, взяли пару лошадей, корову, всё хозяйство разрушили. И тогда моего мужа взяли в город и изрубили, отрезали нос и язык, вырезали глаза, отрубили полголовы. Мы нашли его уже закопанным. Всех оставшихся в селе перепороли."

Деревня была сожжена дотла.

"Девушек из Славгорода и его окресностей привозили к поезду Анненкова, находившемуся на городской станции, насиловали, а затем расстреливали. По свидетельству очевидца Блохина, казни анненковцев отличались особой жестокостью..." - (Интернет, "Можно ли было выжить в условиях Белого террора?")

12 июля 1927 года в Семипалатинске открылся судебный процесс по делу Анненкова.Во всей ужасной полноте зверства казаков восстановили на суде уцелевшие свидетели.

Как было установлено на суде, только в Славгороде анненковские казаки убили и замучили более 400 человек, а перепороли в десять раз больше.

Генерал американской армии в Сибири В.Гревс в "Американской авантюре в Сибири 1918-1920" отмечал: "В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали. Я не ошибусь, если скажу, что на каждого человека, убитого большевиками, приходилось 100 человек, убитых антибольшевистскими элементами." И так по всей Сибири. Казаки под предводительством своих атаманов: Анненкова, Семёнова, Калмыкова, Волкова, Пепеляева, Красильникова и прочих "воевод" рангом помельче под защитой уже 200 000 штыков интервентов (175 000 японских, 10 000 американских, по несколько тысяч английских, французских, итальянских) плюс 92 000 чехословацких и около 11 000 польских творили свой страшный "БЕЛЫЙ" ТЕРРОР... (Форум коммунистов интернета).

18 ноября 1919 года летучий отряд партизан под командованием Савченко выступил на Славгород и 19 ноября  город был освобождён от белых. И начался красный террор!..

Страшные дела творят люди друг с другом из политических соображений и биологических позывов и причин. Внутривидовая конкуренция у людей одна из самых страшных по сравнению с другими животными. Значит, подобная история повторится не раз... (Высказывание в интернете со Свободной трибуны Алтайской школы политических исследований).

*

Эта история случилась давно. Впереди Славгородскую округу ожидали сталинские репрессии. В Славгороде по обвинениям в антисоветских и профашистских заговорах и участии в террористических организациях были расстреляны 1164 человека немецкой национальности...

Чему нас (не) учит история? Под Славгородом в 1991 году воссоздавался Немецкий район, в анонимной анкете по вопросу о целесообразности восстановления Немецкого района я высказался однозначно: да, район должен быть восстановлен.

Но российским немцам не вернули АССР НП, их не реабилитировали полностью, не компенсировали потери, в результате чего не десятки, не сотни - несколько миллионов человек выехали в Канаду, Аргентину, Америку, Германию.

Я много размышлял и продолжаю размышлять о немецком вопросе, застрявшем занозой между Россией и Германией. Боль спадает со временем. Вопрос решается не в пользу АССР НП. И решается, в основном, в интересах российских немцев, не пожелавших остаться в России и "поэтапно" возродить свою автономную Республику.

Кто и как управлял этими процессами? На эту тему написано много статей и книг. В них описываются события, участники, мнения и решения, но, как мне думается, в них нет ответа на мой вопрос: кто управлял этими процессами?..

Я заполнил заявление на переселение в Германию в тот день, когда по Белому дому в Москве ударили танки Ельцина.

Чему нас (не)учит история?..

Январь 2011 г.


Рецензии
Добрый день Анатолий! Очень рад , что на просторах интернета встретил вас и прочитал вашу статью. Желание прочитать , было вызвано во первых тем, что моя мама Наталья Петерс, сама родом из Алтайского края из деревни Дехтярка.
Она родилась в 1927 году и прожила в этой деревне до отправки её в Трудармию , в возрасте 16 лет. Она написала воспоминания о своих родителях братьях и сестрах. А фамилия Петерс, в Славгороде и его окресностях довольно таки многочисленная и известная.
Если у вас будет время и желание то можете ознакомится с её воспоминаниями по этой ссылке. Её воспоминания будут во второй половине того произведения на которое я даю тут ссылку.
http://www.proza.ru/2017/04/26/661
То что вы написали о немцах меннонитах Алтайского края , было мне совершенно не известно. Я думал, что в немцам в Сибири и Алтае был безопасно там жить, не считая ужасных чисток 37 годов. В нашей родне половина моих дядь и даже есть и тети, погибла в Трудармии и просто от голода.
Я тоже как и вы очень много думаю над тем как это так произошло , что трудолюбивый , очень ценнящий семейные ценности народ, оказался России не ко двору.
Но ход Истории поставил все на свои рельсы. Немцы покинули не гостеприимную и не благодарную Россию и я думаю , что это хорошо.
Моя родословная состоит как бы из двух половин, одна по маме из немцев Славгорода, а другая из немцев Молочной колонии (Украина) и Поволжья ,- это отец.
Судьба у моих предков из Украины тоже ужасна. Махно убивал их селами. Мне досталась книга Нойфельда , очевидца той резни , которую устроили эти бандиты.
Предлагаю к чтению эту мою работу.
http://www.proza.ru/2017/04/15/2183

Так как все мои предки являлись меннонитами, то эта тема меня тоже очень интересует.
О менонитах я написал статью , и они достойны того, чтобы была описана их история.
http://www.proza.ru/2017/07/24/1108

В моем роду даже есть очень известные и почитаемые в среде менонитов Прапрадед Гардер Бернхард, который был проповедником общины в Гнадефельде и окрестностях села Орлов. Он написал книгу гимнов с 1000 псалмами , песнями и поздравлениями на религиозную тему. Эта книга до сих пор используется во многих Менонитских церквях мира.
Его сын и мой Прадед Петр Гардер - Был учителем и написал несколько книг о жизни менонитского общества. Я их тоже перевел на русский, хотя у меня они есть и на немецком.
http://www.proza.ru/2017/07/24/1108

Мне нравится как вы пишете- точно и кропотливо,- стремясь достичь полной реальности того о чем пишете. До свидания. Надеюсь , что мы будем еще лучше и лучше узнавать друг друга.
С уважением

Леонард Ремпель   21.08.2019 22:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.